Презентация на тему "избирательная кампания в рф". Избирательная кампания в российской федерации Избирательная кампания в российской федерации лекция

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

4.10. Избирательная кампания в Российской Федерации

Избирательная система – совокупность правил, приемов, процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное формирование органов политической власти. Избирательная система определяет общие принципы организации выборов, а также способы перевода голосов избирателей в мандаты, властные должности. Основное назначение избирательной системы – обеспечить представительство воли народа, а также сформировать жизнеспособные и эффективные органы власти.

Основные избирательные системы

* мажоритарная (Великобритания, Франция, США): основана на принципе большинства; от каждого избирательного округа избирается один депутат, победителем на выборах признается тот, кто набрал наибольшее число голосов. Большинство голосов может быть абсолютным (50 % + 1голос) и относительным (больше, чем у соперника);

* система пропорционального представительства: предполагает распределение мест в парламенте в соответствии с количеством полученных на выборах голосов по партийным спискам;

* смешанная, пропорционально-мажоритарная (ФРГ) : одна половина парламентариев избирается по мажоритарной системе в один тур (система относительного большинства), вторая – на основе пропорциональной системы по партийным спискам.

Принципы избирательного процесса: 1. свобода выборов предполагает отсутствие политического, административного, социально-экономического, психологического и информационного давления на избирателей, активистов, кандидатов и организаторов выборов; 2. наличие выбора, альтернативных кандидатов; 3. состязательность выборов; 4. периодичность и регулярность выборов; 5. равенство возможностей политических партий и кандидатов.

Совокупность правовых норм, регулирующих указанные отношения, составляет самостоятельный правовой институт – избирательное право . В Российской Федерации основными источниками избирательного права являются Конституция, Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», федеральные законы о выборах Президента, депутатов Государственной Думы и другие.

Выборы – особый вид юридической деятельности, в которой участвуют граждане, общественные объединения, избирательные комиссии, иные субъекты права. В Российской Федерации проводятся выборы: * Президента Российской Федерации, *депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, * в органы государственной власти субъектов Российской Федерации (избираются глава исполнительного органа и депутаты представительного органа государственной власти), * в органы местного самоуправления (глава муниципального образования и депутаты представительного органа местного самоуправления), * в иные государственные и муниципальные органы в случаях, когда избрание этих органов непосредственно гражданами предусмотрено законодательством.

Принципы избирательного права Российской Федерации

1. Принцип свободы выборов : а) свобода волеизъявления каждого избирателя – гражданин выражает свою волю абсолютно свободно, без какого-либо принуждения извне; б) свободные условия подготовки и проведения выборов, в частности, свобода предвыборной агитации, независимость избирательных комиссий от какого-либо незаконного вмешательства в их деятельность, эффективная система защиты избирательных прав граждан и т. д.

2. Принципы участия граждан Российской Федерации в выборах: право гражданина избирать (активное избирательное право) и право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления (пассивное избирательное право).

а) Всеобщее избирательное право. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, вправе избирать, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях, а по достижении возраста, установленного Конституцией и законодательством, – быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Избирательный ценз – устанавливаемые конституцией или избирательным законом условия для получения или осуществления избирательного права. Конституционной практике известны различные виды избирательных цензов: возрастной, оседлости, языковой и т. д. (Президентом России может быть избран гражданин не моложе 35 лет, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания – не моложе 21 года, главой исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации – не моложе 30 лет.) Избирательные права на выборах в органы местного самоуправления предоставляются гражданам иностранных государств, с которыми заключен соответствующий международный договор. Не имеют права избирать, быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

б) Равное избирательное право. Граждане Российской Федерации участвуют на равных основаниях (все избиратели имеют на выборах равное количество голосов и равные возможности для реализации пассивного избирательного права; гражданин может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке; каждый избиратель голосует лично; избирательный округ – многомандатный и одномандатный, – территория, которая образована в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов РФ и от которой непосредственно гражданами Российской Федерации избираются депутат (депутаты), выборное должностное лицо (выборные должностные лица).

в) Прямое избирательное право. Гражданин Российской Федерации голосует за кандидата непосредственно. Существуют прямые и косвенные (многостепенные) выборы, при которых граждане голосуют не за кандидатов, а за выборщиков, а те, в свою очередь, голосуют либо за вышестоящих выборщиков, либо за самих представителей.

г) Тайное голосование должно исключать возможность контроля за волеизъявлением избирателей и обеспечивается гарантиями: избирательные бюллетени заполняются избирателями в специально оборудованной кабине, где не допускается присутствие других лиц; заполненные бюллетени опускаются голосующим в избирательные ящики лично; при попытке нарушить тайну голосования член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования.

д) Добровольность участия граждан в выборах. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах.

3. Принципы, обеспечивающие избирателям возможность реального выбора и контроля за соблюдением законности проведения выборов: а) гласность выборов; б) открытость и доступность выборов; в) альтернативность выборов.

4. Организационные принципы избирательного права

а) Подготовка и проведение выборов избирательными комиссиями (коллегиальные органы, формируемые в порядке и в срок, установленные законодательством, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов). В РФ действует четкая система избирательных комиссий: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, территориальные, окружные и участковые избирательные комиссии.

– Государственные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов избирательной комиссии;

– В избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждого из избирательных объединений, избирательных блоков.

б) Территориальный принцип организации выборов. Выборы проводятся по территориальным избирательным округам различных моделей, а голосование проводится на территориальных избирательных участках.

Основные стадии избирательного процесса (избирательный процесс – установленная законом система избирательных действий, осуществляемых в соответствии со специальной процедурой и в особые сроки).

1) Назначение выборов: выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания, депутатов Государственной Думы – Президент Российской Федерации; орган или должностное лицо, уполномоченные назначить выборы органов государственной власти субъекта Федерации либо органов местного самоуправления, определяется законом субъекта Федерации; срок выборов устанавливается соответствующим федеральным законом либо законом субъекта Федерации, при этом голосование может быть назначено только на календарный выходной (но не праздничный) день и решение о назначении выборов должно быть официально опубликовано в средствах массовой информации.

2) Образование избирательных округов (за исключением случаев, когда в зависимости от уровня выборов вся территория Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования является единым избирательным округом). Схему образования избирательных округов (их границы, номера, центры, численность избирателей) определяет избирательная комиссия в соответствии с уровнем выборов не позднее, чем за 70 дней до дня голосования; соответствующий представительный орган государственной власти, орган местного самоуправления утверждает схему образования избирательных округов не позднее, чем за 60 дней до дня голосования.

3) Образование избирательных участков. Образуются главой муниципального образования по согласованию с избирательными комиссиями за 30 дней до дня голосования из расчета не более чем 3 тысячи избирателей на каждом участке; для граждан РФ, находящихся на территориях иностранных государств, избирательные участки образуют руководители дипломатических представительств или консульских учреждений на территории страны их пребывания. Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов. В местах временного пребывания граждан (больницах, санаториях, следственных изоляторах и т. д.) могут образовываться «закрытые» избирательные участки, где в голосовании принимают участие только избиратели, находящиеся в больнице, санатории, сизо и т. д. Военнослужащие, как правило, голосуют на общих избирательных участках. Однако в порядке исключения избирательные участки могут образовываться и в воинских частях. Списки избирательных участков с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых избирательных комиссий и помещений для голосования должны быть опубликованы главой муниципального образования не позднее, чем за 25 дней до дня голосования.

4) Образование избирательных комиссий. Центральная избирательная комиссия (ЦИК) Российской Федерации действует на постоянной основе и является юридическим лицом. Срок ее полномочий – четыре года. В состав ЦИК входят 15 членов, пять из которых назначаются Государственной Думой, пять – Советом Федерации, пять – Президентом Российской Федерации. Основные полномочия ЦИК: 1) руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти; 2) контроль за соблюдением избирательных прав граждан; 3) распределение выделенных из федерального бюджета средств на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, контроль их целевого использования; 4) оказание правовой, методической, организационно-технической помощи избирательным комиссиям; 5) рассмотрение жалоб (заявлений) на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий и принятие по ним мотивированных решений.

На постоянной основе, являясь юридическими лицами, действуют избирательные комиссии субъектов Российской Федерации . Они формируются на паритетных началах законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации. Срок полномочий этих комиссий устанавливается региональным законом, однако он не может быть более пяти лет и менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти соответствующего субъекта Федерации. Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан, а совместно с ЦИК осуществляют контроль за их соблюдением на подведомственной территории. Кроме того, 20 региональных избирательных комиссий обладают правом законодательной инициативы на соответствующей территории.

Территориальные избирательные комиссии организуют выборы на территории городов, районов и других административно-территориальных единиц. Они могут также действовать в качестве избирательных комиссий муниципальных образований.

Окружные избирательные комиссии отвечают за подготовку и проведение выборов в соответствующем избирательном округе. Срок полномочий окружных избирательных комиссий, как правило, равен сроку полномочий органа, подготовку и проведение выборов в который осуществляют указанные избирательные комиссии.

Участковые избирательные комиссии организуют голосование на соответствующем избирательном участке. Их формирование осуществляется не позднее трех дней после образования избирательного участка, участка референдума. Через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются.

5) Составление списков избирателей на основе данных их регистрации (учета), которая осуществляется главой или уполномоченным должностным лицом муниципального образования, командиром воинской части, руководителем дипломатического представительства, консульского учреждения Российской Федерации по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. В списки избирателей включаются лица, обладающие на день голосования активным избирательным правом, постоянно или преимущественно, а в случаях, предусмотренных законодательством, временно проживающие на территории соответствующего избирательного участка. Гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в списке избирателей. Вносить какие-либо изменения в списки избирателей после окончания голосования запрещается.

6) Выдвижение кандидатов (списков кандидатов). При проведении выборов по мажоритарной избирательной системе кандидаты могут быть выдвинуты избирателями соответствующего избирательного округа, в порядке самовыдвижения, избирательными объединениями или блоками. При проведении выборов по пропорциональной избирательной системе – избирательными объединениями (политическая партия, политическая организация, политическое движение), которые должны быть в установленном законом порядке созданы и зарегистрированы на уровне, соответствующем уровню выборов, или более высоком уровне, а его действующий устав зарегистрирован не позднее, чем за один год до дня голосования; избирательными блоками. Период выдвижения кандидатов должен составлять: не менее 45 дней – при выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы; не менее 30 дней – при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации; не менее 20 дней – при выборах в органы местного самоуправления, глав и иных должностных лиц муниципальных образований.

7) Сбор подписей в поддержку кандидатов (списков кандидатов) – своеобразная форма предварительного отбора кандидатов. Количество подписей, которые должны быть собраны в поддержку кандидата (списка кандидатов), устанавливается соответствующим федеральным законом либо законом субъекта Федерации, но в пределах 2 процентов от числа избирателей соответствующего избирательного округа. Подписи собираются только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором кандидат дает согласие на выдвижение. Принуждение в процессе сбора подписей, вознаграждение избирателей за внесение подписи не допускаются. Избиратель, ставя подпись в подписном листе, собственноручно указывает в нем свои фамилию, имя, отчество, адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, дату внесения подписи.

8) Регистрация кандидатов (списков кандидатов) осуществляется соответствующими избирательными комиссиями при наличии необходимого количества собранных в их поддержку подписей избирателей, которые подлежат проверке. Кандидат может быть зарегистрирован только по одному избирательному округу. Зарегистрированный кандидат обладает особым статусом: не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу; время участия зарегистрированного кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом; не может быть привлечен без согласия прокурора (соответственно уровню выборов) к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке.

9) Предвыборная агитация: граждане РФ, общественные объединения, политические партии вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за участие в выборах, за или против любого зарегистрированного кандидата (за список кандидатов или против него). Формы предвыборной агитации: 1) через средства массовой информации (выступления по радио, телевидению, в периодических печатных изданиях, участие в проводимых СМИ дискуссиях, круглых столах и т. д.); 2) путем проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий); 3) выпуск и распространение агитационных печатных материалов; 4) иные установленные законом формы.

Не могут участвовать в предвыборной агитации члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, государственные органы, органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объединения, а также лица, замещающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей.

Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата (списка кандидатов) и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования. В течение трех дней до дня голосования, а также в день голосования запрещается публикация в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами. Все агитационные печатные материалы должны содержать наименования и адреса организаций, изготовивших и заказавших данные печатные материалы, а также информацию об их тираже и о дате их выпуска. Распространение анонимных печатных материалов не допускается. Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения и блоки, доверенные лица с момента их регистрации и до опубликования результатов выборов не вправе заниматься благотворительной деятельностью.

10) Голосование: для проведения выборов избиратель получает избирательный бюллетень – документ строгой отчетности, который содержит в алфавитном порядке фамилию, имя, отчество, год рождения, адрес места жительства, основное место работы или службы, род занятий каждого зарегистрированного кандидата, информацию о том, кем выдвинут данный кандидат; на лицевой стороне в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии; выдаются избирателям по предъявлению паспорта или заменяющего его документа. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, которые не могут самостоятельно по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности и другим причинам) прибыть в помещение для голосования. Основанием для организации такого голосования является заявление гражданина. Избирателю, который в день голосования будет отсутствовать по месту своего жительства, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно.

11) Подсчет голосов и определение итогов выборов начинается сразу после окончания времени голосования и проводится открыто, гласно, без перерыва до установления итогов голосования. Об итогах голосования участковая избирательная комиссия составляет протокол, копия которого выдается членам избирательной комиссии, наблюдателям, представителям средств массовой информации. После окончания подсчета голосов протоколы немедленно доставляются в вышестоящую избирательную комиссию.

Выборы признаются несостоявшимися , если: в выборах приняло участие меньшее число избирателей, чем это предусмотрено соответствующим избирательным законом; число голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другим кандидатам, меньше числа голосов, поданных против всех кандидатов; ни один из списков кандидатов не получил необходимого для участия в распределении мандатов количества голосов избирателей.

Выборы признаются недействительными , если: допущенные при проведении голосования или установлении его итогов нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей; выборы признаны недействительными не менее чем на одной четвертой части избирательных участков; по решению суда.

12) Повторное голосование и повторные выборы не являются обязательными стадиями избирательного процесса. Повторное голосование проводится в случае, если ни один из зарегистрированных кандидатов не набрал по итогам основного голосования установленного законом количества голосов избирателей. В повторном голосовании, как правило, принимают участие два кандидата, набравшие по результатам первого голосования наибольшее число голосов по отношению к другим кандидатам. Временной интервал между первым и повторным голосованием обычно составляет от одной до трех недель.

13) Опубликование итогов голосования и результатов выборов. Общие данные о результатах выборов по избирательному округу направляются в средства массовой информации в течение одних суток после определения результатов выборов. Официальное опубликование результатов выборов с указанием количества голосов, полученных каждым кандидатом (списком кандидатов) и поданных против всех кандидатов, осуществляется не позднее одного месяца со дня голосования. Официальное опубликование полных данных о результатах выборов (с указанием итогов голосования в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и т. д.) осуществляется в течение трех месяцев со дня голосования.

Из книги Символы, святыни и награды Российской державы. часть 2 автора Кузнецов Александр

Медали российской федерации Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» Медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» награждаются граждане за осуществление конкретных и полезных для страны дел в промышленности и сельском хозяйстве, в строительстве и на транспорте, в

Из книги Сборник действующих постановлений пленумов верховных судов СССР, РСФСР и Российской Федерации по уголовным делам автора Михлин А С

Из книги Правоведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Обществознание: Шпаргалка автора Автор неизвестен

49. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Конституция – основной закон государства. Конституция определяет: общественное и государственное устройство, избирательную систему, права и обязанности граждан, разделение властей; государственный суверенитет; политический

Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

Из книги Федеральный закон «Об оружии» автора Автор неизвестен

Из книги Энциклопедия юриста автора

Из книги Конституционное право России. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Статья 14. Приобретение на территории Российской Федерации, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз из Российской Федерации гражданского оружия иностранными гражданами Иностранные граждане могут приобретать на территории Российской Федерации гражданское

Из книги автора

Статья 17. Ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз из Российской Федерации оружия и патронов к нему Ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз из Российской Федерации боевого ручного стрелкового и холодного оружия осуществляются в порядке, установленном

Из книги автора

Избирательная кампания ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ (фр. campagne - поход) - система агитационных мероприятий, проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах, В И.к. также

Областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение «Ивановский колледж легкой промышленности»

Конспект урока

«Избирательная кампания в Российской Федерации. Законодательство РФ о выборах»

Корягина О.Ю., преподаватель истории и обществознания

Иваново 2014

ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА

Преподаватель – Корягина О.Ю.

Предмет: «Обществознание»

Тема программы : ОДБ. 05.5. «Политика как общественное явление»

Тема урока : «Избирательная кампания в Российской Федерации. Законодательство РФ о выборах».

План содержания.

    Избирательный процесс в РФ.

    Избирательные системы в РФ.

Цели урока:

    учебная :

формирование новых знаний о выборах, избирательном процессе, избирательных системах и законодательстве, регулирующем избирательное право и выборы в Российской Федерации;

    развивающая (ОК) :

Формирование познавательных компетенций через развитие функций мышления обучающихся (выделение существенных признаков, сравнение, анализ, обобщение) и умения самостоятельной работы с текстовой и видеоинформацией, совершенствование умений работы с ИКТ;

Формирование регулятивных компетенций через развитие функций целеполагания и рефлексии;

Формирование коммуникативных компетенций через развитие активного слушания и аргументированно излагать свою позицию, отстаивание своей точки зрения.

    воспитательная (ОК):

формирование личностных компетенций через воспитание активной гражданской позиции и чувства патриотизма, через правовое воспитание граждан РФ; развитие ответственности за качество работы, аккуратности; развитие самостоятельности и инициативности, через повышение самооценки обучающихся.

Тип урока : формирование новых знаний.

Методы обучения : репродуктивный, частично-поисковый.

Средства обучения:

    учебник «Обществознание: 10 кл.» под ред. Л.Н. Боголюбова;

    Конституция РФ;

    Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» (ст. 3,4);

    словари предметных терминов;

    доклад с презентацией обучающихся;

    раздаточный материал – рабочая карта урока;

    мультимедийная установка;

    системный блок, монитор, мышка.

Методическая цель : использование современных информационно-коммуникационных технологий на уроках обществознания для активизации мыслительной деятельности учащихся. Использование элементов личностно-ориентированного обучения.

Время урока: 80 минут.

ХОД УРОКА

Время (мин.)

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Доклад старосты об отсутствующих и готовности к уроку.

Целеполагание и мотивация.

Вопросы для учащихся:

- Посмотрите на представленные иллюстрации на слайде и скажите, какие из них лишние?

- По какому принципу вы определили это?

- Что объединяет все оставшиеся картинки?

- Исходя из этого, сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- Каковы же цели сегодняшнего урока?

Подведение итогов 2-го этапа урока.

Организует работу по совместному целеполаганию и мотивации в ходе фронтального опроса.

Помогает правильно сформулировать тему и цели урока.

Проецирует тему и цели урока на экран.

С помощью учащихся подводит итоги данного этапа урока.

Определяют лишние рисунки. Аргументируют свой выбор. Высказывают свои суждения, формулируют тему и цели урока. Записывают тему урока в тетрадь.

Слушают, осмысливают, помогают учителю, отвечают на дополнительные вопросы. Запоминают.

Актуализация опорных знаний.

Вопросы к учащимся:

- Назовите основные типы политических режимов.

- Дайте определение термина «демократия».

- Назовите основные принципы демократии.

Подведение итогов 3-го этапа урока.

Организует фронтальный опрос учащихся.

Подводит итоги данного этапа урока с помощью учащихся.

Анализирует деятельность учащихся на данном этапе урока.

Отвечают на вопросы.

Актуализируют познания.

Слушают, осмыс-ливают, помогают учителю, отвечают на дополнительные вопросы.

Анализируют свою деятельность на данном этапе урока.

Делают выводы.

Работа по теме.

Выборы как основной инструмент демократии.

Вопросы к учащимся о выборах из их субъектного опыта:

- Попробуйте сформулировать определение термина «выборы», исходя из того, что Вы знаете о выборах.

- Попробуйте сформулировать основные функции выборов, исходя из Ваших знаний о выборах;

- Вспомните, когда были последние выборы в Российской Федерации и в Ивановской области? Кого мы

избирали на данных выборах?

- Кого могут выбирать на выборах?

- Какие выборы по Конституции РФ есть в России на сегодняшний день?

Законодательство Российской Федерации об избирательном праве и выборах.

Работа с учащимися :

- Ознакомьтесь с текстом Конституции РФ (ст.32), Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ» (ст. 3, 4) и текстом учебника (§ 23) и ответьте письменно на вопросы:

  • - О каком праве идёт речь в данных документах?

    - Попробуйте дать определение термину «избирательное право».

    - С какого возраста граждане РФ имеют право принимать участие в выборах?

    - Кто лишен избирательного права и по каким причинам?

    - Назовите основные виды избирательного права.

    - Назовите основные принципы избирательного права в соответствии с законодательством РФ.

    - Какие еще Вы можете назвать законы о выборах в РФ?

Проверка ответов на вопросы в тетрадях учащихся.

Подведение итогов данного этапа урока.

Избирательный процесс.

Доклад обучающихся по теме: «Избирательный процесс: основные этапы».

Подведение итогов данного этапа урока.

Избирательные системы.

Работа учащихся с учебником:

(§ 23)

- найдите в параграфе определение термина «избирательная система»;

- запишите основные типы избирательных систем и их особенности.

Подведение итогов 4-го этапа урока.

Помогает учащимся вспомнить субъектный опыт участия в каких-либо выборах.

Помогает учащимся сформулировать определение.

Правильное определение проецируется на слайде.

Помогает учащимся сформулировать основные функции выборов.

Проецирует на экране правильный ответ на вопрос.

Помогает учащимся вспомнить о выборах, проходящих в РФ и в Ивановской области.

Помогает учащимся сформулировать основные выборные должности в РФ.

Помогает учащимся правильно ответить на вопрос.

Подводит итоги данного этапа урока. Анализирует деятельность учащихся на данном этапе урока.

Организует работу учащихся с текстами Конституции РФ, Федерального закона РФ и учебника.

Помогает учащимся дать правильное определение термину «избирательное право».

Помогает учащимся правильно ответить на вопросы, закрепляет правильные ответы.

Организует проверку записей в тетрадях.

Организует выступление обучающихся с использо-ванием презентации с элементами опережаю-щего обучения.

Объясняет учащимся правила ведения записей в тетради по докладу учащегося.

Подводит итоги и анализирует деятель-ность учащихся на данном этапе урока.

Организует работу учащихся с учебником.

Организует проверку записей учащихся в тетрадях.

Анализирует деятель-ность учащихся на основной части урока.

Оценивает, комментирует оценки.

Вспоминают, делятся впечатле-нием об участии в выборах, анализируют.

Делают выводы.

Вспоминают, высказывают свои суждения. Формулируют определение. Записывают в тетрадь.

Высказывают свои суждения, осмысливают, формулируют основные функции выборов. Записывают в тетради.

Высказывают суждения, слушают, осмысливают.

Отвечают на вопрос с помощью Конституции РФ. Делают выводы.

Отвечают на данный вопрос с помощью Конституции РФ.

Делают выводыё

Осмысливают, делают выводы и записи в тетрадях.

Читают, осмысливают, делают выводы, отвечают на вопросы.

Устно дают определение «избирательное право».

Записывают пра-вильные ответы в тетрадях.

Отвечают на поставленные вопросы, читая записи в тетрадях.

Слушают, осмысливают, запоминают.

Обучающиеся выступают с докладами с использованием презентации.

Учащиеся слушают, осмысливают, делают конспек-тивные записи в тетрадях по ходу доклада.

Слушают, осмысливают и делают выводы.

Читают текст учебника, осмысливают, делают выводы и записывают ответы на поставленные вопросы в тетрадях.

Слушают, осмысливают, делают выводы по данному этапу урока.

Закрепление изученного материала.

Индивидуальная работа учащихся по карточкам-заданиям (дифференцированные задания разного уровня сложности по способностям учащихся).

Задания для учащихся:

1 вариант – тест;

2 вариант – решение кроссворда;

3 вариант – работа с текстом.

Подведение итогов выполнения заданий по закреплению полученных знаний на основном этапе урока.

Анализ деятельности учащихся на данном этапе урока и выставление оценок.

Организует работу учащихся по карточкам-заданиям с целью закрепления знаний с проецированием заданий на экран.

Аргументирует принцип разделения заданий.

Проверка правильности выполнения заданий с проецированием на экран правильных ответов.

Организует самопровер-ку ответов учащимися.

Подводит итоги выполнения заданий и данной части урока. Анализирует деятельность учащихся, выставляет оценки за данный этап урока, комментирует оценки.

Читают задания, осмысливают, включают логическое мышление, выполняют задание по выбору в письменной форме, задание 2 варианта выполняется на ПК.

Осуществляют самопроверку, анализируют свои ответы, делают выводы.

Слушают, осмысливают, анализируют свою деятельность на данном этапе урока. Слушают свои оценки, делают выводы по данному этапу урока.

Рефлексия.

Анализ деятельности учащихся на всех этапах урока и выставление оценок за урок.

Вопросы к учащимся:

- Какие цели были поставлены на сегодняшнем уроке?

- Достигли ли мы с вами поставленных целей?

- Что у вас вызвало интерес на уроке?

- Какие трудности вы испытали на сегодняшнем уроке?

- Понравился ли вам сегодняшний урок?

    - Что Вы делали сегодня на уроке?

- Что бы Вы хотели изменить в сегодняшнем уроке?

Организует оценку деятельности учащихся на уроке.

Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке, анализирует и аргументирует оценки учащихся на уроке.

Рефлексия собственной деятельности на уроке.

Оценивают свою деятельность на уроке, аргументируя ответы на вопросы.

Слушают и осмысливают анализ оценок за урок, делают выводы.

Домашнее задание:

(по выбору)

1. Нарисуйте плакат, призывающий граждан принять участие в выборах.

2. Напишите сочинение -размышление «Мой голос на выборах – это…»

Предлагает задания по выбору учащихся, исходя из их субъективного опыта.

Задания проецируются на экран.

Объясняет порядок их выполнения.

Выбирают задание в зависимости от уровня своей подготовленности по данной теме.

Записывают выбранный вариант в тетрадь.

Избирательная система – совокупность правил, приемов, процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное формирование органов политической власти. Избирательная система определяет общие принципы организации выборов, а также способы перевода голосов избирателей в мандаты, властные должности. Основное назначение избирательной системы – обеспечить представительство воли народа, а также сформировать жизнеспособные и эффективные органы власти.

Основные избирательные системы

* мажоритарная (Великобритания, Франция, США): основана на принципе большинства; от каждого избирательного округа избирается один депутат, победителем на выборах признается тот, кто набрал наибольшее число голосов. Большинство голосов может быть абсолютным (50 % + 1голос) и относительным (больше, чем у соперника);

* система пропорционального представительства: предполагает распределение мест в парламенте в соответствии с количеством полученных на выборах голосов по партийным спискам;

* смешанная, пропорционально‑мажоритарная (ФРГ) : одна половина парламентариев избирается по мажоритарной системе в один тур (система относительного большинства), вторая – на основе пропорциональной системы по партийным спискам.

Принципы избирательного процесса: 1. свобода выборов предполагает отсутствие политического, административного, социально‑экономического, психологического и информационного давления на избирателей, активистов, кандидатов и организаторов выборов; 2. наличие выбора, альтернативных кандидатов; 3. состязательность выборов; 4. периодичность и регулярность выборов; 5. равенство возможностей политических партий и кандидатов.

Совокупность правовых норм, регулирующих указанные отношения, составляет самостоятельный правовой институт – избирательное право . В Российской Федерации основными источниками избирательного права являются Конституция, Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», федеральные законы о выборах Президента, депутатов Государственной Думы и другие.

Выборы – особый вид юридической деятельности, в которой участвуют граждане, общественные объединения, избирательные комиссии, иные субъекты права. В Российской Федерации проводятся выборы: * Президента Российской Федерации, *депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, * в органы государственной власти субъектов Российской Федерации (избираются глава исполнительного органа и депутаты представительного органа государственной власти), * в органы местного самоуправления (глава муниципального образования и депутаты представительного органа местного самоуправления), * в иные государственные и муниципальные органы в случаях, когда избрание этих органов непосредственно гражданами предусмотрено законодательством.

Принципы избирательного права Российской Федерации

1. Принцип свободы выборов : а) свобода волеизъявления каждого избирателя – гражданин выражает свою волю абсолютно свободно, без какого‑либо принуждения извне; б) свободные условия подготовки и проведения выборов, в частности, свобода предвыборной агитации, независимость избирательных комиссий от какого‑либо незаконного вмешательства в их деятельность, эффективная система защиты избирательных прав граждан и т. д.

2. Принципы участия граждан Российской Федерации в выборах: право гражданина избирать (активное избирательное право) и право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления (пассивное избирательное право).

а) Всеобщее избирательное право. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, вправе избирать, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях, а по достижении возраста, установленного Конституцией и законодательством, – быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Избирательный ценз – устанавливаемые конституцией или избирательным законом условия для получения или осуществления избирательного права. Конституционной практике известны различные виды избирательных цензов: возрастной, оседлости, языковой и т. д. (Президентом России может быть избран гражданин не моложе 35 лет, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания – не моложе 21 года, главой исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации – не моложе 30 лет.) Избирательные права на выборах в органы местного самоуправления предоставляются гражданам иностранных государств, с которыми заключен соответствующий международный договор. Не имеют права избирать, быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

б) Равное избирательное право. Граждане Российской Федерации участвуют на равных основаниях (все избиратели имеют на выборах равное количество голосов и равные возможности для реализации пассивного избирательного права; гражданин может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке; каждый избиратель голосует лично; избирательный округ – многомандатный и одномандатный, – территория, которая образована в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов РФ и от которой непосредственно гражданами Российской Федерации избираются депутат (депутаты), выборное должностное лицо (выборные должностные лица).

в) Прямое избирательное право. Гражданин Российской Федерации голосует за кандидата непосредственно. Существуют прямые и косвенные (многостепенные) выборы, при которых граждане голосуют не за кандидатов, а за выборщиков, а те, в свою очередь, голосуют либо за вышестоящих выборщиков, либо за самих представителей.

г) Тайное голосование должно исключать возможность контроля за волеизъявлением избирателей и обеспечивается гарантиями: избирательные бюллетени заполняются избирателями в специально оборудованной кабине, где не допускается присутствие других лиц; заполненные бюллетени опускаются голосующим в избирательные ящики лично; при попытке нарушить тайну голосования член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования.

д) Добровольность участия граждан в выборах. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах.

3. Принципы, обеспечивающие избирателям возможность реального выбора и контроля за соблюдением законности проведения выборов: а) гласность выборов; б) открытость и доступность выборов; в) альтернативность выборов.

4. Организационные принципы избирательного права

а) Подготовка и проведение выборов избирательными комиссиями (коллегиальные органы, формируемые в порядке и в срок, установленные законодательством, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов). В РФ действует четкая система избирательных комиссий: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, территориальные, окружные и участковые избирательные комиссии.

– Государственные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов избирательной комиссии;

– В избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждого из избирательных объединений, избирательных блоков.

б) Территориальный принцип организации выборов. Выборы проводятся по территориальным избирательным округам различных моделей, а голосование проводится на территориальных избирательных участках.

Основные стадии избирательного процесса (избирательный процесс – установленная законом система избирательных действий, осуществляемых в соответствии со специальной процедурой и в особые сроки).

1) Назначение выборов: выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания, депутатов Государственной Думы – Президент Российской Федерации; орган или должностное лицо, уполномоченные назначить выборы органов государственной власти субъекта Федерации либо органов местного самоуправления, определяется законом субъекта Федерации; срок выборов устанавливается соответствующим федеральным законом либо законом субъекта Федерации, при этом голосование может быть назначено только на календарный выходной (но не праздничный) день и решение о назначении выборов должно быть официально опубликовано в средствах массовой информации.

2) Образование избирательных округов (за исключением случаев, когда в зависимости от уровня выборов вся территория Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования является единым избирательным округом). Схему образования избирательных округов (их границы, номера, центры, численность избирателей) определяет избирательная комиссия в соответствии с уровнем выборов не позднее, чем за 70 дней до дня голосования; соответствующий представительный орган государственной власти, орган местного самоуправления утверждает схему образования избирательных округов не позднее, чем за 60 дней до дня голосования.

3) Образование избирательных участков. Образуются главой муниципального образования по согласованию с избирательными комиссиями за 30 дней до дня голосования из расчета не более чем 3 тысячи избирателей на каждом участке; для граждан РФ, находящихся на территориях иностранных государств, избирательные участки образуют руководители дипломатических представительств или консульских учреждений на территории страны их пребывания. Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов. В местах временного пребывания граждан (больницах, санаториях, следственных изоляторах и т. д.) могут образовываться «закрытые» избирательные участки, где в голосовании принимают участие только избиратели, находящиеся в больнице, санатории, сизо и т. д. Военнослужащие, как правило, голосуют на общих избирательных участках. Однако в порядке исключения избирательные участки могут образовываться и в воинских частях. Списки избирательных участков с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых избирательных комиссий и помещений для голосования должны быть опубликованы главой муниципального образования не позднее, чем за 25 дней до дня голосования.

4) Образование избирательных комиссий. Центральная избирательная комиссия (ЦИК) Российской Федерации действует на постоянной основе и является юридическим лицом. Срок ее полномочий – четыре года. В состав ЦИК входят 15 членов, пять из которых назначаются Государственной Думой, пять – Советом Федерации, пять – Президентом Российской Федерации. Основные полномочия ЦИК: 1) руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти; 2) контроль за соблюдением избирательных прав граждан; 3) распределение выделенных из федерального бюджета средств на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, контроль их целевого использования; 4) оказание правовой, методической, организационно‑технической помощи избирательным комиссиям; 5) рассмотрение жалоб (заявлений) на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий и принятие по ним мотивированных решений.

На постоянной основе, являясь юридическими лицами, действуют избирательные комиссии субъектов Российской Федерации . Они формируются на паритетных началах законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации. Срок полномочий этих комиссий устанавливается региональным законом, однако он не может быть более пяти лет и менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти соответствующего субъекта Федерации. Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан, а совместно с ЦИК осуществляют контроль за их соблюдением на подведомственной территории. Кроме того, 20 региональных избирательных комиссий обладают правом законодательной инициативы на соответствующей территории.

Территориальные избирательные комиссии организуют выборы на территории городов, районов и других административно‑территориальных единиц. Они могут также действовать в качестве избирательных комиссий муниципальных образований.

Окружные избирательные комиссии отвечают за подготовку и проведение выборов в соответствующем избирательном округе. Срок полномочий окружных избирательных комиссий, как правило, равен сроку полномочий органа, подготовку и проведение выборов в который осуществляют указанные избирательные комиссии.

Участковые избирательные комиссии организуют голосование на соответствующем избирательном участке. Их формирование осуществляется не позднее трех дней после образования избирательного участка, участка референдума. Через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются.

5) Составление списков избирателей на основе данных их регистрации (учета), которая осуществляется главой или уполномоченным должностным лицом муниципального образования, командиром воинской части, руководителем дипломатического представительства, консульского учреждения Российской Федерации по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. В списки избирателей включаются лица, обладающие на день голосования активным избирательным правом, постоянно или преимущественно, а в случаях, предусмотренных законодательством, временно проживающие на территории соответствующего избирательного участка. Гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в списке избирателей. Вносить какие‑либо изменения в списки избирателей после окончания голосования запрещается.

6) Выдвижение кандидатов (списков кандидатов). При проведении выборов по мажоритарной избирательной системе кандидаты могут быть выдвинуты избирателями соответствующего избирательного округа, в порядке самовыдвижения, избирательными объединениями или блоками. При проведении выборов по пропорциональной избирательной системе – избирательными объединениями (политическая партия, политическая организация, политическое движение), которые должны быть в установленном законом порядке созданы и зарегистрированы на уровне, соответствующем уровню выборов, или более высоком уровне, а его действующий устав зарегистрирован не позднее, чем за один год до дня голосования; избирательными блоками. Период выдвижения кандидатов должен составлять: не менее 45 дней – при выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы; не менее 30 дней – при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации; не менее 20 дней – при выборах в органы местного самоуправления, глав и иных должностных лиц муниципальных образований.

7) Сбор подписей в поддержку кандидатов (списков кандидатов) – своеобразная форма предварительного отбора кандидатов. Количество подписей, которые должны быть собраны в поддержку кандидата (списка кандидатов), устанавливается соответствующим федеральным законом либо законом субъекта Федерации, но в пределах 2 процентов от числа избирателей соответствующего избирательного округа. Подписи собираются только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором кандидат дает согласие на выдвижение. Принуждение в процессе сбора подписей, вознаграждение избирателей за внесение подписи не допускаются. Избиратель, ставя подпись в подписном листе, собственноручно указывает в нем свои фамилию, имя, отчество, адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, дату внесения подписи.

8) Регистрация кандидатов (списков кандидатов) осуществляется соответствующими избирательными комиссиями при наличии необходимого количества собранных в их поддержку подписей избирателей, которые подлежат проверке. Кандидат может быть зарегистрирован только по одному избирательному округу. Зарегистрированный кандидат обладает особым статусом: не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу; время участия зарегистрированного кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом; не может быть привлечен без согласия прокурора (соответственно уровню выборов) к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке.

9) Предвыборная агитация: граждане РФ, общественные объединения, политические партии вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за участие в выборах, за или против любого зарегистрированного кандидата (за список кандидатов или против него). Формы предвыборной агитации: 1) через средства массовой информации (выступления по радио, телевидению, в периодических печатных изданиях, участие в проводимых СМИ дискуссиях, круглых столах и т. д.); 2) путем проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий); 3) выпуск и распространение агитационных печатных материалов; 4) иные установленные законом формы.

Не могут участвовать в предвыборной агитации члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, государственные органы, органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объединения, а также лица, замещающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей.

Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата (списка кандидатов) и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования. В течение трех дней до дня голосования, а также в день голосования запрещается публикация в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами. Все агитационные печатные материалы должны содержать наименования и адреса организаций, изготовивших и заказавших данные печатные материалы, а также информацию об их тираже и о дате их выпуска. Распространение анонимных печатных материалов не допускается. Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения и блоки, доверенные лица с момента их регистрации и до опубликования результатов выборов не вправе заниматься благотворительной деятельностью.

10) Голосование: для проведения выборов избиратель получает избирательный бюллетень – документ строгой отчетности, который содержит в алфавитном порядке фамилию, имя, отчество, год рождения, адрес места жительства, основное место работы или службы, род занятий каждого зарегистрированного кандидата, информацию о том, кем выдвинут данный кандидат; на лицевой стороне в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии; выдаются избирателям по предъявлению паспорта или заменяющего его документа. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, которые не могут самостоятельно по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности и другим причинам) прибыть в помещение для голосования. Основанием для организации такого голосования является заявление гражданина. Избирателю, который в день голосования будет отсутствовать по месту своего жительства, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно.

11) Подсчет голосов и определение итогов выборов начинается сразу после окончания времени голосования и проводится открыто, гласно, без перерыва до установления итогов голосования. Об итогах голосования участковая избирательная комиссия составляет протокол, копия которого выдается членам избирательной комиссии, наблюдателям, представителям средств массовой информации. После окончания подсчета голосов протоколы немедленно доставляются в вышестоящую избирательную комиссию.

Выборы признаются несостоявшимися , если: в выборах приняло участие меньшее число избирателей, чем это предусмотрено соответствующим избирательным законом; число голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другим кандидатам, меньше числа голосов, поданных против всех кандидатов; ни один из списков кандидатов не получил необходимого для участия в распределении мандатов количества голосов избирателей.

Выборы признаются недействительными , если: допущенные при проведении голосования или установлении его итогов нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей; выборы признаны недействительными не менее чем на одной четвертой части избирательных участков; по решению суда.

12) Повторное голосование и повторные выборы не являются обязательными стадиями избирательного процесса. Повторное голосование проводится в случае, если ни один из зарегистрированных кандидатов не набрал по итогам основного голосования установленного законом количества голосов избирателей. В повторном голосовании, как правило, принимают участие два кандидата, набравшие по результатам первого голосования наибольшее число голосов по отношению к другим кандидатам. Временной интервал между первым и повторным голосованием обычно составляет от одной до трех недель.

13) Опубликование итогов голосования и результатов выборов. Общие данные о результатах выборов по избирательному округу направляются в средства массовой информации в течение одних суток после определения результатов выборов. Официальное опубликование результатов выборов с указанием количества голосов, полученных каждым кандидатом (списком кандидатов) и поданных против всех кандидатов, осуществляется не позднее одного месяца со дня голосования. Официальное опубликование полных данных о результатах выборов (с указанием итогов голосования в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и т. д.) осуществляется в течение трех месяцев со дня голосования.

Политический процесс

Политический процесс: 1) динамическая характеристика всей политической системы в целом, последовательная смена ее состояний, стадий развития; 2) деятельность людей в различных группах по поводу борьбы за власть и ее использования для достижения своих индивидуальных и групповых интересов; 3) последовательная, внутренне связанная цепь политических событий и явлений, а также совокупность последовательных действий различных субъектов политики, направленных на завоевание, удержание, укрепление и использование политической власти в обществе.

Типологизация политических процессов

* в рамках сравнительной политологии (Л. Пай ): связывает принципиальные различия политического развития западных и незападных стран с культурным «кодом», который определяет практические ориентации и поведение населения в них;

* культурная неоднородность западных обществ создает основу для существования двух версий политического процесса:

– выделяют два «идеальных типа» политического процесса (М. Вебер ), которые соответствуют двум типам политической культуры: неэтатистской (демократической) и этатистской (технократической, элитарной);

– две политико‑культурные ориентации обуславливают две интерпретации политических процессов:

а) горизонтально организованный политический процесс – строится на организации формального равенства и относительной автономности его главных участников и представлен политической властью, правительством и группами давления;

б) вертикально организованный политический процесс – характеризуется стихийным проявлением интересов, потребностей, образа мыслей масс, которым противостоит государственная власть, организованная система ценностей и политическая наука; способностью управляющих согласовывать интересы различных групп общества, гарантировать определенную степень свободы общества;

* по способам достижения динамического равновесия политической системы в ходе ее преобразований:

технократический . Среди факторов политических изменений предпочтение отдается политическим технологиям и процедурам: нормам, традициям, процедурам принятия политических решений, способам легитимного наделения властью. Данный тип сложился в странах с относительно высокой однородностью культурной среды – в англосаксонских странах. Приверженность большинства населения традициям обеспечивает стабильность политической системы, сохранение высокой эффективности ее политических институтов, поскольку лидеры выступают в качестве носителя интересов тех институтов, которые они непосредственно представляют.

идеократический политический процесс характерен для традиционных обществ, где отсутствуют автономная личность, развитая дифференциация политических ролей и функций, находящихся на начальной стадии модернизации. Интегрировать разнородное в этнокультурном и социально‑экономическом отношениях общество можно на основе общенациональной идеи.

харизматический политический процесс характерен для восточной культурной традиции, в рамках которой абсолютизируются роль и статус политического лидера, а нередко его просто обожествляют. Харизматический тип политических изменений бывает эффективным при условии, если дополняется технократическим и идеократическим политическими процессами.

Основные виды политических процессов

– формирование органов политической системы: в ходе него создаются ранее не существовавшие политические учреждения и устанавливаются регулируемые специальными нормами отношения между ними;

– воспроизведение компонентов и признаков политической системы в процессе ее функционирования: политическая жизнь складывается не только из непрерывного обновления, возникновения ранее не существовавших политических отношений и институтов, но и из действий по поддержанию этих отношений в стабильном состоянии через использование таких механизмов, как традиции, процедуры, юридические и идеологические предписания;

– принятие и исполнение политических решений, определяющих задачи и способы их решений, осуществляющих выбор средств достижения политических целей, направления политических действий.

Взаимосвязь этих процессов рождает сложное сочетание действий, направленных на обеспечение постоянства, незыблемости политических отношений и их изменения, на придание им динамики, обновления.

Экстремальные виды политического процесса различают по социальному составу, степени интенсивности, длительности, по возможности успеха, уровню организованности, духовным и психологическим импульсам, которые вдохновляют участников:

а) восстание: любому восстанию присущ некоторый уровень организованности, большую роль здесь играют руководители, выдвигающие определенные цели. Эти цели находят обоснование в несложной программе, лозунгах.

б) бунт: массовое действие, имеющее очень высокую степень интенсивности, активности его участников, но еще больше ограничено временем протекания, а также проблемой, причиной, его вызвавшей; почти всегда ответная реакция на какие‑либо экстраординарные действия представителей господствующих политических групп, государственных органов, не перерастающая ограниченных задач сопротивления отдельным действиям правительства.

в) мятеж: по степени интенсивности, эмоциональной напряженности близок к бунту, но в отличие от него имеет более ограниченное число участников. Мятеж возникает как результат продуманной, целенаправленной подготовки определенной группы лиц, носит вооруженный характер, ставка делается на военную силу, и основное ядро мятежников обычно составляет армия. Человек подчинен эмоциям, а его действия все более теряют связь с реальными условиями и возможностями общества.

г) путч выражается в вооруженных действиях, не опирающихся ни на широкую поддержку, ни на учет ситуации, ни на продуманную программу.

* Локально‑региональные и глобальные процессы (взаимные переходы).

* Стабильные и кризисные процессы.

* Легальные и «теневые» процессы.

Основные компоненты политического процесса: функционирование государственных институтов (правительство и полиция, парламент и спецслужбы, деятельность партий и групп давления, индивидуальная активность граждан); взаимосвязь сознательной и стихийной деятельности, то есть регулируемых государством действий и спонтанных акций групп граждан и отдельных индивидов.

Политическое решение – это осуществляемый в коллективной или индивидуальной форме процесс определения задач политического действия, этапов, способов их достижения, связи с реализацией власти.

Функции политического решения: 1) координация – согласование усилий разнородной массы людей, действующих в постоянно изменяющихся обстоятельствах; 2) корреляция – внесение изменений в тактику движения, особенно при появлении новых обстоятельств, условий деятельности, затрудняющих или облегчающих реализацию поставленной задачи; 3) программирование – осуществление выбора эффективного способа сочетания целей и средств, что в политическом процессе заключается в поиске наиболее рационального варианта деятельности.

Планирование политического процесса:

Согласование целей и этапов деятельности политических институтов и движений, вовлеченных в данный политический процесс;

Доведение до возможно большего числа его участников программы действий;

Оценки обстановки, в которой будет разворачиваться политическое действие с целью выявления ее основных доминант, узлов взаимодействия противоречий и интересов, от воздействия на которые зависит успех намечаемого политического действия;

Принятие мер по созданию соответствующего психологического настроя участников политического процесса, который бы способствовал, стимулировал их действия в направлении реализации выбранной цели.

Причины политических конфликтов: различия интересов, соперничество и борьба социально‑профессиональных, этноконфессиональных, элитных и иных групп, слоев, общностей и индивидов в процессе приобретения, перераспределения и реализации политико‑государственной власти, овладения и использования ведущих позиций в институтах и структурах этой власти. Политические конфликты связаны с сознательно формулируемыми целями, направленными на перераспределение власти.

Виды конфликтов: между исполнительной и законодательной властью на разных уровнях; внутрипарламентский; между различными звеньями управленческого аппарата, между целями управленческой деятельности и структурными ограничениями управленческих возможностей; между группами (партиями), придерживающимися разных идеологических или политических установок.

Политический порядок – это комплекс мероприятий, создающих благоприятные условия для эффективного и целесообразного функционирования и развития политической системы общества, это состояние урегулированности политических процессов. Политический порядок характеризует состояние политической системы, ее способность к политической мобилизации и осуществлению запланированных акций.

Политическое участие

Политическое участие – 1) действия, посредством которых рядовые члены любой политической системы влияют или пытаются влиять на результаты ее деятельности (Дж. Нагель ); 2) «всякая деятельность, добровольно осуществляемая гражданами с целью оказать влияние на принятие решений на различных уровнях политической системы; участие в политике понимается, прежде всего, как осознанная целенаправленная деятельность» (М. Каазе ); 3) влияние граждан на функционирование политической системы, формирование политических институтов и процесс выработки политических решений.

К политическому участию относятся собственно политические действия, а не поступки, которые могут вызывать политические последствия. Практические и целенаправленные формы политического участия характеризуются масштабностью и интенсивностью.

Теории политического участия

1. Теория рационального выбора: главным субъектом политического участия является свободный индивид, стремящийся к максимальной реализации своих интересов и эффективно действующий во имя достижения собственных целей. Под интересом индивида понимается стремление обеспечить личное благополучие, и участие индивида в политике возможно при условии, что возможные доходы от участия будут превышать издержки. Этот принцип получил название «максимизации выгоды».

2. Мотивационные теории политического участия: к наиболее общим мотивам политического участия относят идеологический (личность участвует в политической жизни, разделяя и поддерживая официальную идеологию общества); нормативный (поведение индивида основывается на признании силы власти, выработанном в процессе политической социализации); ролевой (связан с социальной ролью, социальным положением индивида в существующей политической системе; чем ниже социальное положение личности, тем более вероятным становится ее радикальный настрой против существующей власти).

3. Теории социальных факторов политического участия: исследуется взаимосвязь и влияние на политическое участие таких факторов, как уровень социально‑экономического равенства и возможности социальной мобильности, стабильность и другие.

4. «Мичиганская модель» электорального участия (партийная идентификация избирателей формируется через политическую социализацию, главным агентом которой является семья).

5. Психологическая школа: делает акцент на мотивах и установках индивида.

Разновидностью активности субъектов, действия которых носят мотивированный характер, является политическое поведение – непосредственное взаимодействие участников политической деятельности.

Уровни и типы политического участия:

* Реакция (позитивная или негативная) на импульсы, исходящие от политической системы, от ее институтов или их представителей, не связанная с необходимостью высокой активности человека; эпизодическое участие в политике.

* Деятельность, связанная с делегированием полномочий: участие в выборах (местного или государственного уровня), референдумах и т. д.

* Участие в деятельности политических и примыкающих к ним общественных организаций: партий, групп давления, профсоюзов, молодежных политических объединений и других.

* Выполнение политических функций в рамках государственных институтов, включая средства массовой информации.

* Профессиональная, руководящая политико‑идеологическая деятельность.

* Участие во внеинституциональных политических движениях и акциях, направленных на коренную перестройку существующей политической системы.


Избирательная кампания - совокупность действий участников политической системы по выборам органов государственной власти. Такая кампания проходит в рамках избирательной системы - особого политического института, который связан с формированием выборных органов власти и обеспечивает демократическое волеизъявление (голосование) граждан. Избирательная система обеспечивает распределение мандатов - вакантных мест в органах власти, которые дают право на представительство интересов избравшего кандидата народа. К примеру, если в ходе выборов большинство города N. проголосовало за кандидата Иванова, то значит Иванов получил мандат от жителей этого населённого пункта и теперь должен отстаивать их интересы в органах власти.

Избирательная система включает два компонента - избирательное право и избирательный процесс. Под избирательным правом понимается совокупность правовых норм, регулирующих порядок подготовки, проведения и подведения итогов выборов. Избирательный процесс представляет собой комплекс действий участников политической системы в процессе выборов.

Можно выделить стадии избирательного процесса:

Подготовительная стадия (назначение даты выборов; составление списка избирателей, имеющих право голоса);
- выдвижение и регистрация кандидатов (в России кандидат может быть выдвинут политической партией, представленной в парламенте, либо в порядке самовыдвижения при условии сбора необходимого количества подписей избирателей в свою поддержку);
- предвыборная агитация (главная цель - познакомить избирателей с программами кандидатов; осуществляется в форме политической рекламы и дебатов на телевидении, радио и т.п. Агитация прекращается в ночь на субботу перед воскресным днём голосования - это т.н. "день тишины" для того, чтобы избиратель подумал и окончательно определился с выбором);
- голосование;
- подсчёт голосов и подведение итогов.
Избирательный процесс регулируется нормами избирательного права. Демократическое избирательное право обязательно предусматривает следующие принципы свободных и справедливых выборов:
- принцип равенства;
- принцип всеобщности;
- принцип тайного голосования;
- принцип гласности;
- принцип прямого волеизъявления.
Можно выделить два основных типа избирательных систем:
- мажоритарная - предполагает голосование за конкретных кандидатов; если необходимо избрать коллективный орган власти (парламент), то страна делится на одномандатные округа, каждый из которых избирает одного кандидата. Победитель при такой системе один в каждом округе - кандидат, набравший большинство голосов;
- пропорциональная - предполагает голосование за политические партии, избирательные блоки и т.п. Места в парламенте распределяются пропорционально полученным партиями или блоками голосам - т.е. победителей при такой системе много.

2024 teploblok29.ru. Строительный портал - Teploblok29.