Диктанты по пунктуации. А

1. Прекрасное апрельское солнце сильно грело, но в канавках и в лесу ещё снег. 2. Низко над землёй стояли тучи комаров. 3. Тени ходят по равнине. 4. Мглы как не бывало. 5. Степь легко вздыхает широкой грудью. 6. В цирке Федюшка узнал Каштанку. Через минуту собачка была на верхнем ярусе и лизала руки, лица Луки Александровича и Федюшки. 7. Волчиха остановилась и положила свою ношу на снег.

(А. Чехов)

ТВОРЧЕСКИЕ И ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

1. Выписать сначала существительные, называющие дни недели, а потом - месяцы по порядку.

Вторник, декабрь, ноябрь, октябрь, понедельник, суббота, февраль, четверг, апрель, среда, январь, март, пятница, май, август, июль, воскресенье, июнь, сентябрь.

2. Записать существительные в два столбика: в один - существительные, отвечающие на вопрос кто?, в другой - на вопрос что? Украина, страна, рисование, ученики, портфель, озеро, работа, Киев, библиотека, Пётр, женщина, врач, аккуратность, тополь, ребёнок, скорость, собака, Москва, железо, группа, старость, степь, медведь, пшеница.

3. Записать существительные мужского и женского рода в два столбика.

I. Плащ, обруч, мышь, ландыш, ночь, камыш, дичь, плющ, луч, тишь, плач, помощь, борщ, сторож, вещь, врач, ключ, мощь, силач, рожь.

II. Береза, комната, месяц, огород, осень, орех, погода, пенал, семья, петух, весна, сестра, помидор, телефон, улица, столица, вечер, отец.

4. Записать существительные мужского, женского и среднего рода в три столбика.

Праздник, тишина, суббота, сердце, пружина, честность, чугун, пушинка, пастбище, группа, чувство, ссора, чайка, солнце, встреча, местность, чудо, программа, пища, тростник, шиповник, лестница, часовщик, класс, житель, сумма, метро, яблоко.

5. Записать существительные во множественном числе.

Муравей, воробей, соловей, лист, крыло, брат, кол, стул, дерево.

6. Выписать сначала существительные, имеющие только форму единственного числа, затем - только форму множественного числа.

I. Аккуратность, боязнь, белила (масляные), бензин, багаж, брюки, бетон, будни, вермишель, богатство, грабли, деньги, детвора, джинсы, ворота, вычитание, дрожжи, дружба.

II. Джунгли, доброта, жасмин, жмурки, заморозки, запад, кислород, колготки, краснота, лапша, макароны, морковь, ножницы, орфография, очки, пастила, плоскогубцы, полнота, сани, темнота, чернила, шёпот.

7. Определить род и число существительных в русском и украинском языках.

Стройный тополь - струнка тополя.

Злая собака - злий собака.

Сильная боль - сильний біль.

Широкая степь - широкий степ.

Далёкий путь - далека путь.

Древняя рукопись - давній рукопис.

Западная Сибирь - Західний Сибір.,

Зелёная листва, зелёные листья - зелене листя.

Длинные корни - довге коріння.

Новая мебель - нові меблі.

Синие чернила - синє чорнило.

Тяжёлые колосья - важке колосся.

Красивые волосы - красиве волосся.

8. Закончить предложения, употребляя существительные. Поставить вопросы кто? что? к существительным.

1. Осадки - это … . 2. Овощи - это … . 3. Хищные животные - это … . 4. Школьные принадлежности - это … . 5. Близкие родственники - это … . 6. Хвойные деревья - это … .

9. Прослушать текст. Записать его, вставляя на месте пауз подходящие по смыслу существительные.

Наступило раннее … . Первый солнечный луч заглянул в … . Он разбудил Машу. Она быстро оделась и пошла на кухню. На кухне мама готовила … . Она налила в чашки … и положила в тарелки … . Маша быстро позавтракала и побежала гулять. На улице была прекрасная … .

10. Записать существительные. Подобрать к ним антонимы.

Верх (низ), богач (бедняк), холод (тепло), дружба (вражда), встреча (расставание), добро (зло), спуск (подъём), тревога (покой), шум (тишина), вдох (выдох), друг (враг), закат (восход).

11. Записать слова. Подобрать к ним однокоренные существительные. Бежать (бег, бегун), заболеть (боль, болезнь), расцвести (цвет, цветок), обвинять (вина), жизненный (жизнь), красивый (красота), выгружать (груз), играть (игра), рисовать (рисунок), построить (стройка, строительство), учиться (учение, ученик, учёба, учитель), писать (письмо, писатель).

12. Выписать сочетания нарицательных и собственных существительных.

МАЛЫШИ-КОРОТЫШИ

В одном доме на улице Колокольчиков жило шестнадцать малышей-коротышей. Самым главным из них был малыш-коротыш по имени Знайка. В этом же доме жил известный доктор Пилюлькин. Жил здесь также знаменитый механик Винтик со своим помощником Шпунтиком. Жил ещё в этом доме охотник Пулька. У него была маленькая собачка Булька. Жил художник Тюбик, музыкант Гусля и другие малыши: Торопыжка, Ворчун, Молчун, Пончик, Растеряйка, два брата - Авоська и Небоська. Но самым известным среди них был малыш по имени Незнайка.

(По Н. Носову)

ЛЮБИМАЯ СКАЗКА

В повести-сказке писателей А. Милна и Б. Заходера «Винни-Пух» десять глав. В первой главе мы знакомимся с медвежонком Пухом. Во второй главе Винни-Пух идёт в гости к своему другу Кролику. В третьей главе Пух и поросёнок Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали страшного зверя Буку. В четвёртой главе ослик Иа-Иа теряет хвост, в пятой - Пятачок встречает Слонопотама. В шестой главе у Иа-Иа был день рождения, а в седьмой - в лесу появились мама Кенга и Крошка Ру. В восьмой главе мальчик Кристофер Робин организует экспедицию к Северному полюсу. В девятой - Пятачок совершенно окружён водой, а в десятой - Кристофер Робин устраивает в лесу пир.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

1. Подчеркнуть по три существительных, поставить к ним вопросы.

ПРИКЛЮЧЕНИЕ

По пустыне ползла черепаха. Вдруг её накрыла тень орла. Черепаха быстро втащила в панцирь ноги и голову. Словно спряталась в доме и дверь за собой захлопнула. Орёл рухнул сверху. Схватил черепаху, взлетел и понёс её к далёкой скале. Но тут к нему бросился другой орёл. Он стал отнимать добычу. Орлы сцепились в воздухе. А черепаха упала в густую траву. На память о приключении остались на панцире следы орлиных когтей.

70 слов. (По Н.Сладкову)

КАК ПОЯВИЛАСЬ ОДЕЖДА

Первобытным людям одежда была не нужна. Они были покрыты густой шерстью. Потом человек прикрывал тело шкурами зверей. В пещере у костра в такой шкуре было удобно. Но при движении, на охоте она спадала. Появились завязки и застёжки. Покрывало превратилось в одежду. Шали, плащи и накидки - родные дети той первой шкуры.

53 слова. («Детская энциклопедия»)

2. Подчеркнуть по три существительных, определить их род и число.

В ПЕСКАХ

Пустыня - это жёлтое и голубое. Жёлтое - пески под ногами. Голубое - небо. Ручьи и озёра там без воды. Летом они пересыхают. Под деревьями почти не увидеть тени. На них нет листьев. Ветры не освежают. Они горячие, как огонь. Дожди не успевают долететь до земли. Хорошей погодой в пустыне называют пасмурную и сырую. Только весной и осенью можно увидеть в пустыне зелёную травку.

63 слова. (По Н. Сладкову)

КОРМУШКА

Недалеко от нашей деревни в лесу стоял небольшой деревянный дом. Жили в нём только летом. Зимой он был пустым. Но в эту зиму в доме поселились люди. По утрам из трубы весело валил дым. Вечерами уютно светились окошки. Люди знали, как холодно и голодно птицам. Они сразу же сделали кормушку и насыпали туда всякой всячины.

56 слов. (По Ю. Казакову)

МЕНЬШИЕ БРАТЬЯ

Многие люди с радостью заводят животных. Ведь они приносят большую пользу. Сколько от них в доме тепла и уюта! Придёшь домой, а за дверью слышен радостный лай верной собаки. Или пушистая кошечка прильнёт к твоим ногам. Но некоторые люди плохо относятся к своим друзьям. Забывают их покормить, вывести погулять. Иногда они даже бьют их. Никогда нельзя обижать животных! Ведь они наши меньшие братья!

ЛИПКИ

Светит горячее весеннее солнце. Льёт тёплый дождь. Алёнка и Таня вышли на улицу и стали шлёпать босыми ногами по лужам. Взлетели весёлые брызги. Девочки громко смеялись. Дождь быстро кончился. Девочки увидели Ваню Дроздова. Он нёс маленькие деревца. Это были: липки. Их вырастили из семян. Деревца будут сажать около пасеки. Пчёлы любят липовый цвет.

54 слова. (По Л. Воронковой)

3. Определить роль выделенных существительных в предложениях. Подчеркнуть их как подлежащие, дополнение или обстоятельство.

УТРО НИКИТЫ

Никиту разбудили воробьи . Он проснулся и слушал. Медовым голосом свистела иволга. Окно было раскрыто. В комнате пахло травой и свежестью. Закат солнца затенён мокрой листвой. Налетел ветерок. На подоконник упали капли росы. Никиту позвали. Он ещё минуту полежал. До того было хорошо слушать свист иволги, глядеть в окно на мокрые листья .

53 слова. (По А. Толстому)

СТОЙКИЙ ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК

Оловянного солдатика уносило течением всё дальше. Остановиться было нельзя. Его лодка скользнула вниз. Но бедняга держался стойко. Он даже глазом не моргнул. Лодка завертелась волчком, наполнилась водой и стала тонуть. Оловянный солдатик погружался всё глубже. Только голова торчала наружу. Но вот исчезла и она. Тут он подумал о своей красавице. Не видать ему больше прелестной танцовщицы!

59 слов. (По Г. Андерсену)

КОТ ГОШКА

Было раннее утро. Старый кот уселся на крыльцо . Передние лапки он обвил пушистым хвостом . Кот был большой, с белым фартуком на грудке. Его пушистая шубка блестела на солнце. Он её хорошо вылизал. Когти котишка втянул. Серые глазки чуть зажмурил. Они превратились в узкие щёлочки. Он казался самым добрым котом. Кота звали Гошка.

54 слова. (По Н. Романовой)

4. Подчеркнуть существительные, обозначающие неживые предметы.

КАК ПОЯВИЛИСЬ СТУЛЬЯ

Первые стулья придумали древние египтяне. Они первые догадались пристроить к ним ручки. Получилось кресло, трон. На такое сиденье имели право сесть только фараон и его супруга. Стулья плели из лозы, вырезали из дерева. Цари сидели на тронах из золота с драгоценными камнями. В нашем веке стулья стали делать из железных гнутых труб, пластика.

56 слов. («Детская энциклопедия»)

5. Подчеркнуть существительные, обозначающие живые предметы.

ЗАЙЦЫ

Много у зайцев врагов. Охотятся на них люди, собаки, волки, лисицы, вороны, орлы. Ночью ходит заяц по полям без страха. А утром враги его просыпаются. Заяц чутко слышит лай собак, визг саней, голоса мужиков, треск от шагов волка по лесу. И начинает зайчик метаться из стороны в сторону. Наутро рассматривают охотники следы на снегу, удивляются хитрости зайца.

58 слов. (По Л. Толстому)

ПТИЧЬЯ СТОЛОВАЯ

Ребята нашей школы давно подкармливают птиц. В нашу птичью столовую прилетают птички с конца августа и до апреля.

В начале осени у нас много пеночек, зорянок, зимой - снегирей, свиристелей, галок, сорок. Им очень нравятся семечки подсолнечника, ягоды бузины, рябины, семена чертополоха, репейника. Ребята с интересом наблюдают за маленькими и большими птицами. Это занятие приносит им много приятных и радостных минут.

6. Подчеркнуть существительные во множественном числе.

КАК ДЕЛАЮТ КАРАНДАШИ

Простые карандаши сделаны из графита. Сухой порошок графита смешивают с глиной и водой. Из кедра или сосны делают заготовки. Потом разрезают на две части, вырезают канавку для грифеля. Обе половинки с грифелем затем склеивают. И дощечки разрезают на карандаши. Есть карандаши для письма на стекле, ткани, пластике, киноплёнке. Есть карандаши для строителей. Их след держится на открытой поверхности несколько лет.

64 слова. («Детская энциклопедия»)

7. Подчеркнуть существительные, которые не употребляются во множественном числе.

ПТИЧЬЕ КАФЕ

Воробей Чик сел на край кормушки. Он поглядел на корм сперва одним глазом, потом другим, а потом уж сразу обоими. Чего тут только не было! Обычно птичьи кормушки называют птичьими столовыми. Но это была не столовая, а целое кафе. Люди насыпали в кормушку овсяных хлопьев, пшена, конопли, льняного семени, семян сосны и ёлки, гречки, хлебных крошек.

58 слов. (По Ю. Казакову)

ПЕРВЫЕ ХОЛОДА

Выпал первый снег. Звёздными ночами всё затихало. Река точно засыпала. Холод старался сковать её льдом. Так и случилось. Была тихая ясная ночь. Тёмный лес на берегу был похож на стражу из великанов. Горы казались выше. Высокий месяц обливал всё своим трепетным светом. Горная река присмирела. К ней тихо подкрался холод. Крепко обнял он гордую красавицу и точно прикрыл её зеркальным стеклом.

63 слова. (По Д. Мамину-Сибиряку)

Это часть текста между двумя отступами, или красными строками. Абзац отличается от сложного синтаксического целого тем, что он не является единицей синтаксического уровня. Абзац - это средство членения связного текста на основе композиционно-стилистической .

Примечание . Абзац рассматривается в данном случае только в связи с выявлением и характеристикой сложного синтаксического целого: с целью разграничения этих понятий, поскольку они часто смешиваются.

Однако есть и другие мнения относительно абзаца как единицы текста: его считают то синтаксической единицей, то логической, то стилистической.

Сложное синтаксическое целое - это единицы разных уровней членения, так как основания их организации различны (абзац не имеет особого синтаксического оформления в отличие от сложного синтаксического целого), однако это единицы перекрещивающиеся, функционально соприкасающиеся, поскольку обе они играют семантико-стилистическую роль. Именно поэтому абзац и сложное синтаксическое целое могут в своих частных проявлениях совпадать, соответствовать друг другу. Например:

Мы взобрались на насыпь и с ее высоты взглянули на землю. В саженях пятидесяти от нас, там, где ухабы, ямы и кучи сливались всплошную с ночною мглой, мигал тусклый огонек. За ним светился другой огонь, за этим третий, потом, отступая шагов сто, светились рядом два красных глаза - вероятно, окна какого-нибудь барака - и длинный ряд таких огней, становясь все гуще и тусклее, тянулся по линии до самого горизонта, потом полукругом поворачивал влево и исчезал в далекой мгле. Огни были неподвижны. В них, в ночной тишине и в унылой песне телеграфа чувствовалось что-то общее. Казалось, какая-то важная тайна была зарыта под насыпью, и о ней знали только огни, ночь и проволоки... (Ч.);

Дождь в течение всего лета шел некрупный и теплый. Сначала люди остерегались его, сидели дома, а потом началась нормальная жизнь под дождем, как если бы его и не было. Люди в этом случае действовали подобно курам, ибо существует точная примета предсказания длительности дождя: если во время дождя куры прячутся в укрытие - значит дождь скоро перестанет. Если куры, как ни в чем не бывало бродят по улице, по дороге, по зеленым лужайкам - значит дождь зарядил надолго, по всей вероятности на несколько дней (Сол.).

Такое совпадение хотя и не случайно, но отнюдь не обязательно. Не случайно, потому что абзацное членение текста подчинено прежде всего его смысловому членению, а сложное синтаксическое целое, хотя и является синтаксической единицей, свои формальные показатели объединенности отдельных компонентов приобретает тоже на основе их семантической спаянности. Но совпадение это не обязательно потому, что абзац композиционно организует текст, он выполняет не только логико-смысловую функцию, но и выделительную, акцентную, эмоционально-экспрессивную. Кроме того, абзацное членение в большей мере субъективно, нежели синтаксическое.

Это значит, что абзац может разорвать единое сложное синтаксическое целое. Особенно это свойственно художественным текстам в отличие от научных, где совпадений между сложным синтаксическим целым и абзацем гораздо больше, так как они всецело ориентированы на логическую организацию речи.

Границы абзаца и сложного синтаксического целого могут не совпадать: в абзац может быть вынесено одно предложение (и даже часть предложения, например в официально-деловой литературе: в текстах законов, уставов, дипломатических документов и т.д.), а сложное синтаксическое целое - это, как минимум, два предложения (чаще - больше двух); в одном абзаце может быть два и более сложных синтаксических целых, когда отдельные микротемы связываются друг с другом. Например:

    1) сложное синтаксическое целое разорвано абзацем:

    Надо бы остановиться, войти в избу, увидеть сумрак смущенных глаз - и снова ехать дальше в шуме сосен, в дрожании осенних осин, в шорохе крупного песка, сыплющегося в колею.

    И смотреть на птичьи стаи, что тянут в небесной мгле над Полесьем к темному югу. И сладко тосковать от ощущения своей полной родственности, своей близости этому дремучему краю (Пауст.);

    2) в одном абзаце - три сложных синтаксических целых:

    Ночь была августовская, звездная, но темная. Оттого, что раньше я никогда в жизни не находился при такой исключительной обстановке, в какую попал случайно теперь, эта звездная ночь казалась мне глухой, неприветливой и темнее, чем она была на самом деле. // Я был на линии железной дороги, которая еще только строилась. Высокая, наполовину готовая насыпь, кучи песку, глины и щебня, бараки, ямы, разбросанные кое-где тачки, плоские возвышения над землянками, в которых жили рабочие, - весь этот ералаш, выкрашенный потемками в один цвет, придавал земле какую-то странную, дикую физиономию, напоминавшую о временах хаоса. Во всем, что лежало передо мной, было до того мало порядка, что среди безобразно изрытой, ни на что не похожей земли как-то странно было видеть силуэты людей и стройные телеграфные столбы, те и другие портили ансамбль картины и казались не от мира сего. // Было тихо, и только слышалось, как над нашими головами, где-то очень высоко, телеграф гудел свою скучную песню (Ч.).

У бабы-вдовы умер ее единственный, двадцатилетний сын, первый на селе работник.

Барыня, помещица того самого села, узнав о горе бабы, пошла навестить ее в самый день похорон.

Она застала ее дома.

Стоя посреди избы, перед столом, она, не спеша, ровным движеньем правой руки (левая висела плетью) черпала пустые щи со дна закоптелого горшка и глотала ложку за ложкой.

Лицо бабы осунулось и потемнело; глаза покраснели и опухли … но она держалась истово и прямо, как в церкви.

«Господи! - подумала барыня.- Она может есть в такую минуту … Какие, однако, у них у всех грубые чувства!»

И вспомнила тут барыня, как, потеряв несколько лет тому назад девятимесячную дочь, она с горя отказалась нанять прекрасную дачу под Петербургом - и прожила целое лето в городе! - А баба продолжала хлебать щи.

Барыня не вытерпела, наконец.

Татьяна! - промолвила она.- Помилуй! Я удивляюсь! Неужели ты своего сына не любила? Как у тебя не пропал аппетит? Как можешь ты есть эти щи!

Вася мой помер,- тихо проговорила баба, и наболевшие слезы снова побежали по ее впалым щекам.- Значит, и мой пришел конец: с живой с меня сняли голову. А щам не пропадать же: ведь они посоленные.

Барыня только плечами пожала - и пошла вон. Ей-то соль доставалась дешево.

(И. С. Тургенев)

II

Ночь была августовская, звездная, но темная. Оттого, что раньше я никогда в жизни не находился при такой исключительной обстановке, в какую попал случайно теперь, эта звездная ночь казалась мне глухой, неприветливой и темнее, чем она была на самом деле. Я был на линии железной дороги, которая еще только строилась. Высокая, наполовину готовая насыпь, кучи песку, глины и щебня, бараки, ямы, разбросанные кое-где тачки, плоские возвышения над землянками, в которых жили рабочие,- весь этот ералаш, выкрашенный потемками в один цвет, придавал земле какую-то странную, дикую физиономию, напоминавшую о временах хаоса. Во всем, что лежало передо мной, было до того мало порядка, что среди безобразно изрытой, ни на что не похожей земли как-то странно было видеть силуэты людей и стройные телеграфные столбы; те и другие портили ансамбль картины и казались мне не от мира сего. Было тихо, и только слышалось, как над нашими головами, где-то очень высоко, телеграф гудел свою скучную песню.

Мы взобрались на насыпь и с ее высоты взглянули на землю. В саженях пятидесяти от нас, там, где ухабы, ямы и кучи сливались всплошную с ночной мглой, мигал тусклый огонек. За ним светился другой огонь, за этим третий, потом, отступя шагов сто, светились рядом два красных глаза - вероятно, окна какого-нибудь барака - длинный ряд таких огней, становясь все гуще и тусклее, тянулся по линии до самого горизонта, потом полукругом поворачивал влево и исчезал в далекой мгле. Огни были неподвижны. В них, в ночной тишине и в унылой песне телеграфа чувствовалось что-то общее. Казалось, какая-то важная тайна была зарыта под насыпью, и о ней знали только огни, Ночь и проволоки …

III

Просторная новая терраса дачи была очень ярко освещена лампой и четырьмя канделябрами, расставленными на длинном чайном столе. Июльский вечер быстро темнел. Старый липовый сад, густо обступивший со всех сторон дачу, потонул в теплом мраке. Только листья сирени, а упор освещаемые лампой, резко и странно выступали из темноты, неподвижные, гладкие и блестящие, точно вырезанные из зеленой жести. Ни шороха, ни звука не доносилось из заснувшего сада. Несмотря на раздвинутые полотняные занавеси, свечи горели ровным, немигающим пламенем. Было душно, и чувствовалось, что в нагретом, наэлектризованном воздухе медленно надвигается ночная гроза. Пахло медом, цветущей липой и бузиной.

Варвара Михайловна Рязанцева приготовляла на террасе с помощью горничной чай для собравшихся гостей. Перебравшись на дачу, она и ее муж не прекратили по вторникам своих интимных вечеров, которые сделались только малолюднее и теснее, потому что собирались на них исключительно дачные знакомые. Городским было неудобно ездить за пятнадцать верст на какие-нибудь три-четыре часа.

Варвара Михайловна веселыми, возбужденными глазами оглядывала стол, покрытый новой, нигде не смятой скатертью, на снежной белизне которого так приятно веселили глаз серебряные сухарницы, молочники и ложки, блестящие хрустальные вазы с вареньем, конфетами и фруктами. В продолжение всех четырех лет замужества она интересовалась своим небольшим хозяйством с живой и искренней любовью, свойственной молодым женщинам, привыкшим окружать мужа нежной заботливостью.

(А. И. Куприн)

IV

Стаи волн с шумом катились на берег и разбивались о песок, он слабо шипел, впитывая воду. Взмахивая белыми гривами, передовые волны с шумом ударялись грудью о берег и отступали, отраженные им, а их уже встречали другие, шедшие поддержать их. Обнявшись крепко, в пене и брызгах, они снова катились на берег и били его в стремлении расширить пределы своей жизни. От горизонта до берега, на всем протяжении моря, рождались эти гибкие и сильные волны и все шли, шли плотной массой, тесно связанные друг с другом единством цели … Солнце все ярче освещало их хребты, у далеких волн, на горизонте, они казались кроваво-красными. Ни одной капли не пропадало бесследно в этом титаническом движении водной массы, которая, казалось, воодушевлена какой-то сознательной целью и вот - достигает ее этими широкими, ритмичными ударами. Увлекательна была красивая храбрость передовых, задорно прыгавших на молчаливый берег, и хорошо было смотреть, как вслед за ними спокойно и дружно идет все море, могучее море, уже окрашенное солнцем во все цвета радуги и полное сознания своей красоты и силы …

Из-за мыса, рассекая волны, выплыл громадный пароход и, важно качаясь на взволнованном лоне моря, понесся по хребтам волн, бешено бросавшихся на его борта. Красивый и сильный, блестящий на солнце своим металлом, в другое время он, пожалуй, мог бы навести на мысль о гордом творчестве людей, порабощающих стихии…

(М. Горький)

V

Легка ты, Русь, своими хижинами, сгорела - и будто слезла старая шкура змеи. Но и тяжела же ты своими каменными, похожими на сундуки, домами купцов: один в один и везде одинаково. А хуже того, как задумает купец выстроить что-нибудь свое, небывалое. Так выстроил себе пароходчик Иван Астахов, командир сибирской шпаны, двухэтажный дом с вышкой, огромный, неуклюжий и мрачный, ни на что не похожий: ни дом, ни корабль. Для чего одинокий холостой устроил себе такое большое жилье с танцевальной залой, люстрами и канделябрами на стенах? Видно, в свое время у него тоже был свой расчет на хозяйку, на большое женское приличное общество, но могучий человек на сибирских реках не справился с таким, казалось бы, маленьким делом - разыскать себе подходящую женщину, и от всей этой мечты остался только нелепый дом, похожий на речной пароход.

Внизу двенадцать комнат и вверху столько же, на вышке подзорная труба - смотреть в степь, на пароходы и на пожары; Иван Астахов - создатель и до сих пор начальник вольно-пожарной дружины. Тут же на вышке знаменитая лейденская банка, от которой в городе началось просвещение.

Много лет тому назад вместе с солнечными часами и кучей разных разностей Астахов привез ее, как диво, из России, и долго весь город ходил смотреть на удивительную лейденскую банку и пробовать своим пальцем силу электрической искры. Случались такие разряды, что у любопытного палец надолго оставался крючком, но хоть умри, а, если уж зашел посмотреть лейденскую банку, Астахов непременно заставит на себе испытать силу разряда.

(М. М. Пришвин)

VI

Желтые облака над Феодосией. Они кажутся древними, средневековыми. Жара. Прибой гремит жестянками. Мальчишки сидят на старой акации и набивают рот сухими сладкими цветами. Далеко над морем подымается прозрачная струя дыма - идет из Одессы теплоход. Мрачный рыбак, подпоясанный обрывком сети, свистит и сплевывает в воду - ему скучно. Рядом с рыбаком на берегу сидит мальчик и читает книгу. «Дай, пацан, поглядеть, что такое за книга»,- хрипло просит рыбак. Мальчик робко протягивает книгу. Рыбак начинает читать. Он читает пять минут, десять, он сопит от увлечения и говорит; «Вот это завинчено, убей меня бог!» Мальчик ждет. Рыбак читает уже

полчаса. Облака переменились на небе местами, мальчишки уже объели одну акацию и полезли на другую. Рыбак читает. Мальчик смотрит на него с тревогой. Проходит час. «Дядя,- шепотом говорит мальчик,- мне надо домой».- «До мамы?» - не глядя на него, спрашивает рыбак. «До мамы»,- отвечает мальчик. «Успеешь до мамы»,- сердито говорит рыбак. Мальчик замолкает. Рыбак с шумом перелистывает страницы, глотает слюну. Проходит полтора часа. Мальчик начинает тихо плакать. Теплоход уже подходит к порту и гудит небрежно и величаво. Рыбак читает. Мальчик плачет, уже не скрываясь, слезы текут по его дрожащим щекам. Рыбак ничего не видит. Старый пристанский сторож кричит ему: «Петя, чего ты мучаешь ребенка! Отдай книгу, имей каплю совести». Рыбак удивленно смотрит на мальчика, бросает ему книгу, плюет, говорит с сердцем: «На, собственник, базарная душа, подавись той книгой!» Мальчик хватает книгу и бежит, не оглядываясь, по раскаленному портовому спуску. «Что это была за книга?» - спрашиваю я рыбака. «Та Диккенс,- говорит он с досадой.- Такой прилипчивый писатель - как смола!»

(К. Г. Паустовский)

VII

Степь, всхолмленная, горячая, с тусклым воздухом, похожим на волнистое зеленоватое стекло, курилась пылью от горизонта до горизонта - по всем ее дорогам, насколько хватал глаз, нервозно и поспешно катился поток отступления. В белесом небе, наполняя его гулом, время от времени пунктирно чернели немецкие самолеты, а на земле ухали взрывы, после которых то, как густокронное дерево, вспучивался вихрь праха, то начинало гореть. Сухая муть, зыблясь, заволакивала и заливала кипение людей, коней, машин. Печально мычали истомленные жаждой, с запавшими боками коровы, которых угоняли в тыл, серыми струйками по обочинам текли отары овец. По станицам и хуторам вдоль улиц стояли сивые казаки с испуганными глазами, полошились казачки, за юбки которых цеплялись ребятишки, потерянно спрашивали: «А мы как же?» Но поток отступления, пыля и громыхая, катился мимо, и никто, закрученный им, не мог сказать ничего вразумительного, потому что никто и не знал - что завтра, послезавтра? Беда, нежданно павшая на огромный край, на десятки, на сотни тысяч людей, обладала страшной лицезримостью, но еще не было ни внятного ее объяснения, ни предвидения последствий. И каждый встречал ее своими тревогами и сообразовывал свои действия с собственным разумением.

Дыша бурой пылью, покрываясь и пропитываясь ею, день за днем продвигался вместе с этим жарким и взбаламученным потоком, тарахтел своим колесным трактором и Павел Петрович Самородов. Коренастый, обросший щетиной, с колтуном в волосах на непокрытой голове, он упорно осуществлял свою собственную цель - уйти от наступающих немцев и увести трактор.

(Н. М. Грибачев)

VIII

«Российское могущество прирастать будет Сибирью». Только гений мог сказать слова, мудрость которых рассчитана на века. Попробуем проникнуть в смысл этих слов, представить себе совокупность тех доводов, которые позволили великому ученому произнести эти вдохновенные и вещие слова.

Сын Отечества, сын России. Таким был Михайло Ломоносов от первого своего вздоха до последнего. Улавливаю в сих словах о Сибири прежде всего патриотическую гордость Ломоносова за свой народ. В ту историческую пору в мире не было другого народа, который смог бы такое исполинское деяние, как покорение Сибири, вынести на своих плечах. Чтоб пройти через неизведанные тысячеверстные просторы, чтобы не остановиться перед неисчислимыми трудностями движения, мало было обладать только мужеством, отвагой и буйством от переизбытка удали. Главное, чем нужно было обладать,- сознанием исторической роли, проникнутым воплощенной волей веков и решимостью приумножить славу Отечества.

Становлюсь на колени перед тобой, россиянин, кем бы ты ни был: младым главой ватаги, из княжеского рода, посланным отцом из уютных палат ради наживы и подвига, простым ли мужиком с Дона, страждущим свободы и лучшей доли, или хитроумным дьячком, писавшим царю с пути челобитные от вождей племен и атаманов, сквозь которые просматривается недюжинный ум летописцев русской силы…

«Российское могущество прирастать будет Сибирью» …Велика и неохватна для науки твоя формула, Михайло Ломоносов!

(Г. М. Марков)

IX

Яблони и груши уж год начали зацветать, но Михаил не допускал до завязи плодов, обрывал цвет, оставляя на дереве по два-три цветка, чтобы лишь проверить сорта яблок и груш. Раннее плодоношение пагубно для молодого сада: у дерева очень скоро прекращается рост, наступает преждевременная старость, и оно не даст и половины того, что может дать, войдя в зрелый возраст. Пока же в полную силу цвели лишь скоро созревающие и непривередливые испанские вишни, смородина - красная и черная, терн, малина, крыжовник. Яблоням оставалось ждать еще года два-три. Но уже и теперь каждая из них успела показать хозяину свой характер, свой нрав. Буйно рвущаяся вверх, краснолистая и красностволая кубышка была нежна, капризна и любила полив; яблоко у кубышки ярко-красное, румяное, сочное; едва почуяв обильную влагу, кубышка весело встряхивала густыми ветвями и вся как бы улыбалась свету вольному: она была настоящей баловницей у садовника; Михаил холил ее, пожалуй, больше всех. Рядом с кубышкой, отделенная от нее только узкой тропкой, росла тихая и грустная медовка - яблонька со сладкими и упоительно душистыми, неожиданно крупными для нежной их и слабой матери плодами. Медовка часто хворала и, как всякое больное дитя, была окружена особой заботой и любовью. Очень много зла приносили ей зайцы - для Михаила этот трусливый зверек был страшнее волка. Из всех деревьев зайцы почему-то избрали медовку и тяжко ранили ее кожицу. Михаил закутывал медовку на зиму мешковиной, обматывал соломой, и все-таки заяц умудрялся, точно бритвой, то отсечь наискосок ветку, то поскоблить кожу. Однако выжила и медовка.

(М. Н. Алексеев)

X

Все это было мертво, мертвыми казались и обрыв, и обгорелые кусты, и пушка, и стена неба, затянутого полосами белесых облаков, словно взгляд Лажечникова проникал в какой-то иной мир, на какую-то другую планету, похожую и непохожую на нашу,- похожую тем, что на ней была почти такая же земля и почти такое же небо, и непохожую потому, что на ней не было живых существ и вся она будто окаменела в вечном молчании.

Лажечников знал, что это ощущение обманчиво, что он не должен верить своим глазам, что за линией правобережного обрыва, в глубине плацдарма, есть жизнь, но, так как эта жизнь была враждебна ему, он отказывался ее признавать.

Капитан Жук погиб, погиб его батальон, на плацдарме лежали только их мертвые тела, но они были более живыми, чем оставшиеся в живых фашисты, убившие их своим огнем.

Из сообщений воздушной разведки, полученных полковником Повхом, Лажечников знал, что в глубине плацдарма еще не убитые фашисты готовятся форсировать реку, что там у них стоят наготове фермы моста для тяжелых танков, что тягачи должны доставить эти фермы к берегу, что тысячи еще не убитых гитлеровских солдат ждут со своими танками, пушками, минометами и другим оружием, когда мост будет наведен, чтобы броситься теперь уже на батальон Музыченко,- он все это знал, но и гитлеровцы, и их танки, и мостовые фермы, и орудия в его глазах были уже заранее мертвы, а живыми он продолжал видеть капитана Жука, командиров его рот, всех лейтенантов, сержантов и рядовых, которых он знал по именам и которых не знал,- всех, кто погиб, отстаивая своею живой кровью правобережный плацдарм от той мертвой силы, которая навалилась на него своим мертвым железом.

(Л. С. Первомайский)

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Была грустная августовская ночь - грустная, (ПО)ТОМУ что уже пахло осенью и лето спешило (НА)ВСТРЕЧУ первым сентябрьским холодам.

(ВО)КРУГ беседки посадили сирень, и (В)ТЕЧЕНИЕ целого месяца мы ощущали её нежнейший аромат.

Следует иметь (В)ВИДУ, что многие физические явления связаны с нагреванием, охлаждением и зависят ТАК(ЖЕ) от перехода из одного агрегатного состояния в другое.

(ЗА)ТЕМ поворотом стоит наша часть, (ПО)ЭТОМУ комендантские патрули попадались нам всё чаще.

Снег на севере сходит только (В)НАЧАЛЕ июня, а в конце сентября ложится (В)НОВЬ.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведем верное написание.

Была грустная августовская ночь - грустная, ПОТОМУ что уже пахло осенью и лето спешило НАВСТРЕЧУ первым сентябрьским холодам.

ВОКРУГ беседки посадили сирень, и В ТЕЧЕНИЕ целого месяца мы ощущали её нежнейший аромат.

Следует иметь В ВИДУ, что многие физические явления связаны с нагреванием, охлаждением и зависят ТАКЖЕ от перехода из одного агрегатного состояния в другое.

ЗА ТЕМ поворотом стоит наша часть, ПОЭТОМУ комендантские патрули попадались нам всё чаще.

Снег на севере сходит только В НАЧАЛЕ июня , а в конце сентября ложится ВНОВЬ.

Ответ: ПОТОМУ НАВСТРЕЧУ ИЛИ НАВСТРЕЧУ ПОТОМУ.

Ответ: потомунавстречу|навстречупотому

Правило: Задание 14. Слитное, раздельное и дефисное написание слов

Слитное, раздельное и дефисное написание различных частей речи.

По «Спецификации» в этом задании проверяется знание самого объёмного, самый разнообразного и потому наиболее сложного материала. В данном разделе «Справки» будут систематизированы правила школьных учебников, а также дополнены той информацией, которая является необходимой для успешного выполнения задания ЕГЭ и овладения практической грамотностью. Набор правил, которые будут разобраны, не является случайным: созданию списка предшествовала работа по изучению заданий прошлых лет, банка ФИПИ, а также печатных изданий, авторами которых являются создатели КИМов (Цыбулько И.П., Егораева, Васильевых И.П. и другие).

В таблице 1 собраны слова, отличительной особенностью многих является наличие омонимов, то есть слов, звучащих одинаково, но имеющих разное написание. Для обозначения частей речи и пояснений использованы сокращения :

сущ. – имя существительное

числ. – имя числительное

нар. – наречие

мест. – местоимение

деепр. – деепричастие

п/п - производный предлог

н/п – непроизводный предлог

в/с – вводное слово

фе – фразеологическая единица

Буква СЛИТНО/РАЗДЕЛЬНО/ДЕФИС ПОЯСНЕНИЕ
Б бы, б слитно только в союзе чтобы, чтоб . Я раньше лёг, чтобы не опоздать на поезд. (союз, =для того чтобы, бы нельзя переместить или убрать ) Чтобы не остаться без аттестата, придётся изучать, как пишется частица "бы". Чтоб не забыть, запишу это в ежедневник.
раздельно во всех остальных случаях: Что бы мне почитать? (мест.+част., бы можно переместить или убрать.) Сказала бы раньше; как бы не опоздать; что бы я без тебя делал? Я вернусь, что бы ни случилось.
В всё-таки по правилу написания частицы -таки. Всегда через дефис.
в конце

в отличие (отличие)

в потёмках

в стороне

в общем (нельзя вообщем)

в открытую

всё время

всё равно

во что бы то ни стало

всегда раздельно

внизу

вдвое (втрое…)

восвояси

вдогонку

всегда слитно

ввиду пропустил ввиду болезни (п/п, =из-за)

иметь в виду (ФЕ)

украшение в виде бабочки

вверх, вверху посмотреть (куда? нар. ) вверх ; находится (где? наречие ) вверху

целиться (во что? ) в верх (чего? ) дерева, мишени ()

вглубь уйти вглубь (куда? нар .)

уйти в глубь (чего? ) леса (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

вконец обессилеть вконец (как? нар., =окончательно )

переставить фразу в конец (чего? ) предложения (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

вместо, вместе

в место, в месте

выступил вместо меня (п/п, =за ), вместе (наречие) со мной. Нельзя: заместо меня

попасть ( во что? ) в место падения, нашли (где? ) в месте расположения (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

вдаль, вдали

в даль, в дали

смотреть (куда?, наречие ) вдаль; виднеется вдали (где? наречие .)

в даль (чего?,н/п+ сущ. в Род. падеже ) моря; виднеется в дали (чего? ) моря (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

вначале трудно вначале (когда? нар. )

в начале (чего? ) книги (сущ.+н/п, есть поясняемое слово

вОвремя сделать вовремя (когда? нар .)

болит во время (чего? ) сна (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

вниз, внизу упасть (куда? нар .) вниз ; находится (где? наречие ) внизу

целиться (во что? ) в низ (чего? ) дерева, мишени (сущ.+н/п, есть поясняемое слово ), в (самом) низу горы

вплоть учить вплоть до утра (п/п, =до )

облечь (во что? ) в плоть и кровь (сущ.+н/п )

вплотнУю

в плОтную

подойти вплотную (как? нар., =очень близко )

завернуть в плотную бумагу (какую? прил.+н/п )

вправо повернуть вправо (куда, наречие)

во что? в право владения наследством (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

вправе вправе узнать (к/с, =имеет право )

доля в (в чём? ) праве собственности на квартиру (сущ.+н/п, есть поясняемое слово ), в уголовном (каком? )праве

в продолжение

в продолжениЕ, в продолжениИ

предлог, определяющий отрезок времени. Сочетается со словами сутки, день, час, неделя и т.п.: в продолжение дня, в продолжение урока, в продолжение года (похоже "на протяжении")

Имя существительное продолжение в разных падеже с предлогом в: в продолжение (во что? ) романа будут введены новые герои. В продолжении романа (в чём? ) мы узнаем об их судьбах.

впервЫе увидеть впервые (когда? нар .)

скучать в первые дни (какие? числ.+н/п )

вследствие

в следствиИ, в следствиЕ

рейс задержан вследствие (п/п, =из-за ) непогоды

Существительное следствие в разных падежах: вмешаться (во что? ) в следствие (сущ.+н/п ) ; ошибки в (предварительном) следствии (сущ.+н/п )

вслед смотреть (куда, чему? ) вслед (нар.) уходящему поезду идти вслед за ним, за другом (п/п, =за)

идти след в след (сущ.+н/п )

в течение

в течениЕ, в течениИ

предлог, определяющий отрезок времени. Сочетается со словами сутки, день, час, неделя и т.п.: в течение дня, в течение урока, в течение года (похоже "на протяжении" )

Имя существительное течение в винительном или в предложном падеже с предлогом в: в течение (во что? ) реки; (о чём ) о течении реки.

Е если бы

всегда одинаково

Ж Же Всегда раздельно по правилу частиц. Частица вносит усилительное значение.

Надо же , скажи же , как же можно, как же , это же неправда, одно и то же , то же самое, в то же время, точно так же .

Не путать с союзами ТОЖЕ и ТАКЖЕ (см. в таблице)

З за границей работать и жить

за неимением времени или средств

за счёт (угощение за счёт заведения)

всегда одинаково

засветло

всегда одинаково

затем Наречия и союзы:

затем (когда? нар., =потом ) мы уедем;

Зачем спросил? (нар., =с какой целью? );

маленький, зато (союз, =но ) шустрый.

Местоимения с предлогами:

Я пришёл за тем (каким именно? ) котёнком, который мне понравился; я занял очередь за тем (каким именно? ) человеком, что отошёл к окну.

Аналогично: За чем (именно) очередь? (мест.+н/п, =за каким товаром? ) За чем (именно) ты вернулся? За ключами.

Аналогично: я благодарю тебя за то (за что именно? ), что ты помог мне; я обижена не за то (за что именно? ), что ты не пришёл, а за то (за что именно? ), что обманул меня.

зачастУю

за чАстую

зачастую нет результата (нар., =часто ) за частую смену настроения (за какую? прил.+н/п )
И издалека слитно всегда
итак Итак , начнём урок! (вводное слово )

крутил и так и сяк (как? нар.+союз) ; и так (как так? ) много раз, и так всё время

К -КА Всегда через дефис по правилу частиц.

Принеси -ка , скажи -ка , смотрите -ка

К кряду Несколько раз кряду (как, наречие=подряд ) чихнул

К ряду (к чему, имя сущ+н\п.) чисел, к ряду знакомых

как будто

как только

как бы то ни было

всегда одинаково

Л Ли (частица)

Всегда одинаково и раздельно.

Н

напротив

насквозь

невдалеке

Всегда одинаково

на протяжении

всегда одинаково

навстречу

на встречу

идти навстречу (куда? нар .); идти навстречу (кому?) другу (п/п )

идти на (долгожданную) встречу с другом (сущ.+н/п )

наконец наконец он уснул (нар., =после всего )

перенести на конец месяца (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

наперёд

на пЕред (редко!)

знаю всё наперёд (как? нар., =заранее )

упасть на перед машины ()

наподобие

на подобие

фигура наподобие шара (п/п, =вроде )

задача (на что? ) на подобие треугольников (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

например

на пример

Был, например , (вводное слово ) такой случай.

обратить внимание на (этот) пример (сущ.+н/п )

наполовину

на половину

разрушен наполовину (нар., =частично )

претендовать (на что? ) на половину дома (сущ.+н/п, есть поясняемое слово)

насчёт узнать насчёт (п/п, =о) билетов

положить деньги на (банковский) счёт (сущ.+н/п ), не принимай это на свой счёт (ФЕ)

назад

на зад (редко!)

обернуться назад (куда? нар .)

посмотреть на (разбитый) зад автомобиля (сущ.+н/п )

наверх, наверху

на верх, на верху*

подняться наверх (куда? нар .), наверху (где? нар .) было холодно

подняться на верх (чего? ) горы (сущ.+н/п, есть поясняемое слово ), на (чём?) на верху здания, на верху блаженства (переносное значение)

насилу насилу удержал (как? нар., =с большим трудом )

надеяться на (свою) силу (на что? сущ.+н/п )

насколько

на сколько

Насколько это верно? (нар., = в какой мере? )

На сколько повысят пенсию? (мест.+н/п )

настолько

на столько

настолько устал, что уснул (в какой мере? нар .)

Какое число на столько же меньше? (=на такое же количество, мест.+н/п )

наверное

на верное

Наверное, будет дождь. (вводное слово =вероятно)

На верное дело идём! (прил.+н/п, на дело какое? верное)

нАсмерть

на смерть

биться насмерть (как? нар., =до смерти )

Их посылали на (верную) смерть. (сущ.+н/п)

нАголову

на голову

враги разбиты наголову (как? нар., =окончательно )

повязка на голову (на что? сущ.+н/п )

наперебой

на перебои

заговорили наперебой (как? нар., =перебивая друг друга )

жаловаться на (постоянные) перебои водоснабжения (на что? сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

начистоту

на чистоту

поговорить начистоту (как? нар., =откровенно )

обратить внимание на чистоту в помещении (на что? сущ.+н/п, есть поясняемое слово)

налицо факты налицо (нар., =имеются в наличии )

наложить крем на (своё) лицо (на что? сущ.+н/п )

надолго уехать надолго (нар., на какой срок? )

смотреть на долго танцующую девочку (танцующую как? долго, нар.+н/п )

навсегда

на всегда

уйти навсегда (нар., на какой срок? )

смотреть на всегда опрятную девочку (опрятную когда? всегда, нар.+н/п )

несмотря на

не смотря

бежал, несмотря на усталость (п/п, =вопреки )

бежал, не смотря под ноги (деепр., =не глядя )

невзирая на

не взирая

Невзирая на усталость, мы отправились осматривать город (п/п, =вопреки )

Я старался сидеть, не взирая на окружающих и пряча глаза (деепр., =не глядя )

О оттуда

всегда одинаково

от этого

раздельно всегда

оттого Повестки я не получил, оттого и не явился. (нар., =по этой причине )

От того , кто не мил, и подарок постыл. (от кого? мест.+н/п, =от человека )

Оттолкнулся от того берега (от какого? мест.+н/п, =от прил .)

отчего Отчего ты не спал? (нар., =по какой причине? ) Потому что работал.

От чего ты отказался? (мест.+н/п ) От работы, от задания.

отчасти Отчасти ты прав. (насколько? нар., =частично )

Он отказался от (большей) части дохода. (от чего? сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

П позади

попросту

поскольку

понемногу

поодиночке

слитно всегда

потому что

по сравнению (с)

по течению

всегда раздельно

причём Вещь красивая, причём недорогая. (союз, =к тому же, вдобавок )

При чём ты останешься? (мест.+н/п, =с чем? ) При чём (мест.+н/п ) здесь родители, если сам виноват?

притом Вещь красивая, притом недорогая. (союз, =к тому же, вдобавок )

При том пособии имеется приложение. (при каком? мест.+н/п, =прил .)

потому Он остался потому, что хочет узнать правду. (почему? нар., =по той причине )

идти по тому берегу (по какому? мест.+н/п, =прил .) догадался по тому , что увидел (мест.+н/п, =по увиденному )

почему Почему ты молчишь? (нар., =по какой причине? ) Потому что не хочу разговаривать.

По чему ты занимаешься? (мест.+н/п, =по какому пособию? ) По учебнику Розенталя. По чему ты скучаешь больше всего? По лету, по солнцу.

поэтому много работал, поэтому устал (нар., почему? по какой причине? )

заниматься по этому учебнику (мест.+н/п, по какому? =прил .)

поистине

по истине

Это поистине редкая вещь. (нар., =на самом деле )

Люди скучают по (настоящей) истине . (сущ.+н/п )

поначалу

по началу

скучать поначалу (нар., =первое время )

догадаться по (самому) началу романа (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

С со временем

раздельно всегда

сразу, сразу же

всегда одинаково

сначала сначала подумай (когда? нар .)

Не начать ли сказку с (самого) начала ? (с чего? сущ.+н/п )

совсем совсем не выспался (как? нар., =совершенно )

уехал со всем имуществом (с каким? мест.+н/п )

сплеча замахнулся сплеча (как? нар., =сразу )

снять с (своего) плеча попугая (с чего? сущ.+н/п )

Т Таки Может писаться либо через дефис, либо раздельно.

Сломал -таки , опять -таки , прямо -таки после глаголов, наречий, частиц через дефис

Меня таки приняли на работу, я таки опоздал - во все других случаях раздельно

тОтчас явился тотчас (как? нар., =сразу же )

настал тот час (мест.+сущ., час какой? тот) , когда я вновь увидел Вас

Омонимы: есть союзы тоже, также

Я тоже , как и ты, учу иностранные языки. (союз, =и, ЖЕ опустить нельзя ).

У меня есть кот, и у тебя тоже. .

Я увлекаюсь музыкой, а также очень люблю читать. (союз, =и, ЖЕ опустить нельзя ).

Кот любит спать, а также прятаться в новых пакетах.

Омонимы: местоимение с частицей же . Она усиливает значение, см. ЖЕ

Встречаемся в то же время. (мест.+част.,время какое именно?) - в то; же

Брат посоветовал то же , что и вы. (мест.+част.,посоветовал что именно? ) - то; же опустить можно, заменить союзом и нельзя!

Вы так же молоды, как десять лет назад. (нар., молоды как?) - так; же опустить можно, заменить союзом и нельзя).

тут же

раздельно всегда

Х хотя бы, хотя б

раздельно всегда

В основу таблицы 1 положены материалы учителя русского языка Крюковой М.А. (сайт «По уши в ОГЭ и ЕГЭ!»)

Через дефис пишутся наречия, образованные:

1) от полных прилагательных или местоимений с помощью приставки по- и оканчивающиеся на -ому, -ему, -цки,-ски, -ьи

поступать по-дружески петь по-казахски жить по-новому сделать по-своему по-заячьи труслив

2) от порядковых числительных на -ых, -их с помощью приставки в- (во-)

во-вторых в-третьих в-пятых

3) посредством повтора того же слова или корня, осложнённого приставками, суффиксами

еле-еле, точь-в-точь день-деньской мало-мальски волей-неволей

4) посредством соединения синонимов

нежданно-негаданно, подобру- поздорову у

5) с помощью приставки кое- и суффиксов -то, -либо, -нибудь

кое-где, когда-то, где-либо, куда-нибудь

Полу- всегда пишется слитно: полумесяц, полугодие.

Прочитайте данный текст Выпишите имена существительные распределяя их по группам Ночь была августовская звездная Оттого

Ваш ответ будет первым =)

Ответить

Ответить


Другие вопросы из категории

Русский язык

Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Где (то) в глубине (Т,т)айги в глухих чащ…бах под укрытием из см…листых к…ряжин или каме(н,нн)ых плит расщ…пле(н,нн)ых дождями и ветрами и м…розами пр…таились (до)поры в своих душных берлогах матерые медведи. И так(же) (до)поры (до) времени пр…таился где(то) здесь в снегах со своей (не)уловимой многочисле(н,нн)ой бандой зн…менитый Костя Воронц…в (н…)устр…шимый кулацкий сын (И,и)мп…ратор всея (Т,т)айги как он сам называет себя то(ли) (в)шутку то(ли) (в)сер…ёз. Тол…ко пар от медвеж…его дыхания ос…дающий подле б…рлоги и мгнове(н,нн)о застывающий в м…розные дни (в)виде блесток пушистого белого ин…я показывает где величестве(н,нн)о по…ч…вают медведи. И все население (Т,т)айги и к…суля и заяц и лиса п…чтительно и робко обход…т жилища хозя…в леса. И так(же) робко обход…т и об…езжают банди…кие логова жители заимок и д…ревен… . (В)проч…м (не)все далеко (не)все р…беют здесь перед Костей Воронц…вым. (Не)которые даже с надеждой вз…рают на его банду. Может Костя ещ… утв…рдит(ь)ся (по)настоящ…му. Может ему как(нибудь) помогут из(за) границы. Может он в самом деле станет И,и)мп…ратором всея (Т,т)айги. Ведь (не)первый день его к…лошмат…т разные ударные гру(п,пп)ы и ОГПУ и (У,у)головного (Р,р)оз…ска. Летом прошлого года особый отряд сил…но потр…пал его банду и здесь в (В,в)оево…ском углу и в (К,к)олуминском уезде куда уходила она от пр…следования. Казалось что от банды его остались тол…ко жал…кие охвост(ь)я которые легко доколот…т (У,у)головный (Р,р)оз…ск. (По)этому особый отряд продвинулся дал…ше на (В,в)осток что(бы) там громить еще бол(ь)шие банды.

РУССКИЙ. ПОМОГИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ОЧЕНЬ НУЖНО!!

Орфоэпические нормы. Отметьте нарушения норм произношения. 1. р [е] зетка 2. д [ру] шлаг 3. про [ти] вень 4. ко [м] форка 5. т [а] б [у] рет 6. почтам [т] 7. ж [г] ёт 8. пе [к] ёт 9. буд [ую] щий 10. свед [у] щий 11. грейпфру [т] 12. морож [ен] ое 13. пирож [ен] ое 14. лабо [л] атория 15. п [у] л [о] вер 16. м [а] кулатура 17. акк [у] мулятор 18. компос [т] ировать 19. [над] смехаться 20. [по] скользнуться 21. рас [по] страненный 22. задолженность 23. не [вр] опатолог 24. свето [пред] ставление 25. ск [ру] пулёзный анализ 26. страховой пол [и] с 27. би [д] он молока 28. [с] кипятить молоко 29. пастери [ли] зованное молоко

Читайте также

1. если к 1-му склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями на -а или -я, то в какой цепочке стоят эти слова? А. В

литературе, в статье, перед историей, у мужчины. Б. Без рукописи, около площади, у молодежи, от матери.

2.Если ко 2-мк склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода, то в какой цепочке стоят эти слова?

А. Каталог, исследование, день

Б. Мебель, тень, роль

3. Укажите имена существительных 3-го склонения.

А. Любовь, печаль, верность

Б. ГОсть, вождь, конь

4. Укажите имена существительные, имеющие форму только единственного числа.

А. РОза, астра, тюльпан

Б. Щавель, хлопок, свекла.

5. Какую форму имеют собирательные имена существительные?

А. Форрму только единственного чила.

Б. Форму только множественного числа

6. Существительное Дрожки имеет форму только множественного числа, так как..... . Выберите объяснение.

А. Является отвлеченным.

Б. Является вещественным

7. Укажите разносклоняемые существительные.

А. с желанием

Б. со временем

В. с именем

А. над пламенем

Б. над знаменем

В. над зданием

три склонения имен существительных Запишите слова в три столбика: сосна, домик, вещь, деревня, сирень, детство, дедушка, конь, молодежь.

укажите склонение имен существительных

Дождь, поле, скрипач, слово, вечер, лифт, мелочь, соринка, червяк, солнце, лень, мороз, даль, тяжесть, наряд, учение, дождик, избушка, рыба, охотник, бегун, подарок, стужа, морковка, пятно, сад, корыто, косынка, туман, работник.

Образуйте притяжательные прилагательные от существительных лебедь,корова, человек, извозчик, соболь.Составьте словосочетания с
2024 teploblok29.ru. Строительный портал - Teploblok29.