Интересные задания по зоологии. «Играя, вспоминаем»: летние задания

Занимательные межпредметные домашние задания выполняются учащимися по желанию.

Тема: «Насекомые»

Литература

    Определите систематическое положение семи насекомых из сказки К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха».

    Найдите биологическую неточность в стихотворении А.Фета «Бабочка»:

Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Вес бархат мой с его живым миганьем -
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот - дышу.

(У бабочек 4 крыла. )

    Узнай пословицу, изложенную на языке биологических и технических терминов.

Приблизительно 20 г продукта полукоксования твердого топлива приводит в непригодное к использованию состояние весь продукт переработки нектара растений представителями отряда перепончатокрылых, находящийся в большой деревянной емкости. (Ложка дегтя портит бочку меда .)

Математика

    Чтобы поднять что-нибудь, что в 10 раз превышает вес 10 муравьев, потребуются 2 рабочих муравья. Чтобы приподнять груз, превышающий во столько же раз вес 10 человек, потребуются усилия 70 обычных граждан. Во сколько раз простой муравей сильнее обычного гражданина? (В 35 раз. )

    Пчелиная семья насчитывает 80 тыс. пчел и собирает за сезон 150 кг меда. Сколько меда добывает каждая рабочая пчела, если учесть, что 1/16 часть этого семейства занята другими делами? (2 г. )

Тема: «Рыбы»

Музыка

    Какую рыбу нес кум куму в русской народной песне «Вдоль по Питерской»? (Судака .)

Литература

    Какой рыбой угощал Демьян соседа Фоку в басне И.А. Крылова «Демьянова уха»? (Лещом и стерлядью .)

    Какой рыбой потчевал Хлестакова попечитель богоугодных заведений Земляника в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»? (Лабарданом - свежепросоленной треской .)

    Почему одного из персонажей романа М.А. Шолохова «Поднятая целина» прозвали Щукарем? (В детстве Щукарь пытался под водой откусить фабричный крючок с чужой удочки и сам попался на него вместо щуки. )

    На какую рыбу был зван Фамусов во втором действии комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»? (На форель. )

    Кого писатель В.П. Астафьев назвал Царь-рыбой? (Осетра .)

    Исследуйте фразеологизмы:

Нем как рыба;
- как рыба в воде.

Когда мы так говорим? Верно ли это с биологической точки зрения?

География

    Какой остров на Дальнем Востоке нашей страны своим очертанием напоминает рыбу? (Сахалин .)

    Какие рыбы украшают гербы российских городов? (Волгоград - стерляди, Таганрог - осетр, Онега - сёмга, Переславль-Залесский - сельди, Ишим - карась .)

Тема: «Птицы»

Литература

    Какая птица своей песней отгоняла от ложа китайского императора смерть, если верить Г.Х. Андерсену? К какому она относится отряду? (Соловей. Воробьинообразные. )

    Какая птица - «однофамилица» великого русского писателя? (Гоголь .)

    В поэме А.М. Горького описан буревестник «гордо реющий над седой равниной моря», который радуется буре. На самом деле он радуется не буре. А чему же?

    Найдите в стихах биологические неточности.

А это веселая птица-синица,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
В доме, который построил Джек.

(Синица - в основном насекомоядная птица, вреда зернохранилищам не причиняет .)

Выткался над озером алый цвет зари,
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло,
Только мне не плачется - на душе светло.

(Иволга в дуплах не живет .)

В.А. Жуковский:

Где ж ты, птаха!
Где ты, певичка!
В дальнем краю
Гнездышко вьешь ты.
Там и поешь ты
Песню свою.

(Перелетные птицы вьют гнезда и выращивают птенцов только на родине .)

А.Н. Плещеев:

Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
...Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой.

(Ласточка - исключительно насекомоядная птица, зерна не ест. )

История

    На чьем оперении богиня Гера разместила все 100 глаз Аргуса? (Павлина .)

    В Древней Греции и Древнем Риме у каждого бога были свои любимые птицы. У Зевса - орел, у Геры - павлин и кукушка, у Афины - сова и петух. А у Афродиты? (Голубь и лебедь. )

Математика

    Пара ласточек в период вскармливания птенцов прилетает к гнезду 400 раз в день, принося за 1 раз 0,5 г насекомых. Период вскармливания длится 20 дней. Сколько килограммов насекомых уничтожают в период вскармливания птенцов 3 пары ласточек? (12 кг. )

    При попутном ветре скорость почтового голубя 100 км/ч, при встречном - в 2 раза меньше. Какое время проведет в полете почтовый голубь, доставляющий послание за 850 км и возвращающийся с ответом, если туда он летит при попутном ветре, а оттуда - при встречном? (25 ч 30 мин. )

Математика и география

    С какой скоростью летят ласточки, если они за 12 ч без остановок пересекают с севера на юг Средиземное море? (10-15 м/с .)

Физика

    Почему птицы без вреда для себя сидят на проводах высоковольтной передачи? (Тело сидящей на проводах птицы представляет собой ответвление цепи, включенное параллельно участку проводника между лапками птицы. При параллельном соединении двух участков цепи величина токов в них обратно пропорциональна сопротивлению. Сопротивление тела птицы огромно по сравнению с сопротивлением небольшой длины проводника, поэтому величина тока в теле птицы ничтожна и безвредна. Но если крупная птица, взлетая, коснется крылом металлической опоры линии за изолятором, ее тело станет участком цепи между линией и землей. Сопротивление в такой цепи значительно меньше, чем сопротивление всей линии, и птица будет мгновенно убита током. )

Музыка

    Какая птица называется так же, как и часть струнного музыкального инструмента? (Гриф .)

    Песню какой известной птички использовал Н.А. Римский-Корсаков для создания мелодии ре-четатива Весны в опере «Снегурочка»? (Снегиря .)

Физкультура

    Майки футболистов какой страны украшает петушок? (Франции .)

Раздел I. Ботаника в фактах и

событиях.

знаний по истории развития и становления биологии как науки в целом,

а также отдельных ее отраслей; о роли конкретного признака в жизни

различных организмов, а так же знаний анатомии и физиологии организ-

1.Однажды к Луи Пастеру пришел незнакомец и представился секундантом

некоего графа, которому показалось, будто ученый оскорбил его. Граф

требовал удовлетворения. Пастер спокойно выслушал секунданта и сказал:

«Раз меня вызывают на дуэль, я имею право выбрать оружие. Вот две

колбы: в одно возбудитель холеры, в другой чистая вода. Если человек,

приславший вас, согласится выпить содержимое одной из них, я выпью

из другой колбы». Как вы думаете, состоялась ли дуэль? Как можно назвать

такой вид оружия?

(Дуэль не состоялась, оружие – бактериологическое).

2.Жена немецкого сельского врача Роберта Коха Эмма преподнесла ему на

день рождения подарок. Этот дар любимой женщины определил его пос-

следующие научные успехи. С легкой руки Эммы ему крупно повезло: вско-

ре он стал лауреатом Нобелевской премии. Его именем названа бактерия-

возбудительница туберкулеза. Что же подарила Коху его дальновидная суп-

(Подарком был микроскоп. С его помощью Р. Кох открыл также возбудите-

лей холеры, бубонной чумы, сонной болезни и столбняка, чем спас жизни

миллионам людей, Оказалось, что эти страшные болезни можно лечить!)

3.Экспедиция Витуса Беринга подходила к концу, но болезнь наступила на

всех – расшатывались и выпадали зубы. Большая часть экипажа погибла,

погиб и сам Беринг. В живых осталась группа людей, которая стала упо-

треблять в пищу водоросли. Что спасло людей?

(Бурые водоросли).

4.В Германии в одном из баварских болот был обнаружен средневековый

рыцарь в доспехах, а в Австрии, на глубине 1,2 м обнаружили остатки бре-

венчатой дороги, проложенной римлянами, а на дороге – римскую монету

с изображением императора Тиберия Клавдия, датированную 41 г. до н.э.

Как можно объяснить сохранность этих и других находок?

5.Высушенный мох, особенно мох – сфагнум, применяется при строительстве

домов, скотных дворов и других построек в качестве утеплителя стен, по-

толков и пр. Благодаря каким особенностям мох нашел такое применение?

6.В военные годы, при отсутствии ваты при перевязке ран врачи использовали

сухой сфагновый мох. Какие свойства этого растения учитывались при этом,

и не забудьте, что перевязочный материал должен быть стерильным?

7.С папоротником связано много легенд, в каждой из них высказывается вера

в магическую силу папоротника: сделать человека мудрым, принести ему достаток, найти заветный клад. Так, с черным папоротником (страусово перо) связано легенда о том, что в середине лета, в ночь (с 6 на 7 июля) накануне религиозного праздника Ивана Купалы происходит цветение папоротника и что небольшой ярко – красный цветок этого растения обладает волшебной силой. Цветок папоротника своим ярким свечением указывает место, где зарыт клад. Почему никому из людей еще не удавалось увидеть цветок какого – либо папоротника?

(Папоротник не цветет).

8. Как - то в Сибирь поздней осенью приехал малосведущий в лесном деле, но очень самоуверенный ревизор. Увидев голую тайгу, спросил лесничего:

Это хвойный лес?

Хвойный, - последовал ответ.

А где хвоя?

По чьей вине?

По вине самой природы.

Вы мне за природу не прячьтесь. За гибель леса отвечать будете вы…

Из каких деревьев состояла тайга? Какой особенности этих деревьев не знал ревизор?

(Лиственница, единственное листопадное растение среди хвойных деревьев).

9. В 1596 г. Жак Картье отправился в экспедицию на корабле в целях исследования берегов Канады. Весь экипаж заболел цингой. Двадцать шесть матросов умерли к тому времени, когда судно подошло к берегам реки Св. Лаврентия. Высадившись на берег, команда корабля не могла найти в северных лесах ни лимонов, ни овощей. И все же Жаку Картье удалось спасти оставшуюся команду от смерти, послушавшись индейцев.

Какой совет дали индейцы Жаку Картье?

(Пожевать хвою, пить отвар из хвои).

10.В книге «Жизнь растений» К.А. Тимирязев пишет: «Природа здесь прибегла к уловке…Корень при возможно малой затрате строительного материала в состоянии обежать большее число частиц почвы, прийти с ней в возможно тесное соприкосновение…» О какой уловке идет речь?

(Корневые волоски).

Раздел II. Ботаника в задачках.

    В ботаническом саду этикетки на деревья привязаны с помощью проволоки (но свободно!) на высоте 1,3 м от земли. Дерево растет в высоту по 30 см в год. На какой высоте окажется этикетка через три года? Почему этикетки на деревьях привязаны свободно?

    Опровергните такие утверждения о ядовитых грибах:

    от ядовитых грибов темнеет серебро;

    от ядовитых грибов сворачивается сырое молоко;

    от ядовитых грибов буреют головки лука и чеснока.

    Грибы порядка Трюфелевые имеют подземные плодовые тела. Каким образом условия существования влияют на морфологию плодовых тел?

    Ученые заметили, что у некоторых шляпочных грибов температура плодовых тел может быть выше, чем температура окружающей среды. Например, при температуре воздуха 13 ˚C шляпка боровика нагревается до 15˚C, а температура спороносного слоя может достигать 18˚C. Объясните биологическое значение такого повышения температуры.

    Широко известные грибы опята поселяются на пеньках, способствуя их разрушению: древесина становится трухлявой. Когда в грибницу проникает кислород, древесина пня начинает светиться. Замечено, что наиболее интенсивно пни светятся теплыми, влажными ночами. Объясните почему.

6. Шляпочные грибы, используемые человеком в пищу, часто бывают

червивыми. Бывают ли червивыми ядовитые грибы – мухомор,

бледная поганка и др.?

П 7. Почему посещение людьми парков и пригородных лесов пагубно

сказывается на состоянии древостоя, даже если люди не наносят

деревьям прямого вреда?

В 8. Все ли тополя «пушат»? Объясните ответ?

9.У каких растений цветочные стрелки и стебли, несущие цветки, после отцветания сильно растут и что это дает растениям?

(Многие виды зонтичных, колокольчиковых и др. Как приспособление к распространению ветром, птицами).

(Печеночница и кислица цветут весной; околоцветник печеночницы синевато-лиловый; маршанция – мох; плод земляники - многоорешек (фрага); у ромашка не одиночные цветы, а соцветие – корзинка; лютик с оранжево – красным млечным соком – чистотел; белыми цветками цветет «глухая крапива» (яснотка белая из семейства губоцветных), которая не жжется и не употребляется для приготовления щей.

11. Одно яйцо варят 4 мин. Сколько минут надо варить 6 яиц?

Раздел III. Зоология. Задания типа

«Угадай – кто».

    Определите птиц по клювам (рис.1). Подчеркните названия тех птиц, которые встречаются в Украине.

(Фламинго, колпица, тупик, козодой, баклан, шилоклювка, клест).

    Китайцы считают эту птицу символом благополучия, полинезийцы – ночным злым богом, а у древних греков она символизировала мудрость. В средние века церковь объявила эту птицу «нечистой силой», слугой дьявола. Что это за птица?

    В старой легенде об этой птице говорится, что одна женщина убила своего мужа и за это была превращена Богом в птицу, которой не суждено иметь своей семьи. Горько плачет с тех пор эта птица.

Угадайте кто она?

(Кукушка).

    Укажите название птицы, чье имя совпадает с названием струнных музыкальных инструментов.

    У этой птицы необычная внешность: большие округлые глаза, маленькие,не приспособленные к ходьбе ноги, а главное – большой рот. Вечерами эта птица часто вьется над степью, снует возле вымени коз, коров. В Испании эту птицу называют та, что «подставляет» пастухов. А как ее называют в Украине?

(Козодой).

    Что за животные изображены на рисунке (рис. 2)? Каково их систематическое положение?

(Губка – бодяга, гидра, сцифоидная медуза - корнерот).

    В Древней Греции существовала легенда о красавице – ткачихе Арахне, которая в соревнованиях выткала свою ткань не хуже, чем сама Афина. За неслыханную дерзость (не шутка - состязаться с богами!) Афина не признала работу девушки. В отчаянии Арахна хотела повеситься, но мстительная богиня не дала девушке этого сделать и превратила ее в животное, постоянно плетущее паутину. Назовите это животное? Каково его систематическое положение?

Раздел I Ѵ . Грамматика в биологии.

1.Записать переставив буквы местами, названия процессов жизнедеятельности, Учащиеся должны прочесть этот процесс и правильно назвать его

определение:

Девывение – выведение - это…

Лденеие – деление – это…

Торс – рост – это…

Хынадие – дыхание – это…

Софотинзет – фотосинтез – это…

Жазмнорние – размножение – это…

2.Записать слова с пропущенными буквами. После правильного применения

орфограммы учащиеся получат слово:

Французс…ий

Ил…юминация

Шес…надцать

Немец…ий

Р…стение.

Ботаника. Задания на применение знаний.

1.Вставить пропущенные слова:

Основными отличительными признаками покрытосеменных растений

является наличие у них ______ и ______. В цветках находится ______,

в расширенной части которого______ развиваются _______. Семена

находятся внутри ______.

2. Вставьте пропущенные слова в предложениях:

Осевая часть цветка, на которой расположены все остальные части,

носит название ______. Двойной околоцветник состоит из ______ и

Чашечка цветка образована ______, а венчик ______. Околоцвет-

ник выполняет функции______ и ______. Главные части цветка – это

Тычинка состоит из ______, пестик состоит из ______.

3.Какие приспособления имеются у растений, произрастающих на

бедных элементами минерального питания почвах?

(Низкая поглощающая способность корней, высокая степень

развития микориз, малая скорость роста и большая длительность

жизни всего растения, большая биомасса корней, избыточное

поглощение элементов минерального питания как бы впрок,

приспособление к получению элементов минерального питания

не из почвы, высокая степень реутилизации).

4. Каким органам растений и частям цветка могут быть гомоло –

гичны крылатые приспособления у плодов и семян различных

растений?

(Прицветным листьям, чашелистикам, листочкам простого

околоцветника, стенкам завязи плода. Только лепестки и

тычинки не могут видоизменяться в крыловидные образования).

5. В каких целях и с помощью каких приспособлений растения

привлекают насекомых?

6. Какими способами лист цветкового растения может защищаться

по воздуху?

Раздел Ѵ. Зоология. Вопросы

«На систематизацию».

Один из важнейших способов структурирования зоологического знания –

«свертывание» сведений о видах в характеристике надвидовых таксономи –

ческих единиц. Эта особенность зоологии порождает специфический класс

вопросов.

1.Сколько ног у домашней мухи?

2. Сколько артерий отходит от сердца у осетра, снегиря, лося, жабы,

живородящей ящерицы?

3. Как устроены органы выделения тропической стрекозы?

4. Сколько ног у бабочки – крапивницы?

5. Сколько крыльев у мух – дрозофил?

6.Чем отличается живорождение у кролика и у гадюки?

7.Расположите следующих животных – собака, жираф, курица,

лягушка – в порядке снижения кровяного давления. Ответ обья –

8.Чем отличается жало комара от жала пчелы? Что происходит

при укусе комара и пчелы?

9.Как отличить тритона от ящерицы и безногую ящерицу от змеи?

10.Чем вы объясните тот факт, что осы – парализаторы, охотящиеся

на жуков, всегда жалят жертву с нижней стороны?

11.Кто изображен на рисунке 3 – змея или ящерица?

(Изображена голова ящерицы с полузакрытым веком и наружным

слуховым проходом).

12.На рисунке 4 изображена серая ворона. У нее двухцветная окраска –

серая и черная. Заштрихуйте на рисунке те места, где оперение должно

быть черным.

Раздел ѴI. Зоология. Задания

«На эрудицию».

Вопросы, приведенные в данном разделе, условно можно отнести к

одной очень обширной и весьма разнородной группе – вопросам

«на эрудицию». Они проверяют знание вполне определенной области.

Целесообразность таких вопросов связана с важностью этой области.

Если она достаточно обширная и значительная, то интересующийся

биологией школьник наверняка не мог пройти мимо нее, даже если

ею специально не интересовался, и сможет дать вразумительный

ответ. Вопросы «на эрудицию» - лучший индикатор знания зоологии.

Вопросы «На наблюдательность».

1.Подчеркните название самой черной птицы:

а) кулик – черныш;

б) черный аист;

в) черный дятел;

г) тетерев – черныш;

А что у каждой из них не черное?

2.Есть ли разница в том, как пьют воду собака и лошадь?

3.Из воспоминаний известного путешественника В. Горюнова о его

поездке в Индию в 1953 г.:

«…Я пробирался между колючими кустами стреколиста, с ветвей

которого свешивались хищные анаконды, готовые загрызть очередную

жертву. Под ногами у меня шуршал папирус. На фоне общего разнооб-

разия выделялись яркие цветы венериного пояса – хищного тропичес –

кого папоротника. Пару раз тропинку пересекали следы тигра или

гориллы – страшных врагов лесных бизонов. Из гнилого болота в зарос –

лях бодяги выбежал косматый броненосец и с топотом устремился в ча-

щу. Начало припекать. За плечо меня больно укусила пиявка, и я понял,

Что пора возвращаться…»

Какие биологические неточности найдете вы здесь?

4.Художник изобразил на рисунке 5 летучую рыбу(1), миногу (2),

камбалу (3) и акулу (4).Посмотрите, все ли правильно на этих

рисунках. Если найдете ошибки, укажите их и объясните, в чем

они состоят.

5.У каких животных одна, две, три, четыре, пять и больше пар ног?

6.У многих певчих птиц есть сложная видовая песня и, кроме того,

набор коротких сигналов, зачастую сходных у разных видов.

Какова роль того и другого типа сигнализации в жизни птиц?

8.Зачем паукам паутина?

9.Как дышат водные насекомые?

10.Какими способами животные защищаются от хищников?

11.Какие животные и как используют в своей жизнедеятельности

принципы, лежащие в основе использования предметов, изобра –

женных на рисунке 6?

12.Определите в каком направлении двигается машина времени – из

прошлого в будущее или, наоборот, из будущего в прошлое.

Аннотация

к дидактическому пособию по биологии

для учащихся 7-8 классов.

Это пособие – сборник занимательных заданий и вопросов, предназначенный

для школьников, интересующихся биологией.

В работе собраны задачи по разделам 7 и 8 классов, имеющих научно –

практическую направленность на развитие теоретического и логического типа

мышления, интеллекта, стремления к самостоятельности.

Задания для этого сборника заимствованы из разных источников, разделы раз –

личаются стилем изложения, подробностью ответов.

Предлагаемые вопросы можно использовать учителем биологии для развития

интереса к предмету, в качестве «затравки» на проблемных уроках, для система-

тизации материала, для связи нового материала с давно пройденным.

Сборник дидактических заданий

Биология

в

вопросах и ответах

Составитель: Никитина Н.И.

Средняя школа №6

Г. Терновка

2011г.

Летние задания по ботанике

Задание 1. Изучение способов распространения растениями плодов и семян.

  • Выявите время образования плодов и семян у растений: осота, бодяка, череды, репейника, бальзамина, одуванчика. Зарисуйте внешний вид растений.
  • Соберите их плоды и семена и установите, у каких из них развились приспособления к распространению ветром или животными, саморазбрасыванием и в чем проявляется та или иная приспособленность. Заполнить таблицу.

Распространение

растения

ветром

животными,

саморазбрасыванием

осот

бодяка

череда

репейник

бальзамин

бальзамин

  • Сделайте коллекцию плодов и семян, распространяемых растениями с помощью ветра, животных и саморазбрасыванием.

Задание2. Наблюдения за временем раскрытия и закрытия цветков цветковых растений.

  • Установите сезонные сроки цветения (от и до) одуванчика, ноготков, садового вьюнка ипомеи.
  • Изучите особенности строения цветков. Зарисуйте их.
  • Выявите время наблюдения за раскрытия и закрытия цветков или соцветий дикорастущих и садовых цветковых растений: одуванчика, ноготков, садового вьюнка ипомеи.
  • Выясните, в какое время раскрываются и закрываются цветки каких либо других наиболее известных вам цветковых растений.
  • Установите, с чем связаны наблюдаемые явления в жизни растений.
  • Соберите для засушивания и изготовления гербарных листов несколько растений, открывающих и закрывающих цветки или соцветия в строго определенное время суток.

Задание3. Наблюдения за подзимними посевами корнеплодов .

Выяснить, как влияют подзимние посевы на сроки уборки корнеплодов (морковь, свекла, петрушка).

Сравнить развитие раннеспелых сортов корнеплодов при подзимних и весенних посевах:

  • отметить сроки появления всходов, первого, второго и третьего настоящих листьев на опытных делянках (подзимний посев) и контрольных (весенний посев);
  • подсчитать число листьев, оценить величину корнеплодов через каждые 15 дней (в течение всего вегетационного периода - от появления всходов до уборки);
  • отметить появление стрелкующихся растений.

Задание 4. Собрать растения и смонтировать гербарий, иллюстрирующий их индивидуальное развитие.

1.Заложить опыт и провести наблюдения за выращиванием астры, с прищипкой главного побега и удалением боковых побегов. Каждая из которых, выращивается на трех делянках:

  1. без названных манипуляций (контроль);
  2. с прищипкой главного стебля (опыт);
  3. с удалением боковых побегов (опыт).
  • Рассмотрите форму куста
  • число цветков (или соцветий), их размеры,
  • сроки и продолжительность цветения;
  • количество семян

2.Оформить гербарий цветков.

3.Собрать семена со всех делянок.

4.Составить сравнительный отчет о проделанной работе в виде таблицы с с схематическими рисунками

Задание 5.

Летние задания по зоологии

1. Наблюдения за развитием бабочки капустной белянки

  • Отыщи на листьях капусты несколько гусениц капустной белянки. Поместите их в стеклянную литровую банку и завяжите ее сверху марлей.
  • Кормите гусениц листьями капусты.
  1. Наблюдайте, как и часто ли они едят,
  2. много ли поедают корма.
  3. Опишите внешний вид гусеницы и зарисуйте ее.
  • Дайте гусеницам вместо листьев капусты листья пастушьей сумки, сурепки или другого крестоцветного растения.
  1. Отметьте, будут ли гусеницы есть этот корм.
  • Дотроньтесь кончиком карандаша или прутиком до гусеницы.
  1. Проявится ли у нее при этом оборонительный рефлекс? Если проявится, то в чем он выражается?
  • Проследите, как гусеницы линяют, как они превращаются в куколок. Схема превращения.
  1. Меняется ли поведение гусениц перед окукливанием?
  2. Отметьте, через сколько суток из куколок выйдут бабочки. Опишите их внешний вид.
  • Наблюдайте, будут ли из тела некоторых гусениц выходить небольшие чевеобразные личинки наездника белянскового. Что с ним будет происходить потом? Много ли гусениц заражено наездником?

2.Наблюдения над божьими коровками.

  • Несколько божьих коровок поместите в стеклянную банку, которую с верху затяните марлей.
  • Отыщите черемуху ли другое растение, побеги которых облеплены тлями. Срежьте один из побегов с тлями и поставьте его в стакан с водой, а затем в банку с божьими коровками.
  • Наблюдайте, будут ли божьи коровки поедать тлей. Если будут, то попробуйте подсчитать, сколько тлей может уничтожить за сутки одна божья коровка.
  • Отыщите в колониях тлей личинок божьей коровки, поместите их в другую банку и проследи, едят ли они тлей. Наблюдайте за превращением личинок в куколок. Схема превращения.
  • Отметьте, через сколько суток, после окукливания выйдут взрослые божьи коровки. Опишите их внешний вид.
  • После окончания наблюдений за божьими коровками их следует обязательно выпустить в природу.
  • Сделать вывод о значении божьи коровки в природе.

3.Обнаружение гидр в естественных водоемах и наблюдения за их питанием.

  • Наберите с помощью сачка в июле-августе в стеклянную банку из пруда или реки ряски, листьев кувшинки. Дома разложите содержимое банки в несколько других банок, налейте в каждую доверху воды и поставьте на подоконник.
  • Осмотрите на следующий день с растениями: попробуйте найти гидр на освещенных стенках банок.
  • Обнаруженных гидр отловите из банок стеклянной трубочкой, для чего зажмите верхний конец трубки пальцем, а нижний подведите к гидре. Откройте верхний конец трубки, и гидра током воды будет увлечена в нее. Теперь снова зажмите пальцем верхний конец трубки, и перенести гидру в банку с водой и веточкой элодеи.
  • Кормите гидр пресноводными рачками – дафниямии и циклопами. Пронаблюдайте,
  1. какой вид имеет голодная и сытая гидра, зарисовать.
  2. как она ловит добычу, зарисовать.
  3. сколько рачков может съесть за одно кормление,
  4. сколько времени сытая гидра не принимает добычу.
  • Регулярно кормите гидр пресноводными рачками. Принесите банку с гидрами в начале сентября.

4.Провести наблюдения за пауком и его ловчей сетью.

  • В саду или лесу найдите ловчие сети пауков. Из всех выберите самую аккуратную, целую.
  • Тщательно зарисуйте ее. Измерьте длину и диаметр сети. Потрогайте радиальные лучи сети - клейкие ли они? А нити, соединяющие их?
  • Некоторое время наблюдайте за ловчей сетью. Если удастся, подробно пронаблюдайте и опишите процесс охоты паука за добычей.
  • Затем испытайте паутину на прочность. Для этого осторожно подвесьте к центру паутины палочку в виде крючка. Порвалась ли паутина? Если нет, то постепенно увеличивайте нагрузку: подвесьте палочку потолще, шишку, карандаш, ножичек и другие предметы. Последовательность подвешивания предметов записывайте в таблицу:

Название предмета

Вес

  • Позднее взвесьте эти предметы и их вес отразите в той же таблице. Сделайте выводы.
  • В течение лета продолжайте присматриваться к ловчим сетям пауков.
  • Если удастся увидеть сеть другой формы, зарисуйте ее и укажите место, где обнаружили.
  • Составьте письменный отчет. В нем должны быть все ответы на поставленные вопросы, описания наблюдений и рисунки (по возможности, фотоиллюстрации).

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Кружок по биологии «Занимательная зоология» 7 класс, 30 часов Руководитель: учитель биологии Пузакова Ольга Ивановна

2 2014/2015 учебный год. Пояснительная записка Программа кружка «Занимательная зоология» адресована учащимся 7 класса. Она позволяет дать учащимся систему знаний о разнообразии животного мира, способствует проявлению у учащихся интереса к живой природе и бережного отношения к ней. Знакомство с многообразием животных способствует воспитанию ответственного отношения к природе родного края, дает возможность привлечь учащихся к исследовательской деятельности, что требует применение современных информационных технологий, обеспечивающих доступ к необходимым источникам информации по теме исследования, а так же использовать различные методы исследования: фенологические наблюдения, прогнозирование и др. Цель кружка: АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ; И РАСШИРЕНИЕ ОБЩЕГО И БИОЛОГИЧЕСКОГО КРУГОЗОРА Основные задачи Образовательные 1.Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека. Расширить знания о природе, животном мире Тульской области. 2.Способствовать популяризации биологических знаний у учащихся. Развивающие Приобщить учащихся к активному обучению, способствовать развитию учебнопознавательных умений и навыков. Способствовать проявлению творческой инициативы. Принимать участие в различных конкурсах, олимпиадах, природоохранных мероприятиях, акциях. Воспитательные 1.Воспитывать интерес к миру живых существ. 2.Воспитывать настойчивость, любознательность, находчивость и сообразительность. 3.Воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе. Для активизации систематического и последовательного учебно-воспитательного процесса используются разнообразные формы и методы обучения, направленные на интенсификацию учебно-познавательной деятельности, на развитие интереса к биологии и экологического воспитания детей. На занятиях кружка учащиеся познакомятся с методами изучения животных. Задания и упражнения нацелены на развитие познавательной деятельности, приводящей к убеждению о системности научных знаний, осознанному пониманию необходимости охраны природы, пользы зоологических знаний. Общая характеристика программы кружка. В основе программы лежит систематика животного мира. В содержание включены типы Беспозвоночных и Позвоночных животных. Рассматриваются наиболее интересные представители животного мира. Знание систематики животного мира облегчает изучение детьми животного мира и отражает поступательный характер развития животного организма от низших форм к наиболее высшим, что более доступно для детского восприятия. Практические работы помогут лучше узнать загадочный мир животных, усовершенствовать свои навыки в работе с микроскопом и приготовлении микропрепаратов. Теоретические данные обязательно подтверждаются практической деятельностью.

3 В программу включены творческие задания: биологические задачи, кроссворды, ребусы, головоломки, викторины. Также учтены индивидуальные склонности детей, каждый учащийся, выбирая тему доклада, выступает в качестве ученого, первооткрывателя. Программа предусматривает последовательное расширение знаний, умений, навыков полученных детьми на уроках природоведения и биологии. В результате происходит развитие познавательной активности, творческих навыков, а так же закладывается формирование способностей для участия в научно-исследовательских проектах. Для активизации систематического и последовательного учебно-воспитательного процесса используются разнообразные формы и методы обучения, направленные на интенсификацию учебно-познавательной деятельности, на развитие интереса к биологии и экологического воспитания детей. На занятиях кружка учащиеся познакомятся с методами изучения животных. Задания и упражнения нацелены на развитие познавательной деятельности, приводящей к убеждению о системности научных знаний, осознанному пониманию необходимости охраны природы, пользы зоологических знаний. На занятиях широко используются следующие средства обучения: o Натуральные объекты (раздаточный, демонстрационный материал). o Технические средства (микроскопы, лупы, аудиовизуальные средства). o Изобразительные средства (таблицы, карты, модели, макеты). o Литература по биологии. o Материал, изложенный вербальным способом (рассказ, объяснение, беседа). К каждому изучаемому разделу подобраны занимательные задания- ребусы, кроссворды, загадки, биологические задачи, викторины. Интеллектуальные игры позволяют активизировать творческую деятельность детей. Занятия кружка проходят в следующей форме: Лекция, беседа (лектором может выступать как педагог, так и ученик). Творческие занятия (творческие задания: задачи, кроссворды, ребусы, головоломки, викторины, рисунки). Практическая работа. Индивидуально-личностная основа деятельности кружка позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени, что позволяет каждому ребенку накапливать творческую энергию и осознавать возможности ее расходования на достижение жизненно важных целей. Место кружка в учебном плане Программа кружок «Занимательная зоология» для учащихся 7 класса рассчитана на 30 часов. Ожидаемые результаты обучения: Уметь: узнавать и определять наиболее распространенных животных в своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды) с использованием атласа-определителя; Сравнивать животных по характерным признакам; Приводить примеры приспособления животных к различным условиям окружающей среды; Следовать правилам безопасности при проведении практических работ; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

4 п/п Содержание программы Количество часов Общее Количест во часов Тема занятия теория практика 1. Введение Мир одноклеточных животных Мир беспозвоночных животных Мир позвоночных животных Холоднокровные животные Теплокровные животные Бережное отношение к животным. 2 2 КВН Занимательная зоология 1 1 Введение. 2ч Инструктаж по технике безопасности. Предмет и методы изучения зоологии. Исследования природы с помощью микроскопа. Правила работы с микроскопом. Многообразие животного мира Тульской области. Мир одноклеточных животных. 3ч. Пресноводные простейшие. Амёба протей. Практическая работа 1 Выращивание культуры инфузории туфельки. Практическая работа 2 Приготовление микропрепаратов. Клетка животных. Что показал нам микроскоп. Морские простейшие. Ночесветки. Радиолярии. Мир беспозвоночных животных. 9ч Кишечнополостные самые «жгучие» из морских животных. Крепости, построенные кораллами. Морские «лилии». Медузы. Сифонофоры. Черви. Морские черви пища для рыб. «Пиявководческие хозяйства». Моллюски. Необыкновенная прогулка по обыкновенным магазинам. Устрицы. Мидии. Рапана. Жемчужница. Тридакна. Членистоногие. Насекомые. Парад армии жуков: жуки- светлячки, жужелицы, плавунцы, жук олень, щелкуны, божья коровка, жуки могильщики, жуки навозники, скарабей. Летающие цветы (бабочки). Значение окраски в жизни бабочек. Бабочка Крапивница предсказатель погоды. Бабочки путешественницы (репейница, совка гамма, желтушка, адмирал, вьюнковый бражник). Бабочки вредители (капустница, боярышница, озимая совка, листовёртки, волнянки). В гостях у Нептуна (Ракообразные). Рак отшельник. Дальневосточные крабы: дромия и дориппе. Ракушковые рачки. Усоногие раки морские жёлуди и морские уточки. Практическая работа 3 Определение членистоногих по рисункам и коллекции.

5 Мир позвоночных животных. 13ч. Холоднокровные животные. 7ч Рыбы. Окунь брызгун. Иглобрюх. Морская игла и морской конёк. Электрический угорь. Гамбузия обитатель солёной и пресной воды. Викторина «В мире рыб». Земноводные. Лягушки. Жабы. Аксолотли. кроссворда «Знаете ли вы земноводных?», ребусов и головоломки «Составьте слова». Пресмыкающиеся, ныне существующие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. По следам ящеров. Викторина «Знаете ли вы пресмыкающиеся?». Игра «Кто лишний?» Теплокровные животные. 6ч Птицы. Удод. Щурка. Зимородок. чайнворда «Невероятный случай». Птицы зимой. Перелетные птицы. Загадки о перелетных птицах. Загадки о зимующих птицах. Охраняйте птиц. Кроссворд «Птичья столовая». Пушистое золото (Пушные звери). Грызуны. Бобр. Белка. Песец. Нутрия. Шиншилла. Хищные звери. Лисица. Соболь. Куница. Норка. Головоломка «Чьи следы?». Животный мир океана. Кроссворд «Морские млекопитающие». Бережное отношение к животным.2ч Животные красной книги Тульской области и меры по их охране. Стенд «Как прекрасен этот мир» (фотографии, рисунки редких животных). Рисунки, листовки «запрещающие знаки»: «Не ломать ветки», «Не рвать цветы», «Не разорять птичьи гнезда», «Не брать из леса диких животных и их детенышей». КВН Занимательная зоология. 1ч Календарно-тематическое планирование п/п Тема раздела. Тема занятия. дата примечание Введение 2ч Инструктаж по технике безопасности. 1 Предмет и методы изучения зоологии. Исследования природы с помощью микроскопа. Правила работы с микроскопом. 2 Многообразие животного мира Тульской области. 3 Мир одноклеточных животных. (3ч) Пресноводные простейшие. Амёба протей. Практическая работа 1 Выращивание культуры инфузории туфельки. задачи 16 4 Практическая работа 2. Приготовление микропрепаратов. Клетка животных. Что показал нам микроскоп. 5 Морские простейшие. Ночесветки. Радиолярии. задач 12,17,19

6 6 Мир беспозвоночных животных. (9ч) Кишечнополостные самые «жгучие» из морских животных. Крепости, построенные кораллами. Морские «лилии». Медузы. Сифонофоры. 7 Черви. Морские черви пища для рыб. «Пиявководческие хозяйства». 8 Моллюски. «Необыкновенная прогулка по обыкновенным магазинам». Устрицы. Мидии. Рапана. Жемчужница. Тридакна. 9 Членистоногие. Насекомые. Парад армии жуков: жуки- светлячки, жужелицы, плавунцы, жук олень, щелкуны, божья коровка, жуки могильщики, жуки навозники, скарабей. 10 Летающие цветы (бабочки). Значение окраски в жизни бабочек. Бабочка Крапивница предсказатель погоды. 11 Бабочки путешественницы (репейница, совка гамма, желтушка, адмирал, вьюнковый бражник). 12 Бабочки вредители (капустница, боярышница, озимая совка, листовёртки, волнянки). 13 В гостях у Нептуна (Ракообразные). Рак отшельник. Дальневосточные крабы: дромия и дориппе. Ракушковые рачки. Усоногие раки морские жёлуди и морские уточки. 14 Практическая работа 3 Определение членистоногих по рисункам и коллекции. 15 Мир позвоночных животных. (13ч) Холоднокровные животные.7ч 1.Рыбы. Окунь брызгун. Иглобрюх. Морская игла и морской конёк. Электрический угорь. Гамбузия обитатель солёной и пресной воды Викторина «В мире рыб». задач 22,29 Сообщения учащихся задач 91,92 задачи Земноводные. Лягушки. Жабы. Аксолотли. задач 208, кроссворда «Знаете ли вы земноводных?», ребусов и головоломки «Составьте слова» Пресмыкающиеся, ныне существующие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. задач 212, По следам ящеров Викторина «Знаете ли вы пресмыкающиеся?». Игра «Кто лишний?» 22 Теплокровные животные. 6ч 8.Птицы. Удод. Щурка. Зимородок. чайнворда «Невероятный случай».

7 23 9.Птицы зимой. Перелетные птицы. Загадки о перелетных птицах. Загадки о зимующих птицах Охраняйте птиц. Кроссворд «Птичья столовая». задачи Пушистое золото (Пушные звери). Грызуны. Бобр. Белка. Песец. Нутрия. Шиншилла Хищные звери. Лисица. Соболь. Куница. Норка. Головоломка «Чьи следы?» Животный мир океана. Кроссворд «Морские млекопитающие» 28 Бережное отношение к животным.2ч 1.Животные красной книги Тульской области и меры по их охране. Стенд «Как прекрасен этот мир» (фотографии, рисунки редких животных) Рисунки, листовки «запрещающие знаки»: «Не ломать ветки», «Не рвать цветы», «Не разорять птичьи гнезда», «Не брать из леса диких животных и их детенышей». 30 КВН Занимательная зоология. задачи 280 Стр.200 (Алексеев В.А.) Контроль уровня обученности. Для проверки качества усвоения учебного материала применяются творческие задания: задачи, кроссворды, ребусы, головоломки, викторины. Также даются задания по выполнению сообщений - докладов. Материально - техническое обеспечение Средства обучения: -комплекс демонстрационного и лабораторного оборудования по зоологии -компьютер, телевизор, видеомагнитофон: -комплект видеофильмов по курсу «Зоология». Литература: 1. Биология. Экология. Животные. С.В. Суматохин. Сборник заданий и задач с ответами пособие для учащихся основной школы Москва; «Мнемозина» Жизнь животных в семи томах, под редакцией члена - корреспондента АН СССР Ю.И.Полянского, издание 2-ое переработанное Москва: «Просвещение» Занимательная биология. Акимушкин А. - Москва: Молодая гвардия, с Занимательная биология. 6-8 классы. Ю.Д. Дмитриев. Москва Издательский дом Дрофа Занимательная зоология. Книга для учащихся, учителей и родителей М.АСТ Пресс 1999 г.а.и. Рахманов «Птицы наши друзья» - М. Росагропромиздат 1 6. Мир животных. Беспозвоночные. Ископаемые животные». И.И. Акимушкин «М. Мысль, 1998 г. 382 с вопросов и ответов о животных океана. В.А. Алексеев. Ярославль «Академия развития» 1997

8 8.Часы занимательной зоологии.- Москва: Просвещение, 1973


Рабочая программа по биологии 7 класс Учитель Асташкина Т.С. Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и программы для общеобразовательных учреждений

Пояснительная записка Животные 8 класс Рабочая программа составлена на основе государственной программы под редакцией Воронковой В.В., (Сивоглазовым В.В) 2014 г., Москва, Владос и учебным планом МКС(К)ОУ

Пояснительная записка Рабочая программа, в дальнейшем Программа, составлена на основе государственного образовательного стандарта, Образовательной программы МОУ СОШ 6, авторской программы по биологии под

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 8 класс (8-й вид) Рабочая программа по биологии в 8 классе составлена на основе примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету составлена на основе авторской программы Сивоглазова В.И. для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия» Рекомендовано: Методическим объединением учителей естественного цикла Протокол от «30» 08. 2016г. 1 Утверждено: приказом МБОУ «Гимназия»

Экзаменационные билеты по биологии по программе основного общего образования (7 класс) 2015-2016 учебный год Билет 1 1. Зоология как наука. Признаки и многообразие животных. Роль зоологии в жизни и практической

1. Планируемые результаты освоения программы курса «Биология. Животные» в 7 классе. Предполагаемые результаты обучения структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные,

Пояснительная записка Изучение учебного предмета «Биология» в 7 классе осуществляется на основание нормативно правовых документов: Федерального закона от 29 декабря 2012 273- ФЗ «Об образовании в Российской

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана «Средняя общеобразовательная школа 20» Утверждена приказом МБОУ «СОШ 20» от «31 августа» 2016 122 Рабочая программа по биологии для

Адаптированная рабочая программа для 7 класса VII вида по биологии для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная рабочая программа

Обучающиеся 7 класса должны уметь называть: -общие признаки живого организма; -основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы подцарств, типов и классов животных; -причины и результаты

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кутузовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Рабочая программа по биологии 8 «Б» класс (базовый уровень) Составитель:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Азбука содержания животных» во 2 классе на 2016-2017 учебный год Учитель: Паршикова Светлана Николаевна Пояснительная записка В основу программы «Азбука содержания животных» положен

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Живая природа как учебный предмет в коррекционной школе 8 вида включает в себя разделы: - значение животных и их охрана, - беспозвоночные животные, - позвоночные животные - земноводные,

Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого педагогичскоймедико-социальной помощи «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»

Пояснительная записка Рабочая программа по биологии для 7 класса (базовый уровень) разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования с учетом примерной

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бекасовская средняя общеобразовательная школа РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Биология 7 класса Составитель Никитенко Н.А., учитель географии. 206 год ТРЕБОВАНИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена в полном соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования, на основе программы

МБОУ «Таксимовская средняя общеобразовательная школа 3» Утверждаю Согласовано Рассмотрено директор МБОУ ТСОШ 3 зам. директора по УВР на заседании Т.М протокол " " 20_ г. " " 20_ г. " " 20_ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружка по биологии «Занимательная биология» 5 класс на 2016-2017 учебный год учитель: Сенькина Марина Валерьевна (34 часа, занятия 1 час в неделю) «Природа единственная книга, каждая

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов 2» Каширского муниципального района Московской области УТВЕРЖДАЮ Директор

Учебник А.И. Никишов, А.В.Теремов «Биология. Животные». Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М., «Просвещение»,2006. Тематическое планирование составлено

Личностные, метапредметные результаты освоения учебного предмета: Изучение школьниками биологии направлено на достижение следующих личностных результатов: 1) овладение принципами и правилами отношения

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО БИОЛОГИИ 7 КЛАСС Рабочая программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, как базового документа, необходимого для создания базисных

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Сведения о программе Рабочая программа составлена на основе авторской программы В.В. Пасечника «Биология. Животные. 7 класс» (Рабочие программы. Биология. 5 9 классы: учебнометодическое

Календарно тематическое планирование п/п Стандарт Название раздела, темы урока Колво часов Тип урока Форма урока Информационное сопровождение Тема. Введение. Общие сведения о мире животных (4 часа). По

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 1. Пояснительная записка 2. Ожидаемые результаты (знания, умения, навыки) 3. Учебно-тематический план 4. Календарно-тематическое планирование 5.Содержание учебного материала

Рабочая программа по биологии 7 класс Рабочую программу составила Постникова Л.А. Год разработки программы: 2015 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального

Творческое наследие Игоря Ивановича Акимушкина «Следы невиданных зверей», М.: Географгиз, 1961 2-е изд., М.: Мысль, 1964 «Тропою легенд», М.: Молодая гвардия, 1961 2-е изд., М.: Молодая гвардия, 1965 (Серия

1 СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 1. Пояснительная записка 2. Ожидаемые результаты (знания, умения, навыки) 3. Учебно-тематический план 4. Календарно-тематическое планирование 5.Содержание учебного материала

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по биологии в 7 классе составлена на основе Примерной программы по биологии Основного общего образования, приказ от 05.03. 2004г. Мин. Образования 1089, которая

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей 299 Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Рекомендовано» Председатель МО 29 августа 2017 «Принято» Педагогическим советом Протокол от 30.08.2017

Муниципальное общеобразовательное учреждение Проводниковская основная общеобразовательная школа имени Героя РФ А.С. Маслова «Утверждаю». Директор МОУ Проводниковской основной общеобразовательной школы

Пояснительная записка Рабочая программа составлена с учетом Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, Программы для общеобразовательных программ по биологии для 7 класса «Животные»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ ГУРЬЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы Н.А.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 3 г. Черняховска» Принято на заседании педагогического совета МАОУ СОШ 3 Протокол от «27» 06 2017 г. Утверждено

Рабочая программа по биологии 8 класс 2015-2016 учебный год Учитель: М.А. Акопян Пояснительная записка по биологии Статус документа Рабочая программа по биологии для 8 класса разработана в соответствии

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по биологии для обучающихся 7 классов на 206-207 учебный год Пояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального

Рабочая программа по биологии для 8 «А. Б», класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида учитель: Мешкова Ольга Сергеевна Первая квалификационная категория Рабочая программа

Рассмотрено Одобрено Утверждаю на заседании М.О на заседании директор О У протокол 1 педагогического совета А.Н.Талалаев от Протокол Приказ Рабочая программа по биологии в 7 классе на 2013-2014 учебный

Элективный курс «Многообразие организмов. Организм человека. Решение проблемных задач ЕГЭ.» Программа составлена для учащихся 10 классов. Пояснительная записка Элективный курс «Многообразие организмов.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 76» Ленинского района города Саратова «Рассмотрено» Руководитель МО /Коковина В.П._/ ФИО Протокол от 2012г. «Согласовано»

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Нововаршавская гимназия» р.п. Нововаршавка Омской области Согласовано Руководитель МО / М.А. Пфафенрод/ 2014г. Согласовано Зам.директора по УВР /О.В.Лесняк/

Пояснительная записка. Главным направлением деятельности кружка «Юный натуралист» является обогащение природоведческими знаниями учащихся, формирует навыки экологически правильного поведения детей, интерес

Тематическое планирование 7кл. 2 часа в неделю. Авторы программы: В.М. Константинов, В.С. Кучменко, И.Н. Пономарева М, : Вентана-Граф 2007 Авторы учебника: В.М. Константинов, В.Т. Бабенко, В.С. Кучменко

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ (БИОЛОГИЯ) 8 класс Пояснительная записка Основными задачами преподавания естествознания являются: 1) сообщение учащимся общих сведений о строении и жизни 2) проведение через весь курс экологического

Пояснительная записка Рабочая программа по биологии в 7 классе составлена на основании программы: Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс: программы М.: Вентана-Граф, 2009,- авторы В.М. Константинов,

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ ГУРЬЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «Утверждаю» Директор школы Н.А.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа 2г. Павлово «Согласовано» Зам. директора по УВР /Немировченко А.А./ 20 г. «Утверждено» Директор школы /Жирякина О.Л./ Приказ от 20 г. РАБОЧАЯ

I ступень Тема: ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ПОЛЬЗА, КОТОРУЮ ОНИ ПРИНОСЯТ Возраст: 1-3 класс Краткое описание: в ходе учебной деятельности ребята знакомятся с наиболее распространёнными в Эстонии домашними животными,

Требования к уровню подготовки учащихся (7 класс) В результате изучения биологии ученик должен: знать/понимать: - признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных,

Интегрированное обучение учащихся с задержкой психического развития по адаптированным основной образовательным программам в условиях общеобразовательного класса осуществляется по Учебному плану, составленному

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа 52 имени Ф.Д.Безрукова» Рабочая программа по предмету «Биологии» для 7 класса на 2016/2017 учебный

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии; Биология 5-11 классы: программы для общеобразовательных

Рабочая программа по биологии Пояснительная записка Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 18» РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей естественнонаучного цикла протокол 1 от 29.08. 2016 г. СОГЛАСОВАНО НМС

: 7А 7 6 5 4 3 2 БИОЛОГИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ КАРТИНЕ МИРА И В ПРАКТИЧЕСКОЙ 83 79 МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЖИВОТНЫХ 97 92 ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ 100 86 МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЗМОВ 57 68 КЛАССИФИКАЦИЯ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Новорождественская средняя общеобразовательная школа" "СОГЛАСОВАНО" Зам. директора по УВР Л. А. Сорогина " " 2015 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» Знать и понимать: основные систематические категории царства Животные; ведущие признаки изучаемых типов и классов животных; характер усложнения организации

Лето, ах лето! Мечта каждого школьника! Каникулы целых три месяца! Не надо рано вставать, а главное ходить в школу, учить уроки, к чему-то готовиться. Свобода!

Да, начались каникулы! И, как правило, за этот период снижается уровень учебных знаний, умений и навыков у школьников. Хотя учителя и задают летнее задание (в основном практического содержания), но годовая теоретическая подготовка за три месяца резко сокращается. Да и задание, как правило, делается и оформляется в последнюю неделю (если не в последний день!).

Биологический проект «Играя, вспоминаем!» даёт возможность ученику приступить к непродолжительным занятиям в течение летнего периода (исключая выходные и праздники). Например, календарь занятий на 2014 год. Зеленым цветом выделены занятия по ботанике, оранжевым - по зоологии.

Мы постарались разработать и подобрать ранее изученные материалы так, чтобы повторение не превратилось в скучный процесс, и ученику было интересно. Для этого (не навязчиво) включены несложные задания в игровой форме, но побуждающие «порыться» в уголках своей памяти. Подборка материала включает в себя 17 занятий по курсу «Царство Растения» и 16 по курсу «Царство Животные». Это познавательные вопросы, биологические ребусы, биологические головоломки, небольшие кроссворды и тесты. Включены биологические настольные игры, направленные на повторение внешнего и внутреннего строения растительного и животного мира. Много внимания уделено основным представителям этих двух царств. Выполняя эти задания, ученик не только повторит пройденный учебный материал, но и познакомится с интересными фактами, что позволит значительно расширить кругозор по ранее изученной теме.

Занятия по разделу «Царство Растения»

Занятия по разделу «Царство Животные»

Биологический проект «Играя, вспоминаем!» по нашему мнению, имеет огромный теоретический и практический потенциал не только на период летних школьных каникул. Он также с успехом может быть использован и учителем в течение всего учебного года. Ценность проекта — в его мобильности. Творчески работающий учитель, используя свой наработанный опыт, имеет возможность создать свой собственный (уникальный) проект.

Как я полагаю, в летний период контроль за ребёнком ложится на родителей. Поэтому, прежде всего, сейчас я обращаюсь к Вам — родители! Чтобы работа доставляла не только удовольствие ребенку, но и вам, а так же давала ощутимый результат, позвольте предложить несколько советов.

  1. Работа должна быть системной, поэтому предлагаю сделать собственный удобный (конкретно для вас) график-календарь (его вариант прилагается). Так будет легче ориентироваться. Возможен вариант – вначале выполнить работы по ботанике, а затем по зоологии, или наоборот.
  2. Время работы не ограничено (как в течение дня, так и по продолжительности).
  3. Выполнение работы в любой последовательности (полная свобода действия ребёнка!)
  4. При выполнении задания ребёнок имеет право пользоваться любой учебной, дополнительной, справочной литературой (вплоть до тетради по биологии).
  5. Оценивание работы по договорённости с ребёнком: это могут быть оценочная, зачётная, балловая системы или другие формы поощрения.

И последнее. Проверку выполненного задания следует предложить выполняемому шаблон с ответами. Почему? Ребёнок ещё раз «пробежится» по работе и сам отметит свои неточности (не люблю слово «ошибки»). Но это опять на ваше усмотрение.

Очень надеемся, что наш проект «Играя, вспоминаем!» принесёт вашему ребёнку не только ощутимый результат, но и увеличит время общения с близкими ему людьми. Думаем, что для вас это тоже очень важно!

Все мы подзабыли всенародное изречение наших предков: «Повторение — мать учения!». Включение в рабочую программу уроков темы «Повторение пройденного», в настоящее время — мечта учителя, и не только биолога.

2024 teploblok29.ru. Строительный портал - Teploblok29.