Радонеж камень на берегу пажи. История села радонеж

В двенадцати верстах от Свято-Троицкой Сергиевой Лавры расположился чудный, живописный уголок. В отдалении от шумных трасс и в окружении лесов возвышается Спасо-Преображенский храм с величественной колокольней. У подножия холма, на котором высится церковь, змейкой вьется речка Пажа. Она ведет путников к источнику преподобного Сергия. А там солнечные лучи, бесконечно отражаясь в золотых куполах над образами преподобных Сергия, Кирилла и Марии, игриво наполняют своим светом всю долину.

Древнее село Радонеж получило свою известность благодаря благочестивым родителям преподобного Сергия, которые в начале XIV века переселились в здешние места из Ростова. В чудесный городок Радонеж, на подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, и отправились паломники из .


В дар Радонежскому храму Преображения Господня мотоциклисты привезли икону Собора Радонежских Святых, которую передали настоятелю подворья, иеромонаху Роману.
2.


3.

Чаще всего Радонеж упоминают, повествуя о детстве Варфоломея, будущего преподобного Сергия, но история этого села началась многими веками ранее. Издревле на берегах рек Вори, Пажи и Торгоши селились финно-угорские племена - меря и балты. Около XI века сюда пришли славяне, которые основали на пересечении Переславской дороги и реки Пажи поселение, именуемое в летописях Радонежем.
4.

Согласно преданию, это название происходит от имени собственного - Радонег. Вероятно, так звали человека, который некогда основал здесь село. Хотя само слово Радонеж в первую очередь ассоциируется с радостью. И действительно, исполненный Духа Святого преподобный Сергий стал радостью и утешением не только для своих благочестивых родителей, но и для всей Руси, коим и остается по сей день. Преподобный отче Сергие, моли Бога о нас!
5.

В середине XII века Радонеж вошел в состав Ростово-Суздальского княжества, а в начале XIII века - в состав великого княжества Владимирского. После татаро-монгольского нашествия 1237-1240 годов здесь жили ханские баскаки, которые следили за вверенной им территорией и собирали дань. Память об этом хранят названия пустошей - Ханская и Баскакова.
6.

Во второй половине XIV века Радонеж был присоединен к образовавшемуся в 1263 году Московскому княжеству. Ханских баскаков сменили княжеские наместники. С их приходом в селе появилась большая усадьба и церковь в честь Рождества Христова. Московский князь желал усилить положение своего княжества, которое в то время было малочисленным. Одним из способов этого было привлечение на службу знатных людей из соседних уделов, которым на новых землях предоставлялись различные льготы.
7.

Как пишет Епифаний Премудрый в житии преподобного Сергия Радонежского, великий князь Иван I Калита (внук Александра Невского) по малолетству своего сына Андрея поставил в деревне, именуемой Радонеж, наместником некоего Терентия Ртища. А тот, прослышав про бедственное положение ростовских бояр и желая привлечь большее число поселенцев, пригласил их в тогда почти незаселенный Радонежский край.

Среди переселенцев были бывший княжеский воевода Кирилл, его жена Мария и трое сыновей - Стефан, Варфоломей и Петр. Впоследствии их среднему сыну, Варфоломею, Божиим Промыслом было уготовано стать не просто благочестивым молитвенником и смиренным иноком, но великим Игуменом земли Русской и строителем Святой Руси.

8. Источник преподобного Сергия Радонежского

Святой равноапостольный князь Владимир крестил Русь, а спустя три столетия преподобный Сергий ее возродил духовно, возвысил, вывел Русь из нравственного оцепенения и разрухи. Преисполненный Любовью инок вновь обратил людей ко Господу и по всей земле русской рассеял семена веры Христовой. Во все концы разлетелись «птенцы Сергиевы из родного гнезда Радонежского», которые, беспрестанно славя Господа, приумножали стадо Христово по всей Отчизне. Учениками и духовными друзьями преподобного Сергия основано около сорока монастырей, из которых, в свою очередь, вышли основатели еще порядка пятидесяти обителей. Духовные дети великого Радонежского подвижника разбрелись по всей северо-восточной Руси, повсюду зажигая благодатный огонек духовной жизни и разливая свет просвещения христианского. Богоносный авва Сергий стал духовным отцом не только для своих учеников, но и для всех православных христиан на Руси.

В Радонеже преподобные Кирилл и Мария прожили около семи лет, ни на мгновение не оставляя дел добродетели. Как и в Ростове, они, исполняя заповедь апостола Павла, всегда гостеприимно встречали под своей крышей странников, помогали нуждающимся, покровительствовали расположенному по соседству Покровскому Хотькову монастырю. Предчувствуя скорую кончину, благочестивые родители преподобного, оставили все мирские заботы и удалились в Покровскую обитель, где приняли постриг в схиму и в молитве и покаянии стали приуготовляться ко встрече с Господом.

После смерти московского князя Ивана Калиты Радонежские земли, вместе с основанным на них к тому времени Троицким монастырем, перешли к его жене Ульяне с сыновьями. После ее кончины в 1374 году часть имений княгини наследовал князь Дмитрий Иванович Донской, а волости Бели и Радонежская достались его двоюродному брату - князю Владимиру Андреевичу Серпуховскому. Князь Владимир Андреевич глубоко почитал мудрого Троицкого игумена и, желая сделать дело на благо его обители, назначил монастырю ругу - ежегодное продовольственное содержание. После великой победы войска Дмитрий Донского на Куликовом поле, князь Владимир Андреевич, который в том сражении руководил засадным полком, по благословению преподобного Сергия Радонежского устроил в Серпухове Высоцкий монастырь с церковью в честь Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы.

После смерти Серпуховского князя в 1410 году его владения были разделены между его женой и пятью сыновьями. Радонежская волость вместе с некоторыми другими землями достались четвертому сыну Владимира Храброго - князю Андрею Владимировичу. Им был выстроен кремль, окруженный земляными валами, после чего Радонеж стал столицей удельного княжества. Главный соборный храм был освящен в честь Преображения Господня. С этого времени Радонеж стал именоваться в летописных документах Городком Радонежским или просто Городком.

После смерти князя Андрея Владимировича в 1426 году Городок наследовал его племянник князь Василий Ярославич Боровской. В 1456 году, когда Великий князь Василий II отнял удел Василия Ярославича, Радонеж вновь вошел в состав московского княжества. Его наследник, Иван III, собирая и объединяя земли вокруг Московского княжества, желал сделать из Радонежской и нескольких прилегающих волостей Радонежский уезд. В 1492 году он перевел в Радонеж ярмарку, которая до этого проходила в Троицком монастыре, а в 1505 году завещал город своему сыну Василию.

В Смутное время многие святые обители Руси были разграблены и разрушены польско-литовскими интервентами. В течение долгих 16 месяцев Троице-Сергиев монастырь осаждали войска Лжедмитрия. Близлежащие к обители Покровской Хотьков монастырь и Радонежский Городок были практически уничтожены западными захватчиками. В 1616 году царь Михаил Федорович передал так и не восстановившийся Городок Троице-Сергиевому монастырю. У монастырской братии не хватало средств для устроения храма, и тогда они попросили у государя выдать им «повалушу», т.е. большую неотапливаемую башню, из соседнего села Воздвиженское. Монахи переделали башню в шатровый храм и освятили его в честь Преображения Господня.

13. Спасо-Преображенский храм

По указу Екатерины II о секуляризации церковных земель село Городок перешло в разряд казенных. Новая каменная Преображенская церковь с приделом Преподобного Сергия Радонежского в трапезной была выстроена на средства прихожан в 40-е годы XIX века. Она считается одним из лучших образцов архитектуры стиля ампир. Создание проекта приписывают архитектору А.Г. Григорьеву.

14. Спасо-Преображенский храм

В 1854 году храм был окружен оградой с угловыми башнями. Сначала он стоял отдельно от трехъярусной колокольни, но в 1860-х годах их объединили трапезной. На звоннице установили семь колоколов. Самый большой из них весил более трех тонн. Храм украшали сразу два иконостаса: пятиярусный - в главной части и двухъярусный - в приделе.

15. Спасо-Преображенский храм

В 70-е годы XIX века в селе появилась земская начальная школа. Примерно с середины XIX века древнее село Городок стало привлекать историков и археологов.

С приходом советской власти Спасо-Преображенский храм закрыли. Дом священника снесли и на его месте устроили свиноферму. В стенах Преображенской церкви разместилось зернохранилище, а в 1941 году здесь поселился клуб…

В послевоенные годы произошло некоторое потепление в отношении власти к Радонежскому краю и его святыням. В 1960 году городище стало охраняться как памятник археологии республиканского значения, а спустя 14 лет, в 1974 году, под опеку государства была отнесена и Преображенская церковь. С этого момента началось ее постепенное восстановление. Еще около двух десятилетий в храме располагалась экспозиция Загорского государственного музея-заповедника, посвященная истории Радонежа.

В памятный для всего русского православного мира 1988 год, в который отмечалось 1000-летие со дня Крещения Руси, напротив Спасо-Преображенского храма появился памятник преподобному Сергию Радонежскому. Его возведение планировалось осуществить годом ранее, но авторы проекта столкнулись с рядом трудностей, чинимых богоненавистнической властью.

Несмотря на то, что об открытии памятника было известно заранее, в телевизионном выпуске новостей накануне мероприятия оно было представлено как носящее антисоветский характер. Такое заявление тут же вызвало огромный резонанс, как со стороны настроенного против церкви народа, так и со стороны властей. Грузовик, в котором скульптор Вячеслав Клыков вез монумент на торжественное открытие, был остановлен на Ярославском шоссе на полпути и развернут. Тем временем в Городке был срыт пьедестал для памятника, а вдоль дороги выставлены кордоны милиции.

19. Памятник преподобному Сергию Радонежскому в Радонеже

Так звучат воспоминания тех, кто 20 сентября 1987 года ехал в сторону тогда еще Загорска на открытие памятника:

«Множество людей, направляющихся к шоссе, ведущему в Городок (Радонеж), встречают усиленные наряды милиции. Из мегафона доносится металлический голос: «Немедленно освободить проезжую часть дороги!» Прибывших людей, не обращая внимания на их пол и возраст, сталкивают с шоссе в непролазную грязь. Около пяти тысяч человек во главе с Левшовым (держащим в руках красное развернутое знамя, привезенное из Берлина), Сычевым и монахом Гермогеном, построившись в колонну, буквально с боем проходят сначала сквозь один, потом сквозь другой кордон милиции.

Бетонный мост через небольшую речку Пажа перегорожен машинами и последним, наиболее многочисленным нарядом милиции. Над колонной взметаются хоругвь со Спасом Нерукотворным и знамя с изображением Георгия Победоносца. Люди с криками «ура» идут на последний прорыв: милиция оттеснена, машины сдвинуты. Колонна прошла сквозь все преграды» . ()

И все же благодаря настойчивости граждан и не без Божией Помощи, 29 мая 1988 памятник был установлен. Величественный монумент преподобному Сергию Радонежскому создал скульптор Вячеслав Михайлович Клыков. Огромный вклад в появление памятника внесли член Союза художников СССР, руководитель Патриотического союза «Россия» Игорь Сергеевич Сычев, ветеран Великой Отечественной войны, участник штурма Рейхстага, гвардии полковник Ерофей Михайлович Левшов и монах Гермоген (в миру - Геннадий Михайлович Хмельницкий).

С холма-пьедестала на Русь-матушку взирает старец. Глаза его прикрыты, но духовным зрением он видит то, что другим не открыто. Он слышит каждого, обращающегося к нему, и молится Всевышнему за всю Русскую землю. В средней части фигуры выделяется фигура мальчика в простом крестьянском одеянии. Он держит в руках икону ветхозаветной Троицы. Это отрок - юный Варфоломей, «сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы».

В 1989 году указом Президиума Верховного Совета РСФСР Городку было возвращено его историческое название - Радонеж. В 1990-х годах Преображенская церковь была возвращена Русской Православной Церкви. Сейчас это подворье Троице-Сергиевой лавры.

В храме сохранились фрагменты росписи 1870-х годов. На сегодняшний день фрески и иконостас восстановлены.

24. Спасо-Преображенский храм

С Радонежской землей связаны имена многих известных людей. Из этих мест был родом первый казанский архиепископ Гурий (+ 4 декабря 1563) и, как полагают историки, - гениальный иконописец Андрей Рублев. Радонеж вдохновлял писателя Сергея Аксакова и знаменитых художников Михаила Нестерова и Виктора Васнецова.

Благодаря невероятному усердию и трудам настоятеля храма, иеромонаха Романа (Шубёнкина), и с помощью добрых людей удалось восстановить храм и прилегающие территории в том величественном благолепии, в котором его видят паломники, сейчас приезжая в древний Радонеж.

Посещение Радонежской земли не только открыло сокровищницу Радонежья, но и позволило Православным собраться вместе. Дорога, собирающая благочестивых единомышленников - это одно из богатств, доступных сегодня каждому. Как отметил священноархимандрит Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на одной из встреч с молодежью: "Дружба - одно из немногих приобретений для человека, имеющее самостоятельную ценность". Паломничество дает нам это ценное приобретение.

В храме в честь Преображения Господня завершилась часть паломничества по святым обителям земли Радонежской. Путники познакомились с историей древнейших обителей Московской области, и смогли помолиться перед их святынями. Огромной радостью стала возможность провести Лазареву субботу в уединенных скитах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, в которых многие лета назад славили Имя Господне великие святые и подвижники благочестия. Не меньшим счастьем было и оказаться на Божественной Литургии в Успенском соборе Лавры в Праздник Входа Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим, а потому, завершив странствие по Радонежским обителям, паломники отправились в подмосковную Истру, где находится "Русская Палестина" - Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь.

Другие рассказы о паломничестве "Радонежье".


С ело Радонеж находится в южной части Сергиево-Посадского района, между 59-м км Ярославского шоссе и платформой «Абрамцево» Северной железной дороги. Географически Радонеж располагается у основания южного склона Клинско-Дмитровской гряды, на левом берегу речки Пажи. Для его окрестностей характерны пологие холмы с плоскими вершинами, склоны которых рассечены крупными и мелкими оврагами. Село со всех сторон окружают небольшие поля. За ними темнеет густой лес из елей, осин, берез и ольхи. В отдельных местах встречаются группы сосен, края оврагов обрамляет черемуха. К северу от села растет несколько десятков дубов. В прошлом они вместе с липой составляли основу подмосковных лесов.

Из девяти вековой истории поселения можно выделить периоды существования его как села Радонежского, городка Радонежа и села Городок.

Село Радонежское

Радонеж был основан, предположительно, в XI в. расселявшимися по Волго-Окскому междуречью славянами. Об этом свидетельствует его название, которое представляет собой притяжательную форму личного славянского имени Радонег. Поселения с названием Радонеж существовали в прошлом в Смоленской земле, в верховьях р. Оки (на стыке современных Курской и Орловской областей) и в среднем течении р. Киржач (Владимирская область). Славянами на территории Сергиево-Посадского района были основаны также Хотьково (название происходит от личного имени Хотонег или Хотобуг) на р. Паже, выше Радонежа, и Веленеж (от личного имени Веленег) на рч. Козелке, левом притоке р. Торгоши. Название последней также происходит, предположительно, от славянского имени Утрогость (Утрогость-Уторгош-Торгоша).

Около середины XII в. Радонеж вошел в состав территории Ростово-Суздальского княжества, а в первой четверти XIII в. - в состав великого княжества Владимирского.

После татаро-монгольского нашествия 1237-1240 гг. княжества Северо-Восточной Руси стали частью Золотоордынского государства. Ханские чиновники провели перепись населения и обложили его данью. Сбором дани и надзором за подвластной территорией стали ведать баскаки. Эти ханские наместники сидели, в частности, в Радонеже. Об этом свидетельствуют названия пустошей Ханская и Баскакова, которые находились в окрестностях поселения. Кроме того, в народной памяти сохранились сведения о капище Белые Боги, в котором молились баскаки. Оно располагалось на холме, возвышающемся к востоку от Радонежа.

Пребывание баскаков в Радонеже было вызвано тем, что рядом с ним проходила Переславская дорога. На основе анализа документов и натурных обследований местности удалось локализовать часть этой одной из древних дорог Северо-Восточной Руси на пространстве между реками Клязьмой и Дубной. Согласно современной топонимике дорога от с. Звягина Пушкинского района Московской области, лежащего между Клязьмой и ее притоком Учей, доходила до д. Талицы и далее шла до с. Рахманова примерно в том же направлении, в котором идет так называемое Старое Ярославское шоссе. Затем она шла на север до д. Новоселки Сергиево-Посадского района, здесь пересекала р. Ворю, сворачивала на восток и, оставляя с запада Радонеж, пересекала р. Пажу. Далее, миновав Радонеж, дорога вновь шла на север, проходила между деревнями Рязанцы и Морозове и через восточную окраину пос. Семхоз выходила к с. Благовещенскому. Отсюда она между селами Деулино и Бужаниново уходила к истокам Дубны.

Во второй четверти XIV в. Радонеж вошел в состав образовавшегося в 1263 г. Московского княжества. Баскаков сменили княжеские наместники. Теперь они занимались сбором налогов и судебными делами. Для них самих, их помощников и челяди была построена большая усадьба с церковью, посвященной празднику Рождества Христова. Московское княжество было малонаселенным, поэтому в обязанности наместников входило также привлечение людей на подведомственную им территорию путем предоставления различных льгот. Возможно, прельщенный этими льготами, в 1332 г. в радонежскую «весь» переселился со своей семьей и родственниками ростовский боярин Кирилл. Епифаний Премудрый писал о последнем: «Этот... раб Божий Кирилл прежде обладал большим имением в Ростовской области, был он боярином, одним из славных и известных бояр, владел большим богатством, но к концу жизни в старости обнищал и впал в бедность». Вероятно, боярин и его жена Мария основали во второй половине 1330-х годов на Хотькове первый в истории Подмосковья пустынножительский Покровский монастырь. После их смерти, наступившей, предположительно, в 1342 г., их второй сын Варфоломей решил тоже начать иноческую жизнь. Вместе со своим старшим братом Стефаном, который уже принял монашеский постриг в связи со смертью жены, Варфоломей ушел на рч. Кончуру, протекавшую в 15 км севернее Радонежа. Здесь братья «...сделали постель и хижину и устроили над ней крышу, а потом келью одну соорудили и отвели место для церкви небольшой, и срубили ее... освящена была церковь во имя святой Троицы...». Стефан, увидев, «что трудна жизнь в пустыни» , вскоре ушел в Москву. Варфоломей, оставшись один, «... изучил все монастырские дела и монашеские порядки, и все прочее, что требуется монахам». Только после этого он призвал игумена Митрофана, вероятно, настоятеля Покровского монастыря, который «постриг его в ангельский образ» , дав ему имя Сергий. Это событие произошло 7 октября 1342 г. Монашеская жизнь преподобного Сергия складывалась из телесных трудов, смиренной кротости, благодетельных и безгневных чудес, мистических видений и участия в политической жизни Московского княжества (Г.Федотов).

Особенностью Троицкого монастыря времен преподобного Сергия было стремление к созерцательности и безмолвию. Подобный монастырь, представлявший собой школу духовного делания, основал позже и Кирилл Белозерский (?-1429), собеседник преподобного. После него сергиевское направление в северном монашестве продолжил Дионисий Глушицкий (?-1437), а вслед за ним - Нил Сорский (?-1508) и Корнелий Комельский (?-1537). Последними представителями этого направления являлись Диодор Юрьегорский (?-1633) и Елизар Анзерский (?-1656).

Троицкий монастырь был основан на территории Радонежской волости. Ввиду этого обстоятельства за преподобным Сергием закрепилось прозвище «Радонежский». Волость располагалась между течением р. Вори, ее левым притоком Торгошей и верховьем р. Вели, притока Дубны. К западу от нее находилась волость Бели, ограниченная верхним течением Вори, рч. Подмаш, левым притоком Яхромы, и верховьем рч. Кокотки, одного из правых притоков Вязи. С юга к ней примыкала еще одна московская волость Воря, рубежами которой служили среднее течение одноименной реки и верховья рч. Скалбы, левого притока Учи. К северу и востоку от Радонежской волости находились переславские, а к северо-западу - дмитровские земли.

Радонежская волость вошла в состав московских земель не позже времени княжения Ивана Калиты (1325-1340). Первоначально она являлась владением московского князя, а после смерти Ивана Калиты свыше ста лет входила в состав различных уделов. Ее переход от одного владельца к другому был связан с особенностью исторического развития Северо-Восточной Руси. Московские князья, подобно остальным Рюриковичам, смотрели на доставшиеся им по наследству или приобретенные ими каким-либо образом земли как на свое родовое владение. Начиная с Ивана Калиты, они делили между наследниками не только личное имущество, но и территорию княжества. Выделенные отдельным мужским представителям рода земли из доли родового имущества (удела) затем превращались в собственность их наследников и начинали делиться уже между ними. Женщинам рода земли давались в пожизненное пользование, а после их смерти они обычно распределялись между мужчинами семьи или рода.

Ко времени основания Троицкого монастыря Радонежская волость с еще 15-ю волостями входила в состав удела княгини Ульяны. Она получила их согласно завещанию своего мужа великого московского князя Ивана Калиты, умершего в марте 1340 г. Сама вдова-княгиня умерла не позже 1374 г. Две трети ее владений перешли к великому московскому князю Дмитрию Ивановичу, а одна треть, в которую вошли, в частности, волости Бели и Радонежская, достались двоюродному брату последнего, князю Владимиру Андреевичу Серпуховскому. Теперь наместники князя, сидевшие в селе Радонежском, управляли двумя смежными волостями.

Владимир Андреевич, вероятно, при объезде своих новых владений познакомился с троицким игуменом и подпал под влияние этой незаурядной личности. Он распорядился выделять впредь монастырю часть из тех съестных припасов, что собирались радонежскими наместниками в качестве натурального налога (подобное распоряжение было сделано в 1506 г. великим князем Василием III относительно Хотьковского Покровского монастыря). Кроме того, он захватил преподобного Сергия на княжеский съезд в Переславль, где тот крестил княжича Юрия, сына Дмитрия Донского. После съезда Владимир Андреевич уговорил старца съездить с ним в Серпухов. «Честный старец Сергии, прииде в Серпухов и улюби место на Высоком и ту заложи церковь своими руками Зачатье святыя Анны, егда зачат святую Богородицю и устрой монастырь». В 1380 году он, по преданию, благословил Дмитрия Ивановича Донского и Владимира Андреевича на Куликовскую битву. Таким образом, благодаря удельному серпуховскому князю преподобный Сергий Радонежский оказался вовлеченным в политическую жизнь Северо-Восточной Руси.

Городок Радонеж

Серпуховский князь умер в мае 1410 г. Свои владения он разделил между пятью сыновьями и женой. Его четвертому сыну Андрею достались «Радонеж с тамгою и с мыты. Бели, Черноголовль... с селы и с бортью... и со всеми пошлинами, Яковля слободка, Кишкина слободка, Тухачев». Кроме того, ему и его брату Василию был выделен в совместное владение город Углич со станами.

Вероятно, при Андрее Владимировиче в селе Радонежском появился свой кремль, иначе говоря, крепость, и оно с тех пор стало упоминаться в документах как городок. Для устройства укрепления была использована площадка в излучине Пажи. На расстоянии примерно 10 м от ее края по всему периметру была сделана песчаная насыпь, основание которой равнялось 5 м, а высота - 3 м. Затем насыпь была обложена дерном. На ее вершине поставили деревянные стены. С северо-восточной напольной стороны площадки вырыли ров, сузивший проход в крепость до трех метров. Местоположение радонежской крепости на далеко выдающейся в сторону речной долины части подошвы холма свидетельствует, в частности, о том, что она использовалась прежде всего как убежище.

О князе Андрее Радонежском известно, что он был женат на дочери московского боярина Ивана Дмитриевича Всеволожа. В январе 1414 г. он вместе с братом Василием участвовал в походе своего троюродного брата князя Юрия Дмитриевича Звенигородского против нижегородского князя Данилы Борисовича. В июле 1422 г. при участии Андрея Владимировича и Юрия Дмитриевича была проведена местная канонизация преподобного Сергия Радонежского. Вероятно, на их средства в монастыре был выстроен белокаменный Троицкий собор, для которого Андрей Рублев написал свою знаменитую «Троицу».

Князь Андрей Радонежский умер, как и его братья, в мор 1426-1427 гг. Земли Владимира Андреевича Серпуховского, потерявшие владельцев, перешли к Василию Ярославичу, его внуку от третьего сына. Почти все время княжения Василия Ярославича пришлось на династическую войну 1425-1453 гг.

Эта война шла между великим князем Василием II и его дядей Юрием Звенигородским, а затем сыновьями последнего Дмитрием Косым и Дмитрием Шемякой. В феврале 1446 г. великий князь отправился на богомолье в Троицкий монастырь. В это время его тогдашние противники, князья Дмитрий Шемяка и Иван Можайский, с помощью заговорщиков спокойно вошли в Москву, захватили мать и жену Василия II, разграбили его казну и дома его сторонников. На поимку самого Василия II в монастырь отправился Иван Андреевич Можайский. Некий Бунко предупредил великого князя, что ему грозит опасность попасть в руки своих врагов. Василий II ему не поверил и, оставаясь в монастыре, лишь приказал выставить сторожевой заслон на Переславской дороге. Великокняжеская стража расположилась на высокой горе близ монастыря, где в настоящее время проходит восточная окраина пос. Семхоз. Ивану Можайскому стало известно о заслоне, и он пошел на хитрость. Князь приказал раздобыть сани, спрятал в них по паре воинов, а еще одному под видом возницы велел идти рядом с санями. Проявившая беспечность стража Василия II была без особых усилий обезоружена людьми можайского князя. Василий II был схвачен, отвезен на санях в Москву и ослеплен. Затем его отправили в Углич, который он получил во владение на правах удельного князя. В этой войне, закончившейся в 1453 г. победой Василия II, князь Василий Ярославич неизменно оставался верен великому князю. Тем не менее, когда в 1456 г. между ним и Троицким монастырем вспыхнул конфликт, Василий II приказал схватить серпуховского князя и бросить его в тюрьму. Василий Ярославич умер зимой 1483 г., пробыв в заточении около 27 лет. Его владения сразу же после ареста Василий II присоединил к своим землям. Таким образом, с 1456 г. Радонеж с подчиненными ему волостями вновь, и теперь уже навсегда, стал принадлежать великим московским князьям.

При Василии II Московское княжество из родовой вотчины Даниловичей превратилось в вотчину великокняжеской семьи. Его сын Иван III стремился, в свою очередь, превратить княжество в вотчину одного великого князя. Василий II присоединил к своим владениям земли двоюродных братьев. Иван III же стал присоединять земли родных братьев. В 1472 г. умер бездетный князь Юрий Васильевич Дмитровский. Иван III, вопреки обычному праву, не стал выделять из этого вымороченного удела каких-либо частей своим братьям, а весь его объявил своей личной собственностью. Возможно, в целях лучшего управления своих расширившихся владений, он решил создать из волостей Радонежская и

Бели, входивших в состав княжества Василия Ярославича, и волостей Воря и Корзенев, входивших в состав удела Юрия Дмитревского, новую территориальную единицу - Радонежский уезд. Земли нового уезда, возникшего не позже 1473 г., располагались по обоим берегам верхнего и среднего течения р. Вори. Городок Радонеж был связан сетью дорог не только с Москвой, Переславлем и Дмитровым, но и с центрами соседних волостей и станов, а также всех крупных поселений уезда. Тем не менее в силу неизвестных причин он не стал торгово-ремесленным центром уезда. Не помогло даже то, что 25 сентября 1492 г. «на Сергиеву память князь великий торг перевел от Троицы на городок в Радонеж» . Ремесленники городка, судя по материалам археологических раскопок, обслуживали в основном наместников с их помощниками и слугами и горожан.

В 1530-е годы в Радонеже была устроена ямская станция. С нее для правительственных чиновников представлялись лошади и подводы для проезда до подобных станций, располагавшихся на реках Уче и Дубне. В конце XVI в. на городецком яме служило 40 ямщиков.

В течение ХV-ХVI вв. все некогда свободные земли уезда оказались в чьей-либо собственности. В середине XVI в. около 45 /о земель находилось во владении Троице-Сергиева монастыря, около 38% принадлежало светским лицам около 5% - нескольким московским и подмосковным монастырям, примерно 1% - царскому дому и около 1% числилось за городком. Земли последнего простирались по обоим берегам рч. Пажи. Северная граница от р. Вори, дойдя до Пажи, пересекала последнюю и шла вверх по безымянному оврагу. Дойдя до его начала, она сворачивала на дорожку, связывавшую городок с троицкой д. Морозове, и по дорожке спускалась к рч. Подмаш, левому притоку Пажи. Затем она шла вверх по Подмашу до Фоминского оврага. Восточная граница шла вверх по Фоминскому оврагу, с его истока она переходила на верховье Олешковского оврага. Южная граница с Олешковского оврага переходила на Могилицкий овраг, спускалась по нему до большого Городецкого оврага и по последнему доходила до р. Пажи, с которой переходила на Ворю. Западная граница шла вверх по Воре от земель дворцовой д. Голыгино до земель частного сельца Арханова (Смотрите иллюстрацию. Чтобы увеличить, кликните её).

Наиболее крупные пограничные овраги использовались радонежцами в хозяйственных целях. При их натурном обследовании были обнаружены частично размытые земляные плотины. При помощи последних овраги были превращены в пруды. В верховье оврага, впадающего с востока в Пажу, сохранилась плотина (длина - 16 м, ширина в основании - 9 м, высота - 1,5 м), через которую проходила дорожка Радонеж-Морозово. Плотина перегораживает среднюю часть Фоминского оврага (длина - 26 м, ширина в основании - 8 м, высота - 2 м). Небольшая плотина перегораживает верхнюю часть Олешковского оврага (длина - 17 м, ширина в основании - 4 м, высота - 70 см). Из двух плотин Могилицкого оврага сохранилась та, что была насыпана в его средней части (длина - 60 м, ширина в основании - 10 м, высота - 2,5 м). Самая мощная плотина была устроена в большом Городецком овраге (длина - 30 м, ширина в основании - 12 м, высота - 2 м). По этой плотине проходила дорога Радонеж - Воздвиженское. На высоком левом берегу Пажи, у подножия крепости и в 0,5 км от нее, были насыпаны две прудовые плотины. Один конец этих плотин уходит в реку примерно на одну треть ее ширины. Плотины замедляли течение водного потока, тем самым приподнимая его уровень выше края низкого правого берега. Благодаря этому нехитрому приему часть речной долины в двух местах была превращена в большие мелкие пруды.

Согласно археологическим исследованиям сам городок занимал территорию чуть больше той, на которой располагается современное село. Дома радонежцев стояли в несколько рядов на расстоянии 10-15 м друг от друга. На юго-западной окраине городка возвышалась деревянная церковь святых Афанасия и Кирилла Александрийских, около которой было устроено кладбище.

Церковь просуществовала до середины XVII в., а затем из-за ветхости была разобрана. От нее сохранились царские врата, украшенные наложенным резным орнаментом. В основе последнего плетенка в виде сдвоенного стебля с завитками.

Неудачная Ливонская война 1558-1583 гг. и опричнина 1565-1572 гг. привели к хозяйственному разорению центра Московского государства. В Радонежском уезде запустели подавляющее большинство светских поместий и вотчин, некоторые монастырские и царские владения, а также и сам городок. Его основными жителями стали ямщики. Ярмарка вновь переместилась в троицкое с. Клементьево. Радонеж, чье становление и развитие было связано с первой московской династией, угасал вместе с этой династией.

Село Городок

В начале XVII в. Московское государство вступило в полосу внутренних раздоров, в которые вмешались Речь Посполитая и Швеция. В ходе событий первого десятилетия XVII в. вместе с центральной частью государства были полностью разорены Радонеж и его окрестности. Троице-Сергиев монастырь, опоясавшийся в середине XVI в. мощными крепостными стенами, подвергся 16-месячной осаде отрядов Лжедмитрия II. С сентября 1608 г. по январь 1610 г. его защитники отбили несколько штурмов, совершили бесчисленное количество крупных и мелких вылазок, выдержали месячный обстрел из артиллерийских орудий и полугодовое моровое поветрие. В феврале 1613 г. на пустующий московский престол был избран Михаил Романов, внучатый племянник первой жены Ивана Грозного. В государстве стали медленно стихать внутренние раздоры, но продолжалась борьба со Швецией и Речью Посполитой.

В ноябре 1616 г. Михаил Федорович велел «дати в дом святые живоначальные Троицы преподобному чюдотворцу Сергию в вотчину» так и не возродившийся городок Радонеж и 12 пустошей, которые ранее были приписаны к городецкому яму. В декабре этого же года монастырские власти обратились к царю с просьбой пожаловать им повалушу с его двора в соседнем селе Воздвиженском, потому что «на городок храм поставить и монастырский двор устроить нечем» . Повалуша (большая неотапливаемая башня) была переделана в шатровую церковь, посвященную празднику Преображения Господня (празднуется 6/19 августа). В пристроенной к ней трапезной имелись приделы «государева ангела Михаила Малеина и Сергия Радонежского».

Весной 1617 г. начался поход на Москву польского королевича Владислава, который в 1610 г. сначала тушинскими, а затем московскими боярами был приглашен на царский трон. После неудачного штурма Москвы в ночь на 1 октября 1618 г. королевич двинулся по Переславской дороге дальше в глубь страны. Возможно, он предполагал захватить Троице-Сергиев монастырь и на основе этого успеха получить от сейма деньги на продолжение войны. Монастырь к этому времени обзавелся своими стрельцами и пушкарями, поэтому Владислав, уяснив сложившуюся ситуацию и памятуя о результатах его предыдущей осады, решил больше не испытывать судьбу. Он отошел дальше по дороге к д. Рогачево и приступил к переговорам. Они проходили в д. Деулино, куда троицкие власти отпустили «...с послы Радонежского городка священника Симеона с честным животворящим крестом, златом и бисером, и камением драгим украшен... и с налоем, украшенным, и блюдом серебряным». 1 декабря был принят окончательно текст договора. Грамоты уложили на блюдо, поверх них положили крест. Послы поочередно подходили к аналою и целовали крест. Затем каждая из сторон подписала грамоты и повесила печати. После этого послы торжественно обменялись текстами договора. В Московском государстве наступил долгожданный мир. Так, волею случая радонежский священник стал участником перемирия, положившего конец польско-литовской интервенции. С наступлением мирных дней троицкие власти довольно быстро сумели заселить новую вотчину путем предоставления льгот и выдачи ссуд тем крестьянам, которые соглашались переселиться в Радонеж. К середине 1620-х годов в селе Городок Радонежский числилось 10 крестьянских и 13 бобыльских дворов, а также двор монастырский, в котором жили «монахи для надзирания монастырской пахоты», и двор воловий. На церковной земле стояли дворы попа, пономаря, 4 кельи нищих. К Преображенской церкви была пристроена колокольница. На погосте еще стояла недействующая церковь святых Афанасия и Кирилла Александрийских. Территория погоста, которая не была занята кладбищем, сдавалась в оброк, и ее использовали в качестве пахотного поля местные крестьяне.

На кладбище Афанасовского погоста в конце XVII в. были погребены несчастные князья Хованские. В 1680-е годы между членами семьи покойного царя Алексея Михайловича вспыхнула борьба за власть. Этой кремлевской схваткой решил воспользоваться тогдашний глава Стрелецкого приказа престарелый князь Иван Андреевич Хованский. Но не успел он подготовить заговор, как цари получили донос на него. Все царское семейство под видом богомольного похода двинулось к Троице-Сергиеву монастырю. Князь И.А.Хованский был вызван в с. Воздвиженское под предлогом встречи украинского гетмана Ивана Самойловича. На пути в село он был схвачен вместе со старшим сыном Андреем Ивановичем. В Воздвиженском думный дьяк Федор Шакловитый зачитал им про их вины. «И за их измену указали великие государи казнить смертью, и, ответши их, головы отсекли, и погребать их у церкви не указали». Согласно Мазуринскому летописцу «тела их велели схоронить на Городце».

До 1764 г. крестьяне с. Городок использовались троицкими властями на монастырской пашне и скотном дворе. В 1764 г. в связи с секуляризацией церковных земель село перешло в разряд казенных. В 1836-1842 гг. в нем на средства прихожан была выстроена каменная Преображенская церковь с приделом преподобного Сергия Радонежского в трапезной. Здание имеет традиционную для приходских церквей ХVII-ХХ вв. трехчастную продольно-осевую композицию. Ее основу составляет бесстолпный односветный четверик храма, завершенный восьмиоконной ротондой. Над ротондой возвышается небольшой барабан с восьмигранной чашей и крестом. С востока к храму примыкает полуциркульная в плане абсида, а с северной и южной сторон - четырехколонные портики дорического ордера. С запада к храму пристроена прямоугольная трапезная с двускатной крышей. За трапезной возвышается трехъярусная колокольня, завершенная шпилем с небольшим крестом. Абсида храма и трапезная украшены квадровым рустом. Первый и второй четверики колокольни декорированы плоскими спаренными пилястрами, завершенными в первом четверике триглифо-метопным фризом, а во втором - треугольным фронтоном. Цилиндрический ярус звона, как и в четвериках, прорезают четыре арочных проема. Во всех ярусах простенки между ними обработаны спаренными пилястрами. Алтарную часть храма закрывает пятиярусный иконостас, а юго-восточный угол трапезной, где располагается придел преподобного Сергия Радонежского, двухъярусный иконостас. Иконы в них написаны местными мастерами во второй половине XIX в. Фрагментарно сохранившаяся стенная роспись относится к 1870-м годам. В 1855 г. вокруг церкви была воздвигнута кирпичная ограда с металлической решеткой и круглыми башенками по углам. В 1860-е годы стоявшая отдельно колокольня была соединена с трапезной узким переходом.

В 1870-е годы в селе стала действовать земская начальная школа. В конце XIX в. в селе насчитывалось 55 дворов. Крестьяне села, как и все в округе, сеяли рожь, овес, горох, сажали картофель. В связи с нехваткой земли и ее малым плодородием многие из них уходили в прислуги, занимались ткацким и столярным промыслами, работали фольговщиками на ближайших предприятиях. В начале XX в. земские власти разрешили использовать под кладбище городище, которое до этого отдавалось то под пахотное поле, то под выгон.

С первой четверти XIX в. село Городок стало привлекать внимание историков, археологов, любителей старины. В 1821 г. его посетил польский исследователь древностей славянских народов З.Д.Ходаковский. В своем «Донесении о первых успехах путешествия в России» он отметил наличие городища в селе и поля под названием Белые Боги рядом с поселением. Профессор Московского университета И.М.Снегирев в ряде своих путеводителей 1840-1850-х годов, посвященных Троице-Сергиевой лавре и Троицкой дороге, впервые познакомил широкий круг читателей с историей поселения и его памятниками. В XX в. большое внимание Радонежу было уделено археологами. Благодаря усилиям Ю.Г.Гендуне, Н.П.Милонова, С.З.Чернова, В.И.Вишневского и А.Е.Бушуева удалось выявить дославянскую историю поселения, уточнить его топографию, собрать значительный материал, относящийся к хозяйственной деятельности и быту радонежцев.

В 1960-1980-е годы государственными органами был принят ряд решений, направленных на сохранение памятников Радонежа и его исторического ландшафта. В 1960 г. на государственную охрану как памятник археологии республиканского значения было поставлено городище, а в 1974 г. как памятник архитектуры республиканского значения - Преображенская церковь. В 1986 г. Мособлисполкомом было принято решение об установлении зон охраны городка Радонежа. Проект этих зон был разработан научными сотрудниками треста «Мособлстройреставрация» А.И.Семеновой, Т.В.Бугаевой и С.З.Черновым (Смотрите иллюстрацию. Чтобы увеличить, кликните её). Северная граница зон охраны начинается близ платформы «Абрамцево», проходит южнее г. Хотьково и между городом и пос. Семхоз сворачивает на юго-восток, а затем через лес выходит к Ярославскому шоссе севернее д. Рязанцы. Восточная граница спускается от Ярославского шоссе на юг к западу от деревень Киримово, Шелково и Лычово и доходит до д. Барково Пушкинского района. Южная граница идет от Барково на запад и севернее с. Рахманова выходит к рч. Сумери. Западная граница идет от Сумери на север и близ д. Антипино Сергиево-Посадского района сворачивает на северо-запад к железнодорожному полотну, далее она идет вдоль полотна за платформу «Абрамцево». Таким образом, зона охраны располагается в юго-западной части Сергиево-Посадского и северо-восточной части соседнего Пушкинского района Московской области.

29 мая 1988 г. к юго-западу от Преображенской церкви села был установлен памятный знак преподобному Сергию Радонежскому (скульптор В.М.Клыков, архитектор Р.И.Семержиев). И.М.Снегирев в одной из статей, посвященных Радонежу, писал: «Здесь нельзя не благоветь к месту, освященному бытноснию святыни храмов и пребыванием Преподобного основателя Дома Святой Троицы и осеняемому невидимым присутствием Ангелов - их блюстителей. Радонеж достоин соответственного ему памятника, который бы указывал прохожему богомольцу следы великого подвижника, отчизнолюбца, споспешника русскому оружию, миротворца и чудотворца. Да не будет место свято пустым!» 133 года спустя его призыв был услышан. Основанием памятного знака служит овальный полутораметровой высоты холм. На его плоской вершине застыла трехметровая фигура старца в монашеском одеянии. Полуопущенная голова монаха накрыта надвинутым на лоб куколем. Глаза старца прикрыты, руки молитвенно сложены на груди. В средней части фигуры камень слегка выбран и из наметившейся продолговатой ниши выступает фигурка мальчика Варфоломея. Он одет в рубашку навыпуск и мягкие штаны, заправленные в онучи. На ногах у мальчика лапти. Широко открытыми глазами Варфоломей смотрит поверх радонежских холмов. В руках он держит резную икону, в центре которой, в круге, изображена ветхозаветная Троица. У основания холма лежит параллелепипед с надписью: «Сергию Радонежскому благодарная Россия».

В октябре 1989 г. указом Президиума Верховного Совета РСФСР село Городок было переименовано в село Радонеж...

Село Радонеж на левом берегу речки Пажи - одно из древнейших поселений Сергиево-Посадского района. Основано оно славянами примерно в XI веке. Это подтверждает и название Радонеж - личное славянское имя «Радонег» в притяжательной форме. Есть мнение, что название соседнего города Хотьково происходит от имени «Хотонег».

Церковь Преображения в селе Радонеж была построена в 1836-1842 гг. Село Радонеж на реке Паже широко известно благодаря тому, что именно здесь начались подвиги преподобного Сергия (Варфоломея), получившего прозвание Радонежский.

Родители маленького Варфоломея переселились в Радонеж из своего имения под Ростовом Великим, откуда их вынудили уехать постоянные притеснения со стороны наместников московского князя Ивана Калиты.

Боярин Кирилл со своей женой Марией и сыновьями Стефаном, Варфоломеем и Петром по приглашению радонежского наместника Терентия Ртища, который обещал переселенцам большие льготы, перебрался в Радонеж.

Позднее Кирилл и Мария приняли постриг в соседнем Хотьковом монастыре, а Варфоломей отправился с ними - присматривать и помогать престарелым родителям.

В XV веке Радонеж стал настоящим городком с крепостью, земляными валами и тремя храмами, центром удельного княжества, которым владел князь Андрей Меньшой. Валы сохранились по сей день, а вот от трех храмов сохранились лишь деревянные царские врата.

Соборный храм крепости носил название Преображенского. При Иване III в Радонеж из Троицкого монастыря была переведена ярмарка. В XVII веке Радонеж стал вотчиной Троице-Сергиевой Лавры. К этому моменту село (или, как указано в документах, «город Радонеж») было разорено в Смутное время, и в нем не осталось ни одного храма.

Монастырские власти приняли решение переделать в шатровый храм башню крепости. Храм освятили в честь Преображения Господня, а в пристроенной трапезной освятили два придела - Сергия Радонежского и Михаила Малеина.

В XVIII веке село приобрело новое название - Городок. Новый храм в селе был построен на средства прихода в середине XIX века в стиле ампир. Первоначально основной объем храма был поставлен отдельно от колокольни, и их объединили трапезной в 1860-х годах.

Основной объем - четырехугольный, по бокам украшен высокими портиками в четыре колонны, на нижний ярус поставлена высокая световая ротонда. В главной части храма был поставлен пятиярусный иконостас, в приделе Сергия Радонежского в трапезной - небольшой двухъярусный. В 1870-х годах храм был расписан, и частично эти росписи сохранились.

В 1974 году храм был поставлен на государственную охрану. В 1988 году рядом с храмом был установлен памятник Сергию Радонежскому по проекту скульптора В.М.Клыкова. Это было 29 мая - в честь 1000-летия Крещения Руси и в честь 600-летия со дня упокоения Преподобного Сергия здесь, напротив храма Преображения. Памятник представляет собой трёхметровую фигуру старца с рельефным изображением в её средней части мальчика с образом Троицы. Это первый памятник Русскому святому с 1917 года. Почитается как икона.

В 1989 году село Городок было переименовано в Радонеж. Сейчас сюда стекается множество паломников. Под горой находится родник Сергия Радонежского, там же устроена купель.

Паломник тащит с собой шесть пятилитровых емкостей для воды. Следовательно, ему придется подниматься в крутую горку, неся с собой лишние 30 кг.

Часть материала взята с сайта Храмы.ру.

  • Рассказ о поездке по Сергиево-Посадскому району - Радонеж.
  • Преображенская церковь

    Село Радонеж

    История. Церковь Преображения Господня стиля ампир построена в 1834-1840 гг. на средства прихожан и пожертвования. Кирпичное здание с применением белого камня в деталях, обладает характерной для своего времени композицией.

    Бесстолпный одноапсидный четверик храма, с боковыми портиками дорического ордера, увенчан купольной ротондой. С запада к нему примыкает трапезная и трехъярусная колокольня, завершенная цилиндрическим ярусом звона.

    Интерьеры украшают деревянные резные иконостасы : главный пятиярусный 1890-х гг., двухъярусный придельный - 1862 г. Стены и своды покрыты масляной живописью 1870-х гг. Кирпичная церковная ограда восстановлена в 1969 г. по образцу прежней (1855 г.).

    Село Радонеж на реке Паже имеет древнюю историю и широко известно благодаря тому, что именно здесь начались подвиги преподобного Сергия (Варфоломея), получившего прозвание Радонежский. Родители маленького Варфоломея переселились в Радонеж из своего имения под Ростовом Великим , откуда их вынудили уехать постоянные притеснения со стороны наместников московского князя Ивана Калиты. Боярин Кирилл со своей женой Марией и сыновьями Стефаном, Варфоломеем и Петром по приглашению радонежского наместника Терентия Ртища, который обещал переселенцам большие льготы, перебрался в Радонеж. Позднее Кирилл и Мария приняли постриг в соседнем Хотьковом монастыре , а Варфоломей отправился с ними – присматривать и помогать престарелым родителям.

    В XV веке Радонеж стал настоящим городком с крепостью, земляными валами и тремя храмами, центром удельного княжества, которым владел князь Андрей Меньшой. Валы сохранились по сей день, а вот от трех храмов сохранились лишь деревянные царские врата. Соборный храм крепости носил название Преображенского. При Иване III в Радонеж из Троицкого монастыря была переведена ярмарка. В XVII веке Радонеж стал вотчиной Троице-Сергиевой Лавры. К этому моменту село (или, как указано в документах, «город Радонеж») было разорено в Смутное время, и в нем не осталось ни одного храма. Монастырские власти приняли решение переделать в шатровый храм башню крепости. Храм освятили в честь Преображения Господня, а в пристроенной трапезной освятили два придела – Сергия Радонежского и Михаила Малеина.

    В XVIII веке село приобрело новое название – Городок. Новый храм в селе был построен на средства прихода в середине XIX века в стиле ампир. Первоначально основной объем храма был поставлен отдельно от колокольни, и их объединили трапезной в 1860-х годах. Основной объем – четырехугольный, по бокам украшен высокими портиками в четыре колонны, на нижний ярус поставлена высокая световая ротонда. В главной части храма был поставлен пятиярусный иконостас, в приделе Сергия Радонежского в трапезной – небольшой двухъярусный. В 1870-х годах храм был расписан, и частично эти росписи сохранились.

    Трехъярусная колокольня украшена парными колоннами и увенчана шпилем. В 1855 году храм окружили новой кирпичной оградой с металлическими решетками. Эта ограда была частично разрушена в советское время, в 1969 году восстановлена.

    Древнее село с начала XIX века привлекало внимание исследователей. Во многом благодаря тому, что еще в 1820-х годах удалось восстановить историю села, в 1960-х годах было принято решение о сохранении его памятников, в том числе храма Преображения. В 1974 году храм был поставлен на государственную охрану. В 1988 году рядом с храмом был установлен памятник Сергию Радонежскому по проекту скульптора В.М.Клыкова и архитектора Р.И.Семержиева.

    В 1989 году село Городок было переименовано в Радонеж. Сейчас сюда стекается множество паломников, посещающих места, связанные с житием одного из самых почитаемых и прославленных русских святых – Преподобного Сергия Радонежского.

    Доброе время суток!

    Говоря о Сергии Радонежском, в первую очередь вспоминается Троице-Сергиева Лавра. Но недалеко от нее есть еще несколько мест, связанных с его именем. В этом отзыве расскажу о месте его рождения.

    В Сергиево-Посадском районе есть село Радонеж.

    Село Радонеж - древнейшее славянское поселение, Расположено в 42 километрах от Москвы, в Сергиево-Посадском районе Московской области, на открытом холме, на правом берегу небольшой речки Пажи. Далеко блестят, переливаясь и сияя в ясную погоду особенно красиво, небольшие купола сельской церкви Преображения. А также многочисленные поля, леса, холмы, пока ещё почти не застроенные дачными участками.
    Радонежская земля - это целая эпоха в развитии Российского государства. Туристов влечёт сюда не только желание прикоснуться к духу Древней Руси, с её историей и селениями, но и интерес к переплетению судеб огромного числа знаменитых деятелей культуры, искусства и меценатства России, что происходило именно в этих краях...

    Уже само название села поднимает настроение. Хочется думать, что произошло оно от слова "радость", но исторические справки этого не подтверждают.

    Мы заезжали сюда по дороге в Покровский Хотьков монастырь. О нем писала в отдельном отзыве.

    Проезжая Радонеж вы обязательно обратите внимание на Храм Преображения Господня . Он виден издалека.

    Проехать мимо этого места просто невозможно. Так и хочется остановиться и посетить святое место. Фотографию, которую вы видите выше, сделала по дороге из Хотькова в Москву.

    Припарковать можно около храма. Рядом с нем достаточно места для парковки.


    Храм был построен в девятнадцатом веке.


    Место для него выбрано очень удачно. Видно его издалека с разных сторон.



    Рядом с храмом находится небольшая часовенка.


    Зайдите в нее помолиться Матроне Московской.

    Здесь находится крест с ее могилы.

    Часть кладки от склепа, в котором была похоронена Блаженная Матрона Московская.


    Недалеко от храма находится памятный знак преподобному Сергию Радонежскому (скульптор В.М.Клыков, архитектор Р.И.Семержиев).


    Мы видим фигуру старца с мальчиком Варфоломеем. Мальчик держит в руках резную икону Святой Троицы.

    Мальчик Варфоломей после пострига станет Сергием Радонежским. А памятный знак рассказывает о важном событии в его жизни.

    О чудесном научении отрока грамоте рассказал в своем «Житии» Епифаний Премудрый. Он говорит о том, что Варфоломей долго и усердно молился, прося Бога помочь ему научиться писать и читать, чтобы познать Священное писание. И однажды, когда отец Кирилл отправил сына искать пасущихся лошадей, Варфоломей увидел под деревом старца в черной ризе. Мальчик со слезами на глазах рассказал святому о своей неспособности к учению и попросил помолиться за него перед Господом.
    Старец сказал ему, что с сего дня отрок будет разуметь грамоту лучше своих братьев. Варфоломей пригласил святого в дом своих родителей. Перед их посещением они зашли в часовню, где отрок без запинки прочел псалом.

    Предлагаю пройти на смотровую площадку.


    Радонеж находится на высоком берегу реки Пажи, и со смотровой площадки открываются очень красивые виды.


    Для того чтобы набрать воды или искупаться в источнике Преподобного Сергия Радонежского , нужно спустить вниз по лестнице.


    Благоустроили здесь все не так давно. Во время нашего предыдущего посещения Радонежа спускались по обычной тропинке к источнику и купели. Сейчас стало очень красиво.

    К источнику ведет деревянная дорожка, установлены периллы, фонари.


    Есть купель. Мы были зимой, но встретили девушек, которые окунались в ледяной воде.


    Их мама рассказала, что рядом с купелью находится камень силы. Она порекомендовала нам, постоять около него и помолиться.


    Также здесь установлена обливная купальня для детей и инвалидов , при вращении колеса, в находящиеся на нем сосуды, попадает вода и по желобу течет на всех желающих.

    Зимой, конечно, этого не увидели.


    Источник Преподобного Сергия Радонежского оформили очень красиво.


    В центре находится образ Сергия Радонежского.


    Возьмите с собой емкость для святой воды. Ее удобно налить в специально оборудованном для этого месте.

    Мы провели в этом месте немного время, но впечатления от поездки остались самые радужные.


    Дальше поехали в Покровский Хотьков монастырь. Там находятся мощи родителей Сергия Радонежского. Сюда обычно заезжают по дороге в Троице-Сергиеву Лавру. При желании все три места можно посетить за один день самостоятельно или с организованным туром "Радонеж – Хотьково – Троице-Сергиева Лавра".

    Возможно Вас заинтересует

    Владимир. Успенский собор-уникальный памятник русского зодчества. Икона Владимирской Божией Матери.

    .

    2024 teploblok29.ru. Строительный портал - Teploblok29.