Вопросам общего плана касающихся ведения. Планирование аудиторской проверки

Составлении общего плана, разработке программы и конкретных аудиторских процедур.

При осуществлении этого этапа для обеспечения надлежащего уровня гарантии проводимого аудита и для обеспечения соответствия проводимой аудиторской проверки нормативным требованиям к качеству и надежности аудита мы будем руководствоваться с Федеральным правилом (стандартом) № 3 «Планирование аудита», утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696.

Планирование аудита включает в себя составление плана ожидаемых работ и разработку аудиторской программы. Планирование включает также разработку графиков, определение сроков и обсуждение их с клиентом, проведение инструктажа с аудиторами, организацию связей с подразделениями клиента, обсуждение стратегии и подготовки к аудиту с клиентом.

Планирование аудита способствует:
  • уделению необходимого внимания важным областям аудита;
  • выявлению потенциальных проблем;
  • выполнению работы с оптимальными затратами, качественно и своевременно;
  • эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в , а также координировать такую работу;
  • координации работы аудиторов и других специалистов.

Затраты времени на планирование работы зависят от масштабов деятельности аудируемого лица, сложности аудита, опыта работы аудитора с данным лицом, а также знания особенностей его деятельности.

При планировании аудита выделяют следующие этапы:

  • предварительное планирование аудита;
  • подготовка и составление общего плана аудита;
  • разработка программы аудита.

Общий план аудита

Для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала клиента аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана аудита и определенные аудиторские процедуры с руководством и персоналом клиента. При этом он несет ответственность за содержание общего плана, программы аудита. Общий план является описанием предполагаемого объема и порядка проведения проверки.

а) деятельность аудируемого лица, в том числе:
  • особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита;
  • общий уровень компетентности руководства;
б) системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе:
  • учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения;
  • влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;
  • планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств контроля и процедур проверки по существу;
в) риск и существенность, в том числе:
  • ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита;
  • установление уровней существенности для аудита;
  • возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных искажений или недобросовестных действий;
  • выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, например, при подготовке оценочных показателей;
г) характер, временные рамки и объем процедур, в том числе:
  • относительную важность различных разделов учета для проведения аудита;
  • влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических особенностей;
  • существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;
д) координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы, в том числе:
  • привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица;
  • привлечение экспертов;
  • количество территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга;
  • количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом;
е) прочие аспекты, в том числе:
  • обстоятельства, требующие особого внимания, например, существование аффилированных лиц;
  • особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства;
  • срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих услуг аудируемому лицу;
  • форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, правилами (стандартами) аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского задания.

Получение информации о деятельности аудируемого лица

Аудитор должен обладать соответствующими знаниями и получить информацию о деятельности клиента в объеме, достаточном для выявления и понимания событий, хозяйственных операций и методов работы, которые могут оказать существенное влияние на отчетность, подходы к аудиту либо аудиторское заключение. Требования к пониманию деятельности аудируемого лица определены в Федеральном правиле (стандарте) № 15 «Понимание деятельности аудируемого лица», утвержденном постановлением Правительства РФ от 07.10.2004 № 532.

Понимание деятельности клиента также используется аудитором при оценке неотъемлемого риска и риска средств контроля, определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур. Уровень знаний аудитора, необходимый для выполнения задания, включает в себя: общее знание экономики и отрасли, в которой действует субъект; конкретные знания о том, каким образом субъект функционирует. Уровень знаний, необходимый аудитору, как правило, ниже уровня знаний руководства клиента.

В Федеральном правиле (стандарте) № 15 раскрыты положения в отношении получения знаний деятельности клиента и их применения. До заключения договора аудитор должен иметь предварительные сведения об отрасли, структуре собственности, руководстве и собственниках клиента, необходимые для проведения аудита. После заключения договора следует расширить объем и степень детализации информации, получив ее в начале аудита. В ходе аудита эта информация оценивается, обновляется, пополняется. Приобретение знаний о деятельности клиента осуществляется на всех стадиях аудита и представляет собой непрерывный процесс сбора и оценки информации, а также соотнесения ее с аудиторскими доказательствами. При повторяющемся аудите выполняют процедуры, позволяющие выявить значительные изменения в деятельности клиента, произошедшие после предыдущего аудита. Сведения о деятельности клиента можно получить из различных источников, например рабочих документов, нормативно-правовых актов, официальных публикаций, относящихся к данной сфере деятельности, внутренних документов клиента, от сотрудников аудируемого лица, других аудиторов, юристов, третьих лиц. Применение знаний о деятельности клиента помогает оценивать риски и выявлять проблемы, эффективно планировать и осуществлять проверку, анализировать аудиторские доказательства, обеспечивать высокое качество аудита и обоснованность выводов.

Программа аудита

Аудитор должен проконтролировать, чтобы сотрудники, назначенные выполнять аудиторское задание, получили достаточный объем информации о деятельности аудируемого лица, позволяющий выполнить порученную работу. Кроме того, надо добиться осознания этими сотрудниками необходимости запрашивать дополнительную информацию и обмениваться ею с аудитором и членами аудиторской группы.

Программа аудита является набором инструкций для аудитора, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы.

В соответствии с различают программу тестов средств контроля и программу сальдо счетов и групп однотипных операций. При разработке программы аудита необходимо принимать во внимание вопросы, аналогичные возникающим при подготовке общего плана аудита.

Изменения в общем плане и программе аудита

Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.

Важно заметить, что аудиторская организация является независимой в выборе приемов и методов аудита, отраженный в общем плане и программе и несет полную ответственность за результаты своей работы в соответствии с данным общим планом и данной программой, но аудиторская организация при возникшей необходимости может согласовать с руководством проверяемого экономического субъекта отдельные положения общего плана и программы аудита.

Этапы и принципы планирования аудита

Планирование — подготовительный этап аудита, на котором вырабатывается оптимальная стратегия и тактика проведения аудита с учетом индивидуальных особенностей аудируемого лица.

Цель планирования состоит в разработке общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур для эффективного проведения аудита.

Можно выделить следующие принципы планирования аудита:

  • Комплексность, то есть обеспечение взаимосвязи и согласованности всех этапов планирования.
  • Непрерывность — установление сопряженных заданий группе аудиторов и увязка этапов планирования по срокам и хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, филиалам, представительствам).
  • Оптимальность — выбор наиболее благоприятного варианта общего плана и программы аудита.

Принцип непрерывности деятельности организации состоит в том. что она будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, т.е. руководство не намерено в течение, по крайней мере, ближайших 12 месяцев ликвидировать организацию или существенно сократить ее деятельность. Гарантия соблюдения этого принципа очень важна для пользователей аудиторской информации.

Процесс планирования подразделяется на два этапа.

1. Этап предварительного планирования, включающий в себя знакомство аудитора с аудируемым лицом, составление и направление ему письма-обязательства, а также заключение договора.

При знакомстве с организацией уделяется внимание вопросам:

  • понимания ее бизнеса и его организации, масштабов, надежности;
  • проверки соблюдения принципа непрерывности деятельности;
  • тестирования системы внутреннего контроля.

2. Этап непосредственного планирования, состоящий из процессов составления общего плана и программы аудита.

Целью предварительного планирования является оценка возможности проведения аудита, объема (длительности, стоимости) предстоящих работ, а также подготовка информационной базы для последующего этапа планирования.

Процесс предварительного планирования начинается с общего знакомства проверяемого субъекта и заканчивается заключением с ним договора.

Для понимания бизнеса экономического субъекта аудитору необходимо изучить:

  • организационно-правовую форму, структуру и его организационно-управленческую иерархию;
  • виды осуществляемой деятельности, выпускаемой продукции, специфику отрасли:
  • организацию и технологию производства;
  • требования к персоналу, принципы оплаты труда работникам;
  • соблюдение действующего законодательства при осуществлении финансовых и хозяйственных операций;
  • формы ведения учета, степень его автоматизации;
  • структуру и организацию работы бухгалтерской службы;
  • состояние учетной документации (полнота, систематизация и т.д.);
  • состав и качество организационно-распорядительной документации, определяющей деятельность бухгалтерии (приказ об учетной политике организации, положение о документообороте, рабочий план счетов, должностные инструкции и т.д.);
  • организацию работы с нормативно-справочной литературой;
  • участие главного бухгалтера в вопросах заключения сделок, налогового планирования.

Аудитор собирает данную информацию об аудируемой организации с помощью опроса в виде анкетирования, собеседования с ее руководством, анализирует экономические показатели финансовой (бухгалтерской) отчетности и основные положения приказа об учетной политике.

Источники информации о деятельности аудируемого лица

К источникам информации о деятельности аудируемого лица относятся:

  • результаты предыдущих проверок;
  • информация, полученная от внутренних аудиторов;
  • учредительные и регистрационные документы;
  • приказы об учетной политике организации;
  • бухгалтерская отчетность, регистры учета;
  • контракты (договоры) на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг;
  • результаты осмотра организации, его производственных площадей, офисных помещений;
  • результаты бесед и переговоров с руководством, главным бухгалтером, работниками организации;
  • результаты наблюдения за производственным процессом;
  • информация, полученная от юристов, консультантов и прочих специалистов (заказчиков, поставщиков).

Результаты предварительною планирования следует документировать. Федеральные стандарты не содержат указаний об этом, но, учитывая ответственность принимаемых решений на основе предварительного планирования, сведения о форме и содержании рабочих документов предварительного планирования должны раскрываться во внутрифирменных стандартах.

Общий план и программа аудита

На следующем этапе планирования составляется общий план и программа аудита.

Общий план аудита представляет собой документ, утвержденный руководителем аудиторской организации, и содержащий следующие элементы:

  • объем аудита;
  • затраты времени по видам запланированных работ на каждом этапе проверки (подготовительного, основного, заключительного);
  • сроки выполнения работы каждым аудитором:
  • размер уровня существенности;
  • величину аудиторского риска.

Руководитель аудиторской группы доводит до сведения всех ее членов о возложенных на них обязанностях и знакомит их с результатами финансово-хозяйственной деятельности клиента, общим планом и программой аудита.

Затраты времени на весь процесс планирования составляют до 20% от времени, затраченного на аудит. Основная причина столь значительных затрат времени на планирование заключается в тщательном изучении особенностей деятельности и условий экономической среды, окружающей клиента.

При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание:

  • общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица;
  • эффективность работы систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
  • размер аудиторского риска и значение уровня существенности;
  • влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета;
  • существование подразделения внутреннего аудита;
  • возможность привлечения экспертов и других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица;
  • возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом;
  • существование аффилированных лиц;
  • сроки подготовки и представления аудиторских заключений.

Программа аудита представляет собой документ, подробно детализирующий виды работ, запланированные в общем плане аудита. В программе приводятся аналитические процедуры, каждая из которых выполняется аудитором в зависимости от его квалификации.

Программа аудита подписывается руководителем аудиторской группы и утверждается руководителем аудиторской организации.

При подготовке общего плана и программы аудита рассчитывается уровень существенности и аудиторский риск.

Общий план и программа аудита по мере необходимости уточняются и пересматриваются в ходе аудита. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.

Аудит представляет собой сложный интеллектуальный вид деятельности, требующий индивидуального подхода проверки предприятия. Планирование является начальным этапом проведения аудита.

Планирование аудита должно проводиться в соответствии с следующими принципами:

Принцип комплексности - это обеспечение согласованности всех этапов планирования: от предварительного планирования до составления общего плана и программы аудита.

Принцип непрерывности планирования - состоит в увязке этапов планирования по срокам и по смежным хозяйственным субъектам (структурным подразделениям, филиалам).

Принцип оптимальности - это обеспечение его вариантности для возможности выбора оптимального варианта общего плана и программы на основании критериев определенных самой аудиторской организацией.

При планировании следует выделить этапы планирования:

1) Предварительное планирование;

2) Ознакомление с системой внутреннего контроля и оценка риска контроля;

3) Подготовка и составление общего плана аудита;

4) Подготовка и составление программы аудита.

Предварительное планирование.

Это подготовительный этап, в ходе которого создаются необходимые предпосылки планирования процесса проверки. Предварительное планирование базируется, прежде всего, на принятии решения о начале или продолжении сотрудничества с клиентом и системе подбора квалифицированных кадров, имеющих необходимые знания и опыт проведения аудиторских проверок. Упомянутые аспекты - важная составляющая качественной оценки деятельности аудиторской фирмы.

При подборе новых клиентов необходимо ознакомиться с финансовой информацией о клиенте - годовыми и промежуточными отчетами, различного рода документацией и т.п. Подробную информацию о компании и ее руководстве можно получить от обслуживающего ее банка, страховой компании, адвокатской фирмы и прочих, связанных с ней, юридических и физических лиц. Наиболее ценный источник информации - это аудитор, услугами которого ранее пользовался потенциальный клиент. Немаловажное значение имеет информация о вероятных рисках при обслуживании клиента и степени независимости аудиторской фирмы по отношению к возможному субъекту.

Большое значение имеет правильный подбор персонала, проводящего проверку. Назначая аудитора на конкретную операцию, целесообразно учитывать сложность работы, наличие специальных навыков (например, в области компьютерного аудита), необходимость привлечения дополнительной экспертизы и т.д. Персонал должен быть ознакомлен с общим планом проверки, целями и сроками работы, кругом своих обязанностей.

Получив предложение от организации на проведение аудита аудиторская организация до начала проверки обязана осуществить предварительно целенаправленное и оперативное ознакомление с деятельностью будущего клиента и принять обоснованное решение об осуществление проверки (согласии) или невозможности ее проведения.

При знакомстве с клиентом аудитор знакомится с учредительными документами клиента, с материалами заседания акционеров с финансовой отчетностью и бухгалтерскими документами, выясняет направление и масштабы работы, проводит беседы с персоналом, получает необходимую информацию от банков, налоговых органов.

В результате проведенного аудиторского ознакомления аудитор делает вывод о деловой безупречности и принимает решение о проведении аудита либо отказе от него.

После предварительного ознакомления аудитор направляет клиенту письмо - обязательство о согласии на проведение аудита. Формы о содержание письма приводятся в стандартах аудита №2 "Условие подготовке письма-обязательства".

Письмо-обязательство направляется клиенту до заключения договора во избежание неправильного понимания или условий предстоящего договора.

Значение этого письма велико, особенно в случаях возникновения конфликтов с экономическим субъектом.

В письме обязательстве должны быть оговорены следующие вопросы:

Цель и масштаб аудита;

Наименование законодательных и нормативных документов, к которым должны придерживаться в своей работе аудиторы;

Ответственность аудитора аудируемого субъекта за достоверность представляемой для проверки бухгалтерской документации и отчетности;

Формы отчетов по результатам проверки;

Напоминание о существенности аудиторского риска не обнаружения ошибок, такая запись несколько страхует аудитора на случай конфликтов и судебных разбирательств;

Обеспечения свободного доступа к документам или любой другой информации;

Условия оплаты;

Оказание содействия проведения аудита со стороны работников бухгалтерии;

Просьба клиенту информировать о получении письма обязательства и о согласии с условиями аудита.

После согласования условий письма обязательства сторонами, отношения между клиентом и аудитором закрепляются договором. В договоре указываются сроки выполнения работ, а также порядок изменения сроков, сохранность документации, права, обязанности и ответственность сторон, материальная ответственность аудиторов и аудиторских организаций в связи с причинением ущерба заказчику в результате некачественного выполнения аудита, условия и размер оплаты труда, ее изменения.

Ознакомление с системой внутреннего контроля и оценка риска контроля.

Следующий этап процесса планирования - это оценка системы внутреннего контроля, основная цель которой - создание основы для планирования аудиторской проверки, а также для определения вида, времени проведения, объема аудиторских процедур, которые находят свое отражение в аудиторской программе. Следовательно, характер и качество проверки во многом будут зависеть от того, насколько грамотно и достоверно аудитор изучит систему внутреннего контроля.

Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации, и выявляет ее. Оценивая эффективность системы внутреннего контроля, аудиторская организация должна собрать достаточное количество аудиторских доказательств. Если аудиторская организация решает положиться на систему внутреннего контроля и систему бухгалтерского учета для получения достаточной степени уверенности в достоверности бухгалтерской отчетности, она должна соответствующим образом скорректировать объем предстоящей аудиторской проверки.

Подготовка и составление общего плана и аудита.

После завершения анализа рисков аудиторы, основываясь на предварительных данных об экономическом субъекте и результатах проведенных аналитических процедур, могут приступить к разработке общего плана и программы аудиторской проверки. Созданный непосредственно перед проведением проверки план определяет последовательность действий аудитора, т.е. по каким направлениям и с какой интенсивностью будет проводиться проверка. Для лучшего обзора и рациональной постановки задач могут использоваться графики, диаграммы и компьютерные системы.

Составляя общий план и программу аудита, аудиторской организации следует учитывать степень автоматизации обработки учетной информации, что также позволит точнее определить объем и характер аудиторских процедур. При проведении общего планирования большое значение придается профессиональным качествам аудиторов. Им необходимо так организовать свои действия, чтобы произвести оценку используемой на предприятии системы учета и внутреннего контроля с учетом принципа существенности и экономичности проверки.

В общем плане необходимо предусмотреть сроки проведения аудита и составить график его проведения, подготовки отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения. В процессе планирования необходимо учесть: реальные трудозатраты; уровень существенности; проведенные оценки рисков аудиторской проверки.

В общем плане аудиторская организация определяет способ проведения аудиторской проверки на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля и рисков аудита. В случае решения провести выборочную проверку аудитор формирует аудиторскую выборку. В общем плане рекомендуется предусмотреть:

Какие конкретные области надо изучить, чтобы аудит был объективен;

Какие существенные моменты следует охватить;

Какие выборочные планы надо разработать;

Формирование аудиторской группы, ее численность и квалификацию специалистов;

Распределение аудиторов в соответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным участкам проверки;

С какими стандартами, процедурами или документами необходимо ознакомить рабочую группу;

Бюджет рабочего времени для каждого этапа проверки;

Предполагаемые сроки работы группы;

Инструктирование всех членов группы об их обязанностях, ознакомление их с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта, с положениями общего плана аудита;

Контроль руководителя за выполнением плана и качеством работы ассистентов аудитора, за ведением ими рабочей документации.

Аудиторская организация определяет в общем плане необходимость привлечения экспертов в процессе проведения проверки и роль внутреннего аудита.

Составление программы аудита.

Разработка программы проведения аудиторской проверки включает те же этапы, что и разработка общего плана аудита. Программа является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации общего плана аудита. Программа необходима для наиболее эффективного распределения работы внутри аудиторской группы и для контроля за ходом аудиторской проверки со стороны руководства аудиторской фирмы.

Аудитор документально оформляет программу аудиторской проверки, присваивает код каждой проводимой аудиторской процедуре, чтобы иметь возможность в процессе работы делать ссылки ни них в рабочих документах.

Аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу.

Программа тестов средств контроля представляет собой совокупность действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Ее цель - выявление существенных недостатков средств контроля экономического субъекта.

Программа аудиторских процедур по существу включает в себя перечень действий аудитора для детальной проверки верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Аудитор должен составить программу аудиторской проверки по каждому разделу бухгалтерского учета, который он будет проверять. Программа может пересматриваться в процессе проверки в зависимости от изменений условий проведения проверки и результатов аудиторских процедур.

Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета и аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

По окончании процесса планирования аудита общий план и программа аудиторской проверки должны быть документально оформлены и завизированы в установленном порядке.

План аудита - это документ, который по своему содержанию является более детализированным, чем общая стратегия аудита. В частности, он рассматривает характер, время и объем аудиторских процедур, которые должны выполняться работниками аудиторской фирмы для получения достаточных и соответствующих аудиторских доказательств с целью уменьшения аудиторского риска до приемлемо низкого уровня.

МСА 300 "Планирование" определяет обязательность составления специального документа, который раскрывает содержание запланированных работ, то есть плана аудита.

План аудита включает:

Описание характера, времени и объема запланированных процедур оценки рисков, достаточных для оценки рисков существенного искажения, как это указано в МСА 315 "Понимание субъекта хозяйствования и его среды и оценка рисков существенного искажения",

Описание характера, времени и объема запланированных дальнейших аудиторских процедур на уровне утверждений для каждого существенного класса операций, остатков на счетах и раскрытий, как это указано в МСА 330 "Аудиторские процедуры в соответствии с оцененных рисков". План дальнейших аудиторских процедур отражает решение, принятое аудитором, по тестированию операционной эффективности контроля, а также характера, времени и объема запланированных процедур по существу,

Другие аудиторские процедуры, которые необходимо выполнить при проведении проверки для обеспечения соответствия Международным стандартам аудита (например, прямое общение с юристами предприятия).

Пример одного из вариантов плана аудита приведены в Приложении Е.З Следует отметить, что процесс планирования аудита финансовой отчетности предприятия, с которым впервые заключается договор на проведение аудита, несколько отличается от случаев, когда аудиторская фирма продолжает сотрудничество с клиентом. Однако цель и цель планирования аудита одинаковы независимо от того, является задача по аудиту первым или повторяющимся.

Во время выполнения первой задачи может оказаться необходимым увеличить объем планирования, поскольку в таком случае аудитор не имеет предыдущего опыта сотрудничества с предприятием, как это в случае планирования повторяющейся задачи. Дополнительные вопросы, которые аудитор может рассматривать при разработке общей стратегии и плана аудита для первых задач аудита, могут включать:

Договоренность с предыдущим аудитором (если это не запрещено законом или нормативными документами), например, по ознакомлению с рабочими документами предыдущего аудитора;

Любые значительные вопросы (включая применение учетных принципов или стандартов аудита или отчетности), которые обсуждались с руководством предприятия в связи с выбором его аудитором, сообщения этих вопросов высоком правленческих персонала, и их влияние на общую стратегию и план аудита.

Запланированные аудиторские процедуры для получения достаточных и соответствующих аудиторских доказательств вступительных балансов (остатков на начало периода) в соответствии с требованиями МСА 510 "Первые задачи: остатки на начало периода";

Определение работников аудиторской фирмы, которые имели соответствующий уровень знаний и компетентности для выполнения процедур получения доказательств с учетом специфики деятельности предприятия;

Другие процедуры в соответствии с требованиями системы контроля качества фирмы по первым задач по аудиту (система контроля качества фирмы может, например, требовать привлечения другого партнера или старшего аудитора для проверки общей стратегии аудита до начала выполнения важных аудиторских процедур или проверки выводов до их представления клиенту).

При разработке плана аудита МСА 300 обязательно требует закладывать в план аудита процедуры, время их проведения и объем, связанные с управлением и контролем за работой сотрудников аудиторской фирмы.

Если оценен риск существенных искажений растет, старший аудитор или руководитель аудиторской фирмы, как правило, увеличивает объем и время на управление и надзор за проверяющими, а также более детально проверяет их работу. Аналогично этому необходимо планировать характер, время и объем проверки работы группы проверяющих в зависимости от знаний и компетентности отдельных членов группы, которые непосредственно осуществляют процедуры сбора аудиторских доказательств.

Составлен план аудита подлежит обязательному документированию. Формат и объем документирования зависят от таких аспектов, как размер и сложность проверяемого, сущность, объем другого документирования и обстоятельства конкретной задачи аудита.

Документирования плана аудита должно быть достаточным для отражения запланированного характера, времени и объема процедур оценки рисков и дальнейших аудиторских процедур на уровне утверждений для каждого существенного класса операций, остатков на счетах и раскрытии в ответ на оцененные риски.

МСА 300 определяет, что аудитор должен также документировать любые значительные изменения в первоначально запланированной общей стратегии аудита и детального плана аудита, включая причины этих значительных изменений и действия аудитора в ответ на события, условия или результаты аудиторских процедур, которые привели к этим изменениям. Так, например, руководитель аудиторской фирмы или группы, осуществляющей аудит, может значительно изменить запланированную генеральную стратегию аудита и план аудита в результате существенного слияния бизнесов или идентификации существенного искажения в финансовых отчетах. Документирования значительных изменений в изначально запланированной общей стратегии аудита и детального плана аудита и соответствующих изменений запланированной природы, времени и объема аудиторских процедур объясняет конечную общую стратегию и план аудита и показывает соответствующие действия аудитора в ответ на значительные изменения, которые произошли во время проведения аудиторской проверки.

Задокументирован план аудита является подтверждением соответствия планирования и выполнения аудиторских процедур. План аудита утверждается до начала выполнения процедур получения аудиторских доказательств, однако он может пересматриваться в зависимости от изменения обстоятельств, возникающих в процессе аудита. То есть, план аудита не должна раз и навсегда сформированного содержания, его содержание находится в процессе постоянного развития.

В каких же случаях могут происходить изменения или коррективы в плане аудита?

Как было отмечено выше, планирования аудита является непрерывным итеративным процессом, продолжается в течение всего выполнения нанесения по аудиту. В результате проведения аудиторской проверки могут возникнуть неожиданные обстоятельства, измениться условия получения аудиторских доказательств. В результате у аудитора может возникнуть необходимость внесения изменений как в общую стратегию аудита, так и в план аудита. Итак, предварительно запланированы характер, время и объем аудиторских процедур необходимо изменить. Так, например, в результате проведения сверки взаиморасчетов с поставщиком (выполнение процедур по существу) была получена информация, что в течение четвертого квартала отчетного года не происходило никаких поставок сырья. Однако в учете предприятия есть информация о соответствующих поступления. Было установлено, что этот факт произошел вследствие ошибки в аналитическом учете расчетов с кредиторами (поставщиками): работник бухгалтерии неправильно отразил поступления аналогичного сырья и сформировал избыточную кредиторскую задолженность по одному поставщику и занизил соответственно кредиторской задолженности по другому поставщику. Полученные аудиторские доказательства, как видно, противоречат аудиторским доказательствам, полученным в результате тестирования операционной эффективности процедур внутреннего контроля по расчетам с поставщиками. При подобных обстоятельствах аудитор делает переоценку запланированных аудиторских процедур на основе просмотра оцененных рисков на уровне утверждений для всех или некоторых классов операций, остатков на счетах или раскрытии в, а именно: уместно увеличить объем запросов к кредиторам, а также необходимо провести дополнительные аналитические процедуры, направлены на анализ остатков и движения кредиторской задолженности.

В процессе составления программы аудита может формироваться специальный документ, который называется "Бюджет затрат времени". Это производный документ, в котором проводится распределение работ между работниками аудиторской фирмы, которые будут принимать непосредственное участие в аудиторской проверке финансовой отчетности предприятия, с которым был заключен договор.

На основании утвержденного бюджета затрат времени производится расчет заработной платы работников аудиторской фирмы, а также осуществляется контроль за фактическим затратам времени работниками на проведение процедур получения аудиторских доказательств. Пример возможного варианта бюджета затрат времени приведены в Приложении Б.4

Что такое планирование аудита, прекрасно осведомлены работники специализированных аудиторских компаний.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Но не помешает в этом разобраться и тем, кто собирается заказать подобную услугу, а тем более тем, кто будет осуществлять процедуру самостоятельно.

Рассмотрим основные правила, что действуют в 2019 году. Ни одно предприятие не может нормально функционировать, если не проводит аудит.

Но стоит учесть, что такая любая проверка должна правильно организовываться. Составляется определенная программа и план, которого нужно будет придерживаться в ходе анализа деятельности фирмы.

Рассмотрим подробнее, как осуществляется планирование аудиторской проверки – на что обращают особое внимание и какие общепринятые стандарты учитывают.

Общие сведения

Если вы доверите проведение аудита специализированной компании, тогда задумываться о сути планирования не нужно.

Но вот при проведении внутренней проверки работы предприятия стоит провести тщательную подготовку, чтобы не упустить ничего важного. А для этого сначала стоит подковаться в области законодательства и четко понимать, что собой представляет аудит.

Понятия

Аудитом считают независимую проверку финансовой деятельности компании, что осуществляется специалистами – аудиторами. Проводится аудит того, соблюдаются ли нормы законодательства по ведению бухучета, достоверна ли отчетность и т. д.

Разновидности аудита:

  • внутренний и внешний;
  • обязательный (проводится каждый год) и инициативный;

Какова его цель?

Целью аудита являются конкретные задачи, которые старается выполнить проверяющее лицо. Ее определяет законодательство, система нормативных актов аудиторской деятельности, договорные обязанности сторон.

Цель – выразить мнение о том, насколько достоверны финансовые отчеты, правильно ли ведется бухучет.

Основные цели могут быть дополнены выявлениями резервов лучшего применения финансового ресурса, анализом того, правильно ли исчисляются налоги, разработками действий, направленных на улучшение финансовой ситуации на предприятии.

Действующие нормативы

Аудиторская деятельность регулируется на нескольких уровнях:

  1. Распоряжениями президента РФ, Постановлениями.
  2. Правилами деятельности аудиторов, что были одобрены Комиссией по аудиторской деятельности при президенте.
  3. Нормативными актами министерства и ведомства.
  4. Внутренними стандартами, что были разработаны компанией самостоятельно.

Особенности планирования проверки

Планирование аудита представляет собой разработку аудиторской компанией общего плана проверки, где отражается объем, графики и сроки осуществления процедуры.

Разрабатывается аудиторская программа, что определит объемы, вид и последовательность процессов, что нужны для подготовки объективного мнения об отчетах и бухучете.

При планировании разрабатывается общая стратегия и детальный подход к характеру, что ожидается, сроку осуществления. Аудитор согласовывает с руководителем предприятия ряд организованных вопросов, что связаны с проведением проверки.

Выделяют несколько принципов по планированию:

Порядок составления программы

Планирование является начальным этапом аудита, который обойти не получится. При создании плана стоит опираться на , что были приняты .

На подготовительном этапе можно:

  • выявить потенциальные проблемы;
  • уделить внимание важной отрасли аудита;
  • выполнить работу с минимальными расходами;
  • координировать деятельность аудитора и иных специалистов.

Стадии планирования:

  • предварительное планирование проверки;
  • осуществление подготовительных процедур и создание общих планов;
  • разработка программ проверки.

На этапе предварительного планирования аудитор рассматривает такие вопросы:

  • рассматривается деятельность компании, ее организация, масштабы, надежность;
  • проверяется, соблюдаются ли принципы непрерывной работы;
  • тестируется система внутреннего контроля.

При непосредственном планировании составляется общий план и программа проверки.

Применяемая методика

Процедура по планированию начинается, когда клиент предложит провести аудит. С этого момента проводится предварительное планирование, когда проводят экспресс-анализы для выявления трудоемкости, сроков, объемов проверки.

Если условия аудита неприемлемые, аудитор изменяет сумму и сроки. Затем оценивается, можно ли предоставить услуги при тех ресурсах, что есть у .

Специалисты формируют очередь потенциальных клиентов, чтобы в дальнейшем с ними работать. Данные о клиентуре вносят в электронные базы.

Схема: 3-уровневая система планирования

На второй стадии рассчитывают показатели планирования, разрабатывают общий план аудита по определенному заказчику. Накапливаются полученные сведения а базе данных.

Определяют такие показатели:

  • общие показатели трудоемкости на каждом участке аудита;
  • общие показатели численности аудиторов и исполнителей по каждому участку;
  • объемы действий по каждому участку;
  • оборот по счету бухучета;
  • уровень значимости мероприятий по каждому участку;
  • количество лиц, входящих в бухгалтерскую службу предприятия.

Определяется, какая прибыльность по каждому . Эти три уровня образуют циклы, непрерывные процессы планирования проверок на протяжении длительного времени.

Это общая методика, когда используются информационные технологии. Аудиторская компания самостоятельно вправе выбирать приемы и методы проверки, но их в обязательном порядке стоит согласовывать с руководством аудируемого предприятия.

Источником информации является:

  • результат предыдущего аудита;
  • данные, что получены от внутреннего аудита;
  • бухотчеты;
  • результат разговора с руководителями, главбухом, сотрудниками фирмы и т. д.

Нюансы для отдела персонала

При планировании определяют количественные, временные и пространственные потребности в сотрудниках:

  1. Осуществляется оценка деятельности сотрудников.
  2. Проводится открытое соревнование.
  3. Работники непрерывно обучаются и совершенствуется кадровый потенциал.

Планирование политики в области персонала необходимо, чтобы найти квалифицированных лиц.

Проблемы при планировании:

  • процедура проводится без убежденностей;
  • не исследуется воздействие на планирование;
  • данные о плановых переменных не анализируется и не определяется, что препятствует сбору и систематизации сведений.

Планирование проводится в несколько этапов:

Как выглядит общий план аудита?

Обязательно составляют общий план проверки и программу. Общий план аудита – это документ, что утверждается руководством аудиторской фирмы.

Он содержит:

  • объем проверки;
  • временные затраты по каждому виду запланированных работ при проверке;
  • срок осуществления запланированного;
  • размеры условий существенности;
  • показатели аудиторских рисков.

Руководство аудиторской группы знакомит с общим планом всех лиц. Планирование занимает 20% времени, что затрачивается на проверку, так как необходимо тщательно изучить особенности работы и условия экономической деятельности.

Разрабатывая общий план, стоит учесть:

  • ряд общих экономических факторов и условий в области, что влияют на работу компании;
  • эффективна ли работа системы бухучета и внутреннего контроля;
  • какой аудиторский риск;
  • степень компетентности руководителя;
  • как влияет на проверку наличие компьютерных систем ведения учета;
  • есть ли аффилированные лица;
  • план применения тестов для контроля процесса аудита по существу;
  • можно ли привлекать эксперта к аудиту;
  • какие показатели существенности для проверки;
  • могут ли быть искажения существенного плана или недобросовестные действия;
  • какие нюансы договоров о предоставлении аудиторских услуг;
  • какие сроки составления и подачи аудиторского заключения и т. д.

Программа – документы с прописанными видами работы, что планируется провести. Приводят аналитические процессы, которые выполняет аудитор с учетом квалификации.

Программу подписывает руководитель аудиторских групп. Если есть необходимость, общий план и программу пересматривают при проверке. Если вносятся изменения, их стоит зафиксировать в документах.

Пример плана внутренней проверки

Рассмотрим на примере, как может выглядеть план внутреннего финансового аудита. Принимается решение о проведении проверки. Далее составляется программа проверки системы менеджмента компании.

Представим образец СМК-анализа:

Затем готовится уведомление об аудите. Вот пример заполнения:

Выпуска готовой продукции

Чтобы проверка готовой продукции общепита была выполнена качественно и в установленные сроки, обязательно составление продуманного плана.

Планирование проверки готового товара и его отгрузки стоит проводить согласно общим принципам, а также учитывая:

Этапы планирования проверки готовой продукции:

  • предварительно планируется аудит;
  • составляется общий план;
  • готовится программа.

На первой стадии знакомятся с экономикой организации, оценивают, какова существенность и аудиторские риски. Затем занимаются разработкой общего плана и программы аудита. Документируют и оформляют результаты аудита.

Собирают и документируют аудиторские доказательства, формируют информацию для руководителей фирмы, что проверяется, оцениваются результаты проверки и готовят соответствующее .

При планировании аудита основных средств

Цель такой проверки – выразить мнение относительно классификаций, реальности оценки и правдивости данных в учете и отчетах объекта ОС.

Стоит удостовериться:

При планировании проверки ОС обязательно согласовывать ряд организационных вопросов с аудируемым предприятием.

Аудитор должен определить:

  • организационно-правовую форму фирмы, масштабы бизнеса;
  • выполняются ли условия непрерывности;
  • вид производства и номенклатуру товара;
  • структуру капитала и курс акций.

Затем выясняют, соблюдается ли классификация ОС и каковы права фирмы на них. Источник получения сведений:

  • учредительная и регистрационная документация;
  • приказ об учетной политике;
  • результата наблюдений за производством;
  • данные, что получены от третьего лица;
  • отчеты и т. д.

Учитывая ряд классификационных признаков, аудиторы устанавливают, какие процедуры необходимы. Намечается критическая область, что требуется тщательного аудита.

Важно установить права компании на объект, так как с учетом данной информации будет определено, какие процедуры будут проводиться.

Если ОС принадлежат фирме на правах собственности, то проверяется , свидетельство о госрегистрации, .

Если же ОС арендуются, то при предварительном планировании проверяется , способы учета имущественных объектов.

В том случае, когда есть сомнения по поводу правдивости данных, аудитор может запросить аналогичные данные у арендодателей. Не менее важно оценить систему внутреннего контроля компании.

Планирование аудита является одним из важнейших процессов в осуществлении аудиторской проверки и ее начальным этапом. Нормы, применяемые при планировании, описаны в стандарте аудиторской деятельности «Планирование аудита».

Этап планирования осуществляется до написания письма и договора на оказание аудиторских услуг.

Планирование заключается в разработке общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации. Объем планирования зависит от величины проверяемого предприятия, предыдущего опыта аудиторской работы на данном предприятии и знания деятельности клиента.

Стандарт предписывает соблюдение при планировании аудита таких принципов как комплексность, непрерывность и оптимальность.

Принцип комплексности означает обеспечение взаимоувязанности и согласованности всех этапов планирования - от предварительного планирования до составления общего плана и программы аудита.

Принцип непрерывности выражается в установлении сопряженных заданий группе аудиторов и увязке этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, выделенным на отдельный баланс, филиалам, представительствам, дочерним организациям).

Принцип оптимальности заключается в том, что в процессе планирования аудиторской организации следует обеспечить вариантность планирования для возможности выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита на основании критериев, определенных самой аудиторской организацией.

Планирование аудита состоит из следующих этапов:

1) предварительное планирование аудита;

2) подготовка и составление общего плана;

3) подготовка и составление программы аудита.

Предварительное планирование аудита заключается в том, что перед заключением договора аудитор должен ознакомится с потенциальным клиентом, то есть проанализировать внешние и внутренние факторы, влияющие на хозяйственную деятельность предприятия, узнать о его индивидуальных особенностях. Для эффективного планирования аудита до написания письма-обязательства и до заключения договора о проведении аудита аудиторская организация должна согласовать с руководством предприятия основные организационные вопросы, связанные с проведением аудита.

Аудитору следует получить информацию об организационной структуре возможного клиента, особенностях его производственной деятельности и номенклатуре выпускаемой продукции, о его поставщиках и покупателях, о порядке распределения полученной прибыли, системе внутреннего контроля, принципах формирования оплаты труда персонала и другое.

Вся эта информация должна быть получена на основании документов клиента: учредительных документов, бухгалтерской и статистической отчетности, отчетов аудиторов и актов налоговых проверок, планов и смет, договоров, контрактов, протоколов собраний и других документов, включая беседы с персоналом.

По итогам исследования предприятия аудиторская фирма решает вопрос о проведении проверки. В случае если аудиторская фирма считает возможным проведение аудита, она переходит к формированию штата для проведения аудита и заключает договор с предприятием. После определяется группа аудиторов, которая будет проводить проверку на предприятии. При этом должны учитываться такие моменты как, бюджет рабочего времени для всех этапов аудита, предполагаемые сроки работы группы, количественный состав группы и прочее.

Следующим этапом планирования является составление плана и программы аудита.

Общий план и программа аудита готовится с учетом информации, полученной на стадии предварительного планирования.

Общий план предусматривает сроки проведения аудита, его график, время подготовки аудиторского заключения, письменного отчета руководству предприятия. В процессе планирования затрат времени аудитору необходимо учесть реальные трудозатраты, уровень существенности, оценка рисков аудита. В составе общего плана аудита должна содержаться информация о составе аудиторской группы, инструктажах, соподчиненности и т. д. В плане аудиторская фирма определяет способ проведения аудита на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля предприятия, оценки рисков аудита. То есть проверка может проводится сплошным или выборочным способом.

В процессе аудита могут возникнутьоснования для пересмотра отдельных положений общего плана.На изменение общего плана могутповлиять:

а) уточненная характеристика системы внутреннего контроля и оценка ее надежности. Необходимость дополнительных проверок отдельных элементов возникает, если оценка надежности системы внутреннего контроля клиента окажется ниже предварительной;

б) результаты проверочных процедурпозиций отчетности с высокой степенью риска, если:

количество ошибок намного превышает планируемый объем, поэтому необходимо увеличить объем проверки;

первая предварительная оценка оказалась неправильной. Данная позиция отчетности не содержит риска, т. е. объем проверочных процедур уменьшится;

в) прочие неизвестные в момент начала проверки выводы и факты. Во время проверки было обнаружено, что позиции отчетности, по которым ранее не предвиделось существенных ошибок, содержат риск.

Программа аудита является развитием общего плана и представляет собой перечень и содержание аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно является для руководителей аудиторской организации и аудиторской группы средством контроля качества работы.

Аудитор документально оформляет программу аудита. Она представляет тесты, предназначенные для сбора информации о системе внутреннего контроля и бухгалтерском учете предприятия.

Общий план и программа аудита должны быть оформлены и завизированы в порядке, установленном внутрифирменными стандартами.

2024 teploblok29.ru. Строительный портал - Teploblok29.