Как появился день народного единства. День народного единства – история возникновения праздника

4 ноября Россия отмечает один из главных государственных праздников – День воинской славы - День народного единства. славной даты изгнания народным ополчением из пределов отечества польских интервентов уходит вглубь веков, а именно в век XVII – год 1612 (или, как считали в те времена – 7120 от сотворения мира).

Так уж вышло сегодня, что, несмотря на достаточно широкое празднование Дня народного единства в России с 2005 года, которое проводится с использованием, если можно так выразиться, и государственного административного ресурса, далеко не каждый житель нашей страны успел проникнуться историографическими нюансами того события. Как показывают социологические опросы последних лет, лишь каждый пятый опрошенный житель России может достоверно назвать историческое событие, которое и положило начало новому празднику в нашей стране. При этом около 40% (опрос от 2015 года) респондентов не смогли назвать не только историческое событие, но и точное название праздника. Вариантов было много: от «дня независимости» до «годовщины революции».


Несмотря на то, что праздник носит название Дня народного единства, за 11 лет с момента своего появления в календаре, днём настоящего единения для россиян он так и не стал. К сожалению. Правда, это вовсе не означает, что в России сегодня вместо народного единства «разброд и шатание».

А не стал праздник полноценно всенародным, возможно, потому, что определённая категория россиян считает выбранную дату попыткой заменить празднование упомянутой выше Октябрьской революции. В этой связи и возникают своеобразные претензии к властям, чаще всего исходящие от старшего поколения граждан нашей страны, которые просто по определению успели привыкнуть к тому, что главный праздник ноября – именно праздник очередной революционной годовщины. На этом же основании в преддверии 4 ноября всякий раз возникает полемика, в ходе которой свою позицию обозначает уже другая категория россиян – те граждане РФ, для которых 7 ноября – как день революции – трагическая дата в истории России. Вторые обвиняют первых в рефлексии по дню, который окончательно похоронил Российскую империю, первые обвиняют вторых в том, что те оправдывают похороны уже Советского Союза. Оправдывают или нет – вопрос отдельный, и попытки на него ответить вторыми в адрес первых приводит к новым идеологическим боданиям, свидетелями которых можно нередко стать и при прочтении комментариев на нашем информационно-аналитическом портале.

В общем, хотели как лучше, получилось... то, что получилось. День народного единства в календаре есть, но о его существовании не все россияне знают, хотя с момента введения даты в праздничный календарь прошло больше десятилетия.

Говоря о празднике народного единства, необходимо отметить, что в 2014 году на сайте публикации петиций была обнародована петиция по поводу перенесения Дня народного единства на 18 марта – на дату, которая стала эпохальной для воссоединения Крыма с Россией.

С одной стороны, эта дата в последнее время действительно стала фактически отправной точкой единства, консолидации общества. Но всё же есть здесь и определённые подводные камни. К Крыму и крымчанам они никоим образом не относятся. Дело в том, что если фривольно обращаться с датами государственных праздников, всякий раз их то перенося, то переименовывая и переиначивая, страна явно не приблизится к большему единству, чем то, которое есть сегодня. Свидетелями всех «прелестей» того, как закреплённые на государственном уровне праздники решили одним росчерком пера отправить в небытие в соседней Украине, мы все сегодня и становимся. А потому – лучше уж предпринимать попытки искать истину относительно целесообразности даты праздника в цивилизованной полемике, нежели переходить на скачки государственного уровня, которые мы и сами переживали в 90-е. Скакать не скакали, но страну, в которой родились, потеряли, и это факт.

Народное единство – по сути, это основа для развития России. Можно сколько угодно говорить о поиске национальной идеи, принятии или непринятии законов о российской нации, но именно в единстве и общественном консенсусе (вне зависимости от этнической и конфессиональной принадлежности) заключается всё то, что даёт возможности для России двигаться вперёд. За всю историю существования Россия успела накопить колоссальный опыт, связанный с тем, как в мире и согласии сосуществуют представители самых разных национальностей. При этом Россия неоднократно сталкивалась с внешними и внутренними попытками определённых сил это единство проверить на прочность. И нередко, как сейчас принято говорить, у «партнёров» и внутренних «друзей России» это получалось. А получалось в те исторические моменты, когда народы, населяющие страну, и даже отдельные группы одного и того же народа, решали, что «есть равные, а есть равнее», что «есть сильные, а есть сильнее», что есть те, кто «кормит за свой счёт всю страну, а страна его недооценивает».

А потому в этот день хотелось бы пожелать всем нам – гражданам Великой страны, включая руководство государства – того, чтобы мы умели слушать и слышать друг друга, сознавать, что есть не только личные, но и общественные интересы, жить и созидать в мире и согласии. Пусть внешних недругов России (а их во все времена всегда хватало) это доводит до истерики, но это уже их проблемы и совсем другая история.

И давайте будет выстраивать единство народов страны не только раз в году.

С праздником, Россия!

4 ноября в России отмечается День народного единства. Праздник был учрежден в 2005 году и с этого момента является выходным, однако многие россияне до сих пор не знают, что произошло в этот день и что именно мы отмечаем.

ТАСС разобрался, когда и почему 4 ноября стал праздником, какая история скрывается за этой датой и почему для нее выбрали такое название.

Что произошло в этот день?

4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года народное ополчение во главе с земским старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским освободило Москву от польских интервентов.

Почему эта дата так важна?

С изгнанием поляков из Кремля завершился долгий период Смутного времени в России. Через несколько месяцев после освобождения Москвы Земский собор, куда входили представители всех сословий страны: дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, крестьяне и делегаты от русских городов, избрали нового царя — представителя династии Романовых Михаила Федоровича.

Как поляки оказались в Москве?

После смерти в 1598 году последнего царя из династии Рюриковичей Федора Иоанновича и его младшего брата Дмитрия трон занял боярин Борис Годунов. Однако для знати его права на высшую власть являлись нелегитимными. Этим воспользовались самозванцы, выдававшие себя за погибшего царевича Дмитрия. В стране начался политический кризис, получивший название Смутного времени.

В 1609 году польский король Сигизмунд III начал против России военную интервенцию. Значительная часть страны оказалась под контролем польско-литовских отрядов.

Власть перешла к совету бояр (Семибоярщина), который присягнул на верность польскому королевичу, сыну Сигизмунда. А Москва оказалась оккупирована польскими войсками.

В 1612 году народное ополчение, созданное в Нижнем Новгороде для освобождения русских земель от иноземных захватчиков, взяло штурмом Китай-город и изгнало польские войска.

Кто такие Минин и Пожарский?

Нижегородский земский староста Кузьма Минин сыграл большую роль в создании народного ополчения, обратившись с призывом к горожанам дать отпор врагу. Собралось огромное по тем временам войско — более 10 тыс. служилых поместных людей, крестьян, казаков, стрельцов и дворян. Наравне с русскими в ополчение вошли марийцы, чуваши, коми и другие народы Поволжья и Севера. Воеводой был избран новгородский князь Дмитрий Пожарский, а Минин стал его помощником и казначеем.

В 1818 году по указу императора Александра I на Красной площади был установлен памятник "Гражданину Минину и князю Пожарскому" работы скульптора Ивана Мартоса — первый в истории России памятник не царю или полководцу, а народным героям.

Когда 4 ноября стало праздником?

В 1613 году царь Михаил Федорович учредил День очищения Москвы от польских интервентов.

В 1649 году по указу царя Алексея Михайловича дата была объявлена церковно-государственным праздником. Русская православная церковь в этот день чтит память Казанской иконы Божией Матери "за избавление Москвы и России от нашествия поляков 1612 года".

Как икона оказалась связана с историей освобождения Москвы?

По преданию, Казанская икона Божией Матери была прислана из Казани князю Дмитрию Пожарскому и стала покровительницей народного ополчения. С ней войско вошло в Москву.

Сегодня на Красной площади стоит собор Казанской иконы Божией Матери, освященный в 1637 году в память о героях, освободивших столицу.

Если праздник существовал, зачем его снова ввели в 2005 году?

В советские годы 4 ноября не отмечалось и не было выходным. Праздничным днем считалось 7 ноября — День Великой Октябрьской социалистической революции. В 1996 году праздник переименовали в День примирения и согласия.

В сентябре 2004 года Межрелигиозный совет России предложил сделать 4 ноября праздничным днем и отмечать его как День народного единства. Госдума поддержала инициативу. Этот день стал выходным вместо 7 ноября, которое получило статус памятной даты — День Октябрьской революции 1917 года.

Почему праздник называется День народного единства?

Одним из объяснений того, почему было выбрано такое название, может служить пояснительная записка к проекту закона о введении нового праздника: "4 ноября 1612 года воины народного ополчения … продемонстрировали образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе".

Материал подготовлен при участии "ТАСС-Досье"

До сих пор многие не понимают – какой именно праздник отмечают в России 4 ноября. Да не просто праздник, а полноценный выходной. С такой помпой имеет право на существование только очень важная и большая дата.

Какой праздник 4 ноября: биография Дня народного единства в России

В России сменился режим, но остались старые, любимые праздники, например, 7 ноября – красный день календаря. На протяжение 70 лет советские люди отмечали годовщину Великой Октябрьской Социалистической революции.

С исчезновением СССР и сменой курса, праздник убрали, но рефлекс остался. Нужно было народу этот праздник чем-то заменить. Покопались историки с политиками в прошлом, и нашли отличную дату – 4 ноября 1612 года – изгнание поляков из Москвы. Новая дата отлично легла на старую революционную кальку и с 2005 года Россия вновь получила ноябрьский праздник – День народного единства.

Что такое День народного единства: прелюдия к празднику

Праздник народного единства России связан с Мининым и Пожарским, именно под их руководством удалось избавить Москву от интервентов. На тот же период жизни России приходится эпоха смуты: ни духовных вам скреп, ни национальной идеи – сплошное пьянство, разврат, самозванцы у власти, и как итог – распад страны на отдельные княжества.

Как сказано в исторических справках того времени, в стране произошло разорение московского царства, установилась семибоярщина, которая и допустила до Кремля польских интервентов. Хотели поляки усадить на престол Короля Владислава.

Минин и Пожарский призывают к народному единству

Большинство жителей московского царства не собирались мириться с такой участью и устроили в 1611 году, как бы сейчас сказали, несогласованный митинг с беспорядками. Правда, тот «московский майдан» удалось быстро погасить. В этом же году к горожанам обратился Кузьма Минин. В своей пламенной речи он призвал создавать сопротивление, тогда-то он и произнес свое знаменитое: «не пожалеем животов наших» и помимо войска собрал приличную сумму денег на его содержание.

Минин предложил назначить во главе ополчения новгородского князя Пожарского. Впрочем, сам князь не сразу согласился возглавить сопротивление и выдвинул условие, чтобы в помощники ему выдали человека, которого бы выбрали сами жители. Единогласно таким человеком был выбран Минин. Совпадение, тонкий расчет или же единственно правильная стратегия? Возможно и то, и другое. Но это совершенно не важно. Главное – результат: поляки изгнаны, земля отвоевана.

Праздник День народного единства: современная Россия

Этот политический посыл с изгнанием врагов из России вполне может взять на вооружение какая-нибудь популярная партия, например, ЛДПР. Соберет Владимир Вольфович многотысячный митинг, где-нибудь в центре Москвы и провозгласит очередную – 402-ю годовщину изгнания поляков из Москвы и будет встречен оглушительными аплодисментами патриотически настроенных масс.

Когда День народного единства в России?

Ежегодно, 4 ноября, Россия отмечает большой государственный праздник – День народного единства, дань предкам, освободившим страну от польских захватчиков. Объединитесь и поздравляйте всех с этим большим праздником! Теперь-то Вы сможете ответить на вопрос «Какой праздник в России отмечают 4 ноября?», а кроме этого сможете изложить подлинную биографию Дня народного единства!

Это государственный праздник, который был признан только в 2005 году. Этот праздник отмечают теперь 4 ноября всей страной. В школах традиционно проводят открытые уроки, а власти города готовят праздничную программу для жителей. К сожалению, согласно опросам, лишь третья часть населения знает об этой дате. А вот истинное значение, которое было вложено в празднование изначально, сегодня понимают лишь единицы.

История праздника народного единства

Хоть официально этот праздник признали не так давно, своими корнями он уход в далекий 17 век. Праздник Дня народного единства отмечают в знак освобождения от польских интервентов в 1612 году.

Одно из наиболее важных и известных событий истории - народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Им удалось порваться в Китай-город и заставить командования польских интервентов подписать документ о капитуляции. Первым в освобожденный город вошел Дмитрий. В руках у него была икона Казанской Божьей Матери. С тех пор на Руси свято верили, что именно эта икона помогла защитить родные земли от Польского нашествия и сохранить веру в сердцах людей.

Немного позже князь Дмитрий в честь иконы Божьей Матери возвел на свои собственные средства деревянную церковь на Красной Площади. После пожара в Москве от церкви ничего не осталось и на ее месте возвели Казанский Собор из . Через несколько лет царь Алексей Михайлович провозгласил 4 ноября днем Казанской Божьей Матери. Этот праздник ежегодно отмечали вплоть до революции 1917 года. Затем про дату стали понемногу забывать аж до наших дней.

Сегодня праздник Дня народного единства приобрел несколько иной характер. Его практически не ассоциируют с церковным. Вместо этого граждане страны отмечают день памяти и благодарности тем, кто в свое время отстаивал страну. С точки зрения церковнослужителей, многие жители страны не понимают саму суть слова "единство". Согласно истории, этот день призван напомнить народу страны о том, что только в единстве могущество, а в могуществе и целостности радость.

День народного единства - цель праздника

В наше время ежегодно жителями страны праздник Дня народного единства принято отмечать в знак победы русской армии над поляками. Это не просто повод устроить светские приемы и еще раз подчеркнуть статус как великой страны.

Основной идеей стало единство народа. Не зависимо от вероисповедания и национальности, в 1612 году люди смогли объединиться и таким образом отстоять свою свободу. Праздник Дня народного единства олицетворяет уважение к патриотизму и мужеству граждан страны всех поколений, признание и благодарность тем, кто смог отстоять и защитить родину в наиболее темные моменты ее истории.

День народного единства - традиции праздника

В этот день принято проводить разнообразные концерты с участием отечественных знаменитостей, шествия и демонстрации. Нередко в праздник Дня народного единства устраивают благотворительные акции.

В Большом Кремлевском зале устраивают торжественный правительственный прием. На этом приеме награждают всех, кто внес большой вклад в развитие и процветание страны. Ближе к вечеру начинаются гуляния с концертной программой, фейерверками и визуальными шоу. Историю праздника народного единства каждый год рассказывают ученикам школ, чтобы они с самого детства научились ценить и гордиться своей страной, знали ее историю и понимали саму суть празднования. К счастью, этот праздник с каждым годом отмечают все больше людей, и он уже стал достаточно важным для жителей страны.

С 2005 года в четвертый день ноября Россия отмечает День народного единства. Праздник — пусть и с отчетливым «политическим» оттенком — напоминает нам о важной дате из истории страны: спасении России от полной потери независимости в 1612 году.

Власти новой России не жалуют главный коммунистический праздник — 7 ноября, когда отмечается годовщина Октябрьской социалистической революции 1917 года. Поэтому (что бы ни говорили официальные лица) в 2004 году Государственная Дума Российской Федерации изменила закон «О днях воинской славы». В результате появился новый праздник — День народного единства. В пояснительной записке к проекту закона отмечалось:

«4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».

Для закрепления значимости ему передали выходной день, ранее «принадлежавший» 7 ноября. Впервые новый праздник отмечали в 2005 году, т.е. ровно 10 лет назад.

С 7 ноября, кстати, поступили красиво — теперь в этот день официально отмечается годовщина знаменитого Парада на Красной площади в ноябре 1941 года. Тогда парад вроде бы затеяли в честь 24-й годовщины всё той же Октябрьской революции, но современникам он больше запомнился по другой причине — демонстрацией военной мощи в осажденной нацистами и вчистую проигравшей первые месяцы Великой Отечественной войны Москве. Впрочем, вернемся к празднику 4 ноября — самое время посмотреть, почему именно наши законодатели выбрали эту дату.

Смутное время начинается

В конце XVI века Россия вступила в один из самых нестабильных периодов своей истории. В 1598 году умер последний царь из династии Рюриковичей, Фёдор Иоаннович, не оставивший после себя наследников. Страна была разорена — сказывались бесчисленные завоевательные походы Ивана IV Грозного, особенно трудно России далась Ливонская война. Историки писали, что простой люд в те годы смертельно устал — и от войн, и от власти, которую после жестокой опричнины попросту перестал уважать. Серьезным фактором нестабильности стали неурожаи, спровоцировавшие чудовищный голод 1601-1603 гг., жертвами которого стали до 0,5 млн человек.

Власть в лице нового монарха, бывшего боярина Бориса Годунова, не сидела сложа руки. Люди толпами стекались в Москву, где им из государственных запасов выдавали хлеб и деньги. Но доброта Годунова сыграла против него же — хаос лишь усиливался из-за сформировавшихся в столице крестьянских банд (в них входили холопы и слуги, изгнанные из дворянских усадеб из-за отсутствия у помещика денег и работы).


Смутное время началось из-за распространения слухов о том, что законный наследник престола — царевич Дмитрий Иванович из династии Рюриковичей — всё-таки жив, а не умер, как было принято считать до того. Но слухи распускал самозванец, вошедший в историю под именем «Лжедмитрий ». Заручившись поддержкой польских аристократов и приняв католицизм, в 1604 году он собрал войско и отправился в поход на Москву. Победить ему помогли не столько собственные таланты, сколько неудачи властей — предательство воеводы Басманова и смерть Годунова. 20 июня 1605 года Москва встречала Лжедмитрия ликованием. Но бояре и простые москвичи довольно быстро поняли, что новый царь уж очень ориентирован на Польшу. Последней каплей стало прибытие в столицу польских подельников Лжедмитрия — 16 мая 1606 года вспыхнуло восстание, в ходе которого самозванец был убит. Страну возглавил представитель «суздальской» ветви Рюрикович, знатный боярин Василий Шуйский.

Спокойнее, впрочем, не стало. Первые два года новой власти всерьез угрожали восставшие казаки, крестьяне и наемники Ивана Болотникова — было время, когда разозленные боярским самоуправством мятежники стояли под Москвой. В 1607 году объявился новый самозванец — Лжедмитрий II (известен и как «Тушинский вор») — через год под его властью были уже семь значимых российских городов, включая Ярославль, Владимир и Кострому. В том же году Ногайская орда и крымские татары впервые за долгие годы решилась на набег по русским землям.

Вместе с Лжедмитрием II на Русь (пока неофициально) пришли польские войска. Вели они себя даже для интервентов, мягко говоря, вызывающе — грабили города (даже те, которые добровольно согласились на власть нового «царя»), облагали местное население непосильными налогами и «кормились» в них. Поднялось национально-освободительное движение, его поддержала и власть — Россия заключила Выборгский договор со Швецией, по которому в обмен на Корельский уезд получила 15-тысячный отряд наемников. Вместе с ними талантливый русский полководец, родственник законного царя Михаил Скопин-Шуйский нанес интервентам несколько чувствительных поражений.


Но тут России снова не повезло. Царь Шуйский и его брат Дмитрий, испугавшись популярности Скопина-Шуйского, отравили молодого военачальника (а то ещё власть отнимет!). А тут, как назло, польский король Сигизмунд III объявил войну измученному внутренними проблемами соседу и осадил мощную крепость Смоленск. Но в битве 4 июля 1610 года при Клушине русские войска, возглавляемые бездарным Дмитрием, из-за предательства немецких наемников были разгромлены поляками. Узнав о успехах польской армии, с юга к Москве пришел Лжедмитрий II.

В самой столице была уже новая власть — бояре потеряли последние остатки доверия к «боярскому царю» Шуйскому и свергли его. В результате к власти пришел совет из семи бояр, вошедший в историю как Семибоярщина. Новые правители сразу же решили, кто станет их царем — выбор пал на польского королевича Владислава.

Но здесь уже воспротивился народ — правителя-католика не хотел никто. Люди решили — лучше уж «свой» Лжедмитрий, чем Владислав. Самозванцу один за другим начали присягать даже те города, которые ранее с ним отчаянно боролись. Семибоярщина испугалась Лжедмитрия II и пошла на неслыханный шаг — впустила в Москву польско-литовские войска. Самозванец бежал в Калугу. Народ был на его стороне — людям очень не нравилось то, как вели себя в стране польские интервенты. Самопровозглашенный Рюрикович и правда начал бороться с поляками — освободил несколько городов, разбил войско польского гетмана Сапеги. Но 11 декабря 1610 года он поссорился с охранниками-татарами и был убит. Стало ясно, что никто, кроме самих русских, страну не спасёт.

Народные ополчения

Их было два. Первое возглавил рязанский дворянин Прокопий Ляпунов. Его власть признали бывшие сторонники Лжедмитрия II: князь Дмитрий Трубецкой, Григорий Шаховской, казаки Ивана Заруцкого. Поляки знали о заговоре и нервничали: в результате бытовую ссору на рынке они приняли за начало восстания и вырезали тысячи москвичей. Только в Китай-городе число жертв доходило до семи тысяч…

В конце марта 1611 года Первое ополчение подошло к Москве. Ополченцы взяли несколько районов Москвы (Белый город, Земляной город, часть Китай-города), а затем выбрали «временное правительство» под названием «Совет всей земли) во главе с Ляпуновым, Трубецким и Заруцким. Но на одном из военных советов ополчения казаки восстали и убили Ляпунова. Два оставшихся члена совета решили держать Кремль с засевшим в нем польским гарнизоном в осаде до подхода Второго ополчения.

Проблемы следовали одна за другой. Поляки после долгой осады взяли Смоленск, крымские татары разорили Рязанщину, шведы из союзников превратились во врагов — под их натиском пал Новгород. А в декабре Псков захватил уже третий по счёту Лжедмитрий… Вскоре весь северо-запад России признал очередного самозванца.


Второе ополчение возникло в сентябре 1611 года в Нижнем Новгороде. Его основу составили крестьяне северных и центральных регионов России, а также горожане. Возглавил его нижегородский земский староста Кузьма Минин. Его поддержали сначала посадские люди, а затем и все остальные — служилые люди (военные) и воеводы, духовенство, городской совет. На общем сходе горожан с проповедью выступил протопоп Савва, а затем и сам Минин призвал сограждан освободить страну от оккупантов. Вдохновленные его речью горожане решили, что каждый житель Нижнего Новгорода и уезда передаст на содержание «ратных людей» часть своего имущества. Распределять доходы доверили Минину — доверие к нему было стопроцентным.

Для военного руководства он пригласил князя Пожарского. Лучшей кандидатуры трудно было и придумать — вельможа был Рюриковичем, в 1608 году разбил войска Лжедмитрия II, сохранил верность московским царям, а в марте 1611 года принял участие в битве за Москву, где был тяжело ранен. Нижегородцам пришлись по душе и его личностные качества: князь был честным, бескорыстным, справедливым человеком, а решения принимал обдуманные и рациональные. Делегация из Нижнего Новгорода ездила к залечивавшему раны Пожарскому в его имение за 60 км несколько раз — но князь, согласно этикету тех времен, неизменно отказывал и согласился только тогда, когда к нему приехал архимандрит Феодосий. Условие было только одно — Пожарский был готов сотрудничать только с Кузьмой Мининым, которому в делах хозяйственных верил безоговорочно.


В Нижний Новгород Пожарский прибыл в конце октября 1611 года. Довольно быстро ему удалось увеличить число ополченцев с 750 до 3 000 человек — ряды освободителей пополнили служилые люди из Смоленска, Вязьмы и Дорогобужа. Им сразу же начали выплачивать и жалование — от 30 до 50 рублей в год. Узнав об этом, к ополчению начали присоединяться рязанцы, коломенцы, казаки и стрельцы из окраинных городов.

Хорошая организация работы (как с деньгами, так и с людьми) быстро привела к тому, что Второе ополчение — точнее, созданный им Совет всей земли — стало «центром силы» наряду с московской «семибоярщиной» и казацкой вольницей Заруцкого и Трубецкого. При этом новые руководители — в отличие от деятелей Первого ополчения — с самого начала четко знали, чего хотят. В декабрьской грамоте, адресованной населению Вологды, они писали, что хотят покончить с междоусобицами, очистить Московское государство от врагов и не чинить произвол.

Из Нижнего Новгорода ополчение вышло в конце февраля 1612 года. Дойдя до Решмы, Пожарский узнал, что Псков, Трубецкой и Заруцкий присягнули Лжедмитрию III (под его именем скрывался беглый монах Исидор). В результате было решено временно остановиться в Ярославле. Древний город стал столицей ополченцев.

Здесь ополченцы задержались до июля 1612 года. В Ярославле окончательно сложился Совет всей земли, в него вошли представители знатных родов — Долгорукие, Куракины, Бутурлины, Шереметевы, но возглавляли его по-прежнему Пожарский и Минин. Кузьма был неграмотным, поэтому за него «прикладывал руку» князь. Для издания документов Совета — грамот — требовались подписи всех его членов. Характерно, что из-за существовавшего тогда обычая местничества подпись Пожарского была лишь 10-й, а Минина — и вовсе 15-й.

Из Ярославля ополчение вело и военные действия (против польско-литовских отрядов и казацкой вольницы Заруцкого, отсекая последних от коммуникаций), и дипломатические переговоры — шведов решили усмирить хитростью, предложив брату короля русский престол, а у Священной Римской империи попросили помощь также в обмен на престол для ставленника императора. Впоследствии и шведу Карлу-Филиппу, и немецкому принцу Максимилиану отказали. Параллельно велась работа по восстановлению порядка на подконтрольной территории и вербовке новых ополченцев. В результате численность Второго ополчения выросла до 10 000 хорошо вооруженных обученных ратников.

Время действовать настало в сентябре (по новому стилю). 12-тысячный отряд польского гетмана Ходкевича попытался деблокировать запертый в Кремле польский гарнизон. 2 сентября состоялось первое сражение Московской битвы: в нём с 13 до 20 часов вечера сражались конные отряды Пожарского и Ходкевича. Странно повёл себя вроде бы поддержавший Второе ополчение князь Трубецкой: попросив у Пожарской 500 конников, он не давал им принять участие в битве и поддержать ополченцев. В результате приданные князю конные сотни самовольно покинули его и вместе с частью казаков Трубецкого помогли Пожарскому сначала отбросить поляков на исходные позиции, а затем и оттеснить их к Донскому монастырю.

3 сентября состоялось новое сражение. Князь Трубецкой опять предпочел не вмешиваться в бой, в результате чего поляки заняли важный укрепленный пункт и захватили в плен гарнизон из казаков. От поражения ополченцев спасло вмешательство келаря Троице-Сергиевого монастыря Авраамия Палицына — он пообещал казакам Трубецкого, что им выплатят жалование из монастырской казны, и после этого они все-таки присоединились к ополчению.

Решающее сражение произошло 4 сентября. Ополченцы бились с поляками в течение 14 часов. В ходе боя отличился Кузьма Минин — его небольшой конный отряд совершил дерзкую вылазку и посеял панику в стане Ходкевича. Чаша весов склонилась на стороне воинства Пожарского — вместе с казаками Трубецкого он обратил поляков в бегство. Уже на следующий день с остатками своей армии гетман ушел из Москвы.

Оставался польский гарнизон — два отряда полковников Струся и Будилы, защищавший район Китай-город и Кремль. В цитадели находились и бояре-изменники, и будущий царь Михаил Романов. После месячной осады Пожарский предложил противникам сдаться и взамен обещал сохранить им жизнь, но высокомерные поляки ответили категорическим отказом. 4 ноября по новому стилю ополченцы взяли штурмом Китай-город (эту дату мы и отмечаем как День народного единства), но Кремль оставался под контролем оккупантов. В польском стане царил голод — по свидетельствам очевидцев, интервенты опустились до людоедства. 5 ноября они все-таки сдались. Войска Будилы попали в плен к Пожарскому, и князь, как и обещал, сохранил им жизнь. Отряд Струся пленили казаки — и вырезали всех поляков до единого. 6 ноября 1612 после торжественного молебна войска князя Пожарского под звон колоколов со знаменами и хоругвями вошли в город. Москва была освобождена.

В январе 1613 года в Москве состоялся первый в истории всесословный Земский собор — на нём присутствовали представители всех сословий, включая и крестьянство. Кандидатуры зарубежных претендентов на русский престол — польского принца Владислава, шведа Карла Филиппа и других — были отклонены. Не заинтересовал делегатов и «воренок» — сын Марины Мнишек и Лжедмитрия II Иван. Но не нашла полной поддержки и ни одна из восьми «русских» кандидатур, в том числе и самого Пожарского. В итоге собравшиеся проголосовали за «компромиссный» вариант — сына влиятельного патриарха Филарета Михаила Романова. Избрание, положившее начало новой династии, состоялось 7 февраля 1613 года.

Смутное время в России, правда, ещё не закончилось. Новому царю пришлось разбираться с мятежным атаманом Заруцким, шведами и 20-тысячным отрядом поляков, которые вместе с запорожскими казаками осадили Москву в 1618 г.

До 1640 года Романовым верой и правдой служил герой Смуты князь Пожарский — Михаил Федорович и Алексей Михайлович доверяли ему самые ответственные дела.

Итоги Смуты были тяжелыми. Московское государство на 100 с лишним лет потеряло выход к Балтике, на несколько десятилетий — стратегическую крепость Смоленск. Количество распаханных земель сократилось в 20 раз, способных на ней работать крестьян — в 4 раза. Многие города — к примеру, Великий Новгород — были полностью разорены. Но самый важный итог все-таки был со знаком «плюс» — Русь в условиях внешней агрессии и внутренних неурядиц сохранила свою независимость.


2024 teploblok29.ru. Строительный портал - Teploblok29.