Речевая карта логопеда в саду. Необходимость речевой карты для обследования ребенка дошкольного возраста
Как Вы знаете, в речевых картах обычно содержатся все задания и место для записи результатов обследования - на нескольких страницах. У нас на работе поток обследуемых в несколько раз больше, чем в образовательных учреждениях, а финансирование на канцтовары неважное. Поэтому от начальства поступила директива: сократить потребление бумаги. Начались поиски. Однако попавшиеся в поле зрения логопедические листы не отвечали в полной мере функциональности и содержательности речевых карт. Передо мной стояла задача: вместить все необходимые сведения по обследованию речи на один лист. Мне это удалось! При использовании этого бланка речевой карты необходимо чёткое знание всех заданий в том или ином блоке, а лучше - наличие хорошо подобранных наглядных материалов ко всем заданиям по возрастам и Ваша безупречная ориентировка в них. На основе речевой карты Нищевой Н.В. с добавлениями заданий из карт других авторов я сделала материалы и схемы обследования речи детей отдельно по возрастам. Это в рамках моей работы намного удобнее представленных в литературе материалов, где, чтобы найти картинки для следующего задания, нужно постоянно пролистывать в альбоме картинки к другим возрастам. Результаты обследования речи детей от 4 до 15 лет вносятся в соответствующие графы. Если по возрасту навык ещё не должен быть сформирован - графа не заполняется. По результатам обследования заполняется бланк описательного логопедического заключения, в котором указана та же последовательность компонентов речевого обследования, что и в речевой карте.
В рамках образовательного учреждения в дополнение к бланку карты понадобится лист анамнеза.
Уверяю Вас, в таком виде документацию удобнее хранить, удобнее ею пользоваться!
Речевая карта
Фамилия, имя ребенка ______________________возраст _______группа/класс__________
Слух________________________________зрение___________________________________
Артикуляционный_____________________________________________________________ аппарат_______________________________________________________________________
Оральный праксис_____________________________________________________________
Дыхание (вне речи и речевое)____________________________________________________
Ритм, темп, интонация__________________________________________________________
Заикание______________________________________________________________________
Звукопроизношение ___________________внятность речи___________________________
А О У Ы Э Я Ё Ю И Е Б БЬ П ПЬ Д ДЬ Т ТЬ Г ГЬ К КЬ Х ХЬ В
ВЬ Ф ФЬ М МЬ Н НЬ Й С СЬ З ЗЬ Ц Ш Ж Ч Щ Л ЛЬ Р РЬ
Звукослоговая структура слов и фраз : простых _____многозвенных ____сложных______
Фонематические представления: _______________________________________________
Фонематическое восприятие : слухо-зрительная дифференциация слов________________
слухо-произносит. дифференциация оппозиционных звуков в слогах ____в словах______
Звукослоговой анализ и синтез : _________________________________________________
Импрессивная речь :
Пассивный словарь : объём, качество______________________________________________
_____________________________________________________________________________
Различение : окружающих предметов____________ частей предметов__________________
действий ______________ признаков____________ обобщений________________________
Понимание значений грамматич. изменений : глаголов соверш. вида___________________
ед. – мн. числа существит-х ______________ ед.–мн. числа глаголов___________________
уменьш.-ласкат. форма сущ-х_____________ приставочных глаголов__________________
Понимание логико-грамматических конструкций : обращённой речи ___________________
инструкций: простых соц.-бытовых ________ многозвенных ________сложных _________
предложно-падежных конструкций: простых_______________ сложных________________
простого сравнения________ сложного сравнения ___________инверсии_______________
конструкций, выражающих отношения лиц и предметов между собой (в Тв.п.)_______
простых вопросов_____________________ сложных вопросов________________________
близких по структуре предложений_______________________________________________
текста_____________понимание скрытого смысла________ переносного смысла________
Экспрессивная речь :
Активный словарь : объём, качество_______________________________________________
_____________________________________________________________________________
Грамматические процессы :
Образование : прил-х от сущ-х_________________ глаголов соверш. вида______________
сущ-х Им. п. мн. ч. __________________________ приставочн. глаголов _______________
сущ-х мн.ч. в косв. п. или Р.п._________________ относит. прилагат-х ________________
сущ-х в уменьш.-ласкат. форме _______________ притяжат. прилагат-х _______________
детёнышей животных _______________________ качеств. прилагат-х_________________
согласование (в роде, числе и падеже) :
прилагат-х с сущ-ми _________________________глаголов с сущ-ми___________________
сущ-х с числит-ми___________________________ сущ-х с предлогами_________________
Связная речь:
Фраза _______________________________________________________________________
Спонтанная речь_______________________________________________________________
Диалогическая речь____________________________________________________________
Автоматизированная речь: стихи_______ счёт_______ дни недели_______ месяцы_______
Дезавтоматизированная речь: счёт_______ дни недели_______ месяцы_______
Сопряженная речь______________________________________________________________
Отраженная речь_______________________________________________________________
Номинативная речь_____________________________________________________________
Составление фразы: а) по картинке_______________________________________________
б) с заданным словом __________________________________________________________
Монологическая речь :
Выделение причинно-следственных связей:
Виды моноло-гических выска- зываний |
Пересказ |
Составление рассказа по серии сюжетных картинок |
Составление рассказа по сюжетной картинке |
Составление рассказа на заданную тему (из опыта) |
Структура текста (части) |
||||
Последователь-ность раскрытия микротем |
||||
Полнота раск-рытия |
||||
Смысловая точность |
||||
Тип фразы, сог-ласование слов |
||||
Использование выразит.средств |
Состояние общей и мелкой моторики ____________________________________________
Оптико-пространственный гнозис и праксис ______________________________________
Письмо: тип латерализации, темп, списывание, самостоятельное письмо, диктант _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Чтение : слов, предложений, текста; темп; чтение про себя; понимание смысла; пересказ _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Заключение :__________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Логопед:_____________________________________________Дата:____________________
Ниже можно скачать образец бланка речевой карты
(шрифт 12, на 2 страницы размером А4).
Логопедическое заключение.
В ходе логопедического обследования___________________________________(____________г.р.)
было выявлено следующее:
По заключению специалистов:
В строении артикуляционного аппарата:
В состоянии орального праксиса:
В состоянии просодики и динамической стороны речи:
В состоянии звукопроизношения:
В состоянии звукослоговой структуры слов и фраз:
В состоянии фонематического восприятия:
В состоянии звукослогового анализа и синтеза:
В состоянии импрессивной речи:
* пассивный словарь
* понимание изменений грамматических значений слов
* понимание логико-грамматических конструкций
В состоянии экспрессивной речи:
* активный словарь:
* грамматические процессы:
Словообразование:
Согласование:
* фраза
* монологическая речь:
В состоянии общей и мелкой моторики:
В состоянии оптико-пространственного гнозиса и праксиса:
В состоянии письма:
В состоянии чтения:
Заключение:
Логопед:
Дата:
Ниже можно скачать бланк логопедического заключения в формате А4 (шрифт 12).
Анамнез
1. Фамилия, имя ребёнка___________________________________________________________
2. Дата рождения____________________________________Возраст______________________
3. Посещаемое учреждение, группа, класс____________________________________________
4. ФИО матери, возраст, место работы, должность_____________________________________
5. ФИО отца, возраст, место работы, должность_______________________________________
6. Национальность, родной язык, на каком языке общается в семье______________________
_______________________________________________________________________________
7. Данные о наличии у родителей и родственников нервно-психических, соматических
заболеваний, речевых нарушений, особенно дислексии и дисграфии_____________________
_______________________________________________________________________________
8. Протекание беременности. (Выявить, не было ли травм, резус-конфликта, воздействия
химических, физических - особенно облучения - факторов, инфекционных заболеваний –
особенно краснухи, гриппа и др., - токсоплазмоза, сердечно-сосудистых заболеваний,
болезни печени, почек, токсикоза в 1-ю и 2-ю половину беременности, симптомов
угрожающего выкидыша.) 1-я половина_____________________________________________
2-я половина____________________________________________________________________
9. Протекание родов (в срок, досрочные: в 8, 7 мес.; нормально протекающие, затяжные,
стремительные, обезвоженные и др.; использование стимуляции во время родов, ее характер;
длительность родов)_____________________________________________________________
________________________________________________________________________________
10. Состояние ребенка в момент рождения. Наличие травмы во время родов: переломов,
кровоизлияний, опухолей, асфиксии (синей, белой)____________________________________
когда закричал (сразу, через несколько секунд, через несколько минут)__________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
наличие врожденных пороков_____________________________________________________
Вес и рост ребенка при рождении___________________________________________________
Когда принесли кормить, как сосал (хорошо, вяло) ________________________________________________________________________________
11. Данные о соматическом, нервно-психическом и психомоторном развитии ребенка
(выписать из медицинской карты). Держит голову с________________
сидит с ________________ ходит с___________________
Перенесённые заболевания до года_________________________________________________ ________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Перенесённые заболевания от года до 3 лет___________________________________________
_________________________________________________________________________________
Перенесённые заболевания после 3 лет______________________________________________ ________________________________________________________________________________
12. Данные о развитии речи ребенка: время появления гуления__________ лепета__________
характер лепета______________ время появления слов_______ фразовой речи__________________
не было ли у ребенка нарушений слоговой структуры слов_____________________________ аграмматизмов_____________________________________ какие звуки долго произносились неправильно_____________________________________________________________________
характер неправильного произнесения звуков (искажения, замены, отсутствие звуков)
до 4 лет _______________________________после 4 лет _______________________________
производилась ли коррекция нарушений звукопроизношения и других речевых расстройств,
в течение какого периода, ее результат______________________________________________ _________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
характерные особенности понимания речи окружающих _________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
13. Данные обследований врачей – специалистов ________________________________________________________________________________ Поделись с коллегой!
Речевая карта
(образец)
1. Фамилия, имя
2. Возраст
АНАМНЕЗ.
1. От какой беременности ребенок
2. Характер беременности(токсикоз, падения, хронические заболевания, инфекционные заболевания…)
3. Роды (досрочные, срочные, стремительные, обезвоженные…)
4. Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция…)
5. Когда закричал
6. Асфиксия (белая, синяя)
7. Резус-фактор (совместимость)
8. Вес при рождении
9. Вскармливание:
а) когда принесли кормить
б) как взял грудь
в) как сосал
г) наблюдались ли срыгивания, поперхивания
10. На какой день выписался из роддома, если задержался, почему
РАННЕЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.
1. Голову держит с /1,5 мес/
2. Сидит с / 6 мес/
3. Стоит с /10 мес/
4.Ходит с /11-12 мес/
5. Первые зубы/6-8 мес/
6. Перенесенные заболевания:
До года…
После года….
Инфекции…
Ушибы, травмы головы…
Судороги при высокой температуре….
7. речевой анамнез:
Гуление……../2 мес./
Лепет…../6 мес./
Первые слова…./к 12 мес./
Первые фразы…./к 1,5-2 года/
Прерывалось ли речевое развитие…..
Речевая среда………
Занимался ли с логопедом ребенок раньше……
Отношение к своей речи…..
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
1. Наблюдение за поведением в процессе обследования…
2. Состояние слухового внимания:
*покажи, какая игрушка звучала
*выполнение 2-3-х ступенчатых инструкций (откройрот и закрой глаза,…..)
3. Зрительное восприятие
* основные цвета (количество)
* оттеночные цвета
* подбор картинок к цветовому фону…
4. Ориентация в пространстве:
а) в собственном теле – правая, левая сторона
б) в пространстве – правая левая сторона
в) вверху, внизу, спереди, сзади
5. Ориентация во времени:
*Утро, день вечер, ночь
*Вчера, сегодня, завтра, послезавтра
*Сначала, потом, сейчас
6. Различение геометрических форм:
а) в активе
б) в пассиве
7. Счет: прямой
обратный
счетные операции
8. Логическое мышление
а) выделение 4-го лишнего :
кошка, собака, утка, мышка
кошка, волк, собака, корова.
б) классификация предметов : назови одним словом:
Свитер, платье, шорты, юбка, сарафан.
Сапоги, туфли, тапочки, валенки.
Блюдце, сковородка, ложка, тарелка.
Шкаф, стол, кресло, тумбочка.
Синица, ворона, утка, воробей.
Автобус, электричка, трамвай, самолет.
9. Общая моторика:
Ловкий, неуклюжий…
Прыжки на одной, двух ногах, поочередно, с поддержкой…
ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА.
1. Губы:
Тонкие, толстые, короткие, расщелина.
Подвижность губ (улыбка, трубочка, плотность смыкания, симметричность).
2. Зубы:
Редкие, мелкие, вне челюстного ряда, крупные резцы, отсутствуют резцы.
3. Твердое нёбо:
Высокое, узкое, плоское, укороченное, готическое.
4. Мягкое нёбо:
Укороченное, раздвоенное, отклоняется в сторону, сокращается недостаточно, не сокращается.
Прикус:
Прогнатия, прогения, прямой прикус, передний открытый прикус, боковой открытый прикус, косой.
6. Язык:
а) размер: массивный, маленький, короткая подъязычная связка.
б) подвижность: высунуть вперед, втянуть в полость рта, облизать губы…
в) переключаемость: улыбка-трубочка, маятник, лошадка…
г) удержание позы, симметричность.
д) наличие синкинезий.
е) тремор.
ж) саливация.
7. Состояние мимической мускулатуры:
* изолированно закрыть один глаз (наличие синкинезий)
* равномерно поднять брови
* нахмурить брови
* сглаженность носогубных складок.
8. Общее звучание речи:
* выразительность (невыразительная, маловыразительная..)
* дыхание (верхнегрудное, диафрагмальное, короткий выдох…)
* темп и ритм (замедленный, быстрый, неровный…)
*дикция (нечеткая, смазанная…)
ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
1. Разговорно-описательная беседа:
Как твоя фамилия?
Сколько тебе лет?
Где ты живёшь?
Как зовут твою маму?
Как зовут твоего папу?
Есть ли брат, сестра?
Кто старше, младше?
Кем работает мама, папа?
Есть ли у тебя друзья?
2. Составление рассказа по картинке: ….
3. Составление рассказа по серии сюжетных картинок…
4. Пересказ…
5. Рассказ по представлению…
СОСТОЯНИЕ СЛОВАРЯ И НАВЫКОВ СЛОВООБРПЗОВАНИЯ,
1. Состояние словаря:
а) название различных предметов, профессий, транспорта, обобщающие слова, детеныши животных…
б) объяснение значений слов :
холодильник…
пылесос…
самолет…
в)название частей предметов :
Чайник
Донышко
Носик
Крышка
Ручка.
Часы
Циферблат
Цифры
Стрелки
Ремешок
Стул
Сидение
Спинка
Ножки.
г) Глагольный словарь:
Что делает:
Повар
Учитель
Врач
Почтальон?
Кошка _______, собака ________, утка _________, лягушка __________,
Свинья _______, корова ________, ворона ________, воробей __________.
д) словарь признаков:
--подбор прилагательных к имени существительному :
Лимон (какой?)
Платье (какое?)
Лиса (какая?)
-- подбор антонимов :
широкий - …
прямой - …
сухой - …
высокий - …
длинный - …
больной - …
веселый - …
светлый - …
холодный - …
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.
А). Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
Стол –
Дом –
Ковер –
Топор –
Гриб –
Книга –
Рука –
Тетрадь –
Кошка –
Ведро –
Гнездо –
Окно –
Облако –
Воробей –
Хлеб –
Перо –
Б) Образование глаголов префиксальным способом:
Шел (пришел, ушел, подошел, дошел…)
Ходит (уходит, подходит, заходит, переходит…)
Наливает (поливает, выливает, переливает, доливает…)
В) Образование прилагательных от существительных (относительных):
Скамейка из дерева (какая?)
Сумка из кожи
Ручка из пластмассы
Стакан из стекла
Сок из вишни, яблок, груши, сливы, помидоров
Гвоздь из железа
Г) Образование притяжательных прилагательных:
У зайца хвост заячий, а у волка?
Голова чья?
Дом чей?
Сумка чья?
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ.
1. Обследование понимания грамматических конструкций:
а) выполнение инструкций , типа: покажи тетрадку ручкой; покажи тетрадкой ручку.
б) понимание числа :
покажи, где карандаш, а где карандаши;
дети рисуют карандашом или карандашами?
покажи, где машина, а где машины?
в) понимание рода :
Где Саша упал? Где Саша упала?
Где Женя заплакал? Где Женя заплакала?
г) понимание падежа :
покажи, где мама одевает девочку? Где девочка одевает маму?
д) понимание предлогов :
на, в, с, из-под, из, за, из-за, под, к.
2. Наличие аграмматизмов:
Словоизменение:
А) изменение имен существительных по падежам:
У меня есть карандаш.
У меня нет…
Я рисую …
У меня есть бабушка.
Дома нет …
Подарю цветок …
Пойду гулять с …
Вспоминаю о …
Б) предложно-падежные формы:
(по картинке – мячик на шкафу, под шкафом, за шкафом,перед…, достану мячик из-под…, из-за…,)
В) преобразование существительных из ед. числа во множ.:
Стол – столы
Окно - …
Глаз - …
Дерево - …
Пень -…
Стул - …
Рот - …
Рукав - …
Воробей - …
Ухо - …
Г) согласование числительных 2 и 5 с существительными:
Одна корова – две … - пять …
Один дом – два … - пять …
Одно кресло – два … - пять …
Д) образование форм существительных Род. и Тв. и Предл. падежа мн. числа:
Столы – столов – столами – о столах,
Окна - …
Стулья - …
Ведра - …
Рыбки - …
Куклы - …
Уши - …
Е) согласование имен прилагательных с именами существительными:
Синий шар – синего шара – синим шаром – о синем шаре.
Синяя машина - …
Синее платье - …
Красный флажок - …
Красное солнышко - …
Красная звезда - …
Ж) согласование имен прилагательных с именами существительными в числе:
Синий шар – синие шары,(см. выше).
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ.
1. Гласные:
2. Звонкие и глухие согласные:
Б-П
В-Ф
Д-Т
К-Г
3. мягкие и твердые согласные:
Н-Нь
М-Мь
Т-Ть
К-Кь
Г-Гь
Х-Хь.
4. Свистящие:
ССь
ЗЗь
Ц
5. Шипящие:
ШЖ
ЩЧ
6. Сонорные:
ЛЛь
РРь
Й
7. Дифференциация звуков в спонтанной речи:
С-Ш, С-З, С-Сь, С-Ц.
Ш-С, Ш-Ж, Ш-Щ.
Ч-Ц, Ч-Щ, Ч-Ть.
Л-Р, Ль-Рь, Л-Й, Ль-Й...
ОБСЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ЗВУКОВ И ЭЛЕМЕНТАРНЫХ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА.
1. Повторение 3-х и 4-х гласных звуков:
Аоэ, уио, иэу.
Аэоу, уиоэ, уаэу.
2. Повторение слогов с оппозиционными звуками:
Па-ба, го-ко, ха-ка, тэ-дэ.
Та-та-да, па-ба-па, га-га-ка, тя-ча-тя.
Кот-кот-год, том-дом-том.
3. Выделение на слух первого ударного гласного звука в слове:
Алик, эхо, окна, утка, Ира, астра, Оля, Анна, уши.
4. Выделение на слух последнего звука в слове:
Пух, кот, сом, суп, окно, кошка, шары.
ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ:
1. Воспроизведение слоговой структуры слова:
Называние по картинке – сковорода, аквариум, скатерть милиционер, велосипед, лекарство, мотоцикл, литература, экскаватор.
2. Отраженное проговаривание:
Строительство, серпантин, репетиция, часовщик.
3. Воспроизведение предложений (2-3 раза подряд)
Дети из снега слепили снеговика.
Водопроводчик чинит водопровод.
Часовщик чинит часики.
Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.
Милиционер едет на мотоцикле.
Регулировщик регулирует движение.
Логопедическое заключение:______________________________________
лена бердюгина
Логопедическое обследование дошкольников. Речевая карта для начинающих логопедов
В основе логопедического обследования должны лежать общие принципы и методы педагогического обследования : оно должно быть комплексным, целостным и динамическим, но вместе с тем оно должно иметь своё специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения .
Комплексность, целостность и динамичность обследования обеспечиваются тем , что исследуются все стороны речи и все её компоненты, притом на фоне всей личности обследуемого , с учётом данных его развития – как общего, так и речевого - начиная с раннего возраста .
Логопедическое обследование включает следующие пункты :
1. Имя, фамилия, возраст, национальность.
2. Жалобы родителей, воспитателей, учителей.
3. Данные раннего развития : а) общего (кратко) ; б) речевого (подробно, по периодам) .
4. Краткая характеристика ребёнка в настоящее время.
6. Зрение.
7. Реакция ребёнка на свои речевые затруднения .
8. Интеллект.
9. Строение органов артикуляции, подвижность их.
10. Речь : а) импрессивная; б) экспрессивная – с точки зрения фонетики, словаря, грамматического строя; владеет ли развёрнутой речью; в) письменная речь – чтение и письмо.
11. Заключение.
Каждый логопед начинает свою работу с диагностики. Она раскрывает речевые проблемы у данного ребёнка. Логопед может , опираясь на диагностические данные составить заключение и сформировать индивидуальный маршрут на данного ребёнка.
Авторских диагностик большое количество. Возьмём диагностику Н. В. Нищевой. Она идёт с подробным описанием всех приёмов и методов, с указанием симптоматики речевых нарушений . Есть замечательное пособие по диагностики под редакцией профессора Г. В. Чиркиной. В нём диагностика показана с раннего возраста и по каждому речевому нарушению в отдельности. Можно рассмотреть ещё одну работу Г. В. Чиркиной Методы обследования речи детей », но она более подходит к детям с фонетико-фонематическими нарушениями речи. Но, как с ходу определить речевое нарушение ? Для этого необходима усреднённого типа диагностика. У каждого логопеда своя диагностическая карта , которой он пользуется в практической работе, которую разрабатывает сам.
Речевая карта
1. Ф. И. ребёнка___ 2. Дата рождения___ + 3. Домашний адрес ___ 4. Дата обследования___
Заключение специалистов
Отоларинголог___ Окулист___ невропатолог___
Первичный речевой анамнез
Решение медико-педагогической комиссии
Логопедическое обследование
Анотомическое строение артикуляционного аппарата : 1. Язык___2. Губы___3. Зубы___ 4. Челюсти___ 5. Мягкое нёбо___ 6. Мимическая мускулатура___ 7. Динамическая организация движений арт. аппарата___ 8. Общая моторика___ 9. Мелкая моторика___ 10. Общее звучание речи___
Фонетический слух
Крыса-крыша уточка-удочка мышка-миска трава-дрова майка-зайка тачка-дачка рак-лак лук-люк
Фонематическое восприятие
1 .Та-да та-да-та па-ба па-ба-па
2. Различение гласного среди других гласных «У» А-ы-у-о-ы-а-о-у…
3. Различение согласного среди других согласных : «Подними руку, когда услышишь звук «Т» . 4. Выделение и различение звука среди слогов___ _ 5 . Выделение и различение звука среди слогов___
6. Выделить первый ударный гласный звук : Алик, Юра, Оля, Яша, Обруч, Осы, Алла… 7. Выделить последний согласный звук : Мак, пар, ком, кот, ус, жук, сыр. Нос…
Структура слова и предложения
Лекарство телевизор сковорода электричество Дети слепили снеговика. Птичка свила гнёздышко в кустах.
Брови переносица локоть ноздри веки лейка корзина паук
Обобщение
Лук, репка, морковь___ Шкаф, стул. Стол, диван___ Посуда___ Одежда___ Транспорт___
Узнай по описанию
Железная, с двумя ручками и крышкой___ Рыжая, хитрая, в лесу живёт, кур крадёт___
Понимание глаголов (м. и ж. рода)
Женя упала Женя упал Валя заплакала Валя заплакал
Глаголы совершенного и несовершенного вида
Миша делает тачку. Миша сделал тачку. Катя рисует бабочку. Катя нарисовала бабочку.
Слова-антонимы
Широкий- Высокий- Белый- Старый- Весёлый- Горячий- Тонкий-
Слова-синонимы
Весёлый- Большой- Красивый-
Грамматический строй
Кого ловит кошка?___
Чем рубят дрова?___
Названия действий людей и животных
Художник___ Почтальон___ Скрипач___ Строитель___ Собака___ Кошка___
Преобразование единственное во множественное число
Замок книга кот жук письмо муха вагон коса кепка ремень
Образование сущ. род. пад. ед. и мн. числа
Н-Р : у меня есть карандаш, а у тебя? (линейка, ручка,книга, скрипка, конфеты.) Р-к : А у меня?___ Образование сложных слов
Листьяпадают___Самкатит___Снегпадает___Самварит___Самходит___Самлетает___
Пересказ
Употребление предлогов
Образование уменьшительно-ласкательных форм
Кукла заяц мяч дом окно кольцо
Согласование существительных с числительными
Образование прилагательных от существительных
Стол из дерева шуба из меха стакан из стекла баба из снега
Составление простого предложения по картинке
Составление рассказа по серии картинок
Особенности мышления
1. Составить целое изчастей___
2. Исключение___
3. Пространственно-временные понятия :
Верх-низ далеко-близко высоко-низко середина часть суток дни недели времена года
4. Цвет :
5. Форма :
6. Счётные операции : Сколько глаз у собаки? Сколько колёс у машины?
Уточнение речевого диагноза
В течение учебного года
Учитель-логопед ___
Речевая карта
1. Фамилия, имя, возраст_____________________________________________________________
2. Школа__________________________________ класс___________________________________
3. Национальность__________________________________________________________________
4. Домашний адрес__________________________________________________________________
5. Дата зачисления на логопедический пункт____________________________________________
6. Успеваемость по родному языку____________________________________________________
7. Заключение психоневролога________________________________________________________
8. Данные о ходе развития речи. Анамнез.______________________________________________
__________________________________________________________________________________
9. Состояние слуха, зрения___________________________________________________________
10.Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность)________________________
__________________________________________________________________________________
11.Общая характеристика речи_______________________________________________________
__________________________________________________________________________________
а) словарный запас__________________________________________________________________
Б) грамматический строй____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в) состояние звукопроизношения______________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
г) фонематическое восприятие________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
д) слоговая структура слова__________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
е) темп и внятность речи_____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
12.Уровень сформированнности навыков анализа и синтеза звукового состава слова__________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
13.Письмо. Наличие и характер специфических ошибок.__________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14.Чтение:
а) характеристика владения техникой чтения____________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) ошибки при чтении_______________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в) понимание прочитанного__________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15.Прявление заикания:
а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, усугубляющие его проявление
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) сформированность языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй)______
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
16.Краткая характеристика ребёнка по данным педагогических наблюдений (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к своему дефекту)__________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
17.Заключение учителя-логопеда______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
18.Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту выпуска учащихся из логопе- дического пункта)__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Речевая карта
1. Фамилия, имя, возраст _____________________________________________________________
2. Школа – ____________________ класс ___
3. Домашний адрес
4. Дата зачисления на логопедический пункт – 15.09.2014 г.
5. Успеваемость по родному языку – начало учебного года
6. Заключение психоневролога – на учёте не состоит/_____________________________________
Данные о ходе развития речи. Анамнез
А)Наследственные, нервно-психические, соматические, хронические заболевания у родителей: данные: со слов; по документам (подчеркнуть); данных нет; наследственность отягощена нервно-психическими заболеваниями (конкретизировать): неврозы, психозы, логоневрозы и др.; наследственность отягощена хроническими заболеваниями (конкретизировать): сердечно-сосудистые, эндокринные и др. заболевания; наследственность отягощена соматическими заболеваниями (конкретизировать); наличие алкоголизма у родителей; характерологические особенности матери и отца _______________________________________________________________________________
Б) Речевая среда: благополучная; ускоренный темп речи у родителей или близких родственников; задержка речевого развития у родителей; заикание у родителей, сестер, братьев; контакт с заикающимися или лицами с другой речевой патологией; нарушение звукопроизношения у родителей или близких родственников; наличие двуязычия – какой язык преобладает в общении ___________________________________________________________________________________
8. Состояние слуха, зрения - соответствуют норме/не соответствуют норме ______________________________________
9. Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность):
А)Строение:
Б) Подвижность:
сохранность функции;
10. Словарный запас:
11. Грамматический строй:
Состояние звукопроизношения
фонетический строй сформирован достаточно /изолированно произносит все звуки правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи /фонетические (антропофонические) дефекты звукопроизношения – искажения: усредненность гласных; недостаток произношения свистящих; недостаток произношения шипящих; недостаток произношения сонорных; недостаток произношения губно-губных; недостаток произношения губно-зубных; недостаток произношения средненебных; недостаток произношения заднеязычных; недостаток произношения твердых согласных; недостаток произношения звонких согласных /фонологические дефекты (нарушение дифференциации звуков) – их замены.
Слоговая структура слова
14.Уровень сформированнности навыков анализа и синтеза звукового состава слова
15. Письмо. Наличие и характер специфических ошибок .____________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
16.Чтение:
а) характеристика владения техникой чтения_________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
б) ошибки при чтении_____________________________________________________________________________________
в) понимание прочитанного________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
17.Прявление заикания:
а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, усугубляющие его проявление
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
18 .Краткая характеристика ребёнка по данным педагогических наблюдений
Внимание:
Мышление:
Память:
19.Заключение учителя-логопеда __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
20 .Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту выпуска учащихся из логопедического пункта) ________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Речевая карта
Фамилия, имя _________________________________________________
Возраст _______________________________________________________
Дата обследования _____________________________________________
Анамнез
Наследственные, нервно-психические, соматические, хронические заболевания у родителей: данные: со слов; по документам (подчеркнуть); данных нет; наследственность отягощена нервно-психическими заболеваниями (конкретизировать): неврозы, психозы, логоневрозы и др.; наследственность отягощена хроническими заболеваниями (конкретизировать): сердечно-сосудистые, эндокринные и др. заболевания; наследственность отягощена соматическими заболеваниями (конкретизировать); наличие алкоголизма у родителей; характерологические особенности матери и отца ______________________________________________________________________________________
Речевая среда : благополучная; ускоренный темп речи у родителей или близких родственников; задержка речевого развития у родителей; заикание у родителей, сестер, братьев; контакт с заикающимися или лицами с другой речевой патологией; нарушение звукопроизношения у родителей или близких родственников; наличие двуязычия – какой язык преобладает в общении _________________________________________________________________
Беременность по счету ____________________________________________________________
Как протекала ___________________________________________________________________
Роды ___________________________________________________________________________
Когда закричал __________________________________________________________________
Физическое развитие:
Стал держать головку ____________________________________________________________
Сидеть _________________________________________________________________________
Вставать _______________________________________________________________________
Ходить _________________________________________________________________________
Раннее речевое развитие:
Гуление ________________________________________________________________________
Лепет __________________________________________________________________________
Первые слова ___________________________________________________________________
Фраза __________________________________________________________________________
Не прерывалось ли речевое развитие _______________________________________________
Перенесенные заболевания:
до 1 года
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
после 1 года ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Состояние слуха и зрения ребенка (в соответствии с данными медицинской карты) – соответствуют норме/не соответствуют норме __________________________
Внимание:
внимание устойчивое (неустойчивое)
взгляд фиксирует (не фиксирует);
переключаемость с одного объекта на другой легкая (замедленная, быстрая, затрудненная, застревание);
общий уровень развития произвольного внимания (соответствует возрасту; низкий; не сформировано);
слабая концентрация внимания;
общий уровень произвольного внимания (соответствует возрасту, низкий; произвольное внимание не сформировано).
Мышление:
познавательной активности – высокий, снижен, низкий, требует развития;
сформированность умственных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение, причинно-следственные связи, абстрагирование) – сформированы, недостаточно сформированы, трудности в формировании, требуют коррекции);
преобладание формы мышления – наглядно-действенное мышление, наглядно-образное, логическое, словесно-логическое.
Память:
запоминание произвольное /непроизвольное;
быстрое запоминание /медленное, с трудом;
снижение объема памяти /ограничение; длительное запоминание /быстрое забывание; трудности в запоминании (новых слов, словосочетаний, синтаксических конструкций, текстового материала);
непрочное сохранение; неточное воспроизведение (точное).
Произвольная мимическая моторика:
отмечаются особенности естественной мимики: мимика живая, выразительная, отражающая эмоциональное состояние ребенка; мимика невыразительная;
лицо гипомимичное, «маскообразное», отмечается неврологическая симптоматика в лицевой мускулатуре.
состояние тонуса лицевой мускулатуры (спастичность, гипотония, дистония, норма; гипомимия (недостаточность мимической моторики);
сглаженность носогубных складок;
оральные синкинезии; асимметрия лица;
гиперкинезы лица;
сохранность функции.
Артикуляционная моторика:
сохранность функции;
состояние тонуса мышц органов артикуляции (норма, дистония, гипотония, спастичность);
подвижность артикуляционных органов (норма, недостаточна, строго ограничена);
неврологический синдром в артикуляционной моторике (отсутствует, спастический парез, тонические нарушения управления речевой деятельностью типа ригидности, гиперкинезы, атаксия, апраксия);
состояние глоточного и небного рефлексов (норма, повышен, понижен);
наличие /отсутствие патологических рефлексов орального автоматизма (гиперсаливация, слюноотделение в норме; усиливается при определенных условиях; постоянная);
подвижность нижней челюсти (строго ограничена; недостаточно – объем артикуляционных движений неполный, амплитуда движений снижена; нормальная), отмечается наличие смещения нижней челюсти в состоянии покоя, при закрытом рте и сомкнутых челюстях, при широко открытом рте в движении
движения и тонус язычной мускулатуры (спастичность, гипотония, дистония, норма), подвижности (строго ограничена; недостаточна – объем артикуляционных движений неполный, амплитуда движений снижена; нормальная), отмечается наличие гиперкинезов, тремора, девиации (отклонения в сторону) языка
тонуса мягкого неба (спастичность, гипотония, дистония, норма) и подвижности (строго ограниченная, недостаточная, норма), отмечается наличие отклонения всего мягкого неба или его язычка в сторону, отсутствие или недостаточное смыкание мягкого неба с задней стенкой глотки.
16. Общая произвольная моторика:
объем движений (полный /неполный);
точность выполнения (неточные /точные);
самостоятельность выполнения движений (полная /неполная /с помощью взрослых);
координация движений (нормальная /некоординированность /отсутствует);
темп выполнения движений (нормальный /быстрый /медленный);
активность (нормальная /заторможенность /двигательное беспокойство /повышенная двигательная активность /расторможенность);
качество движений (моторная напряженность, скованность);
переключаемость (низкая /застревания / переключение с лишними движениями (сопутствующими).
особенности общей произвольной моторики: навязчивые движения (персеверации - стереотипное повторение действий); неловкость; моторная неуклюжесть; плохая ориентировка; наличие лишних движений; застревания; соскальзывания.
Ручная моторика:
объем движений (полный, неполный),
координация (нормальная, некоординированность),
наличие синкинезий в общескелетной, мимической, артикуляционной мускулатуре,
темп (медленный, быстрый, нормальный),
переключение от одного движения к другому (низкое, недостаточное, нормальное),
активность (нормальная, двигательное беспокойство, заторможенность),
персеверации (повторение) на истощении: выраженные персеверации (застреваемость на отдельных позах); дезавтоматизация движений на истощении,
ведущая рука: графическое функциональное превосходство (графический правша, графический левша), бытовое функциональное превосходство (бытовой левша, бытовой правша), ребенок – амбидекстр (одинаково хорошо владеет и правой, и левой рукой в бытовых и графических действиях).
Анатомическое строение органов артикуляции:
Прикуса: окклюзии, т.е. особенности соотношения и смыкания верхней и нижней челюстей; прямой, глубокий, переднеоткрытый, боковой открытый односторонний или двухсторонний, перекрестный, прогения, прогнатия,
Челюстей: особенности размера и формы, наличие сужения и расширения верхней и нижней челюсти; наличие или отсутствие смещения нижней челюсти – в состоянии покоя или при движении; направление смещения: вперед, назад, вбок – левостороннее или правостороннее смещение,
Зубов: особенности строения, формы, размера и местоположения зубов в зубных рядах, при этом отмечается их наклон и поворот вокруг своей оси: например, двойной ряд зубов; редкие, очень мелкие зубы – макрогнатия; неправильные форма и расположение зубов, зубы вне зубной дуги; сверхкомплектные зубы, отсутствие зубов в соответствии с возрастной нормой – адентия; диастемы, тремы и т.д. ,
Языка: нормальное строение и размеры языка, складчатый, раздвоенный кончик макроглоссия, микроглоссия;
Подъязычной связки: нормальная длина и строение уздечки языка, короткая /укороченная, толстая /утолщенная подъязычная связка; наличие послеоперационного узла,
Твердого неба: нормальное, куполообразное; высокое, «готическое»; низкое, плоское; наличие расщелин и их характер: расщелина сквозная /несквозная, односторонняя /двусторонняя, полная /неполная, сумбукозная,
Мягкого неба: нормальное или укороченное; отсутствие, укорочение, раздвоение маленького язычка; рубцовые изменения мягкого неба и боковых стенок глотки; наличие послеоперационных щелей; срастание мягкого неба с дужками, миндалинами или с задней стенкой глотки,
Носоглотки, ротовой полости и глотки: носовые полипы; аденоиды; опухоли носовой полости; искривление носовой перегородки; гипертрофия носовых раковин; увеличение парной небной миндалины, непарной язычной миндалины, непарной глоточной миндалины и т.д. ,
Губ: нормальное строение, тонкие, утолщенные; укорочение верхней губы, расщелина верхней губы: частичная /полная, односторонняя /двусторонняя; наличие послеоперационных рубцов; короткая /укороченная уздечка верхней /нижней губы, наличие послеоперационного узла после проведения пластики уздечки губы.
Звукопроизношение:
Фонетического строя: фонетический строй сформирован достаточно /изолированно произносит все звуки правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи /фонетические (антропофонические) дефекты звукопроизношения – искажения: усредненность гласных; недостаток произношения свистящих; недостаток произношения шипящих; недостаток произношения сонорных; недостаток произношения губно-губных; недостаток произношения губно-зубных; недостаток произношения средненебных; недостаток произношения заднеязычных; недостаток произношения твердых согласных; недостаток произношения звонких согласных /фонологические дефекты (нарушение дифференциации звуков) – их замены.
Степень разборчивости речи: разборчивость речи не нарушена; разборчивость речи несколько снижена, речь не четкая; речь невнятная, смазанная, малопонятная для окружающих.
Мелодико-интонационная сторона речи: не нарушена; слабая выраженность голосовых модуляций (голос монотонный, маломодулированный); отсутствие голосовых модуляций (голос не модулированный); нарушение интонационного оформления речи.
Темп речи: нормальный (N); ускоренный (тахилалия); замедленный (брадилалия); запинки; заикание.
Ритм речи: нормальный (N); дисритмия; растянутый, скандированный, зависит от проявления гиперкинезов.
Паузации (правильность расстановки пауз в речевом потоке): правильная; нарушенная (деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки; излишне частая паузация, излишне редкая).
Выразительность: тембр (эмоциональная окраска высказывания); интонирование (способность употреблять основные виды интонации: повествовательную, восклицательную, вопросительную); употребление ударения (словесного, логического).
Фонематические процессы:
Фонематическое восприятие: способность различать и опознавать на слух фонемы - сохранена /нарушена; слухопроизносительная дифференциация звуков речи: несмешиваемых в произношении, смешиваемых в произношении – сохранена /нарушена; слуховая дифференциация правильно и искаженно произнесенных звуков – сохранена / нарушена.
Фонематический анализ: (сформирован; недостаточен; не сформирован).
Фонематический синтез: (сформирован; недостаточен; не сформирован).
Фонематические представления: (сформированы; недостаточны; не сформированы
Состояние слоговой структуры слова
Воспроизведение слоговой структуры слова, его звуконаполняемости: парафазии (замены звуков, слогов), элизии (пропуски звуков, слогов), итерации (повторения звуков, слогов), контаминации (часть одного слова соединяются с частью другого), персеверации (отсроченное повторение), перестановки звуков, слогов, антиципации (замены предшествующих звуков последующими).
Ритмический рисунок слова: воспроизводит правильно /воспроизводит с ошибками.
Словарный запас:
объем словаря (ограниченность, бедность, соответствие словаря возрастной норме);
резкое расхождение объема пассивного и активного словаря;
неточность употребления слов, многочисленные вербальные парафазии (смешения слов по родовидовым отношениям, замена обобщающих понятий словами конкретного значения);
несформированность семантических полей;
трудности актуализации слов (особенно предикативного – глаголов, прилагательных);
трудности классификации слов на основе семантических признаков (семантически далеких и близких).
Грамматический строй речи:
морфологические и синтаксические аграмматизмы;
владение синтаксическими конструкциями не соответствует возрастной норме;
ограничено понимание и передача в самостоятельной речи смысловой связи слов;
нарушения в овладении морфологическими и синтаксическими единицами (пропуск членов предложения; нарушение порядка слов в предложении; нарушение грамматических связей между словами; трудности в словообразовании; трудности в словоизменении);
своеобразное употребление грамматических категорий (замены окончаний; их нерегулярное использование; неправильное воспроизведение фонетического состава грамматических морфем).
Импрессивная речь:
умеет слушать и понимать обращенную речь /невнимателен;
легко входит в контакт /контакт затруднен;
участвует в общении по инициативе других;
активность в общении /активен; малоактивен.
логопедическое заключение
фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ ). При ФНР нарушены фонетическая сторона речи (звукопроизношение, звуко-слоговая структура слова, просодика) в комплексе или какие-либо отдельные компоненты фонетического строя речи (например, только звукопроизношение или звукопроизношение и звуко-слоговая структура слова).
фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР). При ФФНР наряду с нарушением фонетической стороны речи имеется и недоразвитие фонематических процессов: фонематического восприятия (слуховой дифференциации звуков), фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.
лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР). При ЛГНР у детей нормальное звукопроизношение, относительно сохранны фонематические процессы (чаще всего в результате логопедического воздействия), однако отмечаются ограниченный словарный запас, нарушение грамматического строя речи.
общее недоразвитие речи (ОНР I, II и III уровня), а также нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НОНР). При ОНР у детей нарушены все компоненты языковой (речевой) системы: фонетико-фонематическая сторона речи, лексика, грамматический строй.
Примерные формулировки логопедических характеристик
Полиморфное нарушение звукопроизношения, отсутствие как сложных, так и простых форм фонематического анализа, ограниченный словарный запас (до 10- 15 слов). Фразовая речь представлена однословными и двусловными предложениями, состоящими из аморфных слов-корней. Формы словоизменения и словообразования отсутствуют. Связная речь не сформирована. Грубое нарушение понимания речи.
Полиморфное нарушение звукопроизношения, грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм); ограниченный словарный запас; выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в неправильном употреблении окончаний существительных в предложных и беспредложных синтаксических конструкциях, в нарушении согласования прилагательного и существительного, глагола и существительного; несфор-мированность словообразовательных процессов (существительные, прилагательные и глаголы); отсутствие или грубое недоразвитие связной речи (1-2 предложения вместо пересказа).
Полиморфное нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза; аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения (в предложно-падежных конструкциях при согласовании прилагательного и существительного среднего рода и именительном падеже, а также в косвенных падежах); нарушение словообразования, недостаточная сформированность связной речи, в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение передачи последовательности событий.
Людмила Утянова
Речевая карта для обследования ребёнка старшего дошкольного возраста
РЕЧЕВАЯ КАРТА
обследование ребёнка старшего дошкольного возраста
Фамилия, имя___
Дата рождения___
Домашний адрес___
Домашний телефон ___
Откуда поступил___
Сведения о родителях :
Мать (фамилия, имя, отчество, возраст на момент родов ) ___
Отец (фамилия, имя, отчество, возраст на момент рождения ребенка) ___
Национальный язык ___ Двуязычие___
Решением от___ протокол №___ принят в логопедическую группу на срок___
Заключение ПМПК___
Дата заполнения речевой карты___
Общий анамнез
Неблагоприятные факторы развития ___
Перенесенные заболевания :
До года___ После года___
Ушибы, травмы головы___
Судороги при высокой температуре___
Раннее развитие
Голову держит с (в норме : с 1,5 мес.)___ __Сидит с (в норме : с 6 мес.) ___
Ползает с (в норме : с 6 -7 мес.)___Стоит с (в норме : с 10 - 11 мес.) ___
Ходит с (в норме : с 11 - 12 мес.) ___Узнает близких с (в норме : с 2,5 - 3 мес.) ___
Первые зубы появились в (в норме : 6 - 8 мес.) ___
Количество зубов к году (в норме : 8 зубов) ___
Данные о нервно-психическом и соматическом состоянии (на основании медицинской карты )
Невролог___
Речевой анамнез
Гуление в (в норме : с 2-х мес.)___ Лепет в (в норме : с 4-6 мес.) ___ ___
Первые слова (в норме : около года)___
Первые фразы (в норме : от 1,5 до 2-х лет)___
Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине___
Использование жестов (замена речи, дополнение речи) ___
Отношение членов семьи к речевому дефекту___
Занимались ли с логопедом ___
Исследование поведения и эмоциональной сферы
1. Особенности коммуникативной сферы (сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм) ___
Исследование неречевых психических функций
1. Исследование слухового восприятия.
Дифференциация контрастного звучания нескольких игрушек (дудочки, колокольчика, бубна, маракасов) ___
Определение направления звука___
Восприятие и воспроизведение ритма___
2. Исследование зрительного восприятия
Различение цвета, умение соотносить цвета (показать по просьбе логопеда предметы заданного цвета, подобрать к чашкам соответствующие по цвету блюдца, к шапочкам соответствующие по цвету шарфики : красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий,белый,розовый,черный)___
Восприятие формы (показать по просьбе логопеда заданные геометрические фигуры и формы : круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, куб) ___
Исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Ориентировка в пространстве (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа) ___
Ориентировка в схеме собственного тела (показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо) ___ ___
Складывание картинок из частей (4 - 6 частей, вертикальный, горизонтальный и диагональный разрезы) ___
Складывание фигур из палочек по образцу («домик» и «елочка» из шести палочек, «лесенка» из семи палочек)___
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы) ___
Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов)___
Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)
Твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, укороченное, субмукозная щель)___
Мягкое нёбо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)
Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический» , гипертрофия корня языка)___
Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области)___
Исследование состояния моторной сферы
1. Состояние общей моторики (объем выполнения движений, темп, активность, координация движений - заполняется после проведения тестовых упражнений).
Выполнение упражнений :
Попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно; бросить мяч от груди, из-за головы; поймать мяч; перепрыгнуть через небольшую мягкую игрушку ___
2. Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости или амбидекстрии - заполняется после тестовых упражнений).
Кинестетическая основа движений :
Одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, обеих рук___
Кинетическая основа движений :
Упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой, проба «кулак - ребро - ладонь» ___
Навыки работы с карандашом :
Умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии, человека___
Манипуляции с предметами :
Умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки
3. Состояние мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок - заполняется после проведения тестовых упражнений)
Выполнение упражнений :
Закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови, надуть щеки, втянуть щеки, наморщить нос___
Наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок___
4. Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезий, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка - заполняется после проведения тестовых упражнений) ___
Движения нижней челюсти :
Открыть и закрыть рот; открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков
Движения губ :
Растянуть губы в «улыбку» , вытянуть губы вперед «трубочкой» , чередовать выполнение указанных упражнений___
Движения языка :
«лопатка» , «иголочка» , «лопатка-иголочка» , «качели» , «часики» ___
Движения мягкого нёба (широко открыть рот и зевнуть) ___
Исследование состояния импрессивной речи
1. Пассивный словарь.
Понимание существительных (показать на картинках по просьбе логопеда отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов) ___
Умение обобщать (показать по просьбе логопеда несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию : игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы)___
Понимание действий (показать по предложенным картинкам : птица летит, рыба плывет, слон идет, лягушка прыгает, змея ползет)
Понимание признаков (показать по предложенным картинкам : круглое печенье, квадратное печенье, треугольное печенье, овальное печенье; холодное мороженое, горячий чай; горькое лекарство, сладкое варенье)
2. Понимание различных форм словоизменения.
Дифференциация единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам : глаз - глаза, стул - стулья, лист - листья, окно - окна)
Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами в, на, у, под, за, по
Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных :
носок - носочек, чашка - чашечка, окно - окошечко
Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов (показать по предложенным картинкам : птица летит - птицы летят, машина едет - машины едут)
Дифференциация глаголов с различными приставками
(показать по предложенным картинкам : птица вылетает из клетки, птица влетает в клетку) ___
3. Понимание отдельных предложений и связной речи.
Понимание предложений (по предложенным картинкам )
Понимание текста, сказка «Колобок» ___
4. Состояние фонематического восприятия.
Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать по картинкам ) :
мышка - мишка ___ почка - бочка ___
катушка - кадушка ___ корка - горка___
Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (показать по картинкам ) :
речка - редька ___ коза - коса ___ лук – люк___ ___ рейка - лейка ___
Исследование состояния экспрессивной речи
Характер экспрессивной речи :
1. Активный словарь.
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.
Назвать по 4-5 имен существительных по предложенным логопедом темам.
Мебель : ___
Овощи : ___
Фрукты :___
Птицы : ___
Назвать части тела и части предметов (по картинкам )
Нос ___ рукав___
рот___ воротник___
шея___ пуговица___
живот___ кабина машины___
грудь___ руль___
Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке .
Стул, стол, шкаф___
Огурец, помидор, морковь ___ Яблоко, банан, апельсин ___ Воробей, голубь, сова ___
Ответить на вопросы :
Как передвигаются птицы? (летают) ___
Как передвигаются рыбы? (плавают) ___
Как передвигается змея? (ползает) ___
Как передвигается лягушка? (прыгает) ___
Как передвигается человек? (ходит) ___
Кошка мяукает. А собака что делает (лает) ___
ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ.
Назвать предъявленные цвета.
Красный ___ ___ Голубой
Оранжевый ___ ___ Синий ___
Желтый ___ ___ Белый ___ ___
Зеленый ___ Чёрный ___
Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки ) .
Солнце какое? (круглое) ___
Печенье какое (квадратное) ___ ___ Косынка какая? (треугольная) ___
Огурец какой? (овальный) ___
2. Состояние грамматического строя речи.
Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовать по аналогии) .
Рот - рты___ Лев - львы ___
Река - реки___ Ухо - уши ___
Кольцо - кольца___
Образование существительных множественного числа в родительном падеже (ответить на вопрос «Много чего?» по картинкам )
Шаров ___ Берёз ___
Ключей ___ Окон ___
Согласование прилагательных с существительными единственного числа (назвать по картинкам ) .
Оранжевый апельсин ___ Голубая бабочка ___ Белое блюдце ___ ___
Употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам ) .
Где сидит снегирь? (на дереве) ___
Где стоит машина? (в гараже) ___
У кого кукла? (у девочки) ___
Где едет машина? (по дороге) ___
Употребление числительных 2 и 5 с существительными.
Два мяча ___ Пять мячей ___ Две розы ___ Пять роз ___ Два окна ___ Пять окон ___
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (по картинкам ) .
Забор - заборчик ___ Носок - носочек ___ Лента - ленточка ___ Окно - окошечко ___
Образование названий детенышей животных.
У зайчихи ___ У белки ___ У волчицы ___ У козы ___
3. Состояние связной речи.
Пересказ текста из нескольких предложений.
Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.
4. Исследование фонетической стороны речи.
Исследование звуко-слоговой структуры слов (повторить за логопедом с опорой на наглядность) .
Самолет ___Микстура ___
Скворец Парашютист ___
Фотограф Погремушка ___
Сестренка развешивает простыни. ___
В универсаме продают продукты. _
Парашютисты готовятся к прыжку. ___
Состояние звукопроизношения
Гласные [а], [у], [о], [и], [э] ___
произношение и различение звуков : произносит (П, замена (З,искажение (И, пропуск (Пр, смешение (С) .
с с" з з" ц ш ж ч щ л л" р р" н н" м м" j
Изолирован
т т" д д" к к" г г" х х" в в" ф ф" п п’
Изолирован
Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное) ___
Объем дыхания (достаточный, недостаточный) ___
Продолжительность речевого выдоха ___
6. Особенности динамической стороны речи.
Темп (нормальный, ускоренный, замедленный) ___
Ритм (нормальный, дисритмия) ___
Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке ) ___
Употребление основных видов интонации ___
7. Состояние фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза.
Повторение слогов с оппозиционными звуками.
ба-па-ба па-ба-па ___
да-та-да ___ та-да-та ___
га-ка-га ка-га-ка ___
за-са-за са-за-са ___ _
та-тя-та ___ тя-та-тя ___
Выделение начального ударного звука из слов.
Астра арка_ ___
Осень ___ озеро __
Улей ___ уши___
Иглы искры ___
Логопедическое заключение
Дата___ Логопед ___Л. В. Утянова___