Дешифрирование. Топографическое дешифрирование аэроснимков

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Ухтинский государственный технический университет

дешифрирование аэроснимков и линейные

измерения по ним

Методические указания к выполнению расчетно-графической работы

Ухта, 2010

Федотов, аэроснимков и линейные измерения по ним [Текст]: метод. указания / , .– Ухта: УГТУ, 201с., ил.

Методические указания предназначены для студентов специальностей: 130306 Прикладная геохимия , петрология, минералогия, 130304 – Геология нефти и газа, 130201 Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых , 130202 Геофизические методы исследования скважин, 250301 Лесоинженерное дело и др; а также направлений подготовки: 130100 «Геология и разведка полезных ископаемых» и 250300 «Технология и оборудование лесозаготовительных и деревообрабатывающих производств» и др. Методические указания рекомендуются к использованию для самостоятельной работы при выполнении расчетно-графической работы по разделу инженерной геодезии - «Дешифрирование аэроснимков и линейные измерения по ним». Содержание методических указаний соответствует рабочим учебным программам .

Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры ТМЛиПГ 16.12.2009 г., протокол

В методических указаниях учтены замечания рецензента и редактора.

Рецензент: , д. т.н., доцент кафедры ТМЛиПГ Ухтинского государственного технического университета.

Редактор: , техник каф. ТМЛиПГ


План 2010 г., позиция 130

Подписано в печать_15.01.2010 _ Компьютерный набор.

Объем 14 с. Тираж 50 экз. Заказ № 000.

© Ухтинский государственный технический университет, 2010

Отдел оперативной типографии УГТУ.

1. Введение

2. Дешифрирование аэрофотоснимков

2.1. Дешифровочные признаки

2.2. Приборы для дешифрирования

3. Решение простейших задач по аэрофотоснимку

3.1. Определение масштаба аэрофотоснимка

3.2. Построение клинового масштаба

3.3. Измерение длины отрезка

3.4. Построение координатной сетки на снимке

3.5. Контрольные задачи

4. Оформление материалов для защиты

1. Введение

Настоящая учебно-методическая разработка составлена для студентов геологоразведочного и лесотехнического факультетов для самостоятельной работы при выполнении расчетно-графической работы.

Существенное внимание в методических указаниях уделено методам дешифрирования и дешифровочным признакам: прямым и косвенным. Уделено необходимое внимание инструментальному дешифрированию снимков и решению линейных задач по ним.

Использованию методической разработки должно предшествовать изучение соответствующих разделов по литературе и лекциям.

Более подробно изучить раздел инженерной геодезии - «Дешифрирование аэроснимков и линейные измерения по ним» можно по следующей литературе:

1. Михайлов при геологических исследованиях [Текст] / , .– М.: Недра, 1975.– 198 с.

2. Хейфец, по инженерной геодезии [Текст] / , .– М: Недра, 1979.– 332 с.

3. Федоров, геодезия [Текст] / , .- М: Недра, 1982.– 357 с.

4. Парамонов топографии и аэрофотосъемки [Текст] / , .– М.: Недра, 1991.– 236 с.

2. Дешифрирование аэрофотоснимков

Дешифрирование аэроснимков заключается в обнаружении, распознавании и определении характеристик объектов по их фотоизображениям.

Обнаружение – начальный этап дешифрирования, его низший уровень. Он состоит в поиске на снимке участков, где вероятнее всего изображены объекты местности.

Распознавание – второй этап дешифрирования, его средний уровень. Этот этап заключается в определении «сущности» изображенных на снимке и обнаруженных объектов.

Определение характеристик вскрытых объектов – третий этап дешифрирования, его высший уровень. В ходе данного этапа осуществляется анализ и обобщение количественных и качественных характеристик объекта с целью установления его состояния, значимости и возможности в конкретной обстановке.

Количественные и качественные характеристики объектов местности определяются путем измерения параметров фотоизображений: геометрических размеров, параллаксов, плотностей и т. д. В результате оценки удается выяснить состав пород леса, материал покрытия дорог, линейные размеры объектов, расстояния между объектами и т. д.

Все три этапа: обнаружение, распознавание и определение характеристик объектов имеют большое значение для успешного дешифрирования. Однако, особенно важен этап распознавания. Именно на этапе распознавания получается начальная «смысловая» информация. На предыдущем этапе – при обнаружении – готовится «почва» для успешного распознавания, а впоследствии результаты распознавания конкретизируются, дополняются и облекаются в форму, удобную для использования.


По месту производства дешифрирование подразделяется на полевое и камеральное.

Полевое дешифрирование производят непосредственно на местности путем сопоставления аэрофотоснимка с натурой. Метод полевого дешифрирования является наиболее надежным, но требует больших затрат времени, сил и средств.

Камеральное дешифрирование производят в лабораторных условиях. Преимущество этого метода состоит в его экономической эффективности. Кроме того, анализ аэроснимка проводится в условиях, обеспечивающих более внимательное и детальное изучение фотоизображения с применением более сложных стационарных приборов. Камеральное дешифрирование всегда выполняют с привлечением дополнительных материалов (справочно-картографических, отдешифрированных в натуре избранных аэроснимков и др.). Недостаток камерального дешифрирования состоит в том, что оно не может обеспечить 100%-процентную полноту и достоверность полученной информации в силу специфики изображения местности на аэроснимках.

2.1. Дешифровочные признаки

Прямые дешифровочные признаки.

При дешифрировании аэроснимков объекты опознаются в первую очередь по тем свойствам, которые непосредственно передаются на аэроснимках и непосредственно воспринимаются наблюдателем. Эти свойства называются прямыми дешифровочными признаками. К ним относятся: форма, размер, тон или цвет, структура (рисунок), текстура и тень изображения объектов.

Дешифрирование аэроснимка по прямым признакам рассмотрим на примере рисунка 1.

Рисунок 1.

Форма изображения – это основной прямой дешифровочный признак, по которому устанавливается наличие объекта и его свойства. При визуальном дешифрировании в первую очередь выделяют именно очертания предметов, их форму.

На плановом аэрофотоснимке объекты местности изображаются как в плане, т. е. с сохранением подобия контуров натуры, но в меньших размерах, в зависимости от масштаба снимка. По форме изображения распознается большинство объектов местности: лесные массивы, реки, дороги, постройки, просеки в лесах, каналы, луга, мосты и др. Так, например, по характерной для них форме дешифруются дома (1), грунтовые дороги (2), ж/д (3) и т. д.

Размер изображения – менее определенный, чем форма, дешифровочный признак. Размер изображения объектов на снимке зависит от его масштаба. Действительную величину объекта можно определить по масштабу снимка или путем сравнения размера изображения распознаваемого объекта с размером изображения другого объекта по формуле:

где - длина (ширина) определяемого объекта в натуре, м;

Длина (ширина) известного объекта в натуре, м;

Длина (ширина) определяемого объекта на снимке, мм;

Длина (ширина) изображения известного объекта на снимке, мм.

Так, по размеру изображения и форме, можно отличить шоссейную дорогу (4) от грунтовой (2).

Тон изображения – это степень почернения фотопленки в соответствующем месте изображения объекта, а в последующем – почернения на позитивном отпечатке (снимке). Различная интенсивность световых лучей, отражающихся от фотографических предметов и попадающих на светочувствительную пленку, приводит к различной степени почернения эмульсионного слоя. Этот признак непостоянен. Изображение одного и того же объекта может иметь различный тон в зависимости от освещения, погоды, сезона и т. д. Например, дороги, сфотографированные летом, изображаются светлыми ленточками, а зимой – темными. Так, реки, пруды (5), озера изображаются на аэрофотоснимке темными, а сухие укатанные дороги (2), (4) получаются почти белесыми; редкая растительность имеет темно-серый тон, а густая – более темный (6).

Тени объектов – и их изображениям на снимке принадлежит решающая роль при распознавании объектов малого размера и контраста. По тени легче судить о форме и высоте объекта. Некоторые объекты: опоры линий электропередач, антенные мачты и т. п. – часто распознаются только по тени.

Различают тени собственные и падающие. Собственной тенью называется неосвещенная часть поверхности объекта, расположенная со стороны, противоположной Солнцу. Собственная тень подчеркивает объемность объекта. Падающей называется тень, отбрасываемая объектом на земную поверхность. Ретрансляторы, трубы (7), деревья (8) и другие высокие объекты часто хорошо дешифрируются по падающим теням, передающим силуэт объекта.

Структура (рисунок) поверхности объектов и его изображения является совокупностью нескольких признаков (формы, размеров, тона и др.), образующей поверхности элемента. Например, внешний вид поверхности леса (8) образуют кроны деревьев. На снимке изображение леса выглядит в виде зернистой структуры, для сплошных кустарников – мелкозернистая (9).

Геометрически правильную структуру изображения могут иметь объекты культурного ландшафта. Например, сады – редкозернистую «в клетку», посадки технических культур (10) – точечную линейную, населенные пункты (11) – квартальную прямоугольную.

Косвенные дешифровочные признаки.

Косвенные дешифровочные признаки, основанные на закономерных взаимосвязях между объектами местности, проявляются в приуроченности одних объектов к другим, а также в изменении свойств одних объектов в результате влияния на них других. Например, в селах жилые постройки (1) расположены ближе к улице, чем нежилые. Дороги или тропа, подходящие к реке и начинающиеся на другом берегу, позволяют судить о наличии парома или лодочного перевоза, или о наличии конного или пешеходного брода. Известна тесная связь между составом и характеристиками леса и влажностью и типом почвы. На песчаных и подзолистых почвах средней и малой влажности произрастают, главным образом, хвойные леса. Лиственные леса чаще встречаются на жирных почвах. Таким образом, по результатам дешифрирования лесных массивов можно судить о характере грунта, почв, грунтовых вод и других элементов среды.

2.2. Приборы для дешифрирования

С целью улучшения организации процесса дешифрирования и повышения достоверности распознавания используются приборы и устройства. Из увеличительных приборов используют главным образом монокулярные лупы с увеличением от 2 до 10 раз.

Отдельный аэрофотоснимок представляет собой плоское изображение, на котором трудно, а часто невозможно видеть трехмерность сфотографированного участка. Для получения рельефного изображения местности необходимо иметь два перекрывающихся снимка, вместе составляющих стереоскопическую пару. Разглядывая такую стереопару, соблюдая при этом определенные условия, мы увидим рельеф местности, объемное изображение зданий, деревьев и пр.

При камеральном дешифрировании стереоскопическая модель может быть получена при помощи линзово-зеркального стереоскопа ЗЛС, схема которого приведена на рисунке 2.

Рисунок 2.

Для получения стереоскопической модели при помощи стереоскопа поступают следующим образом. Располагают левый (по ходу полета самолета) аэроснимок под левой парой зеркал и правый – под правой. Далее для ускорения процесса получения стереоэффекта рекомендуется положить указательные пальцы на выбранные идентичные точки аэрофотоснимков и, наблюдая в стереоскоп, добиться совмещения изображения пальцев (для этого следует перемещать один или сразу оба аэроснимка). Затем, убрав пальцы, совмещают два изображения выбранного четкого контура на стереопаре. В результате возникает объемное изображение сфотографированной на аэроснимках местности.

3. Решение простейших задач по аэрофотоснимку

Одной из задач при аэрофототопографических работах является определение положения и размеров объектов местности по их изображениям на аэрофотоснимках. Решение этой задачи связано с различными измерениями по аэрофотоснимку. Для выполнения этих измерений надо знать элементы внутреннего положения аэрофотоснимка. К элементам внутреннего ориентирования относятся фокусное расстояние аэрофотоаппарата и координаты и главной точки снимка О, определяемой в пересечении его координатных осей (рисунок 3). Последние получают на основе координатных меток, отпечатывающихся на снимках в момент фотографирования. Пересечение линий, соединяющих диаметрально противоположные метки, дают начало координат и положение главной точки снимка О.

Рисунок 3.

3.1. Определение масштаба аэрофотоснимка

Масштаб горизонтального аэроснимка плоской горизонтальной местности есть величина постоянная для всех частей аэроснимка и равна отношению фокусного расстояния аэрокамеры к высоте фотографирования (рисунок 4), т. е.

Рисунок 4.

а) Параметры и известны, пусть = 70 мм и = 1200 м, тогда:

.

б) Параметры и неизвестны. В этом случае масштаб аэроснимка может быть определен путем измерения расстояний между соответствующими точками аэроснимка и местности (рисунок 4). Значение должно быть заранее известно или определено по топографической карте, тогда:

Внимательно изучив карту и аэроснимок, намечают две точки, являющиеся концами неискаженного отрезка длиной 8-10 см. Выбор неискаженного отрезка основывается на свойствах центральной проекции. Возьмем на плановом аэроснимке (α ≤ 3º) отрезок, проходящий через главную точку О и разделенный ею пополам (рисунок 5). Смещение точек «а» и «b», находящихся на одинаковом расстоянии от точки О, будут иметь разные знаки, следовательно, компенсироваться. Точки на карте и аэроснимке должны быть идентичны.

Рисунок 5.

Пользуясь измерителем и масштабной линейкой, измеряют длины отрезков на аэроснимке и карте .

Пусть расстояние между точками «»и «» аэроснимка , а соответствующее ему расстояние на карте . Отрезок на карте необходимо выразить в масштабе карты, т. е. получить его длину на местности, если масштаб карты 1:10000, то на карте будет равным на местности 840м, тогда значение численного масштаба определим:

.

Чтобы определить точное значение масштаба аэроснимка, нужно взять несколько отрезков и выполнить аналогичные действия.

3.2. Построение клинового масштаба

Для измерения и откладывания измеренных расстояний лучше пользоваться так называемым клиновым масштабом, рассчитанным на определенный диапазон измерения масштаба аэроснимков. Клиновый масштаб (рисунок 6) строят при помощи двух катетов прямоугольного треугольника. По горизонтальной линии АВ (основанию) откладывают отрезки по 100м в одном масштабе; по вертикальной линии ВС (справа) откладывают отрезки, равные линии АВ в нужных масштабах, например, 1:12000, 1:15000, 1:17000, 1:24000. Концы соответствующих отрезков по линии ВС затем соединяют с точкой А, лежащей с левой стороны основания масштаба. Клиновый масштаб строится на целлулоиде, алюминии или другом малодеформирующемся материале.

Рисунок 6.

На клиновидном масштабе (рисунок 6) отложены расстояния:

в масштабе 1:12000 линия 1-1" длиной 340м,

в масштабе 1:15000 линия 2-2" длиной 570м,

в масштабе 1:17000 линия 3-3" длиной 625м,

в масштабе 1:24000 линия 4-4" длиной 890м.

3.3. Измерение длины отрезка

Прямолинейный отрезок.

Для решения задачи надо определить при помощи циркуля-измерителя и масштабной линейки расстояние между соответствующими точками «» и «» на аэроснимке (рисунок 5) и умножить его на знаменатель численного масштаба аэрофотоснимка.

Если измеренное расстояние по аэрофотоснимку , а масштаб аэроснимка равен 1:12000, то:

Криволинейный отрезок.

Для измерения длинных извилистых линий, например, больших автомобильных маршрутов, применяют специальный прибор – курвиметр.

Рисунок 7.

Курвиметр КУ-А

Прибор (рисунок 7) состоит из калиброванного колесика, соединенного системой шестеренок со стрелкой. При движении колесика по какой-либо линии на снимке стрелка передвигается по циферблату и указывает пройденный колесиком путь в сантиметрах и соответствующее ему расстояние на местности. Перед измерением длин рекомендуется установить стрелку на начало шкалы вращением обводного колеса в направлении измерения, в приборе имеется указатель для установки прибора на начальную точку измеряемого отрезка.

Если, например, масштаб снимка 1:10000, а число пройденных сантиметров, отсчитанное по шкале курвиметра 10,5 , то длина соответствующей линии на местности будет 100*10,5см = 1050 м.

Для повышения точности и исключения грубых промахов каждое измерение производится не менее двух раз. Из полученных результатов берется среднее.

3.4. Построение координатной сетки на снимке

Чтобы перенести координатную сетку с карты на снимок, сначала переносят главную точку снимка Ос на карту Ок. Для этого на снимке и карте намечают по четыре опознанных точки. Наложив на снимок кальку, перекалывают на нее главную точку снимка и опознанные точки. Затем на кальке прочерчивают направления из главной точки на опознанные. Накладывают кальку на карту и ориентируют ее так, чтобы прочерченные на кальке направления проходили через соответствующие опознанные точки карты. Затем перекалывают на карту главную точку снимка, наносят направления на пересекаемые точки.

После того, как на карте получим главную точку снимка, необходимо найти общую контурную точку на карте и снимке и провести через них окружности с центром в главных точках. При этом окружность на карте пересечет линии координатной сетки в ряде точек (рисунок 8).

Рисунок 8.

Наложив на карту кальку, отмечают на ней направления от центра окружности до точек пересечения координатной сетки. Затем, ориентировав кальку на снимке по направлению «главная точка снимка – общая контурная точка Ос», отмечают точки пересечения окружности на снимке с прочерченными на кальке направлениями на упомянутые точки координатной сетки карты. Соединив соответствующие точки, получают координатные сетки на снимке. Имея координатную сетку на снимке, нетрудно перенести любую точку снимка на карту и обратно, например, используя способ прямоугольных координат.

3.5. Контрольные задачи

1. Определить масштаб аэрофотосъемки, если , а высота фотографирования 4000м.

2. Определить высоту фотографирования, если масштаб аэрофотоснимков 1:17000, а .

Оформляются на отдельных листах с оформлением титульного листа.84

3. Клиновой масштаб строят на бумаге (см. рисунок 6).

4. Значения измеренных длин отрезков на снимке, с объяснениями записываются на листах бумаги.

5. Решения контрольных задач с пояснениями записываются на листах бумаги.

Дешифрирование аэроснимков, один из методов изучения местности по её изображению, полученному посредством аэросъёмки . Заключается в выявлении и распознавании заснятых объектов, установлении их качественных и количественных характеристик, а также регистрации результатов в графической (условными знаками), цифровой и текстовой формах. Д. имеет общие черты, присущие методу в целом, и известные различия, обусловленные особенностями отраслей науки и практики, в которых оно применяется наряду с др. методами исследований.

Для получения аэроснимков с наилучшими для данного вида Д. информационными возможностями определяющее значение имеют учёт при аэрофотографировании природных условий (облика ландшафтов, освещённости местности), размерности и отражательной способности объектов, выбор масштаба, технических средств (тип аэроплёнки и аэрофотоаппарата) и режимов аэросъёмки (лётносъёмочные и фотолабораторные работы).

Эффективность Д., т. е. раскрытия содержащейся в аэроснимках информации, определяется особенностями изучаемых объектов и характером их передачи при аэросъёмке (дешифровочными признаками), совершенством методики работы, оснащённостью приборами и свойствами исполнителей Д. В ряду дешифровочных (демаскирующих) признаков различают прямые и косвенные (нередко с выделением комплексных). К прямым признакам относят: размеры, форму, тени собственные и падающие (иногда их считают косвенным признаком), фототон или цвет и сложный признак ‒ рисунок или структуру изображения. К косвенным ‒ указывающие на наличие или характеристику объекта, хотя он и не получил непосредственного отображения на аэроснимке в силу условий съёмки или местности. Например, растительность и микрорельеф являются индикаторами при Д. задернованных почв.

В методическом отношении для Д. характерно сочетание полевых и камеральных работ, объём и последовательность которых зависят от их назначения и изученности местности. Полевое Д. заключается в сплошном или выборочном обследовании территории с установлением необходимых сведений при непосредственном изучении дешифрируемых объектов. На труднодоступных территориях полевое Д. осуществляют с применением аэровизуальных наблюдений . Камеральное Д. заключается в определении объектов по их дешифровочным признакам на основе анализа аэроснимков с использованием различных приборов, справочно-картографических материалов, эталонов (полученных путём полевого Д. «ключевых» участков) и установленных по данному району географических взаимозависимостей объектов («ландшафтный метод»). Хотя камеральное Д. значительно экономичнее полевого, но его полностью не заменяет, т.к. некоторые данные могут быть получены только в натуре.

Ведутся разработки по автоматизации Д. в направлениях: а) отбора аэроснимков, обладающих нужной информацией, и преобразования их с целью улучшения изображения изучаемых объектов, для чего используются методы оптической, фотографической и электронной фильтрации, голографии , лазерного сканирования и др.; б) распознавания объектов сопоставлением при помощи ЭВМ закодированных формы, размеров данного изображения и плотности фототона данного изображения и эталонного, что может быть эффективным только при стандартизованных условиях аэросъёмки и обработки снимков. В связи с этим ближайшие перспективы автоматизации Д. связывают с применением так называемой многоканальной аэросъёмки, позволяющей получать синхронные изображения местности в различных зонах спектра.

Для Д. используются приборы: увеличительные ‒ лупы и оптические проекторы, измерительные ‒ параллактические линейки и микрофотометры и стереоскопические ‒ полевые переносные и карманные стереоскопы и стереоскопические очки и камеральные настольные стереоскопы, частью с бинокулярными и измерительными (например, стереометр СТД) устройствами. Стационарным прибором, разработанным специально для целей Д., является интерпретоскоп . Д. аэроснимков проводят и на универсальных стереофотограмметрических приборах в комплексе работ по составлению оригинала карты. В зависимости от задачи Д. может выполняться по негативам аэроснимков или их отпечаткам (на фотобумаге, стекле или позитивной плёнке), на смонтированных по маршруту или площадям фотосхемах и на точных фотопланах. Д. осуществляют в проходящем или отражённом свете с вычерчиванием (или гравированием) его результатов в одном или нескольких цветах на самих материалах аэросъёмки или наложенных на них листах прозрачного пластика.

К исполнителям Д. предъявляются особые профессиональные требования в отношении восприятия яркостных и цветовых контрастов и стереоскопичности зрения, а также способностей к эффективному опознаванию и определению объектов по их специфическому изображению на аэроснимках. Наряду с этим исполнители Д. должны знать особенности природы и хозяйства данной территории и иметь сведения об условиях её аэросъёмки.

Различают общегеографическое и отраслевое Д. К первому относят топографическое и ландшафтное Д., ко второму ‒ все остальные его виды. Топографическое Д., характеризующееся наибольшим применением и универсальностью, имеет своими объектами гидрографическую сеть, растительность, грунты, угодья, формы рельефа, ледниковые образования, населённые пункты, строения и сооружения, дороги, местные предметы, геодезические пункты, границы. Ландшафтное Д. завершается региональным или типологическим районированием местности. Основные из отраслевых видов Д. применяются при выполнении следующих работ: геологическое ‒ при площадном геологическом картировании и поисках полезных ископаемых, гидрогеологических и инженерно-геологических работах; болотное ‒ при разведке торфяных месторождений; лесное ‒ при инвентаризации и устройстве лесов, лесохозяйственных и лесокультурных изысканиях; сельскохозяйственное ‒ при создании землеустроительных планов, учёте земель и состояния посевов; почвенное ‒ при картировании и изучении эрозии почв; геоботаническое ‒ при изучении распределения растительных сообществ (преимущественно в степях и пустынях), а также для индикационных целей; гидрографическое ‒ при исследовании вод суши и площадей водосбора и исследовании морей в отношении характера течений, морских льдов и дна мелководий; геокриологическое ‒ при изучении мерзлотных форм и явлений, а гляциологическое ‒ ледниковых и сопутствующих им образований. Д. применяется также в метеорологических целях (наблюдения за облаками, снеговым покровом и др.), при поиске промысловых животных (особенно тюленей и рыб), в археологии, при социально-экономических исследованиях (например, контроле движения транспорта) и в военном деле при обработке материалов аэрофоторазведки . При решении многих задач Д. носит комплексный характер (например, для целей мелиорации).

В ряде отраслей науки и практики наряду с Д. аэрофотоснимков ведутся работы по Д. космических фотоснимков, выполняемых с пилотируемых космических кораблей и орбитальных станций, а также с искусственных спутников Земли. В последнем случае получение фотоснимков полностью автоматизировано; доставка их на Землю осуществляется с помощью контейнеров или передачей изображения телевизионным путём. Благодаря снимкам из космоса обеспечивается возможность непосредственного Д. объектов глобального и регионального характера и Д. динамики природных процессов и проявлений хозяйственной деятельности сразу на значительных пространствах за короткий промежуток времени (см. Космическая съёмка ). Начато (60-е гг. 20 в.) Д. снимков, полученных с обычных высот и из космоса не только при фотографической съёмке, но и при различных видах фотоэлектронной съёмки (см. Аэрометоды ).

Лит.: Дешифрирование аэроснимков (топографическое и отраслевое), М., 1968 (Итоги науки. Сер. геодезия, в. 4); Смирнов Л. Е., Теоретические основы и методы географического дешифрирования аэроснимков, Л., 1967; Альтер С. П., Ландшафтный метод дешифрирования аэрофотоснимков, М. ‒ Л., 1966; Гольдман Л. М., Вольпе Р. И., Дешифрирование аэроснимков при топографической съёмке и обновлении карт масштабов 1: 10000 и 1: 25000, М., 1968; Богомолов Л. А., Топографическое дешифрирование природного ландшафта на аэроснимках, М., 1963; Петрусевич М. Н., Аэрометоды при геологических исследованиях, М., 1962; Самойлович Г. Г., Применение аэрофотосъёмки и авиации в лесном хозяйстве, 2 изд., М., 1964; Наставление по дешифрированию аэроснимков и черчению фотопланов для целей сельского хозяйства..., ч. 1, М., 1966; Крупномасштабная картография почв, М., 1971; Виноградов Б. В., Аэрометоды изучения растительности аридных зон, М. ‒ Л., 1966; Кудрицкий Д. М., Попов И. В., Романова Е. А., Основы гидрографического дешифрирования аэрофотоснимков, Л., 1956; Нефедов К. Е., Попова Т. А., Дешифрирование грунтовых вод по аэрофотоснимкам, Л., 1969; Протасьева И. В., Аэрометоды в геокриологии, М., 1967; Комплексное дешифрирование аэроснимков, М. ‒ Л., 1964; Теория и практика дешифрирования аэроснимков, М. ‒ Л., 1966; Гольдман Л. М., Дешифрирование аэрофотоснимков за рубежом (Обзор материалов 11 Международного фотограмметрического конгресса), М., 1970; Manuel of photographic interpretation, Wash., 1960 (American Society of Photogrammetry); Manuel of color aerial photography, Virginia, 1968 (American Society of Photogrammetry); Photographic aèrienne. Panorama intertéchnique, P., 1965. См. также лит. при ст. Аэрометоды .

  • - обнаружение, опознавание и оценка объектов по их изображениям. Для их распознавания используются прямые и косвенные демаскирующие признаки...

    Словарь военных терминов

  • - чтение, расшифровка аэрофотоснимков с целью изучения или уточнения района развития подземных вод по геоморфологическим особенностям рельефа, по характеру и окраске растительности или почвенного слоя и т....

    Словарь по гидрогеологии и инженерной геологии

  • - определение образующих растительность фитоценозе в, их комплексов и сочетаний, а также производительности и состояния на отдельных частях аэрофотоснимков...

    Словарь ботанических терминов

  • - дешифрирова́ние сни́мков метод исследования территорий, акваторий, атмосферных явлений по их изображениям на аэро-, космических, подводных снимках, фотосхемах, фотопланах...

    Географическая энциклопедия

Гидрографическая сеть;

Дорожная сеть и дорожные сооружения;

Населенные пункты и отдельные постройки вне населенных пунктов;

Линии электропередач и связи;

Растительный покров и грунты, а также элементы рельефа не выражающиеся в масштабе снимка горизонталями (овраги, промоины, курганы и т. п.).

Гидрографическая сеть

Элементы гидрографической сети на открытой местности достоверно дешифрируются по прямым признакам: темному тону изображения и извилистой форме русла. Реки несущие большое количество взвешенных наносов, а также быстро текущие (со вспененной водой) имеют на аэроснимке светлый тон изображения. Светлые участки изображения соответствуют также перекатам, а темные – плесам. Урез воды четко устанавливается по контрасту тонов изображения воды и суши. Общее направление течения определяется по ряду косвенных признаков: впадению притоков, конфигурации островов, расположению заводей, порогам, водопадам и т.п.

Канавы отличаются от естественных водотоков своей геометрически правильной конфигурацией и четкостью углов поворотов.

Озера, водохранилища и пруды , достоверно дешифруются на аэроснимках. Они изображаются на снимках в виде черных пятен округлой и овальной формы и имеют четкие границы.

Дорожная сеть и дорожные сооружения

Дороги дешифрируются на снимке в последовательности от высшего класса к низшему. Изображение дорог должно быть согласованно с изображением гидрографической сети, населенных пунктов и рельефа местности. Дороги должны изображаться таким образом, чтобы ось условного знака точно соответствовала ее действительному положению.

Дорожная сеть и большинство связанных с ней объектов уверенно дешифруются на аэрофотоснимках. На аэроснимках все дороги изображаются в виде светлых линий и полос различной конфигурации и ширины.

Шоссе - автодорога с твердым основанием и покрытием из цементобетона, асфальтобетона, щебня или гравия. Ширина полотна не менее 6 м. Тон изображения шоссе зависит от покрытия проезжей части (бетон, асфальт или гравий).

Улучшенные грунтовые дороги – профилированные дороги, не имеющие прочного основания и покрытия; грунт проезжей части может быть улучшен добавками гравия, щебня, песка или других материалов. Улучшенные грунтовые дороги допускают движение автотранспорта среднего тоннажа в течение большей части года. На аэроснимках выделяются следующими дешифровочными признаками: светлым тоном изображения, извилистыми очертаниями и небольшой постоянной шириной изображения полотна.

Грунтовые (проселочные) дороги , в отличие от шоссейных и улучшенных грунтовых дорог не имеют специального покрытия, гораздо более извилисты, имеют более крутые повороты, различные объезды и раздвоения, во многих местах пересекают без насыпей овраги и балки, и без мостов – неглубокие ручьи и реки. Они обычно соединяют населенные пункты, их проходимость зависит от характера грунта и степени его увлажнения. На снимках характеризуются светлым тоном изображения (в сырых местах - темным).


Полевые и лесные дороги – это периодически используемые грунтовые дороги. Они изображаются в виде светлых тонких извилистых линий, обычно заканчиваются в полях и лесах. В лесах они теряются, а на открытой местности хорошо различимы.

Населенные пункты и отдельные постройки вне населенных пунктов

Населенные пункты резко выделяются на аэроснимках, благодаря своеобразным очертаниям. Их основным дешифровочным признаком является рисунок фотоизображения, который передает структуру населенного пункта. Рисунок образуется сочетанием построек и улиц. Постройки изображаются на аэроснимках в виде черно-белых прямоугольников, а улицы – в виде светло-серых полос. Населенные пункты сельского типа состоят из застроенных частей и примыкающих к ним огородам.

Дешифрирование населенных пунктов на снимках рекомендуется выполнять в следующей последовательности:

Выделить сооружения, являющиеся ориентирами (сооружения башенного типа), а также объекты, важные в социально-культурном и экономическом отношении;

Показать главные и прочие улицы и проезды, отображающие характер застройки;

Показать элементы гидрографической сети (реки, ручьи, озера, пруды и т.п.);

Показать строения, расположенные на перекрестках улиц;

Отработать внутреннюю структуру кварталов (показать строения и сооружения в них);

Отработать внешний контур (окраину) населенного пункта;

Показать растительный покров внутри населенного пункта и на его окраинах.

Растительный покров и грунты. Элементы рельефа не выражающиеся в масштабе снимка горизонталями

При дешифрировании снимков различают следующие виды растительности и грунтов:

Древесную (леса, отдельные рощи и отдельные деревья);

Кустарниковую;

Травянистую;

Камышовые и тростниковые заросли;

Древесная растительность подразделяется:

По группам пород: на лиственные, хвойные и смешанные леса ;

По высоте и сомкнутости крон (характеризуемой отношением площади проекций крон деревьев ко всей площади участка леса): на леса , при высоте деревьев более 4 м и сомкнутости крон свыше 0,2 и поросль леса , лесные питомники и молодые посадки при высоте менее 4 м.

Леса разного состава имеют на снимке зернистую структуру изображения, падающие тени и четкие границы.

Лиственные породы на аэроснимках отличаются от хвойных светло-серым тоном изображения, овальной формой проекции крон, групповым расположением крон и разновысотным строением полога

Для елового леса характерны темно-серый тон изображения, зернистая структура изображения, резкая разновысотность полога, наличие падающей тени и конусообразной форма проекции крон.

Отличительными признаками зарослей кустарников является мелкозернистая, иногда смазанная структура рисунка изображения, серый или темно-серый тон, отсутствие или небольшая длина падающей тени, округлая или фестончатая форма контуров.

Болота – увлажненные участки местности со слоем вязкого грунта (торфа, ила) более 0,3 м. Болота изображаются с подразделением их по степени проходимости (проходимые и непроходимые или труднопроходимые) и характеру растительного покрова (травянистые, моховые и камышовые (тростниковые) и лесные). К проходимым относятся болота, по которым в течение меженного периода возможно свободное передвижение в любом направлении. Все остальные болота показываются общим знаком проходимых и труднопроходимых болот.

Основным прямым признаком дешифрования болот является структура их фотоизображения, образованная чередованием светлых и темных участков, точек и линий.

Облесенные и лесные болота распознаются по светлому размытому тону изображения и мелкозернистому рисунку, мозаичный рисунок присущ травяным болотам, а полосатый – моховым. Полосатость рисунка создается за счет чередования четких светлых полос – гряд, и размытых темных полос – топей.

Отличительными дешифровочными признаками лесного болота является темно- и светло-серый тон изображения, мелкозернистый рисунок, угнетенная, сильно изреженная древесная растительность, которая придает изображению более светлый общий тон.

Травяное болото характеризуется темно-серым (без мелкой зернистости) тоном изображения, и мозаичным рисунком, за счет сильно обводненных участков, образующих темные пятна.

Заболоченные участки местности характеризуются меньшей степенью увлажненности, чем проходимые болота, и определяются, главным образом, по специфической растительности (осока) и малой толщиной (менее 0,3 м) или отсутствию торфяного слоя.

На аэроснимках опознаются некоторые формы рельефа , не выражающихся в масштабе съемки горизонталями: овраги, промоины, обрывы, осыпи.

Овраги на аэроснимках достоверно дешифруются, по характерному для них ветвистому рисунку изображения, четким граням, благодаря резкому контрасту между затененными и

освещенными склонами. Промоины , в отличие от оврагов, изображаются в виде тонких, чаще всего, темных полос и линий по склонам. Обрывы легко опознаются по своей высоте (1,5 – 2 м и более), резким очертаниям, крутым скатам, различию в фототонах с окружающими задернованными склонами. Осыпи отличаются от обрывов наличием шельфа.

Предварительное дешифрирование аэрофотоснимков проводится для всей площади с использованием стереоскопа.
Дешифрирование аэрофотоснимков открытой местности, где горные породы с поверхности слабо или вовсе не прикрыты растительным покровом, не вызывает особых затруднений. Чем резче отличаются друг от друга породы по цвету, крепости, трещиноватости и степени вы-ветрелости, тем отчетливее они будут различаться между собой на поверхности и, следовательно, на снимке. Особенно хорошо при этом выявляются тектонические структуры и элементы тектонических нарушений.
Камеральное (окончательное) дешифрирование аэрофотоснимков проводится после завершения полевых работ.
Это очень важно при дешифрировании аэрофотоснимков, когда должны быть получены резкие контуры и хорошая деталируемость объекта, в то время как низкие пространственные частоты, например тени облаков, не представляют никакого интереса или даже могут служить помехами при дешифрировании. В связи с этим регулирование величины контраста следует вести таким образом, чтобы прежде всего добиваться подъема высоких и ослабления низких пространственных частот. Поскольку эти требования встречаются в большинстве задач дешифрирования, все методы регулирования контраста должны быть в этом смысле эффективны.
Трещины кливажа среди плотно залегающих песчано-сланцевых отложений юры. Аэрофотоснимок, масштаб 1. 20 000 (по М. Н. Петрусевичу. Значительно сложнее обстоит дело с дешифрированием аэрофотоснимков закрытых районов, где горные породы скрыты почвенным слоем и растительностью. Однако и в этом случае применение ланд-шафтно-геологического метода дешифрирования очень часто дает хорошие результаты.
Методика дешифрирования ИК-изображения использует прие - 1Ы, анологичные дешифрированию аэрофотоснимков: выделение: онтуров, типологическую классификацию их, наземное дешифри-ювание на ключевых участках, идентификацию ИК-изображения наземными объектами. Однако дешифрирование ИК-изображения: вязано с серьезными трудностями.
Инженерно-геологические работы заключаются в составлении геологических карт и профилей по данным дешифрирования аэрофотоснимков, результатам электропрофилирования и проходки разведочных выработок. Большего внимания требуют переходы через ирригационные системы, где глубина выработок определяется заложением трубопровода. Участки с интенсивной засоленностью при инженерно-геологическом обследовании необходимо оконту-ривать как неблагоприятные для пересечения трассой. Устанавливается максимальное значение естественной влажности и степени засоления грунтов по результатам химических анализов водных вытяжек из проб. Особое внимание на таких участках уделяется установлению коррозионного воздействия грунтов на металлические конструкции.
Бывая в отряде В. В. Эза, я видел, что их работа сводится к дешифрированию аэрофотоснимков и маршрутам по долинам рек с зарисовкой складчатых дислокаций.
Строение зоны Уралтау осложнено также многочисленными разрывными нарушениями, выявленными при полевом картировании и по результатам дешифрирования аэрофотоснимков. Большинство из них относится к категории мелких разрывов, группирующихся в разноориентированные системы протяженностью до нескольких километров. С ними связаны малоамплитудные смещения пластов горных пород и возникновение зон повышенного рассланцевания.
Сине-желтое тонирование из-за простоты и низкой стоимости можно весьма успешно использовать вместо метода нерезкой маски; прежде всего это относится к дешифрированию аэрофотоснимков. Было установлено, что благодаря выравниванию контраста и лучшей передаче деталей наблюдается заметное улучшение по сравнению с необработанным негативом. Это хорошо заметно на приведенных здесь снимках (фиг.
Точность дешифрирования количественных и качественных показателей объектов ландшафтной оболочки Земли по материалам ДС в значительной степени определяется качеством аэрофотоснимков и растровых изображений, полученных из атмосферы и космоса. Для успешного дешифрирования аэрофотоснимков определяющее значение имеет совокупность прямых и косвенных признаков дешифрирования, для дешифрирования изображений из космоса особое внимание должно быть уделено правильному соотношению цветов, тонов и цветовых оттенков. При первоначальной (предварительной) обработке материалов ДС необходимо стремиться к получению максимально четкого изображения, потому что невозможно сказать заранее, какой или какие показатели станут определяющими при распознавании объектов.
Многие производители предварительно обработанных изображений предлагают потребителю совокупности взаимоувязанных растровых и векторных изображений. Особенно популярными являются спутниковые изображения среднего и высокого разрешения, совмещенные с детальными векторными картами, полученными путем дешифрирования аэрофотоснимков или в результате наземной геодезической съемки. Такого рода карты становятся очень популярными из-за хорошего зрительного восприятия и простоты актуализации главных носителей полезной информации - векторных файлов.
Способность выделять информативное содержание, адекватно поставленной задаче, требует специального обучения. Примером, в котором отчетливо наблюдается процесс такого выделения, может быть дешифрирование аэрофотоснимков. В этой операции наблюдатель выделяет некоторые свойства сигналов (изображения) в качестве наиболее информативных с целью последующего опознания объектов. Причем выделенные свойства как бы превращаются в оперативные единицы восприятия , с которыми в дальнейшем и работает оператор. Иными словами, оператор отсеивает часть первоначально выделенных признаков, группирует их, выделяет новые; одни признаки как бы подчеркиваются и усиливаются, другие затушевываются. Наблюдатель непрерывно сравнивает воспринимаемые сигналы с некоторыми эталонами, хранящимися в памяти в форме представления.
Для выполнения указанных требований рекомендуется следующая примерная методика сбора исходных данных. Категории грунтов по сложности пх механизированной разработки определяют с помощью картографического материала масштабов 1: 1 000 000 на стадии ТЭО и 1: 100 000 - 1: 25 000-па стадии технического проекта с одновременным использованием геологических карт четвертичных отложений и аэрофотоснимков, получаемых в соответствующих организациях. В результате дается предварительная инженерно-геологическая оценка трассы газопровода и отводов. Дешифрирование аэрофотоснимков выполняют по мето-дпке, разработанной Лабораторией аэрометодов НПО Аэрогеология Министерства геологии СССР.

Разрешающая способность космических фотоснимков достигает 40 м, телевизионных 1 - 3 км. Изучение космоснимков позволяет выделять региональные и глобальные геоструктуры, оценивать динамику тектонических процессов, анализировать глубинное строение территории, структурные закономерности распределения полезных ископаемых, в том числе нефти и газа, а также составлять обзорные геологические и тектонические карты больших территорий. Признаки, используемые при дешифрировании космоснимков, в основном те же, что и при дешифрировании аэрофотоснимков. Существенные различия заключаются в том, что на космоснимках происходит естественная генерализация изображения объектов, интеграция отдельных черт строения в крупные системы, не улавливаемые на аэрофотоснимках. Уникальной особенностью космических снимков является возможность охвата всего явления в целом. Дистанционные методы сопровождаются полевой наземной привязкой выбранных эталонных участков или объектов.
Суть вопроса заключается в представлении цифровой моделью реальных условий местности, ограниченной пределами теоретически обоснованной области поиска оптимальной трассы, и решении задач оптимального проектирования по этой модели. В результате появляется возможность перехода к оптимизации технических решений на основе многовариантного поиска с применением ЭВМ, к автоматизации проектирования в целом. Решение этой задачи требует внедрения в практику проектирования новой технологии изысканий с широким применением аэрометодов и ЭВМ при дешифрировании аэрофотоснимков.
Изучение природной среды в инфракрасной области спектра проводится в трех зонах: ближней (Я 0 7 - 2 5 мкм), где регистрируется длинноволновое отражение солнечного света, средней (Я 3 - 5 5 мкм) и дальней (Я8 - 14 мкм), где регистрируется собственное тепловое излучение Земли. Начало изучения природной среды в области ИК-спектра относится к 60 - м годам, когда японские ученые описали первый опыт по аэросъемке на инфракрасную пленку, показали преимущества инфракрасных снимков перед панхроматическими. Описаны случаи применения инфракрасных аэроснимков, в частности дешифрирование на них разломов, к которым приурочены увлажненные зоны. Подчеркивается важность совместного дешифрирования панхроматических и инфракрасных аэрофотоснимков.
Приведенные соображения показывают случаи и степень выгодности фотографирования в видимых и невидимых (инфракрасных) лучах. Достаточно сильное развитие водяной дымки делает совершенно невозможным фотографирование через нее даже инфракрасными лучами. Фотоотпечатки, сделанные с аэронегативов, полученных при съемке инфракрасными лучами, характеризуются повышенными контрастами по сравнению с обычными и дают цветопередачу, значительно отличающуюся от нормальной. Это объясняется тем, что отражательная способность растительности в видимых лучах почти одинакова для разных участков спектра и мала вообще. Для инфракрасных же лучей отражательная способность разных видов растительности достаточно велика (до 90 %) и различается в зависимости от вида растительности; эти обстоятельства облегчают дешифрирование аэрофотоснимков. Перечисленные особенности фотографирования в инфракрасных лучах позволяют применять их при съемке в ухудшенных атмосферно-оптич. Трудности в применении производственной съемки (аэрофотосъемки) в инфракрасных лучах объясняются следующим, а) Сенсибилизация эмульсий к инфракрасной части спектра не дает достаточно большой общей светочувствительности, что ограничивает случаи применения фотографирования в инфракрасных лучах; чем глубже область сенсибилизации, тем меньше обычно бывает степень светочувствительности. Недостаточная светочувствительность требует применения гиперсенсибилизации, в результате к-рой помимо увеличения светочувствительности возрастает склонность эмульсии к быстрому разложению (сильной вуали); кроме этого проведение гиперсенсибилизации в массовом объеме при полевой обстановке очень сложно, ненадежно и неэкономично, б) Необходима специальная оптика - светосильная и сфокусированная так, чтобы инфракрасные лучи сходились в одном фокусе.

Камеральное дешифрирования аэрофотоснимков выпол-няется с использованием стереоскопа и набора дешифровочных луп.

Основой камерального дешифрирования аэрофотоснимков яв-ляется комплексное использование прямых и косвенных дешифро-вочных признаков объектов местности. К прямым дешифровочным

признакам относятся форма, размеры, тон изображения и тень объ-ектов, к косвенным — заранее выявленные закономерности распо-ложения и взаимной связи объектов. Прямые и косвенные дешифровочные признаки изображаемых на карте объектов местности вы-являются на основе тщательного изучения эталонов дешифрирова-ния и описаний к ним, а также путем сопоставления аэрофотосним-ков с имеющимися топографическими картами.

При камеральном дешифрировании рекомендуется вначале ис-пользовать прямые признаки, а затем — косвенные. Необходимо учитывать, что дешифровочные признаки изменяются в зависимо-сти от времени и условий аэрофотосъемки и географических особен-ностей района.

Форма изображения объектов на аэрофотоснимках изме-няется в зависимости от изменения углов наклона аэрофотосним-ков и высоты объекта. На плановом аэрофотоснимке изображение плоского горизонтального объекта местности практически подобно очертаниям этого объекта в натуре. Изображения объектов, состав-ные части которых отличаются друг от друга по высоте, сохраня-ют подобие только в центральной части аэрофотоснимка, а на его краях они могут значительно исказиться.

Размер является основным критерием, позволяющим отличить объекты друг от друга, если их форма примерно одинакова. Раз-мер изображения объекта зависит от масштаба аэрофотоснимков.

Тон изображения объектов на аэрофотоснимках зависит от от-ражательной способности объектов, освещенности местности, све-точувствительности аэрофотопленки и ее фотолабораторной обработки, времени дня и года производства аэрофотосъемки и т. п. Поэтому на аэрофотоснимках различные объекты могут изобразиться одина-ковым тоном и, наоборот, одинаковые объекты могут иметь различ-ный тон изображения. Многие объекты имеют характерный тональ-ный рисунок, состоящий из чередования форм различного тона, или тональную структуру изображения. Например, зернистой структу-рой изображается лес, пятнистой — бугристая тундра, полосатой— огороды и т. п. Все это необходимо учитывать при дешифрировании аэрофотоснимков.

Тени объектов имеют существенное значение для камерального дешифрирования на аэрофотоснимках высоких объектов и при рас-сматривании форм рельефа. Различают собственные тени (неосве-щенные части предметов) и падающие (тени от предметов на по-верхности земли). Наличие собственной тени подчеркивает объем-ность объекта, падающая тень позволяет по форме ее изображения на аэрофотоснимке опознать объект и определить его высоту. Не-обходимо также учитывать, что падающие тени больших размеров закрывают расположенные поблизости объекты.

Косвенные дешифровочные признаки позволяют делать заключение о существовании и характере одних объектов по нали-чию и особенностям других, используя взаимосвязи между ними. Косвенные дешифровочные признаки подразделяются на признаки, основанные на взаимосвязях природных элементов местности (гидрографии, рельефа, растительности, грунтов), и признаки, основан-ные на взаимосвязях культурных элементов местности (населенных пунктов, дорог, культурной растительности).

Многие косвенные признаки учитываются при дешифрировании объектов по прямым признакам. Например, мосты всегда распо-лагаются в местах пересечения дорог с реками, пристани — на бе-регах рек или озер, скалы — в горах и т. д.

Камеральное дешифрирование аэрофотоснимков следует начинать с участков местности, непосредственно примыкающих к участкам, на которые имеются эталоны или аэрофотоснимки (фото-схемы) с результатами полевого дешифрирования, а также с участков, наиболее полно обеспеченных картографическими и справочными материалами или граничащих с ранее составленными листами карты.

Дешифрирование в пределах рабочей площади аэрофотосним-ка осуществляется по отдельным элементам содержания карты в такой последовательности:

— гидрография и гидротехнические сооружения;

— элементы рельефа, не выражающиеся горизонталями;

— населенные пункты, промышленные, сельскохозяйственные и социально-культурные объекты;

— ориентиры и отдельные постройки вне населенных пунктов;

— дорожная сеть и дорожные сооружения;

— линии электропередачи и связи;

— растительный покров и грунты.

При такой последовательности работ можно наиболее полно использовать взаимосвязи между объектами местности, правильно выполнить генерализацию элементов содержания карты и их после-довательное вычерчивание.

К дешифрированию следующего аэрофотоснимка можно пере-ходить только после окончания дешифрирования и оформления пре-дыдущего.

При составлении оригиналов карты с использованием фотопла-на результаты дешифрирования аэрофотосним-ков вычерчиваются на фотоплане.

В зависимости от опыта работы исполнителя вычерчивание результатов дешифрирования выполняется несмываемой тушью или вначале мягким карандашом, а затем уже тушью. Неуверенно дешифрированные элементы также остаются вычерченными в ка-рандаше до окончательного выяснения во время корректуры де-шифрирования.

Вычерчивание результатов дешифрирования на аэрофотосним-ках разрешается выполнять упрощенными условными знаками. Кон-туры растительного покрова и грунтов вычерчиваются сплошными линиями желтого цвета, постепенных переходов от одного вида рас-тительности к другому — линиями красного цвета. Четкие линей-ные контуры большой протяженности (дороги, просеки, каналы и т. п.) вычерчиваются только по концам, в местах пересечения с дру-гими контурами и на изгибах. Заполняющие условные знаки расти-тельного покрова и грунтов расставляются при вычерчивании по возможности реже. Не разрешается вычерчивать заполняющие ус-ловные знаки на изображениях характерных участков рельефа. В то же время на малых площадях, на участках с изображением по-степенных переходов и при сочетании условных знаков раститель-ного покрова и грунтов уменьшать число заполняющих знаков не разрешается. На изображениях значительных площадей раститель-ного покрова и грунтов вместо условных знаков даются поясни-тельные подписи: лес, кустарник, болото.

При выборе размеров условных знаков следует учитывать масштаб аэрофотоснимка. Если масштаб аэрофотоснимка крупнее масштаба создаваемой карты, то размеры условных знаков долж-ны быть соответственно увеличены и наоборот.

При вычерчивании условных знаков необходимо следить, что-бы их центры, основания или оси совмещались с соответствующими точками или линиями фотографического изображения вычерчивае-мых объектов.

В связи с тем, что размеры условных знаков могут быть боль-ше размеров фотоизображения объектов, при вычерчивании воз-можны случаи смещения условного знака относительно фотоизобра-жения. Смещение может происходить также за счет обобщения изображений контуров растительного покрова и грунтов, изгибов рек и поворотов дорог и т. д. В этих случаях не следует стремиться к обязательному совмещению условного знака с фотоизображением за счет уменьшения размеров знака или отказа от генерализации.

На вычерченном аэрофотоснимке исполнитель подписывает соб-ственные названия и количественные характеристики объектов местности, а также номенклатуру листа карты, дату дешифриро-вания, указывает должность, воинское звание, фамилию и ставит свою подпись.

В процессе камерального дешифрирования аэрофотоснимков определяют количественные характеристики объектов местности (ширину, длину, высоту, расстояния между деревьями и др.) —
путем соответствующих измерений по аэрофотоснимкам и вычислений, а также по картографическим и справочным материалам и из сведений о местности, собранных при выполнении полевых работ.

Определение линейных размеров (ширины или ширины и длины) объектов производится по плановым аэрофотоснимкам путем измерения на них изображений объектов (с помощью измерительной лупы, измерительного стереоскопа, стереокомпаратора или на универсальном стереофотограмметрическом приборе) и вычисления по формуле

L =l ·H /f =l ·m

где L — длина (ширина) объекта на местности (в метрах);

l — длина (ширина) изображения объекта, измеренная на аэрофотоснимке (в миллиметрах);

H —высота фотографирования (в метрах);

f— фокусное расстояние аэрофотоснимка (в миллимет-рах);

m — знаменатель масштаба аэрофотоснимка.

2024 teploblok29.ru. Строительный портал - Teploblok29.