Речевая игра на тему части тела. Конспект логоритмического занятия для детей раннего и младшего возраста

Конспект занятия по развитию лексико-семантических компонентов речи детей логопедической подготовительной группы на тему: «Части тела человека»

Описание материала: Предлагаю Вам конспект занятия по развитию лексико-семантических компонентов речи детей логопедической подготовительной группы на тему: «Части тела человека». Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям детского сада.

Цель:
Тренинг коррекции мышления на основе операция распознавания.
Закрепить знания детей о частях тела человека, их назначении, бережном отношении к ним.
Упражнять в составлении и употреблении в речи сложных предложений с предлогом «для»; употребление грамматической категории дательного падежа.
Упражнять в употреблении разных значений многозначных слов.
Продолжать знакомство с фразеологическими оборотами.
Активизировать словарь детей, развивать умение правильно строить предложения, логически мыслить.
Оборудование: плакат о строении человека; картинки с изображением частей тела человека; макет паутинки и восьмерок для гимнастики глаз, трафареты человеческого тела, цветные карандаши, магнитофон, кассета, картинки на многозначность: нос, язык.

Ход занятия.
I.Организационный момент
Сегодня на занятии будет много интересного и полезного. Садитесь поудобнее:
II. Я хочу загадать вам загадки:
1.Два соседа – непоседы.
День на работе, ночь – на отдыхе. (Глаза).
2.Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык).
Многозначность слова: язык.
3.Между двух светил я в середине один. (Нос).
4. Всю жизнь ходят в обгонку,
А обогнать друг друга не могут. (Ноги).
5. У двух матерей по пять сыновей,
Одно имя всем. (Пальцы, руки).
- Ребята, скажите, о чем я загадывала загадки? (О частях тела человека)
Вот сегодня мы поговорим об этом на занятии.
III. Но сначала я хочу вам рассказать рассказ (шуточный) «Голова».
- Послушайте внимательно.
Жила – поживала голова. Вверху у нее было темя, сзади – затылок, по бокам были уши, а впереди лицо. У головы был трон – шея. А шея с туловищем дружила, шея туловищем дорожила. У туловища были руки и ноги. У рук были лопатки, а у ног пятки. У рук были локти, а у пальцев – когти. Все части тела важны, все части человеку нужны!
IV. Ребята, скажите, о каких частях тела идет речь, в этом рассказе?
Ответы детей.
- Как вы думаете, для чего человеку нужны глаза? (Для того, чтобы видеть окружающий мир..)
- Как нужно беречь глаза? (Не смотреть близко телевизор..)
- Да, ребята, глаза очень часто устают и им нужно давать отдохнуть.
Давайте сейчас сделаем гимнастику для глаз.
Объясните значение фразы: В чужом глазу соринку видим, а в своем бревна не замечаем.
V. Упражнение «Стрельба глазами; поморгать глазами; последить глазками за паучком, который передвигается по паутинке, разноцветным восьмеркам.»
- Ребята, а для чего нужны уши? (Ответы детей).
- Как нужно их беречь? (Ответы детей).
Объясните фразеологический оборот: Медведь на ухо наступил.
- Ребята, на мочке уха находится много сосудиков, которые помогают работать разным органам. Давайте мы потрем наши мочки пальчиками. (Это и уху приятно, и органам хорошо).
- Ребята, а для чего нужен нос? (Ответы детей).
- Как его нужно беречь? (Ответы детей).
- Давайте правильно подышим (диафрагмальное дыхание; шумный вдох и медленный под счет до 5 выдох).
- Многозначность слова: нос.
Объясните выражения: «Не суй нос не в свое дело», «Заруби себе на носу».
- Для чего нам нужны руки?

- Фразеологический оборот «Золотые руки»
- Для чего нужны ноги?
- Как их беречь? (Ответы детей).
Упражнение на осанку «Дерево».
VI. Чтение стихотворения Маршака.
Одна дана нам голова,
А глаза два и уха два.
И два виска, и две руки,
Зато один и нос и рот.
И будь у нас наоборот
Одна нога, одна рука,
Зато два рта, два языка –
Мы только бы и знали,
Что ели и болтали.
VII. - Ребята, скажите, пожалуйста, чего у человека по 2? (По 2 органа?) (Ответы детей).
- Чего у человека по 1? (Ответы детей).
VIII. А сейчас мы поиграем в игру «Четвертый лишний». Слушайте внимательно.
Голова, шапка, ладонь, шея
Воротник, пальцы, нога, ладонь
Нога, стопа, колено, сапоги
Глаза, нос, очки, ладонь
IX. Физкультминутка.
X. – Ребята, а сейчас подумайте и ответьте:
1. Сколько глаз у двух детей? (У двух детей четыре глаза).
2. Сколько ушей у трех мальчиков?
3. Сколько пальцев на двух руках?
4. Сколько пальцев на правой ноге?
5. Сколько носов у четырех мальчиков?
6. Сколько пальцев на двух руках и двух ногах?
XI. А сейчас поиграем с пальчиками, приготовим их к следующему заданию. (Пальчиковая гимнастика).
XII. А сейчас мы с вами обведем контур фигуры человека и дорисуем недостающие части. Будьте внимательны. Смотрите друг на друга и вспоминайте.
Дети обводят и дорисовывают под спокойную музыку.
XIII. Итог занятия.
Посмотрите, какие красивые люди у нас получились. Мы сегодня поговорили о частях тела человека, поиграли в разные игры и убедились, что все части человеку очень нужны, все для него важны.
Занятие окончено. Всем спасибо.

Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи

Количество детей с речевой патологией в последнее время имеет тенденцию к возрастанию. С каждым годом увеличивается число детей со сложной речевой патологией, в частности практически неговорящих детей. Причины этого явления многообразны: перинатальное поражение ЦНС, внутриутробные инфекции различного характера, гипоксия плода, хронические заболевания матери, осложнения, возникающие в процессе родов, заболевания ребенка, травмы, и т. д. К сожалению, некоторые родители не придают значения отставанию ребёнка в речевом развитии, стараются не обращать внимания, и надеются на то, что всё само собой нормализуется. А самый значимый для коррекции речи детей возраст - от трех до пяти лет бывает упущенным. В школе у такого ребенка возникают проблемы с устной и письменной речью - при обучении чтению и письму. А ведь этого могло бы и не быть, если бы у ребенка своевременно выявили предполагающие к недоразвитию речи факторы и приняли меры по их устранению. Необходимо как можно раньше диагностировать речевые нарушения у ребёнка и начать коррекционную работу. Поэтому, работа логопеда с неговорящими детьми младшего дошкольного возраста, является одной из наиболее важной и актуальной.

В коррекционной работе по развитию речи с данным контингентом детей ведущее место отводится формированию фонетического восприятия. Необходимо вызывать у ребёнка интерес к звукам окружающего мира и звукам речи, учить его прислушиваться, дифференцировать неречевые и речевые звуки. Побуждать к воспроизведению по подражанию отдельных звуков (гласных), звукоподражаний, звукокомплексов и отдельных слов, а затем и к самостоятельному их воспроизведению.

Отсутствие у ребёнка активной речи не позволяет строить коррекционные занятия на основе объяснения материала, рассказа, ответов на вопросы и т. д., поэтому все задания необходимо предлагать в игровой форме. Педагог должен взять на себя активную роль в игре и вести ребёнка за собой. Происходит это в играх, основанных на подражании.

Игры с игрушками развивают внимание и речевую активность ребёнка; дыхательные игровые задания позволяют формировать правильное речевое дыхание; артикуляционные упражнения помогают выработать полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения различных звуков; различая и запоминая звучание музыкальных инструментов, звуковых коробочек, звукоподражаний, ребёнок учится слушать, запоминать, - таким образом, развивается его слуховое восприятие, игры с пальчиками способствуют развитию мелкой моторики.

Данное занятие предназначено для неговорящих детей младшего дошкольного возраста.

В организации коррекционной работы участвует не только учитель - логопед, но и воспитатели и родители.

Совместная работа с воспитателями и родителями, является неотъемлемой частью комплексного процесса развития речи детей. Для повышения компетентности родителей проводятся индивидуальные и групповые консультации, открытые занятия, обучающие семинары - практикумы и другие формы работы.
В кабинете логопеда представлена картотека игр и упражнений, которая является стимулом к активному участию родителей в обучающем процессе. Родители могут воспользоваться подбором практического материала, который включает в себя задания на развитие мелкой моторики, артикуляционной моторики и речевого дыхания.

Конспект непосредственно образовательной деятельности для неговорящих детей младшего дошкольного возраста

по теме «Человек - части тела»

Цель : Расширение пассивного и активного словаря по лексической теме «Человек - части тела».

Задачи:

1. Обогащать пассивный и активный словарь по теме «Человек - части тела».

2. Учить детей слушать и выполнять простые инструкции взрослого.

3. Формировать фонематическое восприятие.

4. Формировать речевое дыхание.

5. Развивать артикуляционную моторику.

6. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

7. Побуждать к воспроизведению звуков, звукоподражаний, звукокомплексов и отдельных слов.

Продолжительность проведения НОД : 15 - 20 минут.

Ход непосредственно образовательной деятельности

I. Организационный момент .

Ребята, смотрите, кто пришел к вам в гости?

Это Петя. Он пришёл к вам, чтобы посмотреть, как вы играете с язычком, делаете ветерок, тренируете пальчики. Петя тоже хочет научиться, поможем ему?

II. Основная часть.

Упражнение на развитие дыхания «Пёрышки».

Посмотрите, какие красивые пёрышки я вам принесла.

Давайте на них подуем и покажем Пете, какой мы умеем делать тихий, плавный ветерок.

Дети сдувают перышки с ладошек (выполняем длительный, плавный выдох).

Прекрасно! (педагогическая оценка деятельности детей)

Развитие мелкой моторики.

А сейчас поиграем в прятки с наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Прятки».

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так -

И головки убирали.

(Ритмично сгибать и разгибать пальцы).

А ещё мы умеем пальчиками рисовать.

Давайте научим Петю.

Пальчиковая гимнастика «Рисуем человечка».

Точка, точка, запятая, (указательным пальцем это нарисовать на столе), Вышла рожица кривая (нарисовать ротик в виде дуги), Ручки, ножки (нарисовать это указательными пальцами в виде полос), огуречик (нарисовать овал), Получился человечек.

Отлично!

Развитие артикуляционной моторики.

Дети, покажите Пете, как вы умеете умывать личико.

Игра «Водичка- водичка».

Водичка-водичка,

Умой мое личико (потереть лицо ладонями),

Чтобы глазки блестели (потереть глаза кулачками),

Чтобы щечки краснели (потереть ладонями щеки),

Чтоб смеялся роток (широко улыбнуться)

И кусался зубок (пощелкать зубами).

А что находится у вас за зубками? (язычок)

Сейчас мы с ним поиграем (взрослый надевает картонный язычок на шею). Дети садятся перед зеркалом и выполняют артикуляционную гимнастику.

Артикуляционные упражнения: «Лопатка», «Часики», «Щёточка», «Качели» (используются картинки с изображением и описанием упражнений в стихах) (см. приложение № 1)

Замечательно!

Ребята, на ножки вставайте, зарядку начинайте!

Физкультминутка «Зарядка».

Каждый день по утрам

Делаю зарядку,

Очень нравится мне

Всё делать по порядку:

Весело шагать, весело играть,

Руки поднимать, руки опускать.

Приседать и вставать,

Прыгать и скакать.

(Дети повторяют движения за взрослым)

Молодцы! Старались. А теперь поиграем.

Развитие понимания речи.

Игра «Добрые ладошки» (цель - уточнить понимание слов, обозначающих части тела, части лица).

Погладим щёки.

Погладим уши.

Погладим колени.

Погладим плечи.

Погладим живот и т. д.

Отлично!

Развитие речевого подражания.

Игра « Куколка» (цель - развитие речевого подражания - повторение звука, слова, фразы).

Дети, что - то наш Петя устал. Давайте уложим его спать: покачаем и споём песенку: А - А - А! Взрослый качает куклу, а дети напевают.

Петя проснулся. Смотрите, как он танцует, топает ножками: Топ - топ - топ! Дети повторяют.

А теперь он поёт песенку: Ля - ля - ля! Дети поют песенку.

Взрослый стимулирует повторение слов и фраз с помощью вопросов: Как зовут куклу? Что делает кукла? Как Петя топает? Как он поёт песенку?

Замечательно!

III. Заключительная часть.

Давайте вспомним, что мы делали сегодня на занятии, чему научили Петю? (с помощью вопросов взрослого дети отвечают)

Вы сегодня очень старались! Молодцы!

Пете пора уходить, его ждут в гости другие ребята.

Давайте скажем ему до свидания. Он обязательно придёт к вам ещё, чтобы посмотреть чему вы научились.

Техническая карта мероприятия

Этапы мероприятия

Необходимые материалы

Примерное время проведения этапа

1.Организационный мент.

В гости к детям приходит кукла - мальчик Петя.

2.Основная часть.

Упражнение на развитие дыхания « Пёрышки»

Пальчиковая гимнастика «Прятки», «Рисуем человечка».

Игра на развитие артикуляционной моторики «Водичка - водичка»; артикуляционные упражнения: «Лопатка», «Часики», «Щёточка», «Качели».

Картонный язычок. Картинки с изображением и описанием упражнений в стихах.

Большое зеркало.

Физкультминутка

«Зарядка»

Игра «Добрые ладошки»» - уточнить понимание слов, обозначающих части тела, части лица.

Игра «Куколка» - развитие речевого подражания - повторение звука, слова, фразы.

3.Заключительная часть.

Вспоминаем, что мы делали на занятии, чему научили Петю.

Список используемых источников

  1. Гранкина О.Б. Цикл индивидуальных логопедических занятий с неговорящим ребёнком. - Краснодар, 2012.
  2. Датешидзе Т.А.: Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития. - СПб., 2004.
  3. Ермакова И.А. «Развиваем мелкую моторику малышей». - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008. - 32с.
  4. Закревская О.В. «Развивайся, малыш!»: система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. М.: Изд. ГНОМ и Д, 2007. - 88с.
  5. Нищева Н. В.: «Веселая артикуляционная гимнастика». - М.: Детство-Пресс, 2009. - 30с.

Приложение 1

«Часики»

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.

Маятник туда, сюда.
Делает вот так: «Раз - два»

«Качели»

Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам.

А сейчас качели вверх,
Тянем, тянем до небес.
Вниз теперь их полёт,
И никто не отстаёт.

«Лопаточка»

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Язык широкий покажи.

И лопатку подержи.

«Щёточка»

- Улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.

Конспект занятия

по развитию лексико-грамматической стороны речи

в средней группе.

Тема:

«Части тела»

с использованием речедвигательных упражнений

и пальчиковых игр.

Цели:

Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме Развивать слуховое и зрительное внимание, память и мелкую моторику Закреплять навыки противопоставления большого пальца остальным, помогать запоминать названия пальцев Развивать чувствительность органов чувств, учить соотносить ощущения с органами чувств Учить правильно использовать существительные в форме Тв. и П. п. ед. и мн. ч. Учить ориентироваться в пространстве относительно своего тела Упражнять в понимании и выполнении 2-ступенчатой инструкции. Воспитывать навыки организованного поведения Воспитывать эмоционально-радостное отношение к пальчиковым играм.

Материал к занятию:

Картинки: цветок, грибок, шарик, квадрат, круг (для зрительного анализатора)

Целлофановый пакет, бумага, вода и 2 стакана (для слухового анализатора)

Мандарин, лимон, чеснок, шоколад (для обоняния)

Морковь, яблоко, шоколад (для вкусового анализатора)

Игрушки: пирамидка, матрешка, мячик, кубик, машинка (чудесный мешочек)

Картинки частей тела и человека. Мяч для игры. Повязка для глаз. Каштаны и грецкие орехи на каждого ребенка. 2 коробки (синяя и зеленая).

Аудиозапись речедвигательные игры Е. и С. Железновых

Ход занятия.

I . Орг. момент. Приветствие.

Дети здороваются.

Вежливые люди всегда здороваются друг с другом. У нас есть очень хорошие помощники, которые помогают нам играть, рисовать, есть, одеваться и за мамочку держаться. Что это за помощники? (РУКИ)


Да, это наши ручки и ловкие пальчики, которые тоже умеют здороваться.

Игра: «Пальчики здороваются»

Большой пальчик «здоровается» поочередно с остальными, начиная с указательного.

Здравствуй, указательный!

Привет, средний!

Здорова, безымянный!

Как живешь, мизинец?

II . Введение в тему.

1. Игра: «Что изменилось?» На доске картинка «цветок», затем закрыть ширмой и поменять картинку на «грибок» (квадрат, круг…)

Что вам помогает узнавать картинки? (ГЛАЗА)

Вы эти картинки видите чем ? (ГЛАЗАМИ)

Выставить картинку «глаза»

2. За ширмой производить звуки – шуршать пакетом, смять бумагу, перелить воду…

Дети угадывают предметы.

Что вы сейчас делали? Как догадались, что я тут прячу? (СЛУШАЛИ)

- Чем вы слушали? (УШАМИ)

Выставить картинку «уши»

3. Угадывание по запаху. (мандарин, лимон, чеснок, шоколад)

Как ты догадался? Чем ты нюхал? (НОСОМ)

Картинка «нос»

4. Игра: «Чудесный мешочек» - Как ты узнал?

Ты не видел, не слышал, а догадался с помощью чего? (РУК, ПАЛЬЦЕВ)

Картинка «рука»

5. Угадывание на вкус. (морковь, яблоко, банан, шоколад)

Ребенку закрыть глаза, дать попробовать кусочек.

Что тебе помогло узнать продукт? (РОТ) Чем мы едим? (РТОМ)

Картинка «рот»

III . Закрепление темы

Посмотрите, что вы видите на доске? (ЧАСТИ ТЕЛА)

Какие еще части тела у нас есть? (выставить картину человека). Если затрудняются, то логопед показывает части тела на картинке человека (Дети называют)

Речевая подвижная игра:

Называем мы слова: Нос, живот, коленки, пятки,

Лоб, затылок, голова, Губы, бедра и лопатки…

Шея, плечи, пальцы, ногти, Части тела изучаем,

Кулаки, ладошки, локти, Части тела называем.

Активизация глагольного словаря. Игра с мячом.

Логопед бросает мяч ребенку, называя часть тела, ребенок возвращает мяч, называя, какие действия производит этот орган.

Инструкция: «Я называю часть тела, а вы скажите, что мы делаем»

Что мы делаем глазами? (смотрим, моргаем, закрываем, открываем)

Носом? (дышим, нюхаем, сморкаемся)

Ртом? (разговариваем, едим, улыбаемся, кричим, смеёмся…)

Руками? (трогаем, берем, хлопаем)

Ногами? (прыгаем, шагаем, топаем, бегаем…)

Ориентировка в пространстве, понимание и выполнение инструкций.

«Правый – левый» - выполнение двухступенчатой инструкции:

Возьмите в правую руку каштан, а в левую – орех. Проверить правильность.

Что у вас в правой руке? Что у вас в левой руке? В какой руке каштан? В какой руке орех?

А сейчас крепко сожмите каштан и орех и держите, пока я сосчитаю до 5.

Положите орех в синюю коробку, а каштан – в красную.

Активизация в речи существительных в форме пр. падежа ед. и мн. числа

Игра: «У жирафов…» Синхронизация речи и движения. (Железнова)

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. Хлопаем по всему телу ладонями.




У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

Щипаем себя, как бы собирая складки.

На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носу, на животе, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.


У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку

На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носу, на животе, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.


А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носу, на животе, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

IV . Итог: Что мы сегодня с вами делали?

Что нам помогает дышать, есть, говорить, смотреть, слышать…?

Как мы называем все эти части? (ЧАСТИ ТЕЛА)

Молодцы! Вы очень хорошо поработали, особенно, Саша, Маша…. (похвалить всех детей)

Игры на знание частей тела и лица (консультация для родителей)

Вы обеспокоены состоянием речи своего малыша? Вашему ребенку 4 года, но его речь малопонятна для окружающих? А может, ему уже 5 лет, но он неправильно произносит отдельные звуки, заменяет другими или совсем их пропускает?

Первое, что нужно сделать - это проконсультироваться с логопедом и следовать его рекомендациям, так как артикуляционная гимнастика только готовит речевые органы к постановке звуков, но не ставит их!

Родители часто бывают необъективными в оценке речи своего ребенка, и им даже может нравиться "детская" речь ребенка, а некоторые родители поощряют "сюсюканье", что абсолютно недопустимо.

Опытный специалист поможет вам не упустить момент, когда нужно серьезно заняться исправлением звукопроизношения.

Чтобы родителям было удобно следить за своевременным появлением в речи ребенка звуков, мы предлагаем таблицу, в которой даны примерные сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков.

Из таблицы видно, что к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если этого не произошло, то мы не можем говорить о так называемом возрастном косноязычии, когда отсутствие некоторых звуков или их замена допустимы и не вызывают серьезных опасений.

Задержка в своевременном появлении звуков говорит о том, что существуют особые причины, мешающие ребенку самостоятельно овладеть звуками. Нарушения, недостатки, дефекты произношения требуют специальной логопедической помощи.

Ели Вы занимаетесь артикуляционной гимнастикой с ребенком 4 лет, то это поможет ему своевременно овладеть правильным звукопроизношением, а детям 5-6 лет - подготовить артикуляционные органы к постановке тех звуков, которые он самостоятельно освоить не смог.

Перед тем как приступить к занятиям, вы должны чётко знать, какие звуки у ребёнка нарушены; знает ли он названия частей своего тела, артикуляционных органов и как ориентируется в них.

Попросите ребёнка показать (и покажите вместе с ним) верхнюю и нижнюю губу, верхние и нижние зубы, кончик языка, передние и боковые зубы, нёбо, подбородок, уголки рта, правую и левую щёки.

Знание частей тела и лица можно закрепить в играх.

Игра "Сказочка-указочка"

Взрослый читает стихотворение и вместе с ребёнком показывает части лица и артикуляционные органы. Не устала ты пока,
Покажи, моя рука:
Это - правая щека,
Это - левая щека.

Ты сильна, а не слаба,
Здравствуй, верхняя губа,
Здравствуй, нижняя губа,
Ты не меньше мне люба!

Есть у губ одна черта -
В них улыбка заперта:
Вправо - правый угол рта,
Влево - левый угол рта.

Подбородок тянем вниз,
Чтобы с челюстью отвис.
Там - к прогулкам не привык -
Робко прячется язык.

А вокруг-то - целый ряд
Зубки нижние стоят:
Боковые слева, справа,
Впереди - зубов оправа.

Нёбо вместо потолка
Есть во рту у языка.
А когда открылся рот,
Язычок пошёл вперёд.

Интересная картинка:
Есть и кончик, есть и спинка,
Боковые есть края -
Всё про ротик знаю я!

Игра "Всё за мною повторяй, только не показывай щёки (нос, живот, зубы...)"

Цель. Проверить знание частей тела и лица, развивать внимание.

Ход. Взрослый в достаточно быстром темпе называет и показывает части тела и лица, пытаясь "перехитрить" ребёнка. Ребёнок должен быть внимательным и не показывать "запрещённую" часть тела или лица.

Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики невозможно или крайне затруднительно для ребёнка.

Игра "Весёлые фигуры"

Детям даются поручения. Например:
1. "Правую руку вытяни вперёд, а левой рукой закрой левый глаз".
2. "Левой рукой возьмись за правое ухо, а правой рукой - за левое".
3. "Левую руку положи на затылок, правую на живот, а правую ногу поставь на пятку".
Далее всё зависит от вашей фантазии. Играйте вместе с ребёнком.

Упражнение "Наши руки"

Это упражнение выполняется с маленькими каучуковыми шариками.
Эта ручка - правая (мячик на ладошке),
Это ручка - левая (мячик на ладошке),
Я на мячик нажимаю
И зарядку делаю:
Будет сильной правая (сжимаем мячик в правом кулачке),
Будет сильной левая (в левом),
Будут ручки у меня
Ловкие, умелые (катаем шарик между ладошками).

Упражнение "Зарядка"

Выполняем движения в соответствии со стихотворением.

Руки в стороны, в кулачок,
Разожмём и на бочок (то есть на пояс).
Руки вверх, в кулачок, Разожмём и на бочок.
Руки вперёд, в кулачок, Разожмём и на бочок.
Руки к плечикам, в кулачок, Разожмём и на бочок.

Упражнение "Фокусник"

Выполняется с каучуковым мячиком. Способствует развитию мелкой моторики и ориентации в пространстве, правильному пониманию предлогов (мы обязательно их используем, объясняя упражнение артикуляционной гимнастики).
За рукой (мяч прячется от зрителя за ладонью и придерживается большим пальцем) и под рукой (прямая кисть ладонью вниз, большой палец придерживает мяч).
Из-под кисти на покой (мяч берётся второй рукой из-под ладони державшей его руки и кладётся на тыльную часть кисти).
Над рукою мяч кружит (одна кисть прямая, ладонью вниз, другая рука с мячиком кружится над нею),
От неё теперь бежит (рука с мячом как бы уходит от другой руки).
Между пальцев подержи (соответственно),
И в ладошку положи (соответственно).
Вдоль ладони (катим от кончиков пальцев к середине ладони),
Через палец (перекатываем через лежащий на ладони большой палец).
И вокруг запястья танец (обводим вокруг запястья одной руки).

"Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика." Т.А. Воробьёва, О.И. Крупенчук

Конспект логоритмического занятия для детей раннего и младшего возраста.

Цели:
Уточнение представлений о лице и его частях;
Активизация в речи детей названий частей лица: нос, глаза, рот, уши, щёки, лоб;
Развивать пространственную ориентацию в схеме собственного тела;

Оборудование:
аудиозаписи с музыкой марша, польки, колыбельной
кукла Маша

Ход занятия:
I Вводная часть.
Разминка-маршировка.
Под музыку дети шагают по кругу друг за другом - сначала в ритме марша, затем переходят на лёгкий бег под ритм польки; затем вновь маршируют.

II Основная часть.
Беседа.
В гости приходит Маша, у неё на носу грязь (пластилин).
Педагог спрашивает: «Почему, Маша, ты такая грязная?
Кукла(голосом педагога): «Как грязная? А что у меня грязное?» Дети отвечают: «Нос».
Педагог просит: «Маша, помой свой носик».
Маша: «Хорошо, только где он у меня, я не знаю…»
Педагог: «Как, ты не знаешь, где у тебя носик? А где глазки и ротик, знаешь? А где язычок у тебя, знаешь?» Маша: «Нет, не знаю»
Педагог: «А наши детки знают, и сейчас тебе покажут и научат.»
Стишок для развития мимики и артикуляции.
Это – глазки. Вот и вот. (показ руками)
Это – ушки. Вот и вот. (показ руками)
Это нос, это рот, (показ руками)
А во рту есть язычок. (высунуть язычок)
А ещё есть зубки, (улыбнуться, показав зубки)
И две красивых губки. (облизнуть сначала
верхнюю, а затем нижнюю губы)
Стишок повторяется 2-3 раза.
Педагог спрашивает, запомнила ли Маша, что у тебя есть. Ну теперь давай, чисти свой носик.
Педагог: А где же всё это находится, что мы показали, на какой части тела?
Маша: Вот здесь. (лицо)
Педагог: Правильно, Маша.
Вот оно лицо (педагог показывает рукой своё лицо) А где, дети, у вас лицо?
Дети повторяют движение.
Игра с Машей.
Маша хочет поиграть с детьми. Она просит детей показать и назвать части лица: Что-то я забыла, покажите мне - где ушки? (где глазки? где носик? и т.д.) Затем спрашивает детей по очереди, и при правильном ответе и показе гладит по голове, говорит: Молодец! Правильно.
Подвижная игра.
Под тихую и медленную музыку Маша и дети спят.
Под быструю, подвижную мелодию дети с куклой пляшут, хлопают в ладоши.
Подарок Маше.
Чтобы Маша ничего не забыла, педагог предлагает детям нарисовать ей рисунок. На большом листе бумаги с заранее нарисованным кругом дети рисуют глазки, носик, рот, ушки. Подарки дарят кукле Маше.

III. Заключительная часть.
Педагог закрепляет с детьми названия и показ частей лица.
Проводится заключительная маршировка.

На следующем занятии кукла Маша снова приходит, задания закрепляются и усложняются ускорением темпа выполнения. Добавляются упражнения « У меня есть…», «Водичка»
"У меня есть..."
У меня есть глазки, чтобы видеть.
(Дотронуться до глаз.)
У меня есть ушки, чтобы слышать.
(Дотронуться до ушей.)
У меня есть ножки, чтобы бежать.
(Побегать на месте.)
У меня есть ручки, чтоб ими махать.
(Помахать руками.)
А носик у меня только один.
(Дотронуться до своего носа.)
У меня есть язычок, чтоб "здравствуйте" сказать,
(Показать язык.)
И румяные щечки, которые можно пощекотать,
(Дотронуться до щечек)
«Водичка»
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Умой глазки,
Умой ротик,
Умой носик,
Умой ушки!

2024 teploblok29.ru. Строительный портал - Teploblok29.