«Пурга» (1935) — корабль предназначался для охранения крупных кораблей эскадр флота на переходах морем. Пограничный корабль «Пурга Судовые системы, устройства и оборудование

Патрульный корабль проекта 22120 шифр «Пурга» - скоростной многоцелевой корабль береговой охраны ледового класса, способный нести вахту во льдах. Корпус корабля оснащён ледовым подкреплением, позволяющим преодолевать льды толщиной более полуметра.

Патрульное судно пр. 22120, заводской № 050, было заложено в эллинге "Морской завод "Алмаз" в 2007 году и спущено на воду в декабре 2009 года. Проект разработан петербургским ПКБ "Петробалт" по заказу Федеральной таможенной службы РФ. После отказа ФТС от финансирования постройки проектом заинтересовалась Пограничная служба. Головное судно было передано Пограничной службе ФСБ 22 декабря 2010 года. Сейчас судно находится у причала Морского завода "Алмаз", где ожидает схода льда. Летом оно перейдёт Северным морским путём к месту службы на остров Сахалин в город Невельск.

Летом (июнь-июль)2011 года на СФ "Алмаз" по заказу Управления Береговой охраны Пограничной Службы ФСБ планируется закладка второго патрульного судна ледового класса проекта 22120. По словам главного конструктора ПКБ "Петробалт" Ильи Вадимовича Щербакова, курирующего этот проект, второе судно, получившее заводской № 051, заказанное УБО ПС ФСБ, будет несколько отличаться от головного - в частности, будут установлены усовершенствованные средства связи, вспомогательное оборудование и т.п.



Справка: Судостроительная фирма "Алмаз" расположена в центральной части Санкт-Петербурга, на Петровском острове, в непосредственной близости к Финскому заливу. Занимает территорию площадью около 165 тыс. кв. м. Предприятие специализируется на постройке скоростных кораблей и катеров для охраны морских границ, больших и малых кораблей, многоцелевых судов на воздушной подушке, судов и яхт гражданского назначения. На сегодняшний день оно располагает производственной площадью 30,4 тыс. кв. м. Производственные мощности позволяют перерабатывать до 3 тыс. т стали и до 650 т алюминия в год. ОАО "Судостроительная фирма "Алмаз" было зарегистрировано в июле 1993г. Морской завод "Алмаз" основан в Санкт-Петербурге в 1931г. Специализируется на строительстве и ремонте скоростных катеров Федеральной пограничной службы и Военно-морского флота России.

Особенности

Изначально заложен как большое таможенное судно. Судно имеет ледовые усиления, обеспечивающие самостоятельное плавание в разреженном однолетнем льду толщиной до 0,6 м в зимне-весеннюю навигацию и толщиной до 0,8 м в летне-осеннюю навигацию. Планируемое место службы - район острова Сахалин. Кроме того, на его борту оборудована площадка для вертолета, который сможет патрулировать большие пространства моря, а также участвовать в задержании нарушителей границы, наркоторговцев и браконьеров. Корабль нового типа сможет базироваться в приграничных акваториях Дальнего Востока, Финского залива, а также Баренцевом и Азовском морях.



Базовые ТТХ

Водоизмещение, т:

стандартное - …
полное – 1066,
Размеры, м:
Длина – 71,
Ширина - 10,4,
Осадка- 3,5,
Скорость полного хода, уз. – 24,
Дальность плавания, миль - 6000 (на 14 узлах),
Автономность, сут. - 20,
Силовая установка - 2х5440 л.с., дизели ABC 16M VZDC-1000-180, 3 ДГ "Линденберг" по 290 квт, 1 ДГ "Линденберг" 85 кВт,
Вооружение:
Артиллерийское вооружение - АК-306М,
Авиационная группа - 1 вертолёт,
Экипаж, чел. – от 16 – до 25+5,
Пассажировместимость - 14 человек.

В период блокады судьба Ленинграда зависела от Ладожской военной флотилии. В сложившейся ситуации организация перевозок была весьма сложной: со станции Волховстрой вагоны подавались на пристань Гостинополье. Оттуда грузы по Волхову доставляли на речных баржах в Новую Ладогу, где перегружали на озерные баржи, следовавшие в Осиновец на западном берегу озера. Здесь совершалась еще одна перевалка - из барж в вагоны для доставки в Ленинград. 12 сентября 1941 года в Осиновец прибыли две баржи, доставившие 800 тонн зерна. Это был первый рейс с грузами для осажденного города. В тот же день сторожевой корабль «Пурга» доставил в Осиновец 60 тонн боеприпасов.

Всего за осеннюю навигацию 1941 года на восточный берег Ладожского озера было доставлено более 20000 солдат и офицеров, а из Ленинграда эвакуировано более 33500 человек. На западный берег Ладожского озера было перевезено около 60 тысяч тонн различных грузов, в том числе 4500 винтовок, 1000 пулеметов, около 10000 снарядов и прочее вооружение.

31 августа 1942 года капитан сторожевика Иван Горовой получил необычный приказ - экипаж должен обеспечить артподготовку левого берега Ладоги для проведения Синявенской операции. Сторожевой корабль «Пурга» прибыл в указанный район. Провел в указанном квадрате стрельбы и ушел в район банки Железница на ночевку. Утром 1 сентября корабль вышел обратно, взяв курс на военно-морскую базу Осиновец, но через полчаса хода военное судно было атаковано «юнкерсами». Две мощные авиационные бомбы взорвались у бортов, а третья угадила в центральную часть палубы, взорвавшись которая, практически расколола корабль на две части. За несколько минут легендарный сторожевик скрылся под водой, унеся с собой одиннадцати членов экипажа. Выживших подобрала канонерская лодка «Нора».

Арцызов Виктор Владимирович 1918 - 01.09.1942 матрос
Березин Андрей Тимофеевич 1915 - 01.09.1942 матрос
Богданов Александр Сергеевич 1920 - 01.09.1942 матрос
Бурачковский Тимофей Архипович 1913 - 01.09.1942 младший лейтенант † на берегу
Волков Петр Иванович 1924 - 01.09.1942 старшина 2 ст.
Жбаненков Владимир Федорович 1921 - 02.09.1942 матрос † на берегу
Зоря Иван Михайлович 1914 - 01.09.1942 ст. матрос
Левин Алексей Николаевич 1919 - 01.09.1942 матрос
Машкин Сергей Романович 1918 - 01.09.1942 матрос
Николаев Василий Иванович 1915 - 01.09.1942 ст. матрос
Рахман Анатолий Моисеевич 1917 - 01.09.1942 матрос
Сиволоб Александр Герасимович 1918 - 01.09.1942 матрос
Следков Андрей Николаевич 1914 - 01.09.1942 матрос
Юричев Иван Иванович 1915 - 01.09.1942 старшина 2 ст.

Сегодня 20 января 2013 года, первое погружение в этом году к останкам погибшего корабля СКР "Пурга", совершил один из самых легендарных водолазов-глубоководников, наш боевой соратник - Игорь Матюк.

Погружение посвящено 70-летию Прорыва Блокады!

В новости использованы материалы Корабельного портала.

История службы сторожевых кораблей типа «Ураган » на первый взгляд неприметна. Им не довелось участвовать в классических морских сражениях, выходить в лихие торпедные атаки, уничтожать вражеские надводные или подводные лодки. Обошли их стороной и высокие награды.

Восемнадцать сторожевых кораблей «дивизиона плохой погоды» воевали на всех четырех флотах, но остались в тени своих более крупных собратьев. В исторической литературе сторожевые корабли упоминаются нечасто, создавая впечатление, будто эти корабли вовсе не участвовали в Великой Отечественной войне и большую часть времени отстаивались в военно-морских базах, но на самом деле все было не так. Сторожевые корабли типа «Ураган » стали настоящими «рабочими лошадками» советского флота, без устали выполнявшие сложную и полную опасностей работу: несли дозорную службу, охраняли конвои, обстреливали вражеские укрепления и отражали воздушные атаки.

сторожевые корабли типа «Ураган» проекта 2

26 ноября 1926 года Военным Советом СССР была утверждена шестилетняя программа военно-морского судостроения первой и второй очереди, в которой, кроме подводных лодок и торпедных катеров предусматривалось строительство 18 сторожевых кораблей для Балтийского и Черноморского флота. Предназначением этих кораблей было обеспечение охранения соединения от атак , и авиации неприятеля, ведение дозорной и разведочной службы, постановка минных заграждений, а также конвоирование транспортных судов. Кроме того появление на сторожевых кораблях этого типа торпедного вооружения существенно увеличило их боевую устойчивость при встрече с крупными кораблями противника.

В ноябре 1926 года разработкой проектно-технической документации головного сторожевого корабля занялась группа судостроителей Северной судостроительной верфи в Ленинграде. Руководителем проекта был назначен заместитель заведующего отделом военного судостроения В.А. Никитин.

Сторожевые корабли первой серии были заложены на судостроительной верфи в Ленинграде 13 августа 1927 года и в этом же году, но 24 октября - на судостроительном заводе в Николаеве. Ленинградцы, учитывая небольшой спусковой вес корпусов этих судов, вели строительство на горизонтальных стапелях с боковым спуском на воду на четырех дорожках. В Николаеве корабли были заложены на продольных стапелях, на которых когда-то строились легендарные типа «Новик».

Головной сторожевой корабль «Ураган » вошёл в состав Военно-Морского Флота СССР 12 сентября 1931 года. В ходе ходовых испытаний этот небольшой корабль продемонстрировал прекрасные мореходные качества. Его скорость полного хода составила 26 узлов. Эту возможность кораблю дала новейшая паротурбинная силовая установка развивающая мощность до 6400 л. с. При ее разработке советские кораблестроители впервые применили турбозубчатые агрегаты, включающие в себя турбины высокого и низкого давления с частотой вращения до 8400 оборотов в минуту.

Сторожевой корабль «Ураган » был вооружен двумя 102 мм артиллерийскими орудиями, тремя полуавтоматическими 45 мм орудиями и трехтрубным торпедным аппаратом для пуска торпед и глубинных бомб. Для обеспечения проводки через вражеские минные заграждения сторожевые корабли использовали два комплекта типа К-1.

сторожевой корабль «Ураган»

сторожевой корабль «Вихрь»

сторожевой корабль «Пурга»

Как уже было сказано выше, часть сторожевых кораблей входила в состав Балтийского флота. Они сформировали Ладожскую военную флотилию. И бесспорно, самым знаменитым кораблем этой флотилии времен Великой Отечественной войны стал сторожевой корабль «Пурга ». В 1941-1942 годах под его охраной в блокадный Ленинград было доставлено более одного миллиона тонн грузов и эвакуировано почти 900 тысяч человек.

Сторожевой корабль «Пурга » считался лучшим сторожевым кораблем советского флота. Благодаря боевым и техническим характеристикам в 1941 году сторожевик стал флагманом Ладожской флотилии. Его задачей было обеспечить безопасность так называемой Дороги жизни.

сторожевой корабль «Пурга» подлинные фотографии и иллюстрации



В период блокады судьба Ленинграда зависела от Ладожской военной флотилии. В сложившейся ситуации была весьма сложной: со станции Волховстрой вагоны подавались на пристань Гостинополье. Оттуда грузы по Волхову доставляли на речных баржах в Новую Ладогу, где перегружали на озерные баржи, следовавшие в Осиновец на западном берегу озера. Здесь совершалась еще одна перевалка - из барж в вагоны для доставки в Ленинград. 12 сентября 1941 года в Осиновец прибыли две баржи, доставившие 800 тонн зерна. Это был первый рейс с грузами для осажденного города. В тот же день сторожевой корабль «Пурга » доставил в Осиновец 60 тонн боеприпасов.

Перевозки по озеру проходили в неимоверно трудных условиях. Ладога, тихая и безобидная в ясную погоду, осенью становится неузнаваемой: ветер порой достигает силы 10 баллов, поднимая огромные волны, опасные даже для судов озерного типа. Для перевозок по озеру в спешном порядке были собраны все суда, какие только можно было собрать.

Всего за осеннюю навигацию 1941 года на восточный берег Ладожского озера было доставлено более 20000 солдат и офицеров, а из Ленинграда эвакуировано более 33500 человек. На западный берег Ладожского озера было перевезено около 60 тысяч тонн различных грузов, в том числе 4500 винтовок, 1000 пулеметов, около 10000 снарядов и прочее вооружение.

31 августа 1942 года капитан сторожевика Иван Горовой получил необычный приказ - экипаж должен обеспечить артподготовку левого берега Ладоги для проведения Синявенской операции. Сторожевой корабль «Пурга » прибыл в указанный район. Провел в указанном квадрате стрельбы и ушел в район банки Железница на ночевку. Утром 1 сентября корабль вышел обратно, взяв курс на военно-морскую базу Осиновец, но через полчаса хода военное судно было атаковано «юнкерсами». Две мощные авиационные бомбы взорвались у бортов, а третья угадила в центральную часть палубы, взорвавшись которая, практически расколола корабль на две части. За несколько минут легендарный сторожевик скрылся под водой, унеся с собой жизнь одиннадцати членов экипажа. Выживших подобрала канонерская лодка «Нора ».

О сторожевом корабле «Пурга » и его команде написано практически во всех исторических справочниках, но только недавно российским исследователям удалось сделать открытие, которое опровергло все известные сведения о корабле. Оказывается, что он все еще лежит на дне Ладоги, хотя вот уже много лет все историки считают, что СКР «Пурга » был поднят со дна озера.

Долгое время все военно-морские историки были убеждены - после гибели сторожевик был поднят, а его вооружение было демонтировано и отправлено на переплавку. Однако современные исследователи нашли документы, в которых сказано, что военный корабль до сих пор лежит на дне Ладоги. Чтобы окончательно подтвердить это на озеро была организована экспедиция.

Ученые из Санкт-Петербурга на исследовательском судне «Картеш » отправились на поиски, пройдя около 50 миль от устья Невы к месту гибели сторожевика вблизи Осиновецкого маяка. Именно здесь согласно картам лежит СКР «Пурга». После обследования заданного квадрата гидролокатором ученым удалось обнаружить на экранах затонувшее судно, но это были всего лишь останки самоходной баржи типового проекта, на которой перевозили боеприпасы для сухопутных войск. Разочаровавшись, исследователи уже покинули район, но вдруг гидролокатор на экране показал еще один объект. Водолазы незамедлительно осмотрели дно, и практически сразу свет фонарей упал сначала на якорь, а затем и на нос сторожевого корабля. На этот раз сомнений не было. Все детали корпуса соответствовали тому, какие были на сторожевике проекта 2 - высокий борт и острый нос.

Обломки сторожевого корабля разбросаны на площади около 1 гектара. Корпус сторожевого корабля «Пурга» находится в таком состоянии, что исследователи не нашли ни одного помещения, которое сохранило бы элементы помещения. Хорошо сохранились только нос и капитанский мостик. Искореженный остов корабля, останки корабельных машин, куски труб, одним словом груда обломков - примерно так выглядит сторожевой корабль «Пурга » сегодня.

Почти 70 лет в большинстве документах утверждалось, что сторожевой корабль «Пурга» был поднят, но подводная экспедиция доказала. что корабль и сегодня находится на дне. Как такое могло произойти? Объяснение этому есть.

Действительно в 1943 году корабль был поднят, а вернее с его борта были демонтированы уцелевшие узлы и вооружение. Мало того водолазам удалось поднять на поверхность корму судна и отбуксировать ее в порт. Остальные части корабля остались лежать на дне. Силовая установка и некоторые механизмы сторожевика «Пурга» были переданы и установлены на однотипный корабль «Вихрь » из состава «дивизиона плохой погоды».

Военные эксперты утверждают, что на дне Ладожского озера еще лежат десятки военных судов с останками боеприпасов и оружия, большая их часть затоплена в районе Дороги Жизни и только сейчас подводные исследователи начинают тщательно изучать все эти объекты. Возможно, исследования приведут к тому, что человечество по-новому сможет взглянуть на оборону Ленинграда.


Технические характеристики сторожевого корабля «Пурга»:
Водоизмещение - 400 тонн;
Длина - 70 м;
Ширина - 7,1;
Осадка - 1,9 м;
Силовая установка - паротурбинная;
Скорость хода - 29 узлов;
Вооружение:
Орудие 102 мм - 2;
Автомат системы «Виккерс» 40 мм - 3;
Крупнокалиберные пулеметы - 3;
Торпедный аппарат 450 мм - 1 (трехтрубный);

Проектирование пограничного сторожевого корабля, способного действовать во льдах, началось в рамках программы «крупного морского судостроения» в 1936 году. В 1937 – 1938 гг. ЦКБ-32 (ныне – «Балтсудопроект») по заказу Морпогранохраны НКВД разработало проекта 52. 17 декабря 1938 г. корабль проекта 52 «Пурга» заложили на заводе «Судомех» (ныне – Северная площадка «Адмиралтейских верфей»), а 24 апреля 1941 г. он сошёл на воду. Его вступление в строй планировалось в том же году. Но с началом войны строительство сторожевика, имевшего готовность 28%, прекратили, а недостроенный корабль законсервировали. Постройка была возобновлена лишь в 1951 г. и продолжалась около пяти лет. Ледокольный корабль «Пурга» вступил в строй 31 марта 1957 г.


Ледовые качества корабля проекта 52 «Пурга» обеспечивались повышенной прочностью корпуса (например, толщина обшивки ледового пояса 25 мм), формой форштевня, наличием носового и кормового дифферентных отсеков и бортовых креновых цистерн. Гребные винты, как обычно у ледоколов, изготавливались из качественной стали и имели съёмные лопасти.

В 1957 – 1959 гг. служба «Пурги» проходила на Севере. В этот период пограничный корабль задержал несколько иностранных судов, занимавшихся незаконным промыслом. Летом 1959 г. «Пурга» Северным морским путём перешла на Дальний Восток и стала базироваться на Петропавловск-Камчатский. За время службы корабль прошёл 411 386 миль и задержал 26 иностранных судов - нарушителей границы. 16 марта 1990 г. на «Пурге» торжественно спустили флаг и гюйс. Ветераны морской пограничной охраны предлагали организовать на её борту музей, но всё же заслуженный корабль был продан на слом за границу.


Тактико-технические данные ПСКР «Пурга»:
Водоизмещение, т: стандартное – 3165, полное – 3958;
Размеры, м: длина - 95,5; ширина - 15,1; осадка - 5,7;
Силовая установка: 3х3200 л. с., электродвигатели, 3 ВФШ;
Скорость полного хода, уз: 17;
Дальность плавания: 8500 миль (10 уз.), 3467 миль (17 уз.);
Автономность, сут.: 35;
Вооружение: 4х1 100-мм Б-34УСМА (1094 выстрела) – ПУС «Сфера-50»; 6х2 37-мм В-11М (14000 выстрелов); 4 БМБ-2 (70 ГБ); 30 мин КБ
Бронирование, мм: рубка – 8;
РТВ: РЛС «Риф», НРЛС «Рым-1», аппаратура госопознавания – запросчик «Никель», ответчик «Хром», ГАС «Тамир-5»;
Экипаж, чел: 250

2024 teploblok29.ru. Строительный портал - Teploblok29.