Отказ пустить налоговиков осматривать помещение. Как на законных основаниях не пустить на свою территорию контролеров с проверкой (Кириченко А.А.)

Всем известно, что если контролеры пришли с проверкой, их нужно впустить на территорию компании. А если этого все-таки не сделать?

Если в компанию пришли инспекторы с налоговой проверкой, первым делом нужно посмотреть их документы. Только при их наличии у ревизоров разрешительных бумаг руководство должно впускать на территорию предприятия контролеров. Речь идет о служебных удостоверениях и решении руководителя налогового органа (или его заместителя) о проведении проверки. Причем оба документа должны быть в наличии у чиновников. Если же ревизоры показывают только удостоверение, то инспекцию они проводить не имеют права. Как минимум до тех пор, пока не обзаведутся решением. До того времени им можно смело предлагать прийти в другой раз. А есть ли еще какие-то законные возможности не пустить контролеров? Давайте разберемся.

Закрыто на ремонт

Если у компании отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной проверки, контрольное мероприятие может проводиться по месту нахождения инспекции. Это действительно так. Именно такое правило закреплено в статье 89 НК. Получается, что в определенных случаях можно перенести проведение ревизии на территорию налоговиков. Однако так резонно делать только в том случае, если вы считаете, что этот «расклад» будет компании. Вопрос в том, что же можно считать препятствующими обстоятельствами? К таковым можно отнести, например, ремонт в офисе, на производстве, складе и т.д. Действительно, если помещение на реконструкции – провести проверку там просто невозможно.

По месту жительства

Есть и еще одна «лазейка». Она будет интересна, прежде всего, действующим и бывшим индивидуальным предпринимателям Дело в том, что налоговики не имеют права проникать в помещения против воли граждан, которые в них проживают. То есть речь идет о квартирах, домах, комнатах и т.д. Таким образом, если предприниматель, например, прекратил свою работу, то в жилое помещение инспекторы могут попасть только с его разрешения. Таким образом, провести ревизию в данном случае контролеры могут только по месту нахождения налогового органа.

По аналогии

Не забывайте, если с документами у инспекторов все в порядке, то у руководства компании нет причины их не впускать на территорию предприятия, в этом случае ревизорам лучше не препятствовать. Почему? Сейчас объясню. При воспрепятствовании доступу налоговых органов, проводящих ревизию, руководитель проверяющей группы первым делом составит акт. Эту бумагу подпишет инспектор и проверяемой компании. Отказываться поставить «автограф» в этом документе не имеет никакого смысла, потому что в этом случае в акте просто сделают запись о соответствующем решении представителя организации. Форма акта о воспрепятствовании доступу должностных лиц, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица утверждена приказом от 6 марта 2007 года № ММ-3-06/106@.

Позже на основании этой бумаги инспекция по имеющимся у нее данным о проверяемой организации или по аналогии вправе самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате.

И вот тут возникает резонный вопрос: на руку ли это фирме? Вероятнее всего – нет.

Что означает «по аналогии»? Дело в том, что налоговики имеют возможность определять суммы подлежащие уплате, путем, на основании имеющейся у них информации об иных аналогичных компаниях. Такое право возникает как раз при отказе проверяемой фирмы впустить на свою территорию проверяющих.

Суд да дело

А теперь разберемся, какова практика по рассматриваемому Стоит отметить, что она не очень многочисленна: компании нечасто рискуют отказать инспекторам во входе на территорию офиса, производственное или складское помещение.

Дело в том, что налоговики имеют возможность определять суммы сборов, подлежащие уплате, расчетным путем, на основании имеющейся у них информации об иных аналогичных компаниях. Такое право возникает как раз при отказе проверяемой фирмы впустить на свою территорию проверяющих.

Интересно ознакомиться с постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 30 сентября 2011 года по делу № А70-9334/2010. Компания просила арбитров признать недействительным решение инспекции. Почему? В связи с воспрепятствованием доступа в здание ревизоры провели проверку в своем помещении и приняли решение о взыскании недоимки по единому налогу, НДФЛ, и штрафов. По мнению организации, чиновниками была нарушена процедура проведения ревизии. Руководство фирмы настаивало, что в акте не было зафиксировано, когда, где и кому инспектор предъявлял служебное удостоверение и решение о проведении проверки, там же в документе не было указано, кто конкретно осуществлял действия по воспрепятствованию входа на территорию компании и в чем заключались эти действия. И вообще исцу было не ясно, имеют ли лица, мешавшие пройти в офис ревизорам, какое-либо отношение к проверяемой компании.

Однако арбитры на сторону фирмы не встали. Они подтвердили, что отсутствие в акте подписи проверяемого лица не является нарушением, так как в бумаге была сделана запись о том, что он отказался ставить на ней свой автограф.

Интересно, что руководство организации в момент судебного разбирательства заявляло, что оно имело возможность предоставить помещение для проведения налоговой проверки. Однако судьи признали, что этих слов недостаточно, ведь по факту инспекторов в офис так и не пустили.

Организация ссылалась на тот факт, что бухгалтерские документы находятся в сейфе в помещении, от которого нет Соответственно, представить бумаги нет никакой возможности. Суды пришли к выводу, что в такой ситуации ревизоры имели все права провести проверку на своей территории и определить сумму налогов, подлежащих уплате, по имеющимся у них данным о фирме.

Что же дал анализ этого постановления арбитров? Главный вывод, который можно сделать: если уж вы решились не пускать на свою территорию инспекторов, а их дальнейший расчет вам не понравился – оспаривать его нет смысла. Тем более бесполезно заявлять, что вы имели возможность предоставить помещение для контрольных мероприятий. Как говорится, после драки кулаками не машут. Поэтому если вы не пустили налоговиков, то нужно смириться с их решением.

Марина Скудутис, эксперт журнала "Расчет"

Очень ответственное мероприятие. Бухгалтер волнуется, чтобы все прошло хорошо, и старается угодить ревизору. Пользуясь этим, инспекторы часто превышают свои полномочия. Не позволяйте им этого делать, помните: проверяющий не всемогущ, его права и обязанности строго регламентированы.

Визит на предприятие представителей ИФНС - событие для ее руководителя и главного бухгалтера малоприятное. Ведь рядовым инспекторам до сих пор спускают пресловутые планы по сбору налогов, и они просто боятся покинуть предприятие "с пустыми руками". Но паниковать не стоит: бухгалтерам вполне по силам, используя промахи самих же налоговиков, либо не допустить проведение проверки вообще, либо минимизировать ее негативные последствия .

Не пускайте на порог

К счастью, неожиданный визит проверяющих практически исключен. Если же инспекторы пришли без предупреждения, стоит задуматься, не подосланы ли "казачки".
Прежде всего поздоровайтесь. Затем попросите людей, представляющихся налоговыми инспекторами, показать свои удостоверения . Если они откажутся, можете вежливо попрощаться и не пускать их на территорию: возможно, это вовсе не сотрудники ФНС, а люди конкурентов.
Настоящий инспектор обязан предъявить вам удостоверение. Кроме того, он заблаговременно предупредит о своем визите по телефону, чтобы вы успели приехать, ознакомиться с решением о проведении выездной проверки и подписать требование о представлении документов. Не спешите ставить подпись. Очень внимательно, без всякой спешки ознакомьтесь с содержанием решения. Особое внимание обратите на имена, фамилии и отчества инспекторов, перечисленных в решении о проведении выездной проверки в составе проверяющей группы, их должности и классные чины. Впоследствии, когда вас посетит проверяющая группа, сравните данные из предъявленных удостоверений с теми, которые вы видели в решении о проведении выездной налоговой проверки. Инспекторов и сотрудников правоохранительных органов, не перечисленных в решении, к проверке можно не допускать.

Изучите решение

Форма решения о проведении выездной налоговой проверки утверждена Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@. Документ должен содержать следующие обязательные реквизиты :
- наименование налогового органа. Проводить проверку может только та налоговая инспекция, на учете в которой вы стоите, или вышестоящий налоговый орган;
- номер и дата вынесения решения. При этом датой начала проверки является дата вынесения решения о проверке, а не дата подписания решения налогоплательщиком;
- наименование и идентификационный номер налогоплательщика. Проверьте, правильно ли указаны эти данные, тут могут быть допущены ошибки;
- период финансово-хозяйственной деятельности, за который проводится проверка. Если период указан с 1 января 2008 г. по 31 декабря 2010 г., то налоговики не имеют права проверять хоть на день раньше или позже. Период выездной налоговой проверки не должен превышать трех лет. Налоговые органы не вправе проводить две или более выездных проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период;
- перечень проверяемых налогов и сборов либо указание "по всем налогам и сборам". Налоговые органы не вправе проводить повторные выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам. Исключение - случаи, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации налогоплательщика или вышестоящим налоговым органом либо в связи с подачей "уточненки". Здесь следует отметить, что контрольная проверка проводится только на основании мотивированного постановления вышестоящего органа и только с целью контроля за органом, проводившим первичную проверку. Следовательно, инспекторы, которые проводили выездную проверку, контрольную проверку проводить не вправе (сами себя они контролировать не могут). Перед началом контрольной проверки инспекторы должны предъявить руководителю налогоплательщика служебные удостоверения и решение о проведении выездной проверки. Если эти документы контролеры не представили, вы вправе не пустить их в офис фирмы. Ознакомившись с решением, обратите внимание на то, кем оно подписано. Имейте в виду: руководитель налоговой инспекции подписать решение на проведение контрольной проверки не может. Его подписывает руководитель управления или межрегиональной инспекции (или их заместители);
- фамилии, имена, отчества, должности и классные чины лиц, входящих в состав проверяющей группы, в том числе сотрудников федеральных органов и иных правоохранительных и контролирующих органов. Инспекторы или правоохранительные органы, которые не внесены в решение, до проведения проверки не допускаются;
- подпись лица, вынесшего решение, с указанием его фамилии, имени, отчества, должности и классного чина. Им может быть руководитель инспекции или его заместитель.
Отсутствие хотя бы одного обязательного реквизита в решении является основанием для недопущения проверяющих к проведению проверки. Кроме того, с помощью решения, подписанного инспектором, в тексте не упомянутым, доказать вину налогоплательщика не получится.
Вы даете согласие на проведение выездной налоговой проверки, если подписываете решение. Этот документ составляется в одном экземпляре, но по просьбе налогоплательщика инспекторы могут отдать его копию.

Не отдавайте оригиналы

Составляется в двух экземплярах: один - для налоговой, другой - для вас. Его нужно подписать, но прежде проследить, чтобы оно было подписано контролером, проводящим проверку. В требовании о представлении документов должны быть указаны: наименование организации, ИНН, период, за который представляются документы, перечень документов и подпись должностного лица.
Требование о представлении документов может быть передано лично под расписку или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если указанными способами требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 1 ст. 93 НК РФ).
Подписав требование, вы не обязаны отдавать бумаги моментально. Истребованные в ходе проведения проверки документы можно представить в течение 10 дней со дня получения этого требования (п. 3 ст. 93 НК РФ). При этом собрать их стоит в тот же день, чтобы выяснить, все ли бумаги в наличии. Если какие-то документы отсутствуют и вы не сможете их представить в течение 10 дней, то уведомить об этом налоговую нужно не позже дня, следующего за днем получения требования. Причины, которые мешают вам уложиться в срок, тоже придется указать.
Требуемые документы можно передать в налоговую лично или через представителя, направить по почте заказным письмом или передать в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Не нужно отдавать оригиналы. Документы на бумажном носителе нужно представлять в виде заверенных подписью и печатью копий. Инспектор не имеет права требовать нотариального удостоверения копий документов, если такая процедура не предусмотрена законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 93 НК РФ).

Важно! Копии требуемых налоговой документов нельзя подшить и заверить все вместе. На каждой копии нужно поставить отметку "верно", печать, подпись, фамилию, должность и дату (Письмо Минфина России от 30.11.2010 N 03-02-07/1-549, Постановление ФАС Московского округа от 05.11.2009 N КА-А41/11390-09).

В то же время при необходимости инспектор имеет право ознакомиться с подлинниками документов.
Возьмите на заметку основные правила:
- не представляйте копии документов, которые уже были направлены в налоговые органы ранее, за исключением возвращенных подлинников (п. 5 ст. 93 НК РФ);
- не отдавайте оригиналы документов налоговому инспектору "на вынос", если вы создали все условия для проведения проверки у вас в офисе;
- не разрешайте налоговикам смотреть вашу бухгалтерскую программу. Давайте им читать только распечатанную бумажную форму документов;
- не представляйте документы, которые не указаны в требовании.
Ревизоры могут изъять подлинники, если не получат копий или полученных копий для проверки недостаточно, а также из обоснованных опасений, что оригиналы уничтожат, исправят или подменят. Основанием является постановление о выемке. При этом сотрудник налоговой не имеет права истребовать или изъять документы или предметы, не имеющие отношения к проверке (п. 5 ст. 94 НК РФ).

Избавьтесь от посторонних

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
Если организация не может предоставить помещение проверяющим, проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа (п. 1 ст. 89 НК РФ). При этом можно наградить ревизоров сумками с копиями документов и проводить их обратно в инспекцию - пусть проверяют в привычных условиях. А сотрудники компании в это время продолжат работу в обычном режиме, не отвлекаясь на просьбы проверяющих.
Но для этого придется придумать, почему выездная налоговая проверка не может проводиться на вашей территории. Причина должна быть очень серьезной, например: карантин, дезинфекция, капитальный ремонт и т.п.

На заметку. Особые правила! Чтобы воспользоваться возможностью проведения выездной проверки вне офиса, придется придумать, почему ее нельзя проводить на вашей территории. Причина должна быть очень серьезной, например: карантин, дезинфекция, капитальный ремонт и т.п.

Если же в просьбе провести проверку на территории налоговой инспекции вам отказали, предоставьте проверяющим для работы отдельное помещение.
В последний день проверки инспекторы составляют справку об окончании выездной налоговой проверки. После ее вручения налоговики не имеют права требовать документы и находиться на территории налогоплательщика.
В дальнейшем отказывать инспекторам будет уже не в чем. Можно будет лишь оспаривать доводы налоговых органов в возражениях на акт или уже в суде после вынесения решения о привлечении.

Контролируйте сроки

Кроме статей Налогового кодекса налоговые проверки регламентируются внутренними приказами и другими нормативными актами (ст. ст. 87 - 102 НК РФ). Вы сможете заметить все промахи инспектора при проверке, изучив эти документы. Приведем некоторые из них: Приказы Минфина России N 20н, МНС РФ N ГБ-3-04/39 от 10 марта 1999 г., ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ и совместный Приказ МВД России N 495, ФНС России N ММ-7-2-347 от 30.06.2009. Кроме этого, будет полезно посмотреть следующие Письма: ФНС России от 18.12.2005 N 06-1-04/648, Минфина России от 15.11.2005 N 03-02-07/1-304 и др., а также арбитражную практику - например, Постановления Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.07.2005 N 2338/05, ФАС Северо-Западного округа от 08.05.2008 по делу N А56-19608/2007, от 14.05.2008 по делу N А56-31372/2007, ФАС Волго-Вятского округа от 25.04.2006 по делу N А11-15769/2005-К2-19/657, ФАС Дальневосточного округа от 29.12.2005 N Ф03-А51/05-2/4552, ФАС Северо-Кавказского округа от 06.02.2008 N Ф08-8328/07-3119А и другие.
Указывать проверяющим на их оплошности сразу не стоит. Ошибки инспекторов помогут вам обжаловать санкции по результатам проверки в суде. Чаще всего ревизоры не соблюдают установленные сроки , на это советуем обратить особое внимание:
- проверяемый налоговый период не должен превышать трех лет;
- выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев, при этом может быть продлена до четырех, а в исключительных случаях - до шести месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ);
- срок представления документов - 10 дней со дня получения требования;
- на следующий день после окончания проверки составляется справка об окончании проверки;
- в течение двух месяцев со дня составления справки пишется акт выездной налоговой проверки;
- акт налоговой проверки в течение пяти дней с момента составления должен быть вручен налогоплательщику;
- после получения акта организация имеет право в течение 15 дней представить в налоговую возражения по нему;
- после рассмотрения возражения в течение 10 дней налоговые органы выносят решение о привлечении или об отказе;
- в десятидневный срок с даты вступления в силу решения отдел недоимки направляет требование об уплате недоимки по налогу, пеней и штрафов;
- после истечения срока исполнения требования об уплате налоговые органы могут обратиться в суд с иском;
- если налогоплательщик не согласен с выводами налогового органа, он имеет право обжаловать решение: 1) в вышестоящий налоговый орган: если решение не вступило в силу, то в течение 10 дней с момента получения; если вступило в силу, то в течение одного года с момента вынесения решения; 2) в суд в течение трех месяцев с момента вступления решения в силу.
Знание - сила. Большую часть санкций по результатам выездной налоговой проверки можно оспорить в суде и избежать незаконного наказания. Так что внимательно изучайте документы и боритесь за свои права.

М ы продолжаем публиковать цикл материалов по мотивам книги председателя Совета директоров аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа» Павла Гагарина «125 рекомендаций налогоплательщику». В прошлом номере были рассмотрены способы, позволяющие избежать налоговой проверки или свести ее вероятность к минимуму. В этом материале автор предлагает способы подготовки к визиту налоговиков, делится советами об особенностях успешного прохождения проверок, анализирует ошибки, которые приводят к доначислениям, пеням, штрафам и конфликтам с инспекциями ФНС.


Признаки приближения налоговой проверки

Выездная налоговая проверка нередко застает предпринимателей врасплох. Однако есть ряд верных признаков приближения мероприятий налогового контроля, дающих время подготовиться к скорому визиту инспекторов.

Во-первых, будьте внимательны при работе с обслуживающим вас банком и получении запросов от него. Важным трендом 2012 года, без сомнения, станет то, что банки будут основными налоговыми и информационными агентами фискальных и силовых ведомств. С введением уголовной ответственности за создание фирм-«однодневок» банкиры каждого своего клиента будут рассматривать через увеличительное стекло и при малейших подозрениях сообщать о сомнительных особенностях работы в компетентные органы. Если банк благонадежен, то есть входит в первые две сотни рейтингов и не имеет действующих санкций ЦБ, то он априори занимается активным информированием Росфинмониторинга, налоговых и правоохранительных органов о деятельности своих клиентов.

Поэтому насторожитесь, если ваш расчетный банк систематически требует информацию, подтверждающую правомерность входящих и исходящих платежей. Скорее всего, служба финансового мониторинга заинтересовалась законностью деятельности вашей фирмы и уже передала запрос о проведении проверки в налоговый орган.

Налоговики нередко запрашивают у банка сведения о движении средств по расчетному счету. Информацию о динамике входящих и исходящих платежей инспекторы могут использовать при определении соответствия предприятия отраслевым налоговым показателям, а также уровня налоговых рисков. Средние отраслевые показатели хозяйственной деятельности - это суммы оборотов, общие суммы уплачиваемых налогов, уровень зарплаты сотрудников, нормы прибыли, рентабельности, торговых и производственных наценок. Эти цифры опубликованы на сайтах ФНС России и региональных Управлений ФНС. Отклоняться от них более чем на 20 процентов как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, не рекомендуется.

Конечно, узнать об интересе к вашей деятельности со стороны контролирующих органов достаточно сложно. «Своих» людей в банках имеют только крупные компании. Индивидуальным предпринимателям остается выстраивать отношения с контрагентами. Требования к контрагентам о встречных проверках - сигнал о том, что решение о проверке вашего предприятия в налоговой инспекции уже принято и инспекторы вот-вот придут к вам.

Кроме того, вас могут вызвать в налоговую инспекцию для дачи объяснений по хозяйственной деятельности. Часто протокол подобной беседы становится основанием для вынесения решения о проверке.

Ну и самый достоверный признак скорого визита инспекторов - сообщение из инспекции о том, что скоро будет вынесено решения о проведении выездной налоговой проверки. Сотрудники ИФНС тайны из этого уже не делают.

Каких посредников используют налоговики

Помимо банкиров, налоговиков активно информируют право­охранительные органы и спецслужбы. Запросы полиции - еще один верный признак приближения налоговой проверки. Случаи, когда налоговые органы подбираются к вам через другие государственные структуры, отнюдь не редкость. Если в тот же банк, который работает с вами, из МВД пришел запрос об операциях по расчетному счету, это совсем не значит, что вами интересуется именно полиция. Вполне возможно, что орган МВД получил запрос из налоговой инспекции. И наоборот: если запрос пришел из налогового органа, не исключайте того, что выполняется поручение полицейских. «Оперативные альянсы» ФНС с силовыми ведомствами (МВД, ФСБ, Росфинмониторингом, ФТС) организуются довольно часто.

Нередки и случаи использования налоговиками методов силовых структур. Налогоплательщиков все чаще вызывают «на допрос», поэтому при поездке в ФНС на допрос или для дачи объяснений рекомендуется сопровождение юриста, разбирающегося в налоговом администрировании, который будет следить, чтобы мероприятия проходили в рамках закона, оказывать вам психологическую поддержку и давать пояснения инспекторам.

Узнавать интересующую информацию налоговики могут также, отправляя запросы в государственные органы регистрации, лицензирования и сертификации, в таможню, банки, расчетно-кассовые центры, региональные налоговые органы, к контрагентам. Так что не нужно удивляться, если налоговая проверка из сотен ваших контрагентов безошибочно выявит всего несколько «однодневок», а остальные компании ее даже не заинтересуют. Все просто: прежде чем пришла налоговая проверка, был проведен анализ выписки движения средств по расчетному счету. С помощью компьютерных баз данных и документов контрагентов были выделены те компании, которые имеют как минимум три явных признака «однодневок».

К счастью, столь чувствительная для малого бизнеса операция из арсенала силовых структур, как неправомерная блокировка расчетного счета по различным формальным признакам вроде несдачи налоговой декларации за первый квартал прошлого года, постепенно уходит в прошлое. Вызвать налогоплательщика в налоговую можно более мягким способом: позвонив по телефону или прислав повестку, пригласив сотрудников компании «для знакомства», для «дачи объяснений по деятельности организации» или «в целях сообщения об известных налоговых правонарушениях». Иногда представители ФНС РФ могут сами посетить предприятия, а порой даже явиться по месту жительства должностных лиц и предпринимателей, чтобы побеседовать.

Как работать с запросами правоохранительных органов

При получении предпринимателем запроса или иного документа от органов внутренних дел, который содержит требование предоставить сведения (документы), проанализируйте, соответствуют ли указанные в нем требования законодательству РФ. Некоторые документы могут быть истребованы только по решению суда. В ст. 6 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» прописаны оперативно-розыскные мероприятия, которые могут проводиться сотрудниками МВД. Их перечень предусматривает только исследование предметов и документов, а не их истребование.

Проверьте, является ли законным основание запроса. Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий устанавливает ч. 1 ст. 7 указанного закона. Такими основаниями являются наличие возбужденного уголовного дела; ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Под противоправным деянием подразумевается лишь уголовно-наказуемое деяние, то есть преступление. Если признаки преступления отсутствуют, то проведение оперативно-розыскных действий должно быть прекращено.

Рекомендую оценить перечень указанных в запросе требований и характер запрашиваемых документов на предмет наличия в них финансовой, хозяйственной или налоговой информации. Если данная документация содержит такие сведения, она подпадает под режим налоговой тайны (сведения о налогоплательщике с момента его постановки на учет в налоговом органе). Приказом МВД РФ от 26.12.2003 № 1033 утвержден перечень должностных лиц МВД, пользующихся правом доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну. Т.е. необходимо проверить, уполномочено ли лицо, которому требуется представить документы, на их получение.

Проанализируйте, не является ли запрашиваемая информация коммерческой тайной. Понятие коммерческой тайны устанавливает Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне». Если в компании введен режим коммерческой тайны в отношении определенного ряда документов и информации, то запрос о предоставлении таких документов должен содержать дополнительные основания. В соответствии с ч. 3 ст. 6 Федерального закона «О коммерческой тайне» такая информация предоставляется по запросу судов, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве.

Отслеживайте изменения законодательства. С 1 марта 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции». 2011-2012 годы являются переходными, что предполагает приведение в соответствие с новым законом ранее выпущенных нормативных актов МВД, а также возможность принятия новых, которые вводятся в действие с 2012-2013 годов.

Не стесняйтесь обжаловать действия сотрудников МВД. На основании ст. 53 Федерального закона «О полиции» действия сотрудника полиции, нарушающие права и законные интересы предпринимателя, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, в органы Прокуратуры Российской Федерации либо в суд.

Проверьте, вправе ли орган МВД запрашивать данную информацию именно у вас. В компанию могут поступать запросы, в которых указано, что проверка проводится в отношении контрагента, а сведения запрашиваются у самого предпринимателя. Проанализируйте правильность оформления запроса. Они оформляются на официальном бланке с подписью уполномоченного лица с указанием его должности (как правило, не ниже заместителя начальника подразделения) и должны содержать наименование органа, направляющего запрос; его адрес; дату составления запроса; исходящий номер; наименование организации, в которую подается запрос; ее адрес; основание запроса; печать органа, осуществляющего запрос.

Важные дела, которые нужно сделать перед визитом налоговиков

Поняв, что налоговики вот-вот придут к вам, нужно оперативно сделать несколько важных дел. Самое главное - привести первичную документацию в соответствие с документацией контрагентов. У предпринимателя и у контрагентов первые и вторые экземпляры документов должны быть одинаковыми, на них должны иметься все подписи, печати и одинаковая нумерация.

Оповестите всех контрагентов о том, что к ним придет встречная проверка. Они должны быть готовы выйти на нее, чтобы подтвердить факт хозяйственной деятельности. Если подтверждения нет, то перечисленные им средства, отнесенные на затраты, будут признаны дополнительным доходом с соответствующим доначислением налогов, пеней и штрафов. Предупреждая контрагентов, вы также можете надеяться, что при запросе налоговых органов и они предупредят вас.

Приведите в соответствие ваши почтовый и фактический адреса.

Если предприниматель имеет офис, то очень важно успеть подготовить его к визиту налоговых органов. Там должны находиться только те документы, наличие которых юридически обосновано и законно. Необходимо по максимуму ограничить информацию, которая будет поступать к налоговикам. Лишних сведений на бумажных и электронных носителях, а также печатей и штампов, не имеющих отношения к деятельности предприятия, быть не должно.

В идеале - подготовить для проверяющих отдельное помещение. Поставьте туда компьютер, не подключенный к общей сети, чайник и булочки. Все требуемые документы нужно приносить туда. Нельзя допустить, чтобы инспектор свободно гулял по офису, беседовал с любым сотрудником или посетителем, заглядывал во все компьютеры. Иначе поток получаемой им информации станет неконтролируемым.

Проведите работу со своими подчиненными, подготовьте их к визиту налоговиков. Персонал должен знать, что нужно говорить инспекторам, внятно объяснять характер деятельности предприятия, рассказывать о знакомых ему аспектах хозяйственной деятельности. Лучше, чтобы с налоговиками общался бухгалтер, имеющий опыт прохождения выездных налоговых проверок. Но для дачи объяснений нередко вызывают и сотрудников, их слова не должны противоречить друг другу и сведениям в документах. У персонала могут спрашивать, например, какого числа и в каком размере выплачивается зарплата, чтобы затем сравнить ответ с другими признаниями и суммами в ведомостях.

Лучше и, как оказывается, дешевле все же приглашать налогового адвоката, который будет защищать ваши права и налоговые интересы, а также следить за тем, чтобы проверка шла так, как необходимо вам. Опытный налоговый адвокат позволит найти правильный баланс отношений между проверяющими и проверяемыми.

Как вести себя во время проверки

Итак, вы определили, что проверяющие вот-вот будут на пороге и, как могли, подготовились к визиту непрошеных гостей. При прохождении проверок важно при любых обстоятельствах сохранять самообладание. Инспекторы - хорошие психологи, некоторые их действия только на то и рассчитаны, чтобы выбить вас из колеи. Сами прекрасно понимаете: когда человек нервничает, он может сделать или сказать что-то лишнее. В отношениях с проверяющими из ФНС, как в американских фильмах, каждое сказанное вами слово может быть использовано против вас. Поэтому отказывайтесь отвечать на провокационные вопросы налоговиков. В соответствии со статьей 51 Конституции Российской Федерации никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников. В малом бизнесе нередко работают несколько членов одной семьи, и именно это может спасти в неприятных ситуациях.

Ни в коем случае нельзя «договариваться» с налоговой инспекцией с помощью взятки. На аудио и видео все пишется не только в стенах инспекции. Буквально пару недель назад мне довелось сопровождать выездную налоговую проверку в отношении одного клиента нашей компании. Проверяющий уронил на пол ручку, нагнулся за ней, и из нагрудного кармана у него выпал диктофон. «Положите на стол, лучше слышно будет», - посоветовал я. «Да ладно, подальше положишь - поближе возьмешь», - усмехнулся инспектор.

Чтобы налоговая проверка не парализовала вашу работу, есть две хитрости, которые позволят минимизировать неприятные последствия проверок. Во-первых, вы по возможности не должны иметь в собственности значительных активов, на которые могут быть наложены взыскания. Ведь на имущество, находящееся у вас в аренде, ФНС не сможет наложить обеспечительные меры. К арендодателю этих активов претензии будут только в том случае, если удастся доказать его взаимозависимость с арендатором, а это дело хлопотное. Во-вторых, на всякий непредвиденный случай, вроде блокировки счета или наложения имущественного взыскания, имейте резервный расчетный счет.

Вполне целесообразно позволить налоговикам допустить ряд не очень серьезных для вас нарушений. Процессуальные ошибки, вроде незаконного запроса документов, незаконно составленных требований о предоставлении информации или незаконно задаваемых вопросов можно будет оспорить, в результате чего действия проверяющих и итоговый акт налоговой проверки можно будет оспорить.

На какие нарушения могут пойти инспекторы

Чтобы инспекторы при проведении проверок не допускали нарушений, достаточно внимательно прочитать решение налогового органа о проведении выездной проверки. В нем отражены очень важные сведения, влияющие на права как проверяющих, так и проверяемых.

По роду своей деятельности мне часто приходится сталкиваться с жалобами клиентов на то, что налоговики выходят за рамки срока, указанного в решении. Согласно ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации выездная проверка может охватывать три года, предшествовавших году принятия решения о проведении проверки. Согласно сложившейся судебно-арбитражной практике этой проверкой могут быть охвачены и налоговые периоды года принятия решения.

Вполне вероятно, что необоснованно могут расширяться вопросы проверки. Имейте в виду, что предметом проверки являются только те налоги и налоговые периоды, которые указаны в решении. Если у налоговиков возникает необходимость во включении нового периода или иного налога, не отраженных в первоначальном решении, то должно быть принято новое решение о проведении проверки.

Еще одним распространенным нарушением является повторная проверка. Уже проверенные периоды сотрудники инспекции ФНС проверять не вправе. Из этого правила есть лишь три исключения: реорганизация или ликвидация организации; налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация, в которой сумма налога заявлена в меньшем размере, чем первоначально; принятие решения вышестоящим налоговым органом о проверке работы нижестоящего. Во втором и третьем случаях ситуация привлечения налогоплательщика к ответственности практически исключена.

Грубым нарушением является проведение в течение года более двух выездных проверок. Это количество является максимальным.

Проверять налогоплательщика может не надлежащий налоговый орган. По общему правилу предпринимателя должна проверять та инспекция, в которой он стоит на учете.

Вот случай, который произошел совсем недавно. Знакомого предпринимателя проверяла группа налоговиков, один из участников которой не был указан в решении о проведении проверки. Были все основания попросту не пустить их дальше порога, но мой товарищ поступил мудрее: дал налоговикам отработать, а после того, как ему доначислили значительные недоимки, пени и штрафы, добился того, что результаты проверки были признаны недействительными. Так что обращайте внимание и на состав проверяющей группы: возможность доступа на территорию налогоплательщика, право истребования документов, проведения осмотров и иных предусмотренных законом действий имеют только те должностные лица, которые указаны в решении о проведении проверки.


Сегодня остановимся на практических аспектах данной проблемы и дадим несколько действенных советов тем, кто уже столкнулся с выездной проверкой или готовится к ней.

Итак, в Вашу компанию нагрянула выездная налоговая проверка. Первое, что нужно сделать – внимательно изучить решение о проведении проверки: какие налоги и за какой период будут проверять. Помните, что период выездной налоговой проверки составляет три года, и повторно один и тот же налог проверяться не может. В случае приглашения инспекторами полицейских, убедитесь, заявлены ли они в решении о проверке в числе проверяющих. Если нет – у вас появится возможность отсрочить прибытие сотрудников полиции.

  • Подготовьте «рабочее» место для инспекторов

Как правило, выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика. Поэтому есть смысл выделить для них специальное помещение. Во-первых, так инспекторы не будут иметь доступ ко всем без исключения документам. Во-вторых, поможет избежать бесконтрольного общения налоговиков с сотрудниками компании.

  • Проинструктируйте сотрудников

По незнанию рядовой сотрудник может навредить, если скажет или сделает лишнее. Поэтому все беседы с проверяющими должен вести тот, у кого есть необходимые знания и опыт. Как правило, это главный бухгалтер, финансовый директор или юристы, к которым вы обратились за услугой сопровождения выездной проверки . Главный посыл, который надо донести до сотрудников: избегать общения с инспекторами, делать только то, что скажет главбух или другой ответственный за взаимодействие с налоговиками сотрудник. Кроме того, о проверке надо известить руководство филиалов компании – чтобы они были наготове и оперативно передавали документы по первому требованию головного офиса.

  • Подчистите документы

Отдавая документы в ходе выездной проверки, удалите с них лишние пометки. Бухгалтеры во время работы с документами нередко оставляют различные пометки карандашом, забывают свои закладки. Некоторые пометки могут спровоцировать подозрения со стороны инспекторов.

  • Укладывайтесь в сроки

Обычно вместе с решением о выездной проверке компании вручается требование предоставить копии документов. По законодательству есть 10 дней для подготовки копий нужной документации. Если инспекторы запрашивают множество бумаг, и собрать их в отведенный срок просто невозможно, нужно в течение дня, следующего за днем передачи требования, написать заявление в налоговую в свободной форме и в нем указать причину нарушения сроков.

  • Передавайте документы по описи

На выездной проверке инспекторы всегда требуют предоставить документы. Важно соблюсти процедуру передачи, чтобы какие-либо документы случайно не «затерялись» (это часто бывает по небрежности самих инспекторов). Чтобы впоследствии не возникло проблем и в решении по проверке не написали, что какие-то затраты не подтверждены, передавать документы надо строго по описи.

  • Не отдавайте лишнее

Довольно распространена практика, когда передается инспектором множество лишней информации. Например, инспекторы запрашивают определенный договор, а компания вместе с данным документом передает и приложения к нему, также дополнительные соглашения и переписку с конфиденциальной информацией. В результате информация из такой переписки может привести к претензиям налоговой по итогам выездной проверки.

  • Правильно храните документы

Выездная налоговая проверка проводится за определенные периоды – если группируете договоры не по годам, а, к примеру, по контрагентам, понадобится дополнительное время для поиска нужных бумаг.

  • Избавьтесь от компромата

На тот случай, если инспекторы пойдут на крайние меры – например, добьются разрешения на выемку, накануне выездной проверки стоит вывезти из офиса все компрометирующие документы. Также стоит почистить компьютерную базу главбуха и генерального директора и навести порядок в столах (в частности, убрать оттуда лишние печати).

  • Готовьтесь к допросу

По законодательству нет требований в отношении гендиректора лично предоставлять пояснения инспекторам – вполне достаточно ознакомительной беседы. Предоставлять пояснения в ходе выездной проверки понадобится только при вручении уведомления о вызове в роли свидетеля. При его получении нужно предварительно продумать ответы. Налоговики обычно интересуются данными о контрагентах компании. Предоставляемые ответы с вашей стороны либо от сотрудников должны интерпретироваться однозначно.

Как вести себя на допросе
Обратите внимание на нормы закона, на основании которых вызывают на допрос. Если есть ссылка на статью 90 или на подпункт 12 пункта 1 статьи 31 НК РФ, – личное присутствие обязательно. Если статья 90 не упоминается, либо дается ссылка на другой подпункт статьи 31 – можно отправить другого представителя компании.
Предварительно внимательно изучите процедуру проведения допроса. Вопросы налоговиков должны относиться только к вашим должностным обязанностям. Если вопросы затрагивают не вашу зону ответственности, есть право игнорировать такие вопросы. Хотя иногда лучше ответить, чтобы инспекторы не вызывали других сотрудников, которые могут случайно сказать лишнее.
Будьте предельно внимательны, тщательно изучайте протокол, обдумывайте свои ответы и не бойтесь указывать на неправильность записи с ваших слов. Никогда не подписывайте не прочитанные либо незаполненные документы!

Помните, у каждого есть право получить компетентную юридическую помощь (ст. 48 Конституции РФ). Поэтому на допрос можно прийти в сопровождении юриста, который и обеспечит контроль правомерности мер со стороны проверяющих.

И наконец, помните о статье 51 Конституции РФ, которая гласит: «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников». Максимум, что могут сделать налоговики за отказ отвечать на вопросы – выписать штраф в размере 3 000 руб. (ст. 128 НК РФ).

А теперь о том, чего не нужно делать на выездной проверке.

  • Срочно подавать «уточненки»

Даже если вы сами обнаружили ошибки после того как компания узнала о проведении выездной налоговой проверки, не стоит сдавать уточненные расчеты. Во-первых, не факт, что эти ошибки обнаружат проверяющие. Во-вторых, даже если налоговики их найдут, то они потратят время на то, чтобы их зафиксировать и проанализировать. А значит, повышаются шансы на то, что они пропустят какие-то более серьезные недочеты.

История из практики
В ходе выездной проверки инспектор обратил внимание на то, что компания систематически не включала в доходы суммы договорных санкций, признанных ко взысканию в ее пользу постановлениями судов. Несмотря на это налогоплательщик решил не подавать уточненные декларации до получения акта проверки. Это позволило уточнить свои налоговые обязательства только исходя из отраженных в акте фактов неправомерного неучета доходов.

  • Не пускать инспекторов

Не пуская инспекторов на территорию в ходе выездной проверки, Вы только усугубите ситуацию. Налоговики могут решить: компании есть, что скрывать, – и добьются постановления о выемке. Либо, что еще хуже, призовут на помощь сотрудников полиции (к слову, в последнее время налоговики часто прибегают к такой помощи, т. к. совместные проверки гораздо результативнее – заканчиваются большими доначислениями).

  • Говорить лишнее и неправду

Налоговики активно используют опросы сотрудников и руководителей проверяемой компании, чтобы выявить признаки мнимости сделок. Проверяющие пытаются воссоздать ситуацию «под протокол», чтобы через нестыковки и всевозможные ошибки показать, что компания не заключала никаких сделок, выдает зарплату в конвертах и т. п. Поэтому главное правило: перед тем как отвечать на вопросы инспекции, следует документально восстановить все обстоятельства сделки, проговорить и согласовать все ее моменты с контрагентом. Любая незначительная информация, не укладывающаяся в общую логику совершения сделки в понимании инспекции, может стать предметом судебных разбирательств.

  • Конфликтовать

Некоторые налогоплательщики открыто идут на конфликт с проверяющими. Нервозные отношения с инспекторами во время выездной проверки приводят к излишней озлобленности и, как следствие, к дополнительному служебному рвению с их стороны. Вывод – с проверяющими необходимо поддерживать дружеские или хотя бы нейтральные отношения в рамках действующего законодательства.

Если к вам пришла выездная проверка, не надо сразу же паниковать – с выездной проверкой в своей работе встречается почти каждая компания. Выездную проверку надо просто пережить. Самый верный путь в данной ситуации – сразу же привлечь грамотных юристов для сопровождения выездной проверки . С ними риск совершения ошибок сведется к минимуму.

Обращайтесь к нашим специалистам – мы поможем пережить выездную проверку с наименьшими потерями для бизнеса!

Связаться с экспертом

Приветствую посетителей «Блога Фискала»! Как я и обещал в конце статьи «Как подготовиться к выездной налоговой проверке? » опубликовываю статью о том, как вести себя во время выездной налоговой проверки .

Лицо, отвечающее за контакт с проверяющими .

Необходимо выделить сотрудника, который будет взаимодействовать с налоговиками в течение всей проверки – получать требования, передавать документы и т.д.

Лицо, которому будет поручена данная почетная обязанность должно отвечать следующим требованиям: адекватен; морально и психологически устойчив; имеет опыт прохождения выездных налоговых проверок; имеет возможность отвлекаться от текучей работы по первой необходимости; знает порядок проведения выездной налоговой проверки; а так же желательно — бывший сотрудник налоговых или правоохранительных органов (идеально бывший сотрудник отдела выездных проверок ИФНС или отдела документальных проверок и ревизий МВД), разбирается в налогообложение.

При выборе из сотрудников организации взаимодействие с налоговиками в ходе ВНП обычно возлагается на главного бухгалтера, финансового директора или начальника (сотрудника) отдела экономической безопасности организации. В тоже время главному бухгалтеру или финансовому директору, как правило, сложно уделять проверяющим необходимое количество времени, а сотрудник экономической безопасности мало разбирается в порядке проведения ВНП и налогообложение. Поэтому наилучшим вариантом будет привлечь для этого специалистов – налоговых консультантов, например, Вы можете обратиться к нам через наш интернет-сервис налоговых консультаций «Фискал Консалтинг» в разделе УСЛУГИ.

Важно, что бы все взаимодействие происходило через одно выделенное лицо. Не нужно, чтобы каждый бухгалтер бегал к проверяющим по вопросам, относящимся к его участку. Если возникнет необходимость разъяснить налоговикам какие либо моменты это должно происходить в присутствие лица, которому поручено взаимодействие с проверяющими.

Представление документов (информации) в ходе выездной налоговой проверки.

Самое главное забудьте о предоставлении документов проверяющим по их устным требованиям. Все документы, которые они хотят получить в копиях или электронном виде должны быть ими истребованы в соответствии с положениями ст. 93 НК РФ.

Представлять документы в копиях или в электронном виде следует в срок, но не ранее. То есть на 10 день (или 20 день при проверке консолидированной группы налогоплательщиков) после получения требования.

Представлять оригиналы документов для ознакомления проверяющим следует только при получении от них Уведомления о необходимости обеспечения ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов (рекомендуемая форма Уведомления приведена в письме ФНС России от 08.10.2010 г. № АС-37-2/12931@ (в ред. Письма ФНС РФ от 25.05.2011 г. № АС-4-2/8352@)). Передача оригиналов документов для ознакомления должна производиться только по описи (реестру).

Контакт иных сотрудников организации с проверяющими.

Все сотрудники, кроме лица, которому поручено взаимодействие с проверяющими, не должны с ними контактировать по рабочим вопросам вообще! Исключения составляют следующие случаи:

Если проверяющие хотят получить какую то конкретную информацию от конкретных сотрудников в письменном виде, то это должно происходить в рамках ст. 90 НК РФ (участие свидетеля). При этом на допросе обязательно должно присутствовать лицо, которому поручено взаимодействие с проверяющими.

Если проверяющим требуются пояснения (разъяснения) в устной форме, в связи с тем, что они что либо не могут понять, то сотрудник организации, к компетенции которого относится тот или иной вопрос, должен общаться с налоговиками также только в присутствии лица, которому поручено взаимодействие с проверяющими.

Личный контакт с проверяющими.

Исходя из практики, могу Вас заверить, что большинство вопросов у налоговиков могут отпасть еще до того, как они начнут подготавливать проект акта выездной налоговой проверки. Поэтому, личные отношения у налоговиков и лица, которому поручено взаимодействие с проверяющими, должны быть дружескими. Для этого обычно данное лицо приходит пару-тройку раз в день попить вместе с ними чай и поговорить о погоде, спорте, фильмах и т.д. и т.п. Очень хорошо если есть возможность организовать совместные обеды ответственного лица и налоговиков.

Чаем и обедами мы достигаем хороших личных отношений, отнимаем серьезную часть рабочего времени у проверяющих, расслабляем их (когда человек расслаблен и сыт рвение к работе утихает). Также в ходе чаепитий можно узнать о том, что заинтересовало проверяющих в ходе проверки и, соответственно, оперативно отреагировать.

Таким образом, вся модель поведения должна говорить налоговикам о том, что у Вас хорошая организация и хорошие, добрые, открытые к общению сотрудники, но порядок проведения проверок, свои права и обязанности Вам отлично известны и отступать «от буквы закона» Вы не намерены.

Удачно Вам пройти проверку!

2024 teploblok29.ru. Строительный портал - Teploblok29.