Государственное регулирование развития туризма pdf. Государственное регулирование туристской индустрии в российской федерации

Во многих странах мира нередко туризм оказывался тем рычагом, использование которого позволяло оздоровить всю национальную экономику страны. Туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Туризм влияет на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально - экономического развития. Туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. По данным Всемирной туристской организации (ВТО), он использует примерно 7% мирового капитала, с ним связано каждое 16-е рабочее место, на него приходится 11 % мировых потребительских расходов и он дает 5% всех налоговых поступлений. Эти цифры характеризуют прямой экономический эффект функционирования индустрии туризма. Развитый туризм называют одним из главных феноменов XX века.

На наш взгляд, перспективы развития туристского комплекса во многом зависят от усиления государственного регулирования туристской сферы на общенациональном уровне, которое должно сочетаться с современной стратегией продвижения региональных турпродуктов. Государственное регулирование въездного туризма представляет целенаправленное воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов -- участников этого вида бизнеса и рыночную конъюнктуру для обеспечения благоприятных условий развития туризма, реализации государственных приоритетов. Оно включает в себя разработку государственной политики в этой сфере и выбор механизмов ее реализации.

Регулирование развития туризма представляет собой многоуровневую систему, включающую в себя:

  • · координацию и содействие развитию туризма в глобальном масштабе, которое осуществляется посредством Всемирной туристской организации при участии международных финансовых организаций;
  • · согласованность туристской политики на межгосударственном уровне, которая достигается через региональные туристские организации и специальные органы межгосударственных объединений (например, Европейское Сообщество);
  • · согласованность политики в области туризма на национальном и региональном уровнях, которое осуществляется через специально созданные государственные органы и общественные ассоциации туристских организаций.

Государственное регулирование развития туризма - это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру для обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма, реализации государственных социально-экономических приоритетов и выработки единой концепции развития туристской сферы. Это - сложный процесс, включающий в себя процедуру разработки государственной политики регулирования развития туризма, обоснования ее цели, задач, основных направлений, выбора инструментов и методов ее проведения (Рис. 4.).

В международной практике сложились три подхода к государственному регулированию въездного туризма.

Первый подход предполагает решение вопросов развития туризма на местах (самостоятельно субъектами хозяйствования) на основе принципов рыночной экономики.

Такой подход эффективен в развитых странах, где преобладают частные компании разной величины и специализации. Основное условие для такого подхода: страна должна быть привлекательна для иностранных туристов во всех отношениях и не нуждаться в особой рекламе ее туристского продукта на мировом рынке. В этом случае можно обойтись без специальных органов государственного регулирования туризма.

Второй подход предполагает создание специального государственного органа, наделенного значительными полномочиями и финансовыми ресурсами. Данный подход эффективен в случае, когда интересы въездного туризма требуют значительных средств для создания и поддержания на высоком уровне национального туристского продукта и туристской инфраструктуры, привлечения прямых иностранных инвестиций, поддержки мелкого и среднего бизнеса, обеспечения безопасности иностранных туристов.

Существует третий подход, когда функции государственного регулирования туризма возложены на многофункциональное министерство. В министерстве создается специализированное подразделение, которое занимается разработкой и совершенствованием нормативно-правовой базы, осуществляет координацию министерств, ведомств и региональных властей по вопросам развития международного туризма; налаживает связи с другими странами и международными организациями по вопросам развития туризма, занимается продвижением национального туристского продукта за рубежом; осуществляет информационное обслуживание туристского бизнеса.

Регулирование деятельности в туризме в большинстве зарубежных стран происходит при участии государственного и частного секторов.

Рисунок 4 - Методы государственного регулирования туризма

Результаты исследований, проведенных Всемирной туристической организацией (ВТО), показали растущее участие частных структур в процессе развития международного туризма при активной их поддержке со стороны государства.

Предполагается необходимым государственное регулирование в глобальном порядке осуществлять по двум основным обобщенным направлениям.

Первое направление связано с корректировкой рыночного саморегулирования путем составления планов (прогнозов) и государственных программ с учетом достаточно высокой степени стихийности осуществляемых сейчас соотношений в системах "спрос - предложение" на многие важные виды выпускаемой продукции и оказываемых услуг.

Второе направление обеспечивает осуществление социальных программ и социальное ориентирование рыночной экономики. Рыночное саморегулирование без должного государственного вмешательства приводит: к росту монополизации, ускорению расслоения населения страны на богатых и бедных, сокращению тех отраслей, которые не являются источниками получения моментальной прибыли (наука, культура, искусство, здравоохранение, просвещение и т.д.).

Таким образом, государственное регулирование в сфере туризма может осуществляться путем воздействия на расширение туристического рынка и осуществления соответствующей социальной политики.

Воздействие на расширение туристического рынка требует разработки рыночной стратегии продвижения туристического продукта. Стратегия представляет собой выбор долгосрочной оптимальной модели поведения на туристическом рынке, исходя из его особенностей. При любом стратегическом подходе соответствующие воздействия со стороны государственного и частного секторов обязательны.

Воздействие со стороны государственных органов различных уровней является определяющим в становлении организационно-экономического механизма управления отечественной сферой туризма.

Основными задачами государственного регулирования являются:

ѕ принятие решений по разработке организационно-экономической и социальной политики в области развития туризма, а также подготовка и принятие плана такого развития;

ѕ создание условий для решения проблем социального, адресного туризма;

ѕ разработка программ развития государственного и частного секторов, с учетом перечисленных только что направлений;

ѕ обеспечение эффективного инвестирования государственного и частного секторов;

ѕ обеспечение постоянного контроля за ходом и направлением развития туризма, учитывая его перспективность, как в экономике, так и в социальной жизни общества.

Государство регулирует туристский сектор непосредственно через Министерство по туризму или национальные туристские организации (НТО), а также косвенно с помощью правовых рычагов, поддержки своей инфраструктуры и международной политики. Государство влияет на туризм двумя путями: управляя спросом и доходами или управляя предложением и ценами. Для управления спросом государство использует следующие инструменты: маркетинг и продвижение, ценообразование и ограничение доступа. Составной частью маркетинга являются мероприятия по продвижению туризма, проводимые государством, и преследуют цель пробуждения спроса у потенциальных клиентов. Согласно рекомендациям ВТО эти мероприятия должны быть направлены на создание качественного имиджа страны, основанного на ее привлекательных символических характеристиках. Существуют разные способы создания качественного имиджа страны - это встречи специалистов с журналистами, приглашенными в страну, командировки отечественных специалистов за рубеж, выступления по телевидению и радио, бесплатное распространение брошюр, слайдов и видеоматериалов, а также участие в различных выставках-ярмарках, для чего приобретается стенд. Поскольку число организаций, включенных в мероприятия по продвижению туризма, велико, важную роль играет координация действий, которой обычно занимаются представительства государственных организаций за рубежом. Средства, выделяемые из бюджета на проведение мероприятий по продвижению туристского имиджа страны, могут превышать половину бюджета государственных организаций, причем большая часть бюджета идет на финансирование паблик рилейшнз (от одной трети до двух третей). Эффективность мероприятий по продвижению может увеличиться с помощью международных соглашений по кооперации между министерствами по туризму или организациями, ответственными за туризм. Цель этих действий - обмен или объединение усилий по продвижению (распространение плакатов, аудио- и визуальных материалов, совместное использование представительских офисов и т.д.). Существуют разные средства, с помощью которых государство может регулировать цены на туристскую продукцию. Во-первых, многие достопримечательности в стране находятся в сфере влияния государственного сектора, большинство авиакомпаний контролируется государством, а во многих развивающихся странах даже гостиницы принадлежат государству. Как правило, социальная инфраструктура и транспортные сети считаются естественными монополиями, и если они не принадлежат государству, то должны по крайней мере им контролироваться. Косвенно государство может повлиять на цену с помощью экономических рычагов (например, используя валютный контроль, который может привести к ограничению обмена валюты, в результате чего туристы вынуждены будут менять валюту по завышенной цене и тем самым увеличивать реальную цену путешествия); с помощью налогов от продаж, открытия магазинов в таможенных зонах и т.д. Государство, помимо вышеуказанных рычагов, может повлиять на спрос с помощью лицензирования или градации по качеству обслуживания. Эта мера особенно часто применяется в гостиничном бизнесе, когда количество предлагаемых номеров превосходит спрос и с помощью регулирования цен правительство не может устранить этот дисбаланс. Регулирование цен является очень непопулярной в рыночной экономике мерой, на которую правительства некоторых стран все-таки идут, чтобы сдерживать отечественные компании от соблазна получения сиюминутной выгоды в ущерб долгосрочным интересам туристского бизнеса страны. Кроме того, правительство, контролируя цены, может защитить интересы туристов, оградить их от сверхрасходов и, таким образом, поддержать репутацию страны.

Рисунок 5 - Система государственного регулирования развития туризма

Приоритетными направлениями государственного регулирования туристической деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.

Государственное регулирование туристической деятельности осуществляется следующим путем:

ѕ создания нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристической индустрии;

ѕ содействия в продвижении туристического продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;

ѕ защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;

ѕ стандартизации в туристической индустрии, сертификации туристического продукта;

ѕ установления правил въезда в РФ, выезда из неё и пребывания на её территории с учетом интересов развития туризма;

ѕ прямых бюджетных ассигнований на разработку и реализацию федеральных целевых программ развития туризма;

ѕ налогового и таможенного регулирования; представления льготных кредитов, установления налоговых и таможенных льгот туроператорам и турагентам, занимающимся туристической деятельностью на территории РФ и привлекающим иностранных граждан для занятия туризмом;

ѕ содействия кадровому обеспечению туристической деятельности;

ѕ развития научных исследований в сфере туристической индустрии;

ѕ содействия участию туристов, туроператоров, турагентов и их объединений в международных туристических программах; обеспечения картографической продукцией.

Таким образом, масштабность и важность туризма свидетельствуют о его принадлежности к стратегическим отраслям экономики страны, что требует непосредственного государственного регулирования, с целью обеспечения пропорциональности развития территориальных и отраслевых народнохозяйственных комплексов, обоснования политики занятости, обеспечения роста бюджетных доходов и управления состоянием платежного баланса.

Эффективному развитию туризма во многом мешает отсутствие четкого государственного регулирования развития туризма, неразвитость инфраструктуры, а также недостаточность изучения туризма с научной точки зрения.

Опыт различных стран показывает, что успех развития туризма напрямую зависит от того, как на государственном уровне воспринимается эта отрасль, насколько она пользуется государственной поддержкой. Любое цивилизованное государство для того, что бы получать от туриндустрии доходы в бюджет, должно вкладывать средства в исследование своих территорий для оценки туристического потенциала, подготовки программ развития турбизнеса, проектов необходимой инфраструктуры курортных регионов и туристических центров, и в информационное обеспечение, и в рекламу.

Формирование рыночной экономики в России усилило интерес к формам и методам туристического обслуживания населения. В течение нескольких поколений значительная часть населения России пользовалась туристскими услугами, в результате чего потребность в них была массовой, т.е. вошла в норму жизни, стала частью национальной культуры .

Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально - экономического развития. Туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. По данным Всемирной туристской организации (ВТО), он использует примерно 7% мирового капитала, с ним связано каждое 16-е рабочее место, на него приходится 11 % мировых потребительских расходов и он дает 5% всех налоговых поступлений.

На сегодняшний день, общемировая туристическая индустрия вовлекает в свой оборот колоссальные финансовые средства и человеческие ресурсы в виде туристов и работников, занятых в отрасли. Для многих государствах туризм превратился в существенный источник дохода от экспортной деятельности. Российская Федерация также включена в мировой процесс развития туризма и, несмотря на незначительные текущие финансовые показатели, имеет благоприятные прогностические тенденции для развития отрасли.

Исследование динамики развития национального туризма, свидетельствует о наличии узловых проблем, препятствующих полноценному использованию туристско-рекреационного потенциала России. Анализ данных проблем подчеркнул закономерности их появления, связанные с тенденциями перехода от плановой к рыночной модели развития государства в последние два десятилетия. Неразвитость отечественного туризма коррелирует с общими проблемами политического, социального и экономического характера, присущими для развивающихся стран на определенном этапе своего роста .

Состояние отечественной политики в области туризма, не соответствуюет современным мировым стандартам управления отраслью на государственном уровне. Сложившаяся ситуация подчеркивает необходимость более тесного участия органов власти в формировании мер по развитию туризма, в том числе посредством создания привлекательных условий инвестиционного климата, упорядочения институционального механизма управления отраслью, выработки и проведения долгосрочной и стратегической политики в этом направлении.

На сегодняшний день в практике отечественного туризма отсутствуют взаимовыгодные механизмы сотрудничества сторон. Процессы, происходящие в развитии национального туризма, напрямую зависят от качества выработки процедур взаимовыгодного взаимодействия государства и частного сектора. В настоящее время механизм государственно-частного партнерства все более широко используются в качестве инструмента городского и регионального экономического и социального развития и планирования на уровне муниципальных образований разных государств. Туристическая концессия интегрирована в современный процесс перехода отраслевых концессий к межотраслевой форме государственно-частного партнерства и не ограничивается исключительно своим социальным характером. В данной концессии наблюдается эффект межотраслевой концепции и синергии природных (горных, морских, лесных, водных, сельскохозяйственных), транспортных (автодороги, аэропорты, железные дороги), социальных (здравоохранение, образование) и иных ресурсов. Допускается создание и использование периферийных планово-убыточных объектов проекта, поддерживаемых за счет основного ресурса концессии, в целях решения социальных вопросов, обеспечения долгосрочного конкурентного преимущества и максимизации общей прибыли проекта .

В России механизм концессий может быть использован более полно, и не должен ограничиваться определенными видами (направлениями) туризма. Целесообразно говорить об объемном использовании концессионных соглашений в рамках уникального туристско-рекреационного комплекса страны. При этом для более эффективного, превентивного финансирования и не распыления бюджетных денежных средств и усилий, необходимо выделить несколько типов туристических объектов, передаваемых частному капиталу, в первую очередь. Помимо государства и концессионера, в систему должны входть пользователи туристических услуг, банки, страховые компании, инвесторы, кредиторы проекта, консалтинговые фирмы, строительные и управляющие компании, субподрядчики. Взаимодействие этих субъектов позволит упорядочить и сбалансировать туристический концессионный проект, для обеспечения наиболее долгосрочного конкурентного преимущества и максимизации общей прибыли .

Система управления рисками в туризме имеет слабые стороны. исходя из этого, предлагается усовершенствовать систему управления рисками в туризме. Для внедрения более эффективной системы управления рисками в туризме может быть использована нормативно-методическая документация для обеспечения управления рисками, что позволит более эффективно управлять рисками в туризме в контексте формирования современных концессионных отношений .

Таким образом в последние годы и в России стали уделять больше внимания развитию туризма. Перспективы развития туристского комплекса России во многом зависят от усиления государственного регулирования туристской сферы на общенациональном уровне, которое должно сочетаться с современной стратегией продвижения региональных турпродуктов. Эффективному развитию туризма в России во многом мешает отсутствие четкого государственного регулирования развития туризма, неразвитость инфраструктуры, а также недостаточность изучения туризма с научной точки зрения. Анализ отечественной литературы и практики показал неразработанность понятийного аппарата, отсутствие системного подхода и научной методологии обоснования характера и степени государственного Необходимо изучить и обобщить современные методы государственного регулирования туризма в зарубежных странах и оценить возможность использования данного опыта в России.

Туризм, являясь социально-экономической подсистемой, взаимосвязан с такими институтами как «экономика», «общество», «экологическая среда». Жизнедеятельность системы «туризм» невозможна без взаимодействия с другими отраслями народного хозяйства. Поэтому государственное регулирование развития туризма должно строится на основе изучения современного состояния туристского рынка, анализа роли туризма в экономике страны, особенностей туристского потребления и специфики туристского продукта, его воздействия на другие отрасли народного хозяйства, в частности, на экологическое состояние и социально-культурное развитие страны.

Традиционно в туризме выделяют три экономические функции: производственная, обеспечения занятости и создания дохода. Принято также считать необходимым дополнить список экономических функций туризма функцией сглаживания региональных диспропорций, что является особенно актуальным на сегодняшний день, и функцией нивелирования отклонений платежного баланса. Реализация этих функций определит место туризма в народно-хозяйственном комплексе страны.

В соответствии с ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" основными целями государственного регулирования туристской деятельности являются:

a обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;

a охрана окружающей природной среды;

a создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;

a развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия.

Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.

Государственное регулирование туристской деятельности должно осуществляться путем :

a создания нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристской индустрии;

a содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;

a защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;

a лицензирования, стандартизации в туристской индустрии, сертификации туристского продукта;

a установления правил въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации и пребывания на территории Российской Федерации с учетом интересов развития туризма;

a прямых бюджетных ассигнований на разработку и реализацию федеральных целевых программ развития туризма;

a создания благоприятных условий для инвестиций в туристскую индустрию;

a налогового и таможенного регулирования;

a предоставления льготных кредитов, установления налоговых и таможенных льгот туроператорам и турагентам, занимающимся туристской деятельностью на территории Российской Федерации и привлекающим иностранных граждан для занятия туризмом на территории Российской Федерации;

a содействия кадровому обеспечению туристской деятельности;

a развития научных исследований в сфере туристской индустрии;

a содействия участию российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений в международных туристских программах;

a обеспечения картографической продукцией;

a иными способами, применяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Масштабность и важность туризма свидетельствуют о его принадлежности к стратегическим отраслям экономики страны, что требует непосредственного государственного регулирования, с целью обеспечения пропорциональности развития территориальных и отраслевых народнохозяйственных комплексов, обоснования политики занятости, обеспечения роста бюджетных доходов и управления состоянием платежного баланса. Многочисленные связи туризма с другими отраслями экономики порождают внешние экономические, экологические и социально-культурные эффекты, распространение которых зачастую находится вне сферы контроля субъектов туристской деятельности. Государственное регулирование развития туризма должно быть направлено на минимизацию негативных и увеличение положительных последствий внешних воздействий.

Управление рыночной моделью с элементами государственного регулирования развития туризма на федеральном и региональном уровнях, в условиях экономического кризиса начала XXI века, осуществляется через два основных механизма: во-первых, через рыночное саморегулирование путем достижения равновесия спроса и предложения, во-вторых, через введение определенных механизмов государственного управления и координации. Причем во втором случае речь идет как о государственном регулировании, так и о самоорганизации хозяйствующих субъектов через создание туристских объединений и ассоциаций.

Государственное регулирование развития туризма - это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру для обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма, реализации государственных социально-экономических приоритетов и выработки единой концепции развития туристской сферы. Это сложный процесс, включающий в себя процедуру разработки государственной политики регулирования развития туризма, обоснования ее цели, задач, основных направлений, выбора инструментов и методов ее проведения.

Специфическое отличие современной рыночной модели с элементами государственного регулирования развития туризма от других отраслей народного хозяйства является то, что в регулировании отрасли участвуют общественные организации, представленные туристскими ассоциациями. Содержание государственного регулирования развития туризма определяется целями, стоящими перед государственными органами, а также теми инструментами, которыми располагает государство при проведении этой политики. Следует также отметить, что в некоторых странах государственная политика в сфере туризма зачастую не выделяется, а интегрируется в политику других секторов экономики, например, в производственную политику, политику платежного баланса и т.д. Однако при таком подходе неизбежно теряется целевая направленность регулирования развития туризма.
Применительно к сфере туризма автором был конкретизирован и расширен набор функций и методов реализации государственной политики регулирования развития туризма (табл. 1, рис. 1)

Таблица 1 - Функции и методы государственного регулирования туризма

1 Общая организация и правовая регламентация туристской деятельности

Введение единых понятий, определений, -процедура заключения сделок, договоров, -получение виз, -порядок прохождения границы и провоза товара

2 Планирование развития туризма

Разработка общих стратегий и концепций развития туризма, -регулирование пространственного размещения объектов туризма, -планирование развития инфраструктуры

3 Регулирование отдельных видов деятельности

Лицензирование, -стандартизация, -сертификация

4 Обеспечение безопасности туризма

Лицензирование, -стандартизация, -сертификация, -издание памяток туриста, -страхование

5 Кадровое обеспечение туризма

Создание стандартных государственных программ для системы непрерывной подготовки кадров для сферы туризма, - содействия организации повышения квалификации работников турпредприятий

6 Обеспечение научных исследования туристского рынка

Маркетинговые исследования на туррынке, -создание национальных центров изучения туризма, -информационное обеспечение турпредприятий

7 Поддержка внешнеэкономической деятельности турфирм

Создание представительств и филиалов за границей, -заключение международных договоров, -участие в разрешении конфликтов, реклама национальных турпродуктов

8 Обеспечения охраны окружающей среды и исторических памятников

Создание правил, законов, условий экономического стимулирования по охране и восстановлению природных ресурсов, реставрации исторических памятников, - распределение туристской ренты, -финансирование учреждений культуры

9 Создания благоприятного имиджа страны, региона

10 Контроль и надзор

Текущий контроль, -аудит, -мониторинг международной конкурентоспособности, национальных турпродуктов

Проведена классификация инструментов регулирования по сферам их применения .

1. В правовой сфере: совершенствование нормативно-правовой базы; развитие методологии лицензирования, стандартизации, сертификации в сфере туризма; таможенное регулирование; установление правил въезда, выезда и пребывания на территории РФ с учетом интересов развития туризма; борьба с преступностью и коррупцией.
2. В экономической сфере: налоговое регулирование; целевое бюджетное финансирование программ развития туризма; создание благоприятных условий для инвестиций в туризм; увеличение инвестиций в человеческий капитал.
3. В социальной сфере: решение проблем адресного социального туризма
4. В научно-образовательной сфере: развитие научного исследования в сфере туризма; создание информационно-аналитической базы; обеспечение профессиональных кадров для туристской деятельности.
5. В сфере организации туризма: формирование имиджа России на мировом рынке туризма; содействие в продвижении турпродукта на внутренний и мировой рынки; содействие участию в международных туристских программах; создание условий для многоцелевого использования туристской инфраструктуры; координация деятельности и Экономическая эффективность на национальном и региональном уровне может оцениваться на базе системы мультипликаторов, которые позволяют учесть не только прямые, но и косвенные эффекты развития туризма:

Мультипликатора дохода, который показывает дополнительный доход (заработную, плату, ренту, прибыль и т.п.), полученный в результате увеличения расходов туристов.

Мультипликатор продаж, который измеряет дополнительные обороты (валовую выручку) турпредприятий в результате увеличения расходов туристов.

Мультипликатор объема выпуска, который определяет объем дополнительной продукции или услуг, произведенных за счет увеличения расходов туристов. Принципиальное отличие мультипликатора продаж и мультипликатора объема выпуска состоит в том, что мультипликатор объема выпуска определяет изменение объема выпущенной, но необязательно реализованной продукции. При расчете мультипликатора продаж следует учитывать, что часть продаж может совершаться из «складских запасов». Поэтому величина мультипликатора объема выпуска может быть больше (часть продукции остается в отчетный временной период на «складах») или меньше (снижение уровня «складских запасов») мультипликатора продаж.

Мультипликатор занятости, который определяется как общее количество дополнительных рабочих мест, созданных за счет увеличения расходов туристов, либо как отношение числа рабочих мест, созданных дополнительными расходами, к общему числу рабочих мест в туристской отрасли. Расчет этого мультипликатора является наиболее сложным из-за широкого распространения временной (сезонной) и неполной занятости в туризме. Этот мультипликатор может использоваться и в качестве показателя социальной эффективности.

Рис. 1 - Блок-схема процесса формирования государственной политики на основе стратегического планирования развития туризма

Мультипликатор инвестиционный, который определяется как воздействие капиталовложений на суммарный доход. Увеличение инвестиций в отрасль туризма окажет воздействие на всю экономику страны, так как последовательно затрагиваются многие отрасли народного хозяйства страны.

На уровне отдельных мероприятий и проектов оценка экономической эффективности должна базироваться на сопоставлении произведенных затрат и полученных результатов. Окружающая среда, природная и искусственная, является наиболее фундаментальной составляющей туристского продукта. Тем не менее, как только начинает разворачиваться туристская деятельность, окружающая среда неизбежно подвергается изменениям либо для обеспечения туристкой деятельности, либо вследствие нее. Эти воздействия могут быть как положительными (это отличает туристские проекты от большинства инвестиционных проектов в других отраслях промышленности), так и отрицательными. Развитие туризма невозможно без воздействия на окружающую среду, однако, за счет рационального планирования этого воздействия можно минимизировать его негативные последствия и поддерживать положительные эффекты.

Необходимо определять возможное воздействие развития туризма на окружающую среду уже на ранней его стадии, поскольку легче и дешевле избежать ущерба для окружающей среды путем корректировки или отклонения планов развития, чем устранить ущерб, причиненный в случае осуществления проекта. Но несмотря ни на что не стоит забывать о положительных сторонах развития туристской индустрии в России, поскольку за последние годы пройден путь от крайнего монополизма до полной либерализации. Вместо трех компаний, господствовавших в стране на протяжении многих лет ("Интурист", "Спутник" и Центральный совет по туризму и экскурсиям - ЦСТЭ профсоюзов), появилось более 10 тыс. частных децентрализованных фирм. Большая их часть находится в Москве и Санкт-Петербурге, причем в значительной части из них (более 30%) присутствует иностранный капитал. Поэтому большая часть прибыли и доходов от въездного туризма в Россию направляется не в бюджет страны, а достается иностранным компаниям .

Литература:

1. Федеральный закон «О концессионных соглашениях» - Утв. 21 июля 2005 г. - №115-ФЗ. - М: Инфра-М, 2005.

2. Бизнес и общество: выгодное партнерство / Под ред. А.А. Нещадина - СПб.: Вершина, 2006.

3. Варнавский В.Г. Партнерство, государства и частного сектора - М.: Наука, 2005.

4. 4. Ильина Н. И. Государственное регулирование развития туризма в России - Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук - Ульяновск – 2000.

5. 5. Ильина Н. И. Экономические функции туризма на современном этапе. //Статья. Вестник №3-4 - Казань: ТИСБИ, 2000.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность и виды туризма, перечень типичных туристских продуктов. Механизм государственного регулирования рынка туристических услуг в России. Характеристика деятельности отеля "Акватория". Проблемы и перспективы развития туризма в Нижегородской области.

    дипломная работа , добавлен 31.10.2011

    Понятие туризма и исторические этапы его развития. Формирование внутреннего туризма в России и правовые аспекты его регулирования. Характеристика регионов по внутреннему туризму. Совершенствование внутреннего туризма на примере Тамбовской области.

    дипломная работа , добавлен 22.01.2014

    Принципы государственного регулирования туристской деятельности и ознакомление с деятельностью Департамента туризма Кыргызской Республики. Государственные органы по регулированию туризма. Порядок работы с документами и составление номенклатуры дел.

    отчет по практике , добавлен 19.05.2013

    Описание продуктов и услуг экологического туризма Балканской области в развитии туризма в Туркменистане. Историко-культурные памятники области. Элементы этнографии в экотуризме. Роль Хазарского государственного заповедника в развитии природного туризма.

    дипломная работа , добавлен 23.01.2018

    Специфика зимних видов отдыха. Зимние виды отдыха и туризма в России. Рекреационно-климатические условия организации зимнего отдыха и туризма в России. Разнообразие видов и размещение объектов зимнего отдыха и туризма по территории Вологодской области.

    дипломная работа , добавлен 08.05.2017

    Оценка туристских ресурсов для религиозного туризма на территории Нижегородской области. Виды религиозного туризма, потенциал его развития. Религиозные объекты Нижегородской области. Оценка природных ресурсов для религиозного туризма на данной территории.

    дипломная работа , добавлен 25.12.2012

    Туризм: понятие, сущность и классификация. Состояние туризма в России. Динамика поездок российских граждан за границу. Характеристика, структура и анализ туризма Архангельской области. Перспективы развития туризма в Онежском и Приморском районах.

    дипломная работа , добавлен 15.11.2014

    Изучение на основе различных источников международной стандартной классификации видов деятельности в области туризма. Предмет, цели и задачи статистики туризма. Деятельность турбюро, турагенств и бюро путешествий. Транспортные услуги. Размещение туристов.

    курсовая работа , добавлен 02.12.2010

Соединения факторов туристического спроса и предложения должны осуществляться путем регулирования сферы туризма и путешествий в интересах развития страны в целом или региона.

Регулирование деятельности в туризме в большинстве зарубежных стран происходит при участии государственного и частного секторов. Результаты исследований, проведенных Всемирной туристической организацией (ВТО), показали растущее участие частных структур в процессе развития международного туризма при активной их поддержке со стороны государства.

Россия, несмотря на свой колоссальный туристический потенциал, занимает весьма скромное место на мировом туристическом рынке. На ее долю приходится менее 1,5% мирового туристского потока. Среди туристских предприятий РФ - 350 зарубежных компаний или компаний со стопроцентным иностранным капиталом, которые занимаются в основном выездным туризмом.

Объективные и субъективные экономические и политические обстоятельства в последние несколько лет вызвали сокращение въездного потока туристов в Россию. К этому следует добавить нестабильность развития внутреннего туризма. В частности, спрос на санаторно-курортные и туристско-экскурсионные услуги в РФ существует, а предложение этих услуг за последние годы резко сократилось. Современная сеть туристских учреждений (1,4 млн. мест), вместе с санаторно-курортными учреждениями, пансионатами, домами и базами отдыха, в значительной степени нуждается в реконструкции. Уровень цен, сложившийся на рынке внутреннего туризма, настолько высок, что практически не отличается от зарубежного предложения. Это во многом определяет выбор потребителей не в пользу отечественного предложения.

Государственное регулирование в сфере туризма может осуществляться путем воздействия на расширение туристического рынка и осуществления соответствующей социальной политики.

Воздействие на расширение туристического рынка требует разработки рыночной стратегии продвижения туристического продукта. Стратегия представляет собой выбор долгосрочной оптимальной модели поведения на туристическом рынке, исходя из его особенностей. При любом стратегическом подходе соответствующие воздействия со стороны государственного и частного секторов обязательны. Воздействие со стороны государственных органов различных уровней является определяющим в становлении организационно-экономического механизма управления отечественной сферой туризма.

Принципы государственного регулирования туристской деятельности

  • - Государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации, содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития;
  • - определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности;
  • - формирует представление о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма;
  • - осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.

Цели, приоритетные направления и способы государственного регулирования туристской деятельности

Основными целями государственного регулирования туристской деятельности являются:

  • - обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;
  • - охрана окружающей природной среды;
  • - создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;
  • - развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия.

Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.

Государственное регулирование туристской деятельности осуществляется путем:

  • - создания нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристской индустрии; содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;
  • - защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности; лицензирования, стандартизации в туристской индустрии, сертификации туристского продукта;
  • - установления правил въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации и пребывания на территории Российской Федерации с учетом интересов развития туризма;
  • - прямых бюджетных ассигнований на разработку и реализацию федеральных целевых программ развития туризма;
  • - создания благоприятных условий для инвестиций в туристскую индустрию;
  • - налогового и таможенного регулирования; предоставления льготных кредитов, установления налоговых и таможенных льгот туроператорам и турагентам, занимающимся туристской деятельностью на территории Российской Федерации и привлекающим иностранных граждан для занятия туризмом на территории Российской Федерации;
  • - содействия кадровому обеспечению туристской деятельности;
  • - развития научных исследований в сфере туристской индустрии;
  • - содействия участию российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений в международных туристских программах;
  • - обеспечения картографической продукцией;

иными способами, применяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Координацию туристской деятельности в Российской Федерации осуществляет федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма.

Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» определил принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в РФ.

С 01.06.2007г. введен механизм финансового обеспечения туроператорской деятельности. Туроператоры должны иметь банковскую гарантию или страховку от неисполнения обязательств по договору на указанную сумму (таблица 3).

Таблица 3

Направление деятельности туроператора

Дополнительные условия

Размер финансового обеспечения

Внутренний туризм

500 тыс. руб.

Выездной туризм

10 млн. руб.

Выездной туризм

Выручка от реализации турпродукта составляет не более 100 млн. руб. по данным бух. отчетности на конец отчетного года, а также для применяющих УСН

30 млн. руб.

Выездной туризм

Выручка от реализации турпродукта составляет не более 300 млн. руб. по данным бух. отчетности на конец отчетного года

60 млн. руб.

Выездной туризм

Выручка от реализации турпродукта составляет свыше 300 млн. руб. по данным бух. отчетности на конец отчетного года

100 млн. руб.

Если туроператор намерен осуществлять деятельность в сфере выездного туризма, а ранее не занимался им, то размер обеспечения не менее 30 млн. руб. Если туроператор оказывает услуги в нескольких сферах туроператорской деятельности, принимается наибольший размер финансового обеспечения.

С 2007г. создан Единый федеральный реестр туроператоров. Без внесения в него их деятельность считается незаконной.

Информация о количестве туроператоров, сведения о которых внесены в Единый федеральный реестр туроператоров (по состоянию на 1 января 2011 года).

Структура реестра туроператоров в зависимости от цели деятельности

Международный въездной туризм - 14%.

Международный выездной туризм - 44%.

Внутренний туризм - 42%.

Структура реестра туроператоров в зависимости от способа финансового обеспечения

Договор страхования ответственности туроператора - 99%.

Банковская гарантия - 1%.

Структура реестра туроператоров в зависимости от размера финансового обеспечения

Финансовое обеспечение 100 млн. руб., 1%.

Финансовое обеспечение 60 млн. руб., 1%.

Финансовое обеспечение 30 млн. руб., 42%.

Финансовое обеспечение 10 млн. руб., 14%.

Финансовое обеспечение 0,5 млн. руб., 42%.

Количество турагентств в Российской Федерации на начало 2010 года превысило 8 тысяч.

Координацию туристической деятельности в РФ осуществляет Министерство спорта, туризма и молодежной политики. Ему подведомственно Федеральное агентство по туризму.

Туруслуги оказываются, как известно, в местах представляющих географическую территорию, которую туристы или рыночный тур, сегмент выбирают с целью путешествия. Такая территория содержит все сооружения, необходимые для пребывания, размещения, питания и организации досуга туристов. Имеется налицо, таким образом, единый рынок туристического предложения, конкурентоспособная рыночная единица. Распределение муниципальных задач по оказанию туристических услуг могут быть при этом следующими.

На местном уровне:

  • * планирование местности для турмероприятий, инфраструктурные мероприятия;
  • * маркетинг (рыночное предложение местности);
  • * координация работы турфирм;
  • * информация для туристов, их сопровождение;
  • * организация досуга туристов;
  • * организация собраний конгрессов туристов.

На региональном и межрегиональном уровне:

  • - развитие области, туррегиональное планирование, мероприятия по сохранению природы и культуры;
  • - анализ рынка, разработка концепции маркетинга;
  • - меры по осуществлению кооперации и предоставление интересов в объединенных службах, управлениях; профессиональные консультации, организация внутреннего маркетинга; работа с прессой, с отечественными и иностранными турбюро, транспортными предприятиями, организация услуг предприятиями гостиничного комплекса и питания, туроператорами и посредниками.

Государственная поддержка развития туризма

Федеральное агентство по туризму, в целях оказания поддержки и содействия субъектам Российской Федерации в развитии туризма и строительстве туристско-рекреационных комплексов, а также иной туристской инфраструктуры, осуществляет работу, направленную на создание благоприятного инвестиционного климата в регионах России.

Материально-техническая база туризма

Туристская индустрия опирается на материально-техническую базу (МТБ), которая является основой развития организованного туризма.

К материально-технической базе туризма относятся: туристские фирмы (туроператоры и турагенты), гостиницы, туристские базы, предприятия питания и торговли, автотранспортные предприятия, пункты проката туристского снаряжения и инвентаря, бюро реализации туристских путевок, контрольно-спасательные службы (посты), туристские клубы, станции и т. п.

В основу классификации объектов МТБ туризма положены три основных признака: виды предоставляемых услуг, экономические элементы, виды собственности хозяйствующих субъектов.

Туризм - это индустрия, включающая в себя множество видов деятельности. Все сегменты индустрии туризма взаимосвязаны и зависят друг от друга. Например, успех горнолыжного курорта зависит от доставки лыжников на склоны, уровня размещения, питания и других услуг, предлагаемых туристам во время отдыха на курорте. Небольшие предприятия, соединенные с горнолыжными курортами, действуют как независимые предприятия, но на самом деле они зависят друг от друга. Эта зависимость требует совместных усилий, однако их бизнес конкурирует и борется за потребительский рынок, что затрудняет взаимодействие.

туризм государственный регулирование

Рис. 3 - Классификация объектов МТБ туризма

2024 teploblok29.ru. Строительный портал - Teploblok29.