Проект родные поэты в библиотеке. Проект поэты военной поры

"Поэты военной поры..."(Посвящается Омским поэтам, участникам Великой Отечественной войны)

Автор и координатор проекта

[Наталья Аргат - заведующая библиотекой МОУ "Таврическая СОШ №1" координатор Марина Чухачёва - зам директора по УВР МОУ "Таврическая СОШ №1"]

Участники проекта

учащиеся 8-9 классов

Размещаем мини-анкету по авторскому праву для читателей-детей

Цели и задачи проекта

Первое, с чего мы начинаем - это определение целей и задач своего проекта.

Цель проекта: формирование у школьников Омской области чувства патриотизма, интереса к истории страны и области.

Задачи проекта: - собрать материал о судьбах омских поэтов, участниках Великой Отечественной войны; - подчеркнуть значимую роль поэтического пера в жизни общества; - способствовать развитию творческих возможностей учащихся; - мотивировать интерес к исследовательской деятельности.

Краткая аннотация проекта

Здравствуйте, дорогие друзья! Человеческая память вечна!В этом году наша страна и все человечество будет отмечать 68-ю годовщину окончания самой страшной, кровопролитной войны. Много лет прошло с той победной минуты, но каждый из нас с глубоким волнением и болью в сердце слышит слова "Великая Отечественная война". Дороги войны... Они были суровы для всех. Не стали исключением и для поэтов. Многие из них не успели стать мастерами. Но это не главное... Главное, что их судьбу определила война. Известны ли вам имена поэтов-фронтовиков? Как сложилась их судьба? Знакомы ли вы с их творчеством? Ответы на эти и многие другие вопросы мы предлагаем вам найти, погрузившись в мир литературы и истории родного края. Вам предстоит поработать со справочной, художественной, публицистической литературой, выполнить увлекательные творческие задания. Ваш интерес к истории, литературе Омского края, творческое воображение, желание стать лучшими приведут к победе. Спешите! Мы желаем вам интересной, плодотворной, увлекательной работы и открытий!

Ключевые слова

  • Подберите 10 слов, характеризующих содержание книги о писателе Сибири
  • Запишите их непосредственно здесь
  • Используя сервис Wordle.net создайте "Облако слов" как рекламу книги
  • Картинку "облака слов" разместите на этой странице

Проблемный вопрос проекта

Как отразилась Великая Отечественная война в жизни и творчестве Омских поэтов?

Самостоятельные исследования учащихся в рамках учебного проекта

Вопросы для исследований школьниками жизни и творчества писателя/поэта связаны с проблемным вопросом, который формулируется автором-координатором проекта. Вот, напр., тема исследования школьника: Какие жизненные ориентиры мальчика из бедной семьи далекой глухой сибирской деревеньки помогли ему так многого добиться (о Ломоносове)?

1. Тема:

Вопрос для исследования:

Цель исследования:

Лента времени

2. Тема

Вопрос для исследования:

Цель исследования:

Варианты представления результатов исследования учащимся (выполняется библиотекарем-участником обучения): 3D-книга

3. Тема:

Вопрос для исследования:

Цель исследования:

Варианты представления результатов исследования (выполняется библиотекарей-участником обучения): Литературная анкета

Продолжительность работы над проектом

  • Здесь надо указать примерные сроки, на которые автор-координатор проекта рассчитывает - начало и завершение всех работ детей в проекте
  • Продумайте этапы проекта и сроки реализации каждого этапа - составьте задания для каждого этапа

Критерии оценивания работ учащихся

Необходимо продумать, как Вы будете оценивать работы учащихся. Для этого продумайте критерии оценок/самооценок. Например:

  • полнота раскрытия темы,
  • аккуратность и эстетичность проектной работы,
  • грамотность и др.

Ссылки на ресурсы Интернет по теме проекта

Современные читатели не только посещают детские и школьные библиотеки, берут книжки домой или читают в просторных залах библиотек. Это - читатели электронных книг и виртуальных библиотек, активно использующие цифровые источники информации и специальные устройства (букридеры). С помощью любой поисковой системы найдите 4-5 электронных полнотекстовых библиотек, которые содержат тексты произведений согласно теме Вашего проекта. Пример электронной библиотеки: Мировая цифровая библиотека Разместите список электронных библиотек на странице проекта

Рефлексия:Что учащимся понравилось/не понравилось в проекте

Во время проведения сетевого проекта невозможно обойтись без рефлексии участников, то есть мнения о том, понравилось или не понравилось ребенку работа, что именно понравилось или нет. Её можно проводить в разных формах. Наиболее простая форма проведения - это опрос в вики, или тот, который можно провести используя Google-форму. Что такое рефлексия можно прочитать в статье

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Введение

Актуальность выбранной темы

В октябре 2016 года мы готовили групповой мини-проект по теме «Моя малая Родина». Мы выбрали тему «Писатели города Мегиона». Продуктом нашего мини-проекта стал выпуск литературного журнала, посвященный Таисии Петровне Адартасовой. В процессе подготовки проекта мы узнали, что в нашем городе есть и другие замечательные писатели и поэты, с творчеством которых нам захотелось познакомиться поближе и, может быть, с некоторыми даже встретиться и побеседовать. А результаты анкетирования показали, что далеко не все дети знают имена поэтов и писателей нашего города и лишь немногие знакомы с их творчеством. (Приложение 1) Поэтому мы решили познакомиться поближе с нашими знаменитыми земляками и рассказать о них другим. Так и возникла идея создания выпусков литературного журнала, посвященных писателям и поэтам города Мегиона.

Цель: познакомиться с мегионскими писателями и создать серию журналов «Литературный Мегион».

Задачи:

    Изучить информацию о биографии и творчестве писателей города Мегиона;

    Встретиться с писателями и поэтами города Мегиона;

    Подготовить выпуски литературных журналов.

Вопросы, на которые хотим получить ответ:

    Какие писатели есть в нашем городе?

    Кто из мегионских писателей пишет для детей?

План работы

    Теоретическая часть.

2.1.Писатели Мегиона

Мегион - один из городов нашего северного края, живущий насыщенной творческой жизнью. Молодой город известен в регионе и за его пределами не только своими художниками и музыкантами. Здесь живут также талантливые писатели.

По мнению нашего земляка, известного литератора Сергея Луцкого, заслуга этих людей в том, что они создали творческую ауру там, где она не предполагалась. Основателей нефтяных городов мало интересовала духовная жизнь, на первом месте всегда было производство. Но человек не может только работать и - не любить, не думать о прекрасном, не думать о жизни. Именно это побуждает к творчеству и служит ему питательной средой. В непростых условиях Севера наши земляки создавали и продолжают создавать не только материальные ценности, но и то, без чего немыслим человек - ценности духовные.

Среди мегионских писателей, с творчеством которых мы познакомились, есть те, чья известность давно перешагнула границы нашего региона, а также те, кто только начинает свой путь в литературе. Творчество первых хорошо изучено, и информацию об их жизни и творческом пути не трудно было найти.

Произведения Виктора Николаевича Козлова, Лилии Парфирьевны Такташевой, Татьяны Владимировны Юргенсон, Елены Витальевны Храповой и других очень разнообразны, интересны, неповторимы. Многое написано ими для нас, детей. (Приложение 2) И сами писатели интересные и талантливые люди. Люди, влюблённые в свой край, в свой город и в своих земляков. В этом мы убедились, работая над нашим проектом.

2. 2. Творчество Таисии Петровны Адартасовой.

Таисия Петровна Адартасова родилась на Полтавщине в 1931 году на Покров Божьей Матери, 14 октября, в семье священника. В 1956 году получила высшее образование по специальности инженер-строитель путей сообщения. Работала мастером, прорабом, инженером. С 1972 года - художником-оформителем. В 1982 г. приехала в наш город, работала в НГДУ «Мегионнефтегаз» строймастером, художником-оформителем, в 1986 году ушла на заслуженный отдых.

Началом своего литературного пути Т. П. Адартасова считает 1986 год, в этот период она стала писать стихи. В 2000 году вышла первая книга стихов Т.П. Адартасовой «Благослови, Всевышний!», тема духовных стихов - естественное выражение личной связи с Богом, с миром. Воспоминаниями о своем военном детстве Таисия Петровна делится в своей книге «Вера. Мужества. Победа. Жизнь», которая вышла в 2011 году.

Книга «Наши меньшие друзья» посвящена нам, детям. Стихи из этой книги необыкновенно детские и ясные. В книгах живут хорошо знакомые нам персонажи - веселые собаки, ласковые кошки, непоседливые птицы. Таисия Петровна берет разнообразные и непредсказуемые сюжеты для своих детских стихов из повседневной жизни и превращает их в веселую игру, обогащая виртуозной игрой слов, загадок и словосочетаний. Важную роль в успехе детской книги «Наши меньшие друзья» играет ее оформление. В роли иллюстратора книги выступил сын Таисии Петровны - Александр. По словам мамы, сын любит работать с её текстом, чувствует его и получается суперкнижка. Автору и художнику важно мыслить и чувствовать созвучно.

Любовь к животным и ответственность за жизнь «своих братьев меньших» помогают Таисии Петровне преодолевать трудности и в жизни, - дома у нее живет более 10 кошек. И в этом мы убедились, когда встретились с ней.

2. 3. Творчество Лилии Парфирьевны Такташевой.

Лилия Парфирьевна родилась и выросла в Средней Азии. Отец был военным. Мама работала в городской библиотеке заведующей, поэтому книги занимали не последнее место в формировании характера и интересов Лилии Парфирьевны. В школе больше всего любила математику, и это определило выбор профессии. Окончив Душанбинский педагогический институт, Л.П. Такташева получила специальность учителя физики и математики. В 1972 году она вместе с мужем переехала в маленький поселок Мегион и всей душой полюбила наш северный край. Лилия Парфирьевна около двадцати лет проработала в школе. Ни в детстве, ни в юности Л.П. Такташева не писала стихов. Свое первое стихотворение она написала в 55 лет. А вдохновила ее на создание поэтических строк суровая северная природа. Чтобы стать писателем, нужно не только много знать, но еще с особой остротой чувствовать, видеть окружающий мир, слышать его музыку. И все это суметь передать в слове, в стихотворной строке. Постепенно Лилия Парфирьевна поняла, что лучше всего у нее получаются стихи для детей.

В 2000 году вышла в свет ее первая книга стихов «Голубые небеса», которую с радостью читали и дети, и взрослые. Книга была посвящена двадцатилетию города Мегиона.

Яркая красочная книга «Чудесная планета» была издана в 2007 году. В нее вошли не только стихи для маленьких детей, но и стихи для подростков, пейзажная лирика. О книге написано очень много отзывов читателями Центральной детской библиотеки.

В 2011 году Лилия Парфирьевна подарила юным мегионцам новую книгу «Земные радости», в которую включены не только стихи, но и рассказы для ребят всех возрастов. «Никогда никого не обижу», - говорит автор, делясь с вами - читателями своими выдумками, наблюдениями и чувствами и мечтая о том, чтобы «все жили дружно на этой планете». Веселые и грустные, поучительные и озорные стихи и рассказы проникнуты искренней любовью ко всем героям книги - мальчишкам и девчонкам, ко всем пичугам и зверюшкам - обитателям леса и городского двора или фермы.

Её последняя книга «Солнечный цветочек» была признана победителем в номинации «Лучшая детская книга 2015 года» в престижном литературном конкурсе.

На стихи Л. Такташевой написано несколько песен, в том числе Санкт-Петербургским композитором Ж. Металлиди (сборник песен для детей «Петь по-всякому могу»).

В Центральной библиотеке выпущен библиографический указатель «Планета Лилии Такташевой».

Л.П. Такташевой очень любит проводить творческие встречи с юными мегионцами. Не отказала она и нам. Наша встреча состоялась в декабре 2016 года. Об этом мы расскажем ниже.

2. 4. Творчество Виктора Николаевича Козлова.

Имя Виктора Николаевича известно в нашем городе если не каждому, то абсолютному большинству. Он - известный в области поэт и прозаик, автор шестнадцати книг для взрослых и детей, среди которых: «Мегионцы - это мы», «Первопроходцы», «Мегионское вдохновение» «Теплынь», «Воспоминания о Малышовое», «От Покрова до Покрова» и другие.

Родился Виктор Николаевич на Алтае в деревне Косиха в 1937 году. В семье было четверо детей. Отец Николай Федорович погиб на фронте, мать Вера Григорьевна поднимала детей в одиночку. Его детство военной и послевоенной поры было трудным, голодным, но все же не лишено радости. Самой главной страстью Виктора Николаевича в годы отрочества была страсть к чтению. После окончания школы он поступил в Уфимский нефтяной институт, закончив который едет осваивать Сибирь. О труде нефтяника знает не понаслышке, он первопроходец, буровик. Стихи сопровождают его везде.

Жизнь моя началась на Алтае,

Словно стих, полнозвучной строфой.

Малышовки пора золотая

Срифмовалась над старой Уфой.

Усть-Балык, Уренгой, Русскинские,

Мегион, Нижневартовск, Сургут.

Пополнял я страны кладовые,

Обживал вместе с вами тайгу.

Для юных читателей Виктор Николаевич написал три детские книги. Яркая, красочная книга «Страна Мегиония» вышла в 2000 году к двадцатилетию города Мегиона с посвящением старшей внучке Ксении. В ней Виктор Николаевич воспевает наш округ, город Мегион, замечательных людей, которые «добывают нефть и газ», юных жителей страны Мегионии.

Город Мегион и я,

это - Мегиония!

Это - целая страна!

Я живу здесь не одна,

в Мегионии живет

замечательный народ!

В том же году выходит вторая детская книга В.Н. Козлова «Голуба-душа лесная». С помощью этой книги можно заняться изучением родного края - его богатого растительного и животного мира. Ведь столько неизведанного, загадочного, интересного хранит в себе северная тайга!

В 2012 году вышла замечательная детская книга В.Н. Козлова «Буквой «М», которую он посвятил внукам - Ксении, Маше и Коле. Эта книга для детей и про детей, о детстве самого писателя - Виктора Николаевича, его детей, внуков. В книге - история, биография большой, дружной семьи, а вместе с тем, - при внимательном прочтении - это история нашего города - страны Мегионии, нашей большой и малой Родины. В стихах звучат слова - дружба, доброта, мама, папа, Родина, радость. А радостью делиться всегда приятно.

Стихи для этой книги написаны в разное время. В них перекликается чувство нежности и окрыляющей радости за детство счастливое и мирное чувство горчайшей боли за детство, украденное войной. Прошло много лет с той далекой Великой Отечественной войны, но пережитое в детстве, до конца жизни не отпускало Виктора Николаевича, словно невыплаканные детские слезы, застывают стихотворными строчками. И очень важно было передать эту нить родства, преемственность тем, кто был рожден позже - детям, внукам.

Нам всем очень хотелось встретиться с нашим знаменитым земляком. Но не получилось. 6 января 2017 года Виктора Николаевича не стало. Для нас, детей, Виктор Козлов навсегда останется создателем доброй и светлой страны «Мегионии». Память о нем навсегда останется в наших сердцах! Ведь Виктор Николаевич передавал через свое творчество любовь к жизни, людям, природе, родному городу и краю, нам, читателям! Виктору Николаевичу мы посвятили наш третий выпуск «Памяти В.Н. Козлова».

2.5. Творчество Татьяны Владимировны Юргенсон.

Хотим рассказать ещё об одном известном в нашем городе, и не только, человеке. О поэте, фотохудожнике и журналисте Татьяне Владимировне Юргенсон. Родилась она 9 января 1966 года в селе Степной Баджей Манского района Красноярского края. Окончила факультет журналистики Томского государственного университета.

В 1993 году Татьяна Владимировна приехала в Мегион работать в «Мегионских новостях». Была главным редактором культурно-просветительской газеты «Глаголъ». Работала в редакции газеты «Мегионские новости», пресс-секретарем главы администрации города Мегиона. Участвовала во Всесибирском семинаре молодых литераторов «Сибирские Афины» в Томске. С 1999 года возглавляет городское литературное объединение «Логос». Татьяна Владимировна является членом жюри окружных и городских литературных конкурсов и фотоконкурсов, викторин.

Произведения Татьяны Владимировны Юргенсон печатались в местной и центральной периодике, в коллективных сборниках и альманахах. Публиковались произведения под псевдонимами Т. Володина, Т. Владимирова, Т. Данилович.

В 2000 году вышла в свет первая поэтическая книга Татьяны Владимировны «Сказки странствий». А в 2004 году - её вторая поэтическая книга «Низвержение в Хумгат», в результате чего она была принята в Союз писателей России.

В соавторстве с хантыйским и мансийским поэтом Юрием Вэллой Татьяна Владимировна написала поэму-диалог «Охота на лебедей», которая переведена на английский, венгерский, немецкий, ненецкий, французский, хантыйский, эстонский языки.

Татьяна Владимировна написала несколько сказок, которые мы с удовольствием прочитали. А сказку «Маленькая снежинка» она прочитала нам сама. О нашей встрече в городской библиотеке №6, где работает писательница, в пятом выпуске журнала.

2. 6. Поэты нашего города.

Эту главу и четвёртый выпуск нашего журнала мы посвятили нескольким поэтам нашего города. Информацию о них, об их творчестве мы узнали от руководителя литературного сообщества Мегиона «Логос» Татьяны Владимировны Юргенсон. Здесь приводим информацию из сайта Централизованной библиотечной системы нашего города.

Елена Гостева (Елена Витальевна Храпова)

Поэт, журналист. Родилась 15 января 1961 года в деревне Казаково Вологодской области. Работала корреспондентом газеты «Мегионские новости», корреспондентом газеты «Местное время». В настоящее время работает корреспондентом в окружном журнале «Югра». Организатор ежегодного литературного Интернет-конкурса патриотической поэзии имени Станислава Золотцева на сайте «Литсовет».

Пишет на русском языке. Стихи публиковались в еженедельнике «Литературная Россия», газетах «Глаголъ», «Мегионские новости», «Местное время», «Тюменские известия», журналах «Голос эпохи», «Московский Парнас», «Тюмень литературная», «Югра», коллективных сборниках и альманахах «Кедровая грива», «Логос», «Эринтур», «Земляки», «Чаша круговая», «Под северным небом», хрестоматии по югорской литературе «Экология духовного прикрепления». Автор книг «Наследница», «Для горького счастья воскресну», «Стрекозка Горгона». Член Союза российских писателей с 2012 г.

Участник Второго Всесибирского семинара молодых литераторов «Сибирские Афины» в Томске. Лауреат премии губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области литературы. Член Союза российских писателей с 2012 г.

Анастасия Кедрова (Анастасия Ивановна Юсубова)

Поэт, драматург, музыкант, журналист. Родилась в Карелии, город Медвежьегорск. По образованию дирижер-хоровик, учитель, художник-оформитель. Училась на Высших курсах сценаристов и режиссеров, мастерская «драматургия игрового кино».

Работала преподавателем в средней школе, музыкальным руководителем, художником-оформителем, нефтяником, корреспондентом газеты, артистом. Лауреат и дипломант многих российских и международных фестивалей и конкурсов. Автор пьесы по мотивам книги Еремея Айпина «Гаснущий очаг», продюсер спектакля «Гаснущий очаг».

Андрей Сунцов (Артур Булкин)

Поэт. Нефтяник. Родился в 1973 году в г. Кушва Свердловской области. В городе Мегионе - с 1986 года. Окончил общеобразовательную школу №1, позже Свердловский государственный университет. Стихи пишет с 16 лет. С творчеством Андрея Сунцова можно познакомиться на литературном сайте сети Интернет: www.stihi.ru/avtor/.

Мы прочитали некоторые стихи наших поэтов, они нам очень понравились. Особенно стихи, которые написаны для детей. Нам удалось познакомиться только с малой частью их творчества, так как информации о них немного. Но у нас всё впереди. Надеемся, что мы сможем с ними встретиться, послушать их стихи и песни.

Таким образом, завершая эту большую главу, посвящённую творчеству наших писателей и поэтов, с уверенностью можем сказать, что мегионские поэты и писатели - они все очень разные, но похожи в одном - любви к литературе, родному городу, преданности делу, которым занимались всю жизнь. Хотя по профессии многие из них далеки от литературы: геологи, учителя, журналисты, фотохудожники, музыканты. Писатели Мегиона - люди интересной судьбы. И каждая такая судьба - часть истории нашего родного города. Мы очень рады, что нам удалось встретиться с некоторыми из них. Нашим встречам со знаменитыми земляками-писателями посвящена наша следующая глава.

3. Практическая часть

3. 1. Встреча Таисией Петровной Адартасовой.

Встречу с писательницей организовала нам мама Истоминой Дарьи, волонтёр. Даша сама давно знакома с Таисией Петровной, вместе с мамой они ходят к ней в гости, помогают ей. Готовясь к встрече, мы познакомились с биографией писательницы и её произведениями. Сходили в библиотеку, где нам показали её книжку «Наши меньшие друзья», которую она написала для детей. В этой книжке много хороших детских стихов, мы выучили понравившиеся нам. Нашли информацию о нашей писательнице на сайте библиотеки.

В октябре мы побывали в гостях у Таисии Петровны. (Приложение 3) Она рассказала нам о себе и о своих четвероногих друзьях - кошках, о которых она заботится каждый день. Мы задавали интересующие нас вопросы о творчестве, о её детских стихотворениях.

Мы были рады нашей встрече с Таисией Петровной. Родители предложили создать журнал, где бы мы могли рассказать о нашей встрече, а также о жизни и творчестве самой писательницы. Мы с радостью согласились, распределили роли, ведь над созданием журнала трудится немало людей. Но мы справились.

Журнал получился красочный. Девочки с удовольствием добавили в него рисунки, выступили художниками-оформителями. Текст помогли составить и напечатали наши мамы.

На защите в классе мы вчетвером представили наш мини-проект «Писатели Мегиона». Родители подготовили презентацию, помогли нам организовать выставку из книг наших местных авторов. Мы познакомили одноклассников с творчеством Таисии Петровны. Ребятам очень понравилось стихотворение «Рыбий жир», которое выразительно рассказали Вика и Максим. Родители наших одноклассников и Антонина Анатольевна с удовольствием пролистали наш журнал. Мы были очень рады, что все оценили нашу работу.

3. 2. Встреча с Лилией Парфирьевной Такташевой .

Организовать встречу с писателем, поэтом, живущим в данный момент за городом, нам помогла заведующая Центральной детской библиотекой Никулина Наталья Анатольевна. (Приложение 4) Встреча была назначена на 4 декабря 2016 года. Мы познакомились с творчеством писательницы, пролистали её великолепные сборники детских стихов. Учительница предложила пригласить на встречу наших одноклассников. Мы с радостью согласились. Решили с одноклассниками выучить по стихотворению, с родителями подготовили вопросы для нашей писательницы.

4 декабря 2016 года в Центральной детской библиотеке состоялась творческая встреча с Лилией Такташевой. (Приложение 5) Сотрудниками библиотеки были подготовлены чудесная выставка и интересная презентация, которые рассказали нам о жизненном и творческом пути писательницы. Наталья Анатольевна сообщила нам, что Лилия Парфирьевна в 2015 году получила почётный диплом победителя престижного литературного конкурса «Книга года - 2015». Книга «Солнечный цветочек» была признана победителем в номинации «Лучшая детская книга 2015 года». После встречи мы с удовольствием полистали красочные страницы этой чудесной книги. Мы узнали, что яркие и интересные иллюстрации к этой книге принадлежат нашему мегионскому художнику и преподавателю Степановой Елене Михайловне.

Лилия Парфирьевна рассказала нам о себе, о своём пути в литературу, о своём творчестве. Она прочитала нам свои известные стихотворения, познакомила с новыми, ещё не опубликованными. Они нам понравились. Мы сами с удовольствием читали её чудесные стихи.

Вика и Максим прочитали Лилии Парфирьевне стихи собственного сочинения. Она отметила, что стихи хорошие, но требуют небольших доработок. Нам нужно поработать над рифмой и ритмикой стихотворения, стараться избегать повторов и рифмовки глаголов. Вот такой мастер-класс от знаменитой писательницы.

Встреча с Лилией Парфирьевной была замечательной и увлекательной. Было очень интересно послушать саму писательницу, она прекрасно читает стихи и интересно рассказывает. Многие стихи из её жизни, было интересно узнать, как они рождались, что чувствовала писательница, когда их писала. Наша писательница очень добрая и любит детей. А ещё мы поняли, что Лилия Парфирьевна очень любит наш суровый край, воспевает в своих произведениях его красоту, прелесть, хрупкость, призывает и нас видеть эту красоту, беречь природу родного края.

После нашей встречи на сайте библиотеки была опубликована статья с нашими фотографиями. Статья называется: «Мастер-класс от Лилии Парфирьевны Такташевой». (Приложение 6)

3. 3. Встреча с Татьяной Владимировной Юргенсон.

Встретиться с ещё одной нашей писательницей предложила нам Никулина Наталья Анатольевна. Она нам рассказала, что Татьяна Владимировна написала несколько сказок. А мы любим сказки. И, конечно же, нам захотелось почитать сказки нашей землячки, познакомиться с ней. Татьяна Владимировна пригласила нас в библиотеку, чтобы почитать нам свои произведения. Мы с радостью согласились. (Приложение 7)

Мы с удовольствием послушали сказку «Маленькая снежинка». И в морозный, ветреный день марта вместе с Крошкой Динь совершили сказочное путешествие. Побывали в снежной тучке, подружились с солнечным лучиком Фаном, добрым Ветерком, разбудили первый весенний цветок - подснежник.

Татьяна Владимировна показала нам сборник своих сказок, который ещё не издан. Нам очень понравились необычные, чёрно-белые иллюстрации, созданные нашим мегионским художником Степановой Еленой Михайловной. С рисунками Елены Михайловны мы уже знакомы. С удовольствием рассматривали её красочные иллюстрации, когда листали страницы книг Лилии Такташевой.

Татьяна Владимировна рассказала нам о себе, ответила на наши вопросы. Мы узнали, что она начала писать, когда училась в школе, даже изложение во втором классе написала в стихотворной форме, а в восемнадцать лет сожгла свои стихотворения, но не переставала их писать. Любит путешествовать, сочинять стихи, фотографировать, а свои сказки она написала для своих детей, когда они были ещё маленькими.

Мы с удовольствием прочитали сказки «Ночной фонарь», «Как валенки Алёнку в снег занесли», «Девочка и путешественник», «Алёша и Кораблик». Все сказки Татьяны Владимировны интересные, светлые, учат добру, взаимовыручке, учат ценить дружбу.

Татьяна Владимировна - внимательная и добрая, мы ей рассказали о себе, наших увлечениях, она с интересом нас слушала. Подарила нам свою книгу с автографом - сборник стихотворений. Мы были очень рады нашей встрече со знаменитой писательницей.

Нам захотелось познакомить наших одноклассников с замечательными сказками Татьяны Владимировны. Мы попросили нашего учителя почитать в классе понравившуюся нам сказку «Ночной фонарь». Нашим одноклассникам она тоже понравилась. Мы с удовольствием нарисовали к ней иллюстрации. (Приложение 8)

3.4. Изготовление журналов.

Анкетирование, проведенное нами в самом начале работы над проектом, показало, что большинство наших одноклассников не знакомо с творчеством мегионских писателей. Именно поэтому мы решили создать несколько выпусков литературного журнала, прочитав которые, дети смогут познакомиться с жизнью и творчеством писателей Мегиона.

Создавать журналы нам помогали мамы. Обложку оформил дизайнер, мамы распечатали в типографии макеты журналов и фотографии. После встречи с каждым писателем, мамы помогали нам набирать текст на компьютере. А журнал мы оформляли все вместе - вырезали и вклеивали составленный текст, закрашивали листы, подбирали фотографии и картинки. Нам очень понравилось создавать журналы. Это так увлекательно! (Приложение 9)

4. Заключение.

4.1. Выводы

Нам очень понравились встречи с нашими писателями, мы и не представляли, что живём в одном городе и в одно время с такими творческими людьми. И Таисия Петровна, и Лилия Парфирьевна, и Татьяна Владимировна- добрые, хорошие и отзывчивые. Они все были рады нашим встречам, пожелали увидеться c нами ещё не раз. Надеюсь, мы ещё встретимся, послушаем их произведения и поговорим еще о чем-нибудь, например, об их жизни, так как хочется ещё узнать что-то интересное. Уверены, что через несколько лет их рассказы, сказки, стихи обязательно будут изучать в учебниках литературы.

После встреч с писателями остались только самые добрые впечатления. Мы очень рады, что Лилия Парфирьевна Такташева, Татьяна Владимировна Юргенсон, Таисия Петровна Адартасова, Виктор Николаевич Козлов - наши современники и земляки. Как уже было сказано выше, нами были изготовлены журналы, в которых мы постарались осветить биографию и творчество наших писателей, а также их прекрасные произведения, рассказать о наших встречах с этими удивительными людьми.

4.2. Рефлексия

Целью нашего проекта было встретиться с писателями и изготовить журналы, посвященные их творчеству. За время работы над проектом мы учились определять и достигать поставленные перед нами задачи. Для этого мы находили нужную и интересную информацию, пользуясь разными источниками. Мы подробно изучили информацию о жизненном и творческом пути наших местных писателей и поэтов. Были организованы и проведены встречи с Т.П. Адартасовой, Л.П. Такташевой и Т.В. Юргенсон. Нами изготовлены журналы, в которых мы постарались осветить не только биографию и творчество мегионских писателей, но и подробно рассказать о наших встречах с ними. Мы познакомили наших одноклассников с некоторыми произведениями писателей и поэтов, пригласили их на встречу с Л.П. Такташевой.

Хотим отметить, что для нас самым важным в нашей работе стали встречи с писателями. Мы и не представляли, что живём в одном городе и в одно время с такими интересными, талантливыми, людьми!

5.Список литературы:

    Адартасова Т.П., Адартасов А.В. Наши меньшие друзья / Т.П. Адартасова, А.В. Адартасов. - Новосибирск: Солярис, 2000. - 23с.

    Козлов В.Н. Буквой «М»: стихи для детей / В.Н. Козлов. - Екатеринбург: Банк культурной информации, 2011. - 128 стр.

    Козлов В.Н. Голуба - душа лесная. Стихи для детей / В.Н. Козлов. - Нижневартовск: Изд-во «Приобье». 2000. - 96 стр.

    Козлов В.Н. Страна Мегиония. Стихи для детей / В.Н. Козлов. - Шадринск: Изд-во ПО «Исеть», 2000. - 84 стр.

    Такташева Л.П. Голубые небеса: стихи / Л.П. Такташева. - Новосибирск: Изд. центр «Агро», 2000. - 46 с.

    Такташева Л.П. Земные радости: стихи и рассказы для детей / Л.П. Такташева. - Екатеринбург: Изд. дом «Сократ», 2011. - 128 с.

    Такташева Л.П. Солнечный цветочек: книга для детей / Л.П. Такташева. - Санкт-Петербург: [Б. и.], 2014. - 64 c.

    Такташева Л.П. Чудесная планета. На этой чудесной планете живут расчудесные дети: стихи для детей / Л. П. Такташева. - Екатеринбург: ООО «Баско», 2007. - 110 с.

    Юргенсон Т.В. Ночной фонарь. // Под северным небом: коллективный сборник. - Мегион, 2000. - 195 стр.

    Высокие широты: поэзия и проза литераторов Нижневартовского район. - Екатеринбург, 2013.

    О времени, о литературе, о себе: литературно-критический сборник. - Екатеринбург, 2007.

    Под северным небом: коллективный сборник. - Мегион, 2000. - 234 стр.

6. Приложения

Приложение 1

Результаты анкетирования обучающихся 1 «д» класса МБОУ «СОШ №4» на тему «Писатели Мегиона»

Приложение 2

В библиотеке. Готовимся к проекту.

Приложение 3

В гостях у Таисии Петровны Адартасовой.

Приложение 4

Встреча с заведующей Центральной детской библиотеки

Никулиной Натальей Анатольевной

Приложение 5

Встреча с Такташевой Л.П.

Приложение 6

Мастер-класс от Лилии Такташевой (6+)

http://www.megionlib.ru/company/news/6375/

4 ноября в Центральной детской библиотеке состоялась творческая встреча учащихся 1 Д класса МБОУ СОШ № 4, родителей с мегионской писателем Лилией Такташевой.

Лилия Такташева занимает достойное место в литературной жизни не только Мегиона, но и за его пределами. Она автор четырех замечательных детских книг - «Голубые небеса», «Чудесная планета», «Земные радости», «Солнечный цветочек».

В 2015 году Лилия Парфирьевна получила почетный диплом победителя престижного литературного конкурса «Книга года - 2015», проводимого Департаментом информационной политики Тюменской области. Её книга «Солнечный цветочек» признана победителем в номинации «Лучшая детская книга - 2015 года».

Инициаторам встречи стали сами ребята с родителями. Работая над проектом о мегионских писателях, они обратились в библиотеку с просьбой организовать творческую встречу с писателем. Лилия Парфирьевна с интересом откликнулась на это предложение.

В ходе литературной встречи, она рассказала читателям и гостям библиотеки о своем пути в литературу, прочитала не только опубликованные, но и новые стихи, поиграла с ребятами в литературную игру «Добавлялки», поделилась творческими планами.

Ребята с родителями порадовали Лилию Парфирьевну чтением стихов, задавали интересные вопросы о творчестве, о детстве, ведь им предстоит создать проект, продуктом которого станет выпуск журнала о творчестве Лилии Такташевой.

Во второй части мероприятия двое из ребят прочитали стихи собственного сочинения. Лилия Парфирьевна дала свои советы по написанию стихов: как правильно подобрать рифму, задать нужный ритм, звучание, посоветовала ребятам побольше читать, учить стихи наизусть и не бояться сочинять, фантазировать.

Наталья Никулина,

заведующий ЦДБ

Приложение 7

Встреча с Татьяной Владимировной Юргенсон

Приложение 8

Рисунки нашего класса

Приложение 9

Обложки журналов

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Монашевская средняя общеобразовательная школа»

Менделеевского муниципального района Республики Татарстан.

Проект:

«Писатели и поэты моего края»

Работу выполнила:

Павлова Злата

Ученица 4 класса, 10 лет.

Руководитель:

Актанова Ольга Геннадьевна

Учитель начальных классов

Менделеевский район РТ, село Монашево

2016 год

I. Введение

Моя малая Родина – это село Монашево. Удивителен и загадочен край, в котором я живу. Невозможно описать словами бескрайние поля и луга, реки, озёра, леса. Здесь я родилась, росла и делала свои первые шаги. Каждый уголок её прекрасен и щедр. Недаром многие писатели и поэты воспевают наш край в своих стихах и рассказах.

Щедра наша земля природой, разнообразен его растительный и животный мир. И всё же главное его богатство – это люди: доброжелательные, гостеприимные, умные и знаменитые, которыми мы гордимся. А некоторые из них, о которых я хочу сегодня рассказать воспевали эту красоту в своих стихах и рассказах.

Желание познакомиться и познакомить моих сверстников с талантливыми мастерами художественного слова и определило актуальность данной работы.

Исходя из этого, цель моей работы заключается в формировании чувства любви к «малой Родине» через знакомство с творчеством знаменитых поэтов писателей.

Задачи выражаются в воспитании интереса к изучению своего родного края, желании учиться, знать поэтов и писателей, стремлении к чтению, любви к книге.

Краткая аннотация проекта

В каждой строчке стихотворений Монашевских поэтов звучит огромная, искренняя любовь к родному краю, восхищение его красотой. Проект направлен на изучение их творчества. Мне предстояло узнать и обобщить сведения о жизни и творчестве поэтов. Я посетила школьную и сельскую библиотеки нашего села, изучила сборники стихотворений и информацию из интернета. Выделила, какие стихотворения написаны для детей. Узнала, что много его стихотворений внесены в школьную программу по удмуртской литературе.

Этапы работы над проектом :
- выбор темы проекта
- определение целей и формирование задач проекта
- беседы с учителями школы
- беседы с библиотекарем школы
- работа с ресурсами интернета

Работа по сбору информации
- оформление материалов исследования

II. Основная часть:

Славится наша деревня именитыми поэтами и писателями. Это люди, прославившие свою родную землю далеко за её пределами.

Всех их объединяет любовь к родному краю, красоте окружающего мира. Они живут и жили радостями и тревогами своего времени, своей страны.

В их произведениях звучат любовь к родным местам, людям.

Белоногов Александр Егорович (1932)

Родился в дер. Вандэмо (Монашево) Менделеевского района республики Татарстан в крестьянской семье. Его детство выпало на трудные годы войны. Окончил Сарапульскую сельскохозяйственную школу (1954) и Можгинское медицинское училище (1962). Учился в Удмуртском педагогическом институте и на Высших литературных курсах при Литературном институте им. А. М. Горького. Стихотворения Александра Белоногова стали публиковаться в районной и республиканской печати с 1950 г. В 1958 г. вышел первый сборник стихотворений «Нырысетй вераськон» («Первый разговор»), в 1981 г. - первый сборник в переводах на русский язык «Таволга». Александр Белоногов - автор третьего в удмуртской литературе венка сонетов «Вужмонтэм кузьым» («Нестареющий подарок»), своеобразной лирической поэмы о чувстве долга человека перед Родиной и людьми, взрастившими его.

В последние годы Александр Егорович много работает над жанром лирической песни, сам же сочиняет музыку. В 2011 году он стал лауреатом республиканской премии им. Кузебая Герда. В конце мая А. Белоногов вышел из своего дома по направлению к садоогороду и обратно не вернулся; его тело не найдено.


Белоногов Николай Егорович (1938)

Николай Егорович Белоногов родился 18 декабря 1938 г. в деревне Вандэмо (Монашево) Елабужского района Татарской АССР. Среднюю школу окончил экстерном в 1966 г. Поступил во Всесоюзный юридический заочный институт, но-по болезни не окончил его.

Трудовая биография началась с шестнадцати лет. Работал в связи, на дорожном строительстве. В девятнадцать лет - сотрудник газеты «Советской Удмуртия», затем некоторое время с перерывами работал в районных газетах, заведовал отделом культуры Алнашского райисполкома. В 1971 г. вновь вернулся в редакцию газеты «Советской Удмуртия» и по настоящее время работает ее собственным корреспондентом.

Первые литературные произведения опубликованы в 1958 г. Позднее печатался в газетах «Советской Удмуртия», «Дась лу! », журнале «Молот». Его очерки и рассказы звучали по республиканскому радио.

Первая книга «Эн чигы сяськаез» («Не губи цветок») вышла в 1982 г. Ряд произведений включен в коллективные сборники. В 1989 г. вышел второй сборник прозы.

Герои произведений Н. Белоногова - это люди современной деревни, труженики промышленных предприятий, других сфер производства. Большинство его героев - борцы за торжество справедливости, за приумножение нравственных ценностей, болеют душой за сохранение честного имени.

Петров Михаил Петрович

(1905 - 1955)

Петров Михаил Петрович - выдающийся удмуртский писатель родился 21 ноября 1905 г. в деревне Монашево ныне Елабужского района Татарстана в семье крестьянина. С 12 лет остался без родителей. Окончил начальную сельскую школу. В 1923 г. окончил областную совпартшколу и был направлен в военную школу в г. Ульяновск, после окончания которой началась его служба в органах госбезопасности - с 1926 по 1932 гг. служил в войсковых частях г. Тирасполя и Ижевска. С 1933 г. работал в редакциях газеты «Удмурт коммуна» и журнала «Молот», был одним из организаторов Союза писателей Удмуртии.

В литературу М. Петров пришел в конце 20-х гг. На страницах газеты «Гудыри» в 1928 г. были напечатаны его первые рассказы, несколько стихотворений о Красной Армии и ряд частушек.

В 1934 г. выходит в свет первый сборник М.П. Петрова «Ошмес син» («Родник»), создает драму «Зибет зурка» («Иго содрогается»). В годы войны создал серию очерков и рассказов о фронтовых подвигах, вошедших в сборник «Улон понна» («Во имя жизни», 1948).В середине 30-х гг. принимает деятельное участие в фольклорных экспедициях и выпускает три сборника народных песен.

В удмуртской поэзии видное место занимают поэмы М. Петрова: «Былое» (1935), «Слово родному народу» (1938), «Наташа» (1946), «Италмас» (1946), «Песня не умрёт» (1950)

Центральное место в творчестве М. Петрова занимает известный роман «Вуж Мултан» («Старый Мултан», 1954)

Выдающийся писатель удмуртского народа Михаил Петрович Петров внес большой вклад в национальную литературу. Советское правительство высоко оценило его труд, наградив первого из удмуртских писателей орденом Трудового Красного Знамени.

Его давно уже нет в живых, но память о нём жива. В нашей школе часто проводят встречи, конференции, посвященные творчеству классика удмуртской литературы . На этих встречах особая роль отводится Ольге Михайловне Билоус – внучке Михаила Петрова , которая всегда старается присутствовать на них и рассказывает о нём много интересного. Вот и на этой встрече 2015 года она поведала нам интересную историю: оказывается у него есть сын, которого он усыновил во время войны. Мы теперь обязательно постараемся с ним наладить связь. На таких конференциях я стараюсь принимать активное участие. В 20 14 году участвовала в конкурсе стихов с его замечательным стихотворением «Италмас», а также в конкурсе сочинений. В обоих конкурсах заняла 1 место. Мне очень хочется знать о своих земляках всё больше и больше и этим я зажгла своих товарищей. Мы стали собирать о них информацию и оформлять альбомы. Это только начало нашей работы, которую мы собираемся продолжить.

III. Заключение

Я очень горда, что родилась именно на этой земле, где родились такие выдающиеся люди. Народ без прошлого не имеет будущего. Он должен помнить и знать прошлое и настоящее своего края. Существует мудрое изречение: «Чтобы человек был счастливым, у него должны быть «корни и крылья».

Ожидаемые результаты : Эта работа поможет нам в дальнейшей учёбе, так как в старших классах мы более подробно будем знакомиться с творчеством этих писателей, а так же очень хорошим материалом может прослужить при проведении классных часов и конференций.

Список литературы:

1.Петер Домокош «История удмуртской литературы» Издательство Ижевск «Удмуртия», 1993 г.

2.Ресурсы Интернет

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Монашевская средняя общеобразовательная школа»
Менделеевского муниципального района Республики Татарстан.
Проект:
«Писатели и поэты моего края»
Работу выполнила:
Павлова Злата
Ученица 4 класса, 10 лет.
Руководитель:
Актанова Ольга Геннадьевна
Учитель начальных классов
Менделеевский район РТ, село Монашево2016 год
I. Введение
Моя малая Родина – это село Монашево. Удивителен и загадочен край, в котором я живу. Невозможно описать словами бескрайние поля и луга, реки, озёра, леса. Здесь я родилась, росла и делала свои первые шаги. Каждый уголок её прекрасен и щедр. Недаром многие писатели и поэты воспевают наш край в своих стихах и рассказах.
Щедра наша земля природой, разнообразен его растительный и животный мир. И всё же главное его богатство – это люди: доброжелательные, гостеприимные, умные и знаменитые, которыми мы гордимся. А некоторые из них, о которых я хочу сегодня рассказать воспевали эту красоту в своих стихах и рассказах.
Желание познакомиться и познакомить моих сверстников с талантливыми мастерами художественного слова и определило актуальность данной работы.
Исходя из этого, цель моей работы заключается в формировании чувства любви к «малой Родине» через знакомство с творчеством знаменитых поэтов писателей.
Задачи выражаются в воспитании интереса к изучению своего родного края, желании учиться, знать поэтов и писателей, стремлении к чтению, любви к книге.
Краткая аннотация проекта
В каждой строчке стихотворений Монашевских поэтов звучит огромная, искренняя любовь к родному краю, восхищение его красотой. Проект направлен на изучение их творчества. Мне предстояло узнать и обобщить сведения о жизни и творчестве поэтов. Я посетила школьную и сельскую библиотеки нашего села, изучила сборники стихотворений и информацию из интернета. Выделила, какие стихотворения написаны для детей. Узнала, что много его стихотворений внесены в школьную программу по удмуртской литературе.
Этапы работы над проектом:- выбор темы проекта- определение целей и формирование задач проекта- беседы с учителями школы- беседы с библиотекарем школы- работа с ресурсами интернета
- работа по сбору информации - оформление материалов исследования
II. Основная часть:
Славится наша деревня именитыми поэтами и писателями. Это люди, прославившие свою родную землю далеко за её пределами.
Всех их объединяет любовь к родному краю, красоте окружающего мира. Они живут и жили радостями и тревогами своего времени, своей страны.
В их произведениях звучат любовь к родным местам, людям.
4533908064500
Белоногов Александр Егорович (1932)
Родился в дер. Вандэмо (Монашево) Менделеевского района республики Татарстан в крестьянской семье. Его детство выпало на трудные годы войны. Окончил Сарапульскую сельскохозяйственную школу (1954) и Можгинское медицинское училище (1962). Учился в Удмуртском педагогическом институте и на Высших литературных курсах при Литературном институте им. А. М. Горького. Стихотворения Александра Белоногова стали публиковаться в районной и республиканской печати с 1950 г. В 1958 г. вышел первый сборник стихотворений «Нырысетй вераськон» («Первый разговор»), в 1981 г. - первый сборник в переводах на русский язык «Таволга». Александр Белоногов - автор третьего в удмуртской литературе венка сонетов «Вужмонтэм кузьым» («Нестареющий подарок»), своеобразной лирической поэмы о чувстве долга человека перед Родиной и людьми, взрастившими его.
В последние годы Александр Егорович много работает над жанром лирической песни, сам же сочиняет музыку. В 2011 году он стал лауреатом республиканской премии им. Кузебая Герда. В конце мая А. Белоногов вышел из своего дома по направлению к садоогороду и обратно не вернулся; его тело не найдено.
4381513144500
Белоногов Николай Егорович (1938)
Николай Егорович Белоногов родился 18 декабря 1938 г. в деревне Вандэмо (Монашево) Елабужского района Татарской АССР. Среднюю школу окончил экстерном в 1966 г. Поступил во Всесоюзный юридический заочный институт, но-по болезни не окончил его.
Трудовая биография началась с шестнадцати лет. Работал в связи, на дорожном строительстве. В девятнадцать лет - сотрудник газеты «Советской Удмуртия», затем некоторое время с перерывами работал в районных газетах, заведовал отделом культуры Алнашского райисполкома. В 1971 г. вновь вернулся в редакцию газеты «Советской Удмуртия» и по настоящее время работает ее собственным корреспондентом.
Первые литературные произведения опубликованы в 1958 г. Позднее печатался в газетах «Советской Удмуртия», «Дась лу! », журнале «Молот». Его очерки и рассказы звучали по республиканскому радио.
Первая книга «Эн чигы сяськаез» («Не губи цветок») вышла в 1982 г. Ряд произведений включен в коллективные сборники. В 1989 г. вышел второй сборник прозы.
Герои произведений Н. Белоногова - это люди современной деревни, труженики промышленных предприятий, других сфер производства. Большинство его героев - борцы за торжество справедливости, за приумножение нравственных ценностей, болеют душой за сохранение честного имени.
-6096015113000Петров Михаил Петрович
(1905 - 1955)
Петров Михаил Петрович - выдающийся удмуртский писатель родился 21 ноября 1905 г. в деревне Монашево ныне Елабужского района Татарстана в семье крестьянина. С 12 лет остался без родителей. Окончил начальную сельскую школу. В 1923 г. окончил областную совпартшколу и был направлен в военную школу в г. Ульяновск, после окончания которой началась его служба в органах госбезопасности - с 1926 по 1932 гг. служил в войсковых частях г. Тирасполя и Ижевска. С 1933 г. работал в редакциях газеты «Удмурт коммуна» и журнала «Молот», был одним из организаторов Союза писателей Удмуртии.
В литературу М. Петров пришел в конце 20-х гг. На страницах газеты «Гудыри» в 1928 г. были напечатаны его первые рассказы, несколько стихотворений о Красной Армии и ряд частушек.
В 1934 г. выходит в свет первый сборник М.П. Петрова «Ошмес син» («Родник»), создает драму «Зибет зурка» («Иго содрогается»). В годы войны создал серию очерков и рассказов о фронтовых подвигах, вошедших в сборник «Улон понна» («Во имя жизни», 1948).В середине 30-х гг. принимает деятельное участие в фольклорных экспедициях и выпускает три сборника народных песен.
В удмуртской поэзии видное место занимают поэмы М. Петрова: «Былое» (1935), «Слово родному народу» (1938), «Наташа» (1946), «Италмас» (1946), «Песня не умрёт» (1950)
Центральное место в творчестве М. Петрова занимает известный роман «Вуж Мултан» («Старый Мултан», 1954)
Выдающийся писатель удмуртского народа Михаил Петрович Петров внес большой вклад в национальную литературу. Советское правительство высоко оценило его труд, наградив первого из удмуртских писателей орденом Трудового Красного Знамени.
Его давно уже нет в живых, но память о нём жива. В нашей школе часто проводят встречи, конференции, посвященные творчеству классика удмуртской литературы. На этих встречах особая роль отводится Ольге Михайловне Билоус – внучке Михаила Петрова, которая всегда старается присутствовать на них и рассказывает о нём много интересного. Вот и на этой встрече 2015 года она поведала нам интересную историю: оказывается у него есть сын, которого он усыновил во время войны. Мы теперь обязательно постараемся с ним наладить связь. На таких конференциях я стараюсь принимать активное участие. В 20 14 году участвовала в конкурсе стихов с его замечательным стихотворением «Италмас», а также в конкурсе сочинений. В обоих конкурсах заняла 1 место. Мне очень хочется знать о своих земляках всё больше и больше и этим я зажгла своих товарищей. Мы стали собирать о них информацию и оформлять альбомы. Это только начало нашей работы, которую мы собираемся продолжить.
III. Заключение
Я очень горда, что родилась именно на этой земле, где родились такие выдающиеся люди. Народ без прошлого не имеет будущего. Он должен помнить и знать прошлое и настоящее своего края. Существует мудрое изречение: «Чтобы человек был счастливым, у него должны быть «корни и крылья».
Ожидаемые результаты: Эта работа поможет нам в дальнейшей учёбе, так как в старших классах мы более подробно будем знакомиться с творчеством этих писателей, а так же очень хорошим материалом может прослужить при проведении классных часов и конференций.
Список литературы:
1.Петер Домокош «История удмуртской литературы» Издательство Ижевск «Удмуртия», 1993 г.
2.Ресурсы Интернет

Ученики 4б класса

Проект, посвященный году литературы

Скачать:

Предварительный просмотр:

МКОУ «Кетченеровская многопрофильная гимназия»

Творческий проект

«Поэты родного поселка»

Выполнили ученики 4б класса

Содерхание

I. Введение.

II. Основная часть.

III. Заключение.

IV. Приложение.

V. Используемая литература.

I. Введение.

Актуальность.

Как говорят поэт в России-больше, чем поэт. И никто не может сказать о поэте лучше, чем говорят его стихи…

Поэзия не только украшает нашу жизнь, она воспитывает высокие и прекрасные порывы души, зовет к благородным свершениям. Мой интерес к поэтам и поэзии родного села возник неслучайно. Я, ученица 4б класса, Шурганова Байгуш, родилась здесь и меня интересует все, что связано с моим поселком.

2015 год объявлен годом литературы. Материлы моего проекта могут использовать учителя для проведения классных часов, литературных гостиных или на уроках литературного чтения и музыки.

Цель моей работы заключается в том, чтобы через знакомство с литературным наследием поселка вызвать интерес сверстников к поэтам, познакомить с их стихами, привить любовь к своему родному краю.

Объект исследования : поэты поселка Кетченеры.

Методы исследования : изучение литературы, периодической печати, беседа и интервью, исследование и анализ творчества писателей.

Задачи:

1. Изучить материал по данной теме.

2. Узнать жизненный путь поэтов, изучить стихи.

3. Оформить «Поэтическую тетрадь.»

4. Стремление к чтению, любви к книге.

Гипотеза:

Возможно, познакомившись с творчеством поэтов, мы станем больше ценить и любить нашу малую родину.

II. Основная часть.
Поэт - писатель - автор стихотворных, поэтических произведений.

По словарю И. Даля, поэт - человек, который наделен поэтическим отношением к окружающему, к жизни.

Со стихами поэтов мы знакомимся с раннего детства. Кто не знает стишки о зайчике или о бычке А. Барто или стихи- сказки К. Чуковского? Затем в школе, мы узнаем о великих русских поэтах А. Пушкине, М. Лермонтове. Я-калмычка, живу в Калмыкии и поэтому не могу не сказать о своих народных поэтах. Это: Д. Кугультинов, В. Нуров, В. Шуграева и многие другие.

И в нашем поселке много самобытных поэтов. К ним относятся В. Сухотаев, З. Сахарова и Н. Чапуртинов. Они вызывают у нас чувство гордости и уважения и действительно не на словах, а на деле являются патриотами своей земли.

Я посчитала своим долгом собрать материал о них, а самое главное познакомиться с их стихами.

В ходе своей работы я провела анкетирование среди учащихся 4 классов.Они должны были ответить на следующие вопросы:

2. Каких поэтов Калмыкии вы знаете?

3.. Знаете ли вы поэтов п.Кетченеры?

Всего опрошено 15 учеников. Результаты таковы.

Вопросы

Да

Нет

Каких поэтов Калмыкии вы знаете?

Знаете ли вы поэтов п.Кетченеры?

Многие знакомы с поэтами нашей Калмыкии. Знают таких мастеров слова как Давид Кугультинов. Вера Шуграева. Егор Буджалов. Но местных поэтов знают только 4 человека.

Итак, первый мой герой –это Василий Гомбович Сухотаев. Василий Гомбович родился 20 февраля 1952 годав селе Советская Сибирь Новосибирской области. В 1969 году окончил среднюю школу п. Кетченеры. Работал трактористом, потом служил в рядах Советской Армии. После армии он поступил в Калмыцкий Государственный университет на агрономический факультет. Где только не работал Василий Гомбович после окончания университета. Работал агрономом, был представителем Президента в Кетченеровском районе, редактором газеты «Алтн Булг». Из-под его пера вышли два сборника стихов: «Тюльпанные колокола»-2006 год и «Симфония степи»- 2011 год. Поклонники ждут новых, а до тех пор собираются на поэтических вечерах, которые организовывает районная библиотека.
Благодарные слушатели уважают поэта за любовь к родному поселку. У Василия Сухотаева есть одно замечательное стихотворение. Оно в прямом смысле стало гимном Кетченеровского района и всех тех, кто родился и вырос здесь. Ведь это он убедил всех нас, что лучшего места, чем Кетченеры не найти. Поэзия Василия Гомбовича волнует душу, дает почувствовать красоту родной степи. А разве можно забыть чудесные стихи о школе и учителях? Главные темы его стихов-это природа, родная земля, человек, любовь.

Родина… Что может быть дороже?

Родной земли, родных людей- пишет он.

У Василия Гомбовича 3 сына, внуки. Он член Союза журналистов России и Калмыкии. Тесно сотрудничает с журналом «Теегин герл», публикуется в районных и республиканских газетах.

Не оставляет равнодушными и стихи Зои Санджиевны Сахаровой.

Зоя Санджиевна Сахарова родилась 13 сентября 1958 года селе Кунгуро Тальменского района Алтайского края. В 1965 году пошла в 1 класс Советской средней школы. После окончания школы поступила в Калмыцкий Государственный университет на химико-биологический факультет и закончила его в 1982 году. Работала на станции юных натуралистов, в Доме детского творчества, отделе образования. А в данное время работает учителем химии и биологии в нашей гимназии. Зоя Санджиевна очень спокойный и скромный человек.

Главная тема ее поэзии – горячая любовь к родной земле, к людям. Много стихов о буднях и праздниках, природе родного края, о боли за судьбу многострадального народа, и конечно же, о родной школе.

Она пишет о том, что ее волнует, тревожит, о чем болит сердце.

Самый проникновенный поэт нашего поселка-это Николай Чапуртинов. Он родился 12 августа 1965 года в поселке Кетченеры. В 1982 году окончил Советскую среднюю школу№2. Два года отслужил в рядах Советской Армии. Детство и юность прошли в родном и любимом поселке. Он пишет:

Дорогие мои Кетченеры!

Сердцу милый, родимый мой край.

Я люблю тебя с раннего детства,

Здесь прошла моя юность с тобой.

Поэтический дар проявился в школьные годы. Сначала через школьные тетради, потом через армейскую службу. И сейчас он не перестает писать стихи. В этих стихах он часто воспевал родной край, родные места. Но только в 90-х годах он решился впервые напечатать свои стихи в газете «Алтн булг».


Творчество – часть его жизни. Наверное, именно поэтому его стихи пронизаны удивительной теплотой и душевностью, они отличаются простотой, мелодичностью.

Их основная тема-родное село, любовь к своим корням.Они отличаются простотой,мелодичностью.

Родная степь- ведь ты душа моя!

С тобой свободны мысли как орлы.

Тебя приветствую и обнимаю я

Под музыку чарующей домбры.

Василий Сухотаев, Зоя Сахарова, Николай Чапуртинов затрагивают тему депортации калмыцкого народа и Великой Отечественной войны. Это самые тяжелые и страшные события в жизни каждого человека. На стихи этих поэтов Анатолий Мацаков написал музыку и зазвучали прекрасные песни.

III. Заключение.

В ходе работы над проектом, я поняла, что могу познакомить учеников гимназии с поэтически одаренными личностями. Все авторы не мыслят себя вне родной земли, вдали от малой родины. Любовь к природе, любовь к земле своей, любовь к людям – этим пронизаны стихи поэтов. А еще они пронизаны добрыми и светлыми чувствами.

Возможно, познакомившись с творчеством поэтов, мы станем больше ценить и любить нашу малую родину?

Думаю, что их стихи очень нравятся людям. Лично мне они очень понравились. Читая их стихи, у людей появится желание совершить что-то хорошее по отношению к окружающему миру, людям, живущим рядом с нами.Знакомство с литературой наших поэтов позволит сблизить наше поколение к литературному богатству родного края, краю тюльпанных колоколов, сердцу милому, родимому краю.

Душа поэта-солнечный исток!

Пусть странным нам покажется сравненье

Но НИ его ль, не пушкинский ли слог

Мы называем истинным твореньем.

2024 teploblok29.ru. Строительный портал - Teploblok29.